Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

Юрий Кузнецов

биография фото награды иконы картины народная память место упокоения
 
История 3

Икона Святой мученицы Анфисы
Икона Святой мученицы Анфисы
История святой Анфисы Римской, жившей в конце IV – начале V века, рассказывает нам о том, что в жизни каждого человека большое значение имеют учителя. Люди, которые не только передают некоторую информацию, но и настраивают на определенный способ мышления, помогают сформировать мировоззрение и вдохновляют на будущие свершения. В давние времена святая Анфиса была поставлена перед выбором: Православие или арианство. Чувствуя сердцем истинность слов своего учителя – святителя Амвросия, она осталась в лоне Православия. Так и в жизни профессора Андрея Станиславовича Печеркина, пожелавшего, чтобы образ Святой Анфисы явился миру (икона №1439), были свои учителя, заложившие в глубоком детстве мировоззренческие основы о Божественном мироустройстве.

Познакомились мы три года назад. Тогда герой нашей истории впервые увидел иконы Юрия Кузнецова в Интернете. Было желание заказать для себя и супруги Натальи именные иконы. «Сайтов с иконами просмотрел много, - вспоминает А.С. Печеркин, - но в памяти остались именно эти - необычные, поэтому на них и остановился». И теперь Андрей Станиславович внимательно наблюдает за развитием иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Давая интервью на презентации книги об иконах Юрия Кузнецова, он сказал: «Необычность этих икон поражает зрителя. Вслед за этим приходит радость. Она была и у меня, и у моей жены. Мне кажется, душа автора остается в этих иконах…» Это было сказано в 2010 году. Сейчас, когда Юрия Эросовича Кузнецова не стало, эти слова приобрели еще более глубокий смысл…

Икона Святой Емилии
Икона Святой Емилии
Анфиса Александровна Александрова, для которой была заказана икона, – вторая сестра в семье по старшинству. «Самая боевая, настоящая донская казачка», - говорит про нее племянник. Родилась она в 1929 году. Как и остальные ее три сестры, в Калаче-на-Дону Сталинградской области. Годы детства и юности пришлись на военное время и немецкую оккупацию. Так получилось, что они жили в Калачёвском районе, в котором в феврале 1943 года сошлись наши войска, замыкая в кольцо Сталинградский котел с 22 вражескими дивизиями. После окончания семилетки Анфиса уехала из дома в Крым поступать учиться на винодела, поступила, но потом решила сменить профессию и окончила педагогическое училище. Став специалистом, поехала по распределению на молодежную стройку в Братск открывать детский сад. Со временем перетянула туда двух младших сестер Анну и Эмилию (маму Андрея Станиславовича, для которой, первой из сестер, также была заказана икона кузнецовского письма «Святая Емилия»).

После постройки Братской ГЭС тетушка с ее боевым характером заскучала, и ее потянуло на новое место - Крайний Север, Норильск. Сестры потянулись за Анфисой. В Норильске она опять открывала с нуля детские сады, такой уж у нее был характер, не могла усидеть в роли заведующей детсадом, в котором все уже налажено, нужно было обязательно что-то новое организовывать. Угомонилась она только ближе к пенсии. В Норильске же Анфиса вышла замуж за шахтера, но так Бог сложил, что муж в 1970-е годы попал в шахте в аварию и повредил спину, пришлось Анфисе Александровне уволиться и ухаживать за мужем. Хоть ему и назначили приличную пенсию, Норильск в силу климатических условий был не очень подходящим городом для пенсионера, тем более инвалида, поэтому было решено переехать в «теплые края». Тогда мы все жили в СССР, и северяне, закончившие трудовой период, уезжали на юг, на континент, даже не задумываясь при этом, в какой республике жить, главное, чтобы было хорошо и тепло. Так тетя Анфиса с мужем путем обмена квартиры переезжала сначала в Запорожье, потом в Нальчик, потом на родину – в Волгоград, и, наконец, после смерти мужа Анфиса Александровна перебралась поближе к племяннику, в Москву…

Возвращаясь к истокам формирования духовных основ в жизни Андрея Станиславовича, скажем, что первые заповеди христианства он узнал от своего деда Александра Парфеновича Мордовкина, происходившего из рода староверов, и его супруги Фитинии Андреевны. В церковь они, правда, не ходили, хотя в г. Калач-на-Дону Сталинградской области, где жили дед и бабушка и где родился Андрей, церкви работали открыто, одна была староверческая, другая - православная. Согласно своей вере, дед и его верующее окружение регулярно собирались дома, читали священные книги, самостоятельно проводили церковные обряды: крещение, венчание, отпевание. Андрей помнит, как дед крестил его сам в бочке…

Что касается родителей Андрея, то они, воспитываемые с учетом советских реалий, рано покинули родительский дом (отец Андрея Станислав Павлович родом с Урала) и скептически относились ко всему, что связано с религией. В Братске и Норильске, где они прожили активный рабочий период жизни, и церквей-то тогда не было. Кроме того, как и многие в то время, родители были коммунистами. Однако в общение деда и внука не вмешивались, да и не до этого было, работали. Уроки проверяли только в первом классе, Андрей по натуре был очень самостоятельным, после окончания школы, уехав из Норильска, поступил в институт в Москве. А пока учился в школе, каждое лето проводил у бабушки с дедушкой в Калаче-на-Дону.

Дед Александр был инвалидом. Во время Отечественной войны попал в Харьковский котел, отморозил ступни ног, но чудом остался жив и вернулся домой. Остаток жизни работал сторожем в автомобильной колонне и на своем огороде. Чтение священных книг было в его доме регулярным занятием – так научили его родители: отец – Парфен и мать Матрена. Тексты читались в определенное время согласно месяцеслову. Церковных книг, написанных на церковно-славянском языке, в дедовском доме было много – его родители и прадеды тоже были староверы и всю жизнь прожили на Дону – крестьянствовали, сначала на своих угодьях, потом в колхозе. Книги были разные, были те, которые использовались регулярно: молитвослов, Псалтырь, Числа, Святое Евангелие, но было и много других, в основном книги Ветхого Завета - ими был «забит» весь чердак дедовского дома. К сожалению, хотя чердак цел и поныне, но прошли годы, почти полвека, и лишь некоторые из книг перешли к внуку - А.С. Печеркину; теперь они бережно хранятся у него.

Дед всегда читал вслух, нараспев, соблюдая необходимые ударения и темп, а внук, сидя рядом, слушал, мало понимая смысл прочитанного. Потом дед начал помаленьку учить внука читать. «Читать на церковно-славянском оказалось не так уж сложно, - говорит Андрей Станиславович, - я не все понимал, но тексты завораживали, а еще нравились большие «рукописные» красивые буквы, особенно заглавные и в названиях. Чтобы понять прочитанное, нужно было знать три особенности. Первая – как пишутся и произносятся не используемые сейчас буквы кириллицы «зело», «ук», «омега», четыре «юса» - малый, большой и йотированные, «кси», «пси», «фита» и небезызвестная всем «ижица»; вторая – как переводятся некоторые не используемые сейчас слова, например, «елико» = сколько, «али бо» = если же, «паки» = опять или напротив, «ны» - нас и т.д.; и последнее - знать не используемые сейчас в русском языке лексические приемы, например, буквенную нумерацию или сокращения с титлами наиболее часто употребляемых слов, таких как, например, Господь, Богородица, святитель.

Икона Богородицы «Живоносный источник»
Икона Богородицы
«Живоносный источник»

Конечно, в доме бабушки и дедушки было и много старых икон, написанных на дереве, а также литых бронзовых и латунных крестов, складней и иконок. С одной из дедовских икон, написанной на серебряной подложке, скорее всего, в XIX веке, позже Юрий Кузнецов сделал список, написав образ Спасителя в венчальной паре для сына жены Андрея Станиславовича. Образ стал очень популярен и у других людей, которые видели на сайте изображение этой иконы в стиле «кузнецовское письмо». Так образ получил вторую жизнь.

Если говорить об иконах, то Андрею особенно запомнилась любимая бабушкина икона «Живоносный источник». В свое время такую икону Юрий Кузнецов писал для восстанавливаемой церкви в Тверской области. Когда-то там была чудотворная икона Богородицы «Живоносный источник», но, к сожалению, утраты ее были настолько велики, что икона не подлежала реставрации. Поэтому те, кто решил восстановить церковь, обратились к Юрию Эросовичу в надежде на возрождение уже в его иконе чудотворной силы.

Смысл названия иконы Божией Матери «Живоносный источник» гораздо глубже и значительней, чем только целящее действие его святой воды и того, первоначального источника, и поздних, освященных в Её честь родников и купелей. Живоносный источник – Она Сама, Богоматерь, носившая в Своем лоне Спасителя, дающего жизнь всем уверовавшим в Него, а через Него – в Его Отца, Который всегда в Нем. Недаром мы говорим, что Христос – это Жизнь, называя Его «Жизнедавче Христе», а источник, начало – Она, Матерь Божия, ведь и одно из названий этого образа в русской иконописной традиции «Источная». Исток жизни, начало, в праздничном кондаке читаем: «Источниче Богоблагодатный», «Водоспасительная», Она врачует земные души и тела, как Любящая Мать, которая взяла под материнскую защиту весь род людской. Не удивительно, что именно эта икона надолго осталась в памяти Андрея.

<<вернуться к содержаниюследующая история>>
12 ИСТОРИЙ ОБ ИКОНАХ КУЗНЕЦОВСКОГО ПИСЬМА. Автор: КРИСТИНА КОНДРАТЬЕВА








<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru