Гость эфира – искусствовед и владелица галереи Кристина Кондратьева, ведущий передачи – Владимир Ковальджи, который совмещает деятельность композитора – ему принадлежит авторство и обработка многих церковных песнопений – с деятельностью выпускающего редактора и директора радиоканала «София».
Одна из главных этических задач Канала – преодоление косности и агрессивности в сознании современника посредством раскрытия позитивного опыта христианской традиции, имеющей истоком Священное Писание и Святоотеческое наследие. Со всей информацией радиоканала «София», который перешел на Интернет-вещание, вы можете знакомиться на сайте: www.radiosofia.ru
Беседа об иконах кузнецовского письма на радио «София» в передаче «Дискуссии на тему»
Первая загрузка аудио-файла может занять некоторое время
Владимир Ковальджи посетил арт-галерею «Кристина», чтобы увидеть иконы, выполненные в уникальной технике кузнецовского письма, названной так по имени его создателя – иконописца и художника Ю.Э. Кузнецова.
Сегодня мы расскажем об этой иконописной школе, о ее создателе и о галерее, где представлены образа, написанные самим Юрием Кузнецовым и его дочерью Мариной Филипповой. В этой передаче мы попытались сделать невозможное – в словесной форме рассказать о том искусстве, которое изначально молчаливо, об искусстве, воспринимаемом через видимое изображение, эмоциональное впечатление от него очень сложно изложить описательно, на словах.
В.К.: Как бы Вы рассказали об этих иконах человеку, который не имеет выхода в Интернет и не может познакомиться с иконами на сайте?
К.К.: Первое, что я хочу сказать, это то, что икона необыкновенно светлая. От образов исходит сияние, которое переливается оттенками всех известных нам красок и тонов. Икона чем-то напоминает мозаику, чем-то бисерное плетение, где-то можно найти аналогию с окладами, украшенными эмалью или узорами из драгоценных камней. Икона настолько ярка, колористически насыщенна, что пройти мимо нее просто невозможно. Вы обязательно остановитесь и захотите рассмотреть ее поближе, чтобы попытаться понять загадку ее внутреннего свечения.
В.К.: Да. А если описать более технически, то лик и руки святого написаны в совершенно традиционной манере, а все остальное пространство иконы заполнено, если говорить упрощенно, маленькими кружочками краски, которые издалека смотрятся действительно похожими на вышивку бисером. Кружочки разноцветные, но, как мы уже знаем из опыта пуантилизма, на некотором расстоянии начинается частичное смешение и игра этого цвета, в результате чего и образуется картина. И, таким образом, это кузнецовское письмо разделяет икону на две как бы разные составные части: живописный лик и вот это, условно говоря, пуантилистическое окружение, похожее на оклад. Но если оклад это нечто рельефное и одноцветное – серебристое или золотистое, закрывающее икону, то здесь возникает нечто среднее между окладом и собственно иконой. Вблизи кажется, что это почти бисерный оклад, отойдешь чуть подальше – и все это сливается в светлое иконописное изображение. Таким образом, в этой технике Кузнецов использует элементы или приемы, известные в иконописи и искусстве светском, и из этих известных элементов складывает нечто, что становится новым. И в этом смысле вот такое церковное творчество похоже на то, что мне близко как музыканту, на песнопения. Если вы возьмете любое песнопение современного, но церковного автора и разложите его на полутакты, такты, кусочки мелодии, какие-то мелодические обороты и интонации, то все они традиционны, все они присутствуют в массе других песнопений, и в целом складывается какое-то новое песнопение, но эта новизна – она внутри традиции.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых