Получили ли Юрий Кузнецов и Марина Филиппова благословение на иконописание? (Ответ)
Да. Ю.Э. Кузнецова благословил на иконописание благочинный Ковровского и Камешковского района протоиерей Стефан (Бензюк) в 1997 году. Далее последовало благословение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова Юрия Васильевича), который отметил, что «икона написана по-новому творчески, но с сохранением канонического лика», и в 2006 году Юрий Эросович получил благословение от 15-го Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Марина Филиппова была благословлена на иконописание в 2004 году протоиереем Федором, священнослужителем Успенского кафедрального собора г. Владимира.
Когда и как возник стиль под названием «кузнецовское письмо»? (Ответ)
Стиль был создан и разработан иконописцем Юрием Эросовичем Кузнецовым и начиная с 1994 года постоянно совершенствовался. 15 марта 2006 года особый метод иконописания был зарегистрирован Российским авторским обществом как «кузнецовское письмо».
Этапы написания иконы. (Ответ)
Заготовка для иконы делается в монастыре с соблюдением старинных технологий подготовки иконной доски. На липовую доску наносятся паволока, левкас, затем делается список с уже существующего образа, потом темперой основной тон фона иконы, одежд и нимба святого, затем эти пространства заполняются орнаментально-точечной техникой и в последнюю очередь пишется личное (лик и руки) с соблюдением традиции его написания. Есть два образа: Спас Ярое Око и Богоматерь Казанская, в которых лики пишутся точками.
Освящены ли иконы кузнецовского письма? (Ответ)
Иконы написаны на святой воде, что уже делает их освященными. Но по желанию, приобретающий икону может освятить ее в храме, где является прихожанином.
Дополнительно хочется сказать несколько слов об освящении икон. Очень часто, видя вновь написанную икону и желая к ней приложиться, спрашивают: а она освящена? По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались. Впервые он встречается только в Большом требнике Петра Могилы. Ни в одном требнике Московской дониконовской печати такого чина нет. Называется он чином благословения, а не освящения, и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, но не как некий сакраментальный акт. Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его. На иконе ставили надпись, после чего она считалась освященной. В ней почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть чтобы молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна. Например, если не будет надписана икона преподобного Кирилла Белозерского, его можно принять и за преподобного Сергия или еще за кого-нибудь из древних преподобных.
Поясните, пожалуйста, что значит печатная икона. (Ответ)
Печатная икона является уменьшенной копией живописной иконы.
Делается со слайда, который получается путем фотографирования иконы методом погружения в «световую ванну».
Полученное со слайда изображение корректируется в соответствии с оригиналом и печатается типографскими красками на твердой основе (капе) с бумажным покрытием. Основа оформляется в раму с антибликовым стеклом, подставкой и подвесом
Работают ли в стиле «кузнецовское письмо» другие иконописцы? (Ответ)
Только дочь и ученица Юрия Кузнецова Марина Филиппова.
Где находятся иконы кузнецовского письма? (Ответ)
Иконы кузнецовского письма находятся в храмах и монастырях России – в храме Священномученика Антипы на Колымажном дворе (Москва), Свято-Серафимовском мужском монастыре на острове Русский, Южно-Уссурийском женском монастыре, Мещовском Свято-Георгиевском мужском монастыре, Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Мурома, в храме в Красногорске и др.; в музеях; в частных коллекциях, в том числе в коллекции Московской патриархии, в коллекциях архиепископа Владимирского и Суздальского владыки Евлогия, президента Российской Федерации В.В. Путина, первого президента СССР М.С. Горбачева, президента Республики Абхазия С.В. Багапши, губернаторов Московской и Владимирской областей – Б.В. Громова и Н.В. Виноградова, известного российского ученого-океанолога, путешественника, члена-корреспондента РАН А.Н. Чилингарова (икону Святого Николая Чудотворца кузнецовского письма он брал с собой в экспедицию на Северный полюс), а также в личных собраниях многих знаменитых спортсменов.
Сколько всего написано икон? (Ответ)
За свою жизнь Юрий Кузнецов, автор иконописного стиля «кузнецовское письмо», написал 1446 икон и 23 складня. Около 200 икон размером более 1,00 х 0,75 м. В период с 2000 по 2008 годы в районе Истринского водохранилища, Московская область, был возведен храм Святого Николая Чудотворца, все иконы для которого были написаны Юрием Кузнецовым. В храме находится более 400 икон. А его дочь и преемница Марина Филиппова начиная с 2004 года написала более 250 икон.
Где можно подробнее узнать об иконах кузнецовского письма? (Ответ)
В книге «Икона ХХI века. Кузнецовское письмо», которая написана искусствоведом Кристиной Кондратьевой по благословению игумена Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря отца Георгия (Евдачева). Презентация книги состоялась в ноябре 2010 года в рамках выставки-форума «Православная Русь», приуроченной к двум праздникам: Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства (Москва, ЦВЗ «Манеж»).
В книге подробно рассмотрены особенности кузнецовского письма (главы «Об иконе», «Кузнецовское письмо», «Орнамент», «Одухотворенный пуантилизм», «Цвет в иконе», «Божественный свет в иконе»), описаны судьба и творческий путь иконописца Юрия Кузнецова (главы «Быть иконописцем», «Отец и сын», «Художник и жизнь»). Отдельная глава посвящена истории строительства храма Святого Николая Чудотворца, все иконы для которого были написаны Юрием Кузнецовым («Мечта о храме»), а также отдельная глава посвящена удивительным фактам, которые приводятся автором со слов нынешних владельцев его икон («Царство Мое не от мира сего»).
По структуре книгу можно разделить на 3 части:
1. Книга К.Л.Кондратьевой «Икона ХХI века. Кузнецовское письмо» 2. Статьи и стихи других авторов, посвященных иконам Ю.Э.Кузнецова. 3. Альбом с иконами Ю.Э.Кузнецова.
Есть ли другие печатные издания, посвященные иконам кузнецовского письма? (Ответ)
О творчестве Ю.Э. Кузнецова опубликованы материалы в газетах и журналах регионального и федерального значения, в том числе «Наука и религия», 2007, № 5; «Собрание», 2007, № 2; «Культура и время», 2005, № 1 и 2008, № 4; «Божий мир», 2007, № 1(60); «Московский ритм», 2005, № 29; «Имена в искусстве России», 2008, изд-во «Изограф», и др.
Также Вы можете посмотреть постоянно обновляемый список изданий, посвященных кузнецовскому письму, на странице "Библиография" раздела "Наука и философия".
Вопросы о декоративности кузнецовского письма. (Ответ)
А.С.: Я хотел бы рассказать о том, какова была реакция священника, который освятил икону Богоматери, написанную Мариной Юрьевной Филипповой, «Взыграние Младенца». Расскажу это не для того, чтобы отмести сомнения – их у меня нет, ибо для меня неопровержимым свидетельством «нужности» является радость, которую доставляет людям творчество Марины Юрьевны и ее отца. Но мне хотелось бы для себя выяснить, насколько были правомерны слова священника. Вот почему я был бы Вам признателен за ответ.
Священник говорил о том, что письмо нетрадиционно (слишком декоративно, как он заметил), хотя лик Богородицы соответствует традиции. Затем, уже после обряда освящения, он сказал, что «Взыграние Младенца» – это не название иконы, которую он просто не знает, как следует называть, это – название одного из трех типов иконы, поэтому надпись внизу на иконе «Взыграние Младенца» – не название самого образа, иконы.
Кристина Кондратьева:
Икона, написанная Мариной Юрьевной, является списком с уже существующей иконы. Список – это точная копия рисунка и всех надписей. Существующий образ был взят из книги о современных иконописцах. И даже если мы предположим, что там есть какая-либо неточность, это остается на совести того иконописца.
Относительно «декоративности» – это уже личное восприятие. Если Вы посмотрите мою книгу «Икона XXI века. Кузнецовское письмо», то там я привожу примеры икон прошлого, в которых декоративности ничуть не меньше. Просто есть сторонники большего аскетизма в иконах, а есть сторонники праздничности. Но в самой декоративности нет ничего предосудительного.
Вспомните знаменитые храмы Москвы и Санкт-Петербурга: храм Василия Блаженного и храм Спаса на Крови. А еще есть замечательный храм на территории Высоко-Петровского монастыря (он находится в Москве на Петровке), стены которого расписаны в стиле, напоминающем кузнецовское письмо. Мне про него рассказали сами служители монастыря, когда увидели иконы на выставке «Православная Русь». Я видела эти росписи, они очень красивые.
По поводу образа Богоматери «Взыграние Младенца» приведу Вам собранную мной по этому поводу информацию. Икона Богоматери «Взыграние Младенца» относится к одному из вариантов иконографического типа Умиление (или Елеуса). Этот тип передает особенно трепетное отношение между Богородицей и Младенцем. К нему также относятся образы Богоматери «Радуйся, Невесто Неневестная», «Владимирская» и др. По мнению исследователей, этот вариант окончательно складывается к XIII веку (некоторые наиболее ранние изображения Богоматери «Взыграние Младенца» сохранились в Македонии, где они были известны под названием Пелагонитиссы).
На Руси эта иконография распространилась в XVI–XVII веках. Конечно, в то время, когда образ сформировался, там не могло быть надписи на русском языке, так как образ появился в Византии. Надпись появилась на Руси.
Существует версия, что икона Божией Матери «Взыграние Младенца» явилась 7 ноября 1795 года в восемнадцати верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции Люберцы Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском монастыре, основанном Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 году, на месте обретения другой иконы – Николая Чудотворца.
Сейчас существует очень много образов Богоматери «Взыграние Младенца» и с надписями, и без них, это не должно помешать человеку обратиться с верой к Богородице перед Ее иконой.
А.С.:
Большое спасибо Вам за ответ, который позволил мне укрепиться в собственном представлении о том, что истинная вера должна нести людям радость – радость познания, приобретения, сердечного отклика, любви. Невозможно представить любовь без радости!
Поэтому полностью разделяю Ваше мнение и с безграничным доверием воспринимаю творчество замечательных иконописцев Ю.Э. Кузнецова и М.Ю. Филипповой, которые наставляют людей на путь радостного, сердечного восприятия божественного.
Позвольте вновь выразить Вам искреннюю признательность за то, что Вы познакомили меня с творчеством Марины Юрьевны. Позвольте через Вас донести до нее мои пожелания успеха и благополучия.
Вопросы о «нарядности» кузнецовского письма. (Ответ)
Я, как человек далёкий от истории религии и иконографии, пребывала в полном замешательстве от икон Юрия Эросовича Кузнецова.
С одной стороны, я вижу, что кузнецовское письмо невероятно самобытно, индивидуально, очень по-русски эстетично. С другой стороны, меня мучил один вопрос, не озвучить который я, как честный человек, не могу. НЕ СЛИШКОМ ЛИ ЭТО НАРЯДНО ДЛЯ ИКОНЫ?
И тогда я поступила следующим образом: я просто помолилась, как умею, но от чистого сердца Пресвятой Богородице. И, хотите верьте – хотите нет, икона «приняла» меня, я это почувствовала, и все мои вопросы растаяли как дым.
Вот такая простая (или не очень) история…
Хотела бы узнать, икона, напечатанная на бумаге и оформленная в раму, она из чего сделана, точнее, она чем-то обшита? Кажется, на картинке будто бисером. Или это так на бумаге смотреться будет? (Ответ)
Печатная икона кузнецовского письма – это печатная копия, которая делается с живописного оригинала, написанного в школе кузнецовского письма. Впечатление бисерного шитья происходит из особой техники точечной иконописи, которую разработал иконописец Юрий Эросович Кузнецов и которая зарегистрирована Российским авторским обществом в 2006 году. Сегодня в этой школе работает его дочь и ученица Марина Филиппова. В этой технике иконописец кладет на доску, подготовленную к работе по традиционным приемам православной иконописи, сотни тысяч точек, одна в одну. Сочетание открытых чистых красок придает иконе особую яркость и ясность, а множество точек в орнаменте - упомянутое Вами впечатление «бисерности». При этом используется характерная, разработанная иконописцем для этой школы манера орнаментального рисунка. Так получается необычный, полностью живописный оклад, где все, от прописей лика до одеяния, фона ковчега, полей, создано только кистью мастера. С такого оригинала, каждый из которых неповторим, делается печатная копия с тщательным контролем цветопередачи и оформляется в раму.
Подробней о кузнецовском письме Вы можете узнать у нас на сайте в разделе: Кузнецовское письмо
Прошу ответить на мой запрос о приобретении иконы из бисера Богородицы Державной. Можно ли увидеть ее в каталоге? (Ответ)
Иконы, которые создаются у нас и которые вы видите у нас на сайте, – это не вышивка бисером. Кузнецовские иконы – живописные, это уникальная школа и уникальная техника, в которой в мире сейчас работает только одна иконописная мастерская, она так и называется «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Их видимая «бисерность» происходит оттого, что они пишутся наложением на иконную доску одна в одну десятков тысяч точек разного диаметра, вписанных в орнамент, который, как и все это новое письмо, называемое теперь кузнецовским, разработан иконописцем и художником Юрием Кузнецовым.
В кузнецовских иконах личное – лик, руки, стопы образа – пишется, как и во всех иконах, по каноническим обычаям русской православной иконописи. Так же по каноническим прорисям создается и начальный абрис доличного – очертания нимбов, складок одеяния, линии атрибутов, рисунки фона среднего поля – ковчега, но живопись доличного уже выполняется новыми приемами техники кузнецовского письма. Так возникает то, что сейчас применительно к кузнецовскому письму называют живописным окладом.
Каждая из кузнецовских икон пишется такой, какая она есть, в исполнении доличного и полей – широкой полосы, обрамляющей ковчег с образом, единожды. С нее потом можно сделать печать, как с любой другой оригинальной иконы, но каждая новая живописная кузнецовская икона уникальна в ее тонах, цветосочетании красок в орнаменте, комбинации деталей которого также каждый раз неповторимы.
Поэтому, если живописный «бисер» кузнецовских икон привлек Ваше внимание, присмотритесь к ним.
Пока среди икон, выполненных в технике кузнецовского письма, нет образа Богородицы «Державная», и если Вы, возможно, решите заказать для себя этот образ Божией Матери, написанный кузнецовским письмом, то это будет принадлежащая Вам первая Ее икона «Державная», выполненная в этой технике.
Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, напишите его ниже, и мы ответим Вам.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых