20 апреля 2015
Новый образ работы иконописца Марины Филипповой. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»
Икона Богородицы «Неувядаемый цвет»
Новый образ работы иконописца Марины Филипповой обогатил собрание богородичных икон кузнецовского письма арт-галереи «Кристина» – икона Богородицы «Неувядаемый цвет». Создание оригинала этой иконы датируется XVI–XVII веками, она – творение афонских монахов, предположительное появление ее в России – XVII–XVIII века.
Новая икона Марины Филипповой «Неувядаемый цвет» – не первый список этой замечательной иконы, созданный ею. Она повторяет каноническое исполнение предыдущих образов – в руке Божия Матерь держит лилию, символ чистоты и невинности, тогда как встречается и другая атрибутика – ветвь шпалерной розы или колосья. Иконописец на этот раз отдает цветовое предпочтение в изображении доличья нежно-розовым, синим и голубоватым тонам, которые в православном обычае считаются тонами богородичными, что придает образу прозрачную трогательность. Складки ткани голубого омофора струятся вдоль нежного и печального лика Богородицы, в правой руке Она легко держит лилию, на Ее левой – восседает Богомладенец. Десница Его поднята в благословляющем жесте, а другая ручка легко касается стебля цветка, как бы напоминая нам, что перед нами Пресвятая Мать Его – Дева Пречистая, воплощение целомудрия духовного и телесного. Целомудрие – целостность мудрости, внутренний покой, душевная тишина, смирение и кротость – дарует женской натуре стойкость духа, какую более не найти нигде, и в натуре Пречистой, по свидетельству современников, знавших Ее в земной жизни, эти дивные качества проявлялись ярко и гармонично.
Сын Божий облечен в красные одежды: это и цвет Пасхи Господней, и Царственной державности. Тот же огненный тон сияет в нимбах Господа и Матери Его, сообщая всему образу необходимую эмоциональную динамику. Сочетание жарких оттенков одеяния Христа, нимбов и звезд на челе и раменах Ее с нежной, поэтичной голубизной верхней одежды Царицы Небесной, розовыми тонами туники, поручи и оплечье которой мы видим под омофором, не противоречиво: как всегда в кузнецовском стиле, мельчайшие оттенки основных тонов естественным, природным образом соединены в едином аккорде. Музыка красок, где изобразительное трансформируется в выразительное, слышна нам сердечно. Она звучит, как монолог возвышенной молитвы, величающей Матерь Божию – воплощение истинной Женственности и богоносной Красоты, а также образец материнской любви к Сыну как к Богу и как к человеку, через Которого Ею взят «в усыновление весь род человеческий».
И, как всегда, неповторим цветочно-звездчатый орнамент кузнецовского стиля, обрамляющий этот чудесный образ. Земные цветы всегда вдохновляли на создание орнаментальных композиций отца Марины Юрьевны – иконописца Юрия Кузнецова. Вместе с талантом отца она унаследовала его умение, не упуская древних традиций христианской орнаменталистики, олицетворять в орнаменте иконы XXI века красоту нашей земли как Святой Руси, сердца и вотчины русского православия.
История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет», по типу восходящей к Одигитрии-Путеводительнице, имеющей, как мы уже говорили, несколько канонических списков, разнящихся между собою, носит чудесный характер. На острове Кефалония близ Афона сохранилась с давних пор традиция: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с какой к Пречистой Деве Марии пришел архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы кладут под киот к лику Пречистой, там они остаются почти на полгода без воды и без солнечного света до праздника Ее Успения и высыхают. Но в праздник Успения их стебли дивным образом наполняются влагой, на месте иссохших соцветий прорастают новые бутоны и раскрываются в цветы. Воистину – «Неувядаемый цвет»! Судя по всему, афонские иконописцы, создавая новую икону, списки которой впоследствии были прославлены и своими чудотворными свойствами, вдохновились и этим свидетельством, и эпитетом «неувядаемый», взятым из «Канона благодарного Пресвятой Богородице» Иосифа Песнописца.
О чудесах, связанных с иконой, а также более подробно о событиях из ее истории, равно как и местах, где можно поклониться этому образу Божией Матери, какой молитвой молиться перед ней и когда празднуется икона, вы можете посмотреть на странице иконы «Неувядаемый цвет».
Образ, созданный Мариной Филипповой, также вновь напоминает нам, что икона «Неувядаемый цвет» по сложившейся традиции почитания считается «женской». Перед ней возносят просительные молитвы девушки, ожидающие своего единственного суженого, и это обращение позволит молодой, неискушенной девичьей душе не ошибиться в выборе избранника и в то же время не пройти мимо того, с кем ее жизнь в браке будет полной и счастливой.
Бывает, что семейная жизнь взрослой женщины по каким-либо причинам не складывается, и молитва перед образом Божией Матери «Неувядаемый цвет», возможно, если на то будет воля Божия, поможет разрешить домашние неурядицы либо поможет незамужней положить конец затянувшемуся одиночеству.
С 1999 года икона «Неувядаемый цвет» стала православным символом экологии России, через нее Богородица теперь покровительствует российским экологам, Российской экологической партии «Зеленые», в нашей стране она объединяет массу движений за сохранение родной природы.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых