Рады сообщить всем посетителям сайта о том, что напечатана очередная рецензия на книгу Кристины Кондратьевой «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Напомним, что эта книга - первая из серии «Век преображения». Эта серия посвящена необычным явлениям в области современного искусства, которые сегодня приходят на смену антихудожественному эпатажу, предлагая миру возвышенную гармонию как средство позитивной провокации зрителя.
Даже в таком традиционном жанре, как иконопись, возможны удивительные открытия, которые позволяют при строгом соблюдении православных канонов вдохнуть в древнее искусство новую жизнь. Издание повествует о творчестве современного иконописца Юрия Кузнецова, разработавшего собственный метод письма, которое ценители называют жемчужным. Вместо мазков он использует разноцветные точки, поясняя: «...точки — это эпизоды, зачем же их смешивать? Они хороши по отдельности». А потом смешение множество ярких точек порождает несуществующие на палитре цвета. Этот художественный прием позволяет создавать иконы невероятной красоты, буквально наполненные светом.
Автор книги, исследуя корни «кузнецовского письма», прослеживает его родство с одним из изысканнейших направлений постимпрессионизма — пуантилизмом. Его создатель, французский художник Жорж Сёра, более ста лет назад так говорил о своих художественных принципах: «Искусство — это гармония, гармония — это аналогия противоположных, аналогия сходных элементов тона, цвета, линии, рассматриваемых в соответствии с доминантой и под влиянием освещения, в радостных, спокойных или печальных сочетаниях».
Идеи пуантилизма были после смерти Сёра надолго забыты, пока иконописец Кузнецов не возродил их, переосмыслив заново и совместив с православными традициями. «Для иконописца важна, прежде всего, духовная основа любого делания, — объясняет искусствовед К. Кондратьева, — поэтому и орнамент икон Кузнецова — это не только основа, на которой держится пуантилистический рисунок, но и „духовный“ каркас, который и упорядочивает цветные точки и лепестки внутри цветных плоскостей. Благодаря орнаменту создается „тело“ иконы, а точки и лепестки призваны вдохнуть в него жизнь, стать „душой“ иконы».
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых