Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
09 декабря 2015  Русская православная икона – хранилище исторической памяти
Среди образцов русской православной иконографии, которые входят в собрание Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, есть редчайшие иконописные святыни, история которых далеко отодвинута от нас во времени, но об их обретении и происхождении известно достаточно. Однако среди патронатных икон, получивших большое распространение в Петровские и послепетровские времена, есть те, которые в силу связи с событием, ставшим поводом для их создания, иногда представляют не меньший исторический интерес. Патронатные иконы пишутся по частному заказу и как домашние семейные, с изображениями святых небесных покровителей членов фамилии, и как дарственные, в благодарность кому-либо – повод для заказа может быть любой. Если начать разбираться в смысловом содержании патронатной иконы, размышляя над первоначальным замыслом ее сюжета, она может стать источником для любопытных предположений об истории ее происхождения и идее ее создания.

Для нас одной из таких икон стала икона, экспонируемая в одном из залов ЦАК МДА, где изображены святитель Иоанн V Милостивый, Патриарх Александрийский и святая великомученица Екатерина Александрийская. Иконное письмо закрыто полностью роскошной серебряной ризой, выполненной сканью, но по уставу, кроме личного: святых ликов и рук. Главу великомученицы покрывает корона, а над нимбом парят три ангела. Святая Екатерина изображена фронтально, как основное лицо на изображении, а святитель Иоанн в полуанфас обращен ликом к лику великомученице, и в позе его видно эмоциональное, динамичное движение к ней. Посредине между ними мы видим сцену из жития святой Екатерины, момент казни, где воин заносит меч над главой коленопреклоненной великомученицы, как свидетельство о ее подвиге, выше этой детали изображения парит Ангел, и над нимбом его прикреплена табличка с надписью: «Тело святой великомученицы Екатерины на горе Синайской ангелами погребено было». Выше, надо всем изображен лик Господень. Вся композиция (и особый атрибут в доличном в изображении святой Екатерины – венец в виде царской короны, символ державности, и ее сопровождение – над нею парят ангелы-вестники, чей взгляд также направлен на образ святителя) в целом свидетельствует о том, что святая Екатерина Александрийская является Иоанну с божественной вестью и между великомученицей и святителем происходит диалог. Это позволило нам предположить, что замысел иконы связан с неким событием, касающимся обоих святых, но содержание образа также отражает скрытую для нас пока чью-то личную причину для написания ее, а она, очевидно, касается собственно просьбы заказчика, вследствие которой была создана икона.

На полях образа, правом и левом, находятся еще шесть изображений святых, имена которых по ликам, не взяв икону в руки, что, конечно, посетителю не дозволено, трудно определить визуально. Во-первых, потому что икона изрядно зачернена – с веками потемнел лак, которым покрывается иконная доска после окончания написания образа. Во-вторых, как мы уже отметили, вся икона, кроме личного – святых ликов и рук, закрыта роскошной ризой из серебряной скани, и, в отличие от образов великомученицы Екатерины и святителя Иоанна, над их нимбами на окладе нет табличек с именами. Поскольку имена святых, на иконе присутствующих, указываются всегда, то, по всей вероятности, здесь они скрыты под серебряной ризой.

Но вопрос, по какой причине на иконе соединены образы святой великомученицы Екатерины Александрийской и святителя Иоанна V Милостивого, возник оттого, что, согласно житиям обоих, в большинстве наиболее распространенных в русской православной святоотеческой литературе источников, например, в «Житиях святых» в изложении святителя Димитрия Ростовского, обоих святых исторически не соединяет ничего, кроме общности прозвания по региону – Александрии Египетской. Здесь они подвизались оба с разницей в два с лишним века и по разным причинам: при земном житии Екатерина была дочерью правителя Александрии Конста во время правления Римской империей императора Максимина, а много позже, около двух веков спустя, Иоанн V Милостивый служил в сане Патриарха Александрийского. Но в «Житиях всех святых, празднуемых православною греко-российскою церковью», составленных духовным писателем, протоиереем Иоанном Бухаревым в XIX веке по первоисточникам, к которым обращались отечественные составители житийных описаний, касающихся раннего периода христианства, нашлась одна, менее известная до того широкому кругу подробность жития святителя Иоанна, связанная с его отрочеством. Согласно «Житиям…», составленным священником Иоанном, в 15 лет святителю было видение – ему явилась светлая дева с венцом на голове. Дева сказала, что она первая между дочерьми Великого Царя, – конечно, святая говорила о Господе (хотя здесь можно на дальнем плане усмотреть некоторый исторический намек на ее царственное происхождение). Если Иоанн, сказала святая дева отроку, «станет ее другом, то получит благодать от Отца к нему». С этого момента отрок Иоанн почувствовал свое особое призвание к делам милосердия и от юности начал их творение, за что получил от Бога благодать, а от людей прозвание Милостивый. До конца дней своих Патриарх Александрийский Иоанн V Милостивый, даже когда занимал высокий пост Патриарха одного из богатейших городов Египта, подчиненного тогда Риму, не оставлял в личное пользование ни единой самой мелкой монеты, кроме минимального количества, потребного для существования.

Эпизод отроческого видения святителя Иоанна в сопоставлении с датой, указанной на окладе иконы – 1802 год, вместе позволили нам сделать предположение, что сюжет иконы каким-то образом связан со временем правления императрицы Екатерины Великой, небесной покровительницей которой была святая великомученица Екатерина Александрийская. Известно, что последний этап царствования императрицы историки впоследствии назвали золотым веком благотворительности. Именно при Екатерине II дела милосердия вошли в обиход, стали делом чести для зажиточных сословий, при ней же возникло явление меценатства. Мало того что это были деяния богоугодные, императрице удалось таким образом разрешить многие социальные вопросы, не привлекая средств из российской казны, потрепанной за годы войн, не прекращавшихся до и во время ее царствования. Возможно, что идея написания такой иконы принадлежит кому-то, кому одному или всему его роду Екатерина что-то пожаловала за усердие в благотворительности или лично помогла в каких-то связанных с этим начинаниях.

С окончанием правления Екатерины Великой год, указанный на окладе, разнится лишь на 8 лет – императрица скончалась в 1796-м: пауза весьма невеликая для истории, да и в оклад икона могла быть заключена несколько позже написания. По нашим предположениям, возможно, обласканный царской милостью заказчик решил запечатлеть свою благодарность на иконе. Так, для исполнения замысла была привлечена известная ему, а, что еще вероятнее, иконописцу, к которому он обратился, идея воплотить на иконе сюжет явления святой великомученицы Екатерины – святой покровительницы императрицы угоднику Божию в делах милосердия, святителю Иоанну. Здесь его образ присутствует еще и как небесный свидетель исключительного поощрения и поддержания Екатериной Великой дел милосердия и тех, кто в них особо преуспел, а державность женского образа, запечатленного на иконе, перекликаясь с описанием явившейся святителю великомученицы как светлой девы с венцом на голове, символически подчеркивается царским венцом – короной, которой покрыта ее глава.

Получается такой духовно-исторический вензель: как великомученица Екатерина, с которой императрица находилась в тезоименитстве, исполнила обещание, данное ею святителю Иоанну V Милостивому за подвижничество его в делах милосердия, а святитель за его служение получил от Бога обещанную благодать, так в своих делах Екатерина Великая – и в этом есть сюжетная параллель небесного с земным – является благодетельницей к подданным, творившим милосердие во славу Божию. И, возможно, сия икона по замыслу – духовное благодарение императрице-просветительнице и благотворительнице. Кстати, в том же зале находится и портрет Екатерины II, поступивший вместе с портретом императрицы Елизаветы в ЦАК в 1814 году – в год его возникновения.

Кому мог быть предназначен образ? Он создан в дар, или это домашняя икона в память всему роду заказчика о милости императрицы? Лики святых на полях могут быть небесными покровителями членов семьи или основателей рода его, либо указывать на направления деятельности заказчика, будучи покровителями тех или иных направлений в социальной сфере. Таковы, мы подчеркиваем, наши первоначальные предположения. А более полные уточненные сведения мы также намерены получить, но позже. Мы уже попросили помочь нам специалистов – искусствоведов, сотрудников ЦАК и иконописцев, которые имеют возможность более детально рассмотреть образ, а обо всем, что они расскажут нам, затем расскажем и вам на нашем сайте.
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru