24 января 2014
Кузнецовское письмо как метамодель культурологии
29–31 октября 2013 года в Санкт-Петербурге прошли IV Российский культурологический конгресс и Российский культурологический форум с международным участием «ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ», на котором Илья Николаевич Вольнов представил доклад «Кузнецовское письмо как метамодель культурологии».
Тезисы доклада
Обсуждаются современные проблемы культурологии. Дано видение этих проблем с точки зрения классической и постнеклассической (конструктивистской) рациональности. В рамках этих представлений культура может рассматриваться как сверхсложная система, а культурология – как метанаука о культуре, соединяющая формализованное, логически структурированное знание гуманитарных и естественных наук и неформализованное интуитивно-содержательное знание, поддающееся пониманию в интуитивных умозаключениях, или хотя бы с помощью фантазии, и лежащее вне каких-либо установленных правил. В таком понимании культурология является универсальной, комплексной наукой междисциплинарного типа, с парадигмальным характером исследований. Модельные представления и модели в культурологии также должны быть универсальными, комплексными, междисциплинарными и парадигмальными. Этим требованиям отвечают феномены культуры, в которых отчетливо обозначается выход за рамки формального, общеупотребимого, схематичного, рационального или, выражаясь на обыденном языке, чувствуются высшие состояния и ощущается тайна. Рассмотрен один из таких феноменов – кузнецовское письмо – новый метод иконописи, и рассмотрен он как модель и даже метамодель культурологии.
В 1994 году в иконографии возникает необычное и даже неожиданное явление – новая техника иконописи – кузнецовское письмо. С формальной точки зрения – это православное каноническое письмо, в котором цветопередача выполнена в орнаментно-пуантельной технике. Однако за этим коротким определением стоят новые и крайне интересные визуально-средовые возможности. Автор новой иконографии, художник и иконописец Юрий Эросович Кузнецов, фактически создал визуальную ситуацию или среду, через которую выявляются новая образность и семантика, ранее недоступная нашему чувственному восприятию и пониманию. Учитывая то, что понимание как таковое всегда дается через образы, а привычные нам образы, заимствованные из чувственного восприятия, уже исчерпали свой семантический потенциал, в кузнецовском письме открываются новые горизонты как образного, так и семантического. Оно несет с собой огромный познавательный потенциал эвристического типа.
Первые попытки описания этой уникальной техники указывают на универсальный характер принципов, лежащих в ее основе. Прежде всего, это построение сверхсложных структурированных и ритмизованных цветовых систем из очень большого количества цветовых элементов, находящихся в гармоничном отношении. Принципы построения таких систем могут быть перенесены практически на любые сферы человеческой жизнедеятельности, включая познавательную деятельность. В этом случае осознаваемые тупики многих дисциплинарных направлений могут получить новую надежду на разрешение. Читать полностью>>
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых