09 августа 2015
Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление»
Еще одна новая работа Марины Филипповой обогатила собрание богородичных икон кузнецовского письма арт-галереи «Кристина» – Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление». Это одна из самых любимых икон православной России.
В собрании икон кузнецовского письма уже сложилась иконописная традиция этого изображения: оно практически монохромно, и его колористика – либо преимущественный богородичный голубец, либо золотистые тона, олицетворяющие Божественное сияние, исходящее от целомудренного, дивного облика Божией Матери. Эта икона, как и кузнецовский оригинал, повторяет келейный образ, принадлежавший преподобному Серафиму Саровскому. Преподобный Серафим, при земной жизни удостоившийся лицезрения Царицы Небесной, особо отмечавшей его, которого Она называла «любимиче Мой», называл этот образ «Радость радостей». Перед нею он и отошел к Господу с руками, сложенными на груди так же, как на любимой им иконе.
Список иконы «Умиление», написанный в голубых тонах, Юрий Кузнецов преподнес в 2006 году Патриарху Алексию II, который благословил его на иконописание. Его Святейшество, увидев образ, воскликнул: «Красота-то какая!», и эта оценка работы нового мастера иконописи тогдашним Патриархом Русской Православной Церкви стала важным событием для развития кузнецовского письма в русской современной иконографии.
«Умиление» – один из немногих образов, где Пречистая изображена без Богомладенца, поскольку сюжет иконы отражает часть евангельского события Благовещения, когда архангел Гавриил во исполнение пророчества, данного в Ветхом Завете Богом через пророка Исайю, о том, что «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14), является Ей. Между будущей Богоматерью и архангелом происходит величественный и трогательный, как многое, что связано с событиями земной жизни Царицы Небесной, диалог. Дева изумляется, говоря, что как же у нее будет Дитя, когда Она мужа не знала, но потом, видя перед собою посланника Божия, отвечает ему словами, ставшими не только искуплением Евина непослушания, но спасением всех: «Се, Раба Господня, да будет мне по глаголу твоему» (Лк. 1; 38). За этими словами – весь Новый Завет, Рождество, земная жизнь Сына Ее, Его Распятие и Светлое Христово Воскресение. Они спасительны по сей день для всякого, кто произносит их со всей искренностью веры и доверия Господу, на какие способен верующий в Него человек. Они разрешают все вопросы: это же так просто – только скажи их про себя, помолись ими и затем, полностью, безусловно и безоглядно, доверься Богу... Видимо, этот момент, когда со склоненной перед Богом головою, опустив глаза долу, Она так отвечает, был запечатлен на иконе, и потому сияют в нимбе вокруг Ее главы чудесные слова, звучащие с небес: «Радуйся, Невесто Неневестная».
Икона Святого преподобного Серафима Саровского Иконописец Юрий Кузнецов
Многие из святых историков Церкви прошлых веков, следуя свидетельствам живого Предания Церкви, давали описание облика Пречистой, духовного и телесного. Святой Амвросий Медиоланский пишет о Богородице: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. <…> У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты». А святой Игнатий Антиохийский Богоносец говорит: «О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество ангельское с человеческим». Если мы теперь посмотрим на икону «Умиление», то увидим явное портретное сходство со свидетельствами обоих святителей, а нежная, прозрачная голубизна исполнения только подчеркнет близость словесного описания и иконописного изображения.
Перед образом «Умиление» молятся, как и, впрочем, перед всеми иконами Заступницы, обо всем – ведь на каждой иконе Она и есть: единая Богоматерь, наша главная Предстательница перед Господом. Разница в иконографии, множество образов происходит лишь от разницы в событиях, которые повлекли за собой создание оригинала, либо от особенностей обретения того или иного образа.
К этому образу прибегают, когда чувствуют, что сердце глухо в молитве, не хватает сил для глубокого чувствования ее: «Умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление». К ней часто обращаются девушки, мечтающие о браке, будущие мамы и те, кто еще только мечтает о рождении в семье детей.
И келейная икона преподобного Серафима, и большинство более поздних списков с нее обладают чудотворными свойствами, о чем есть масса документированных свидетельств. Чудеса продолжаются и в наши дни, о чем вы также можете прочесть у нас на сайте в подробном рассказе о Серафимо-Дивеевском образе Богоматери.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых