Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
18 января 2016  Иоанн Предтеча – Ангел пустыни (новая кузнецовская икона в арт-галерее «Кристина»)
Из иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» в арт-галерею «Кристина» пришла новая икона работы Марины Филипповой «Святой Иоанн Предтеча».

Икона Святого Иоанна Крестителя
Икона Святого Иоанна Крестителя

 заказать
Иоанн – Предтеча, Иоанн – Креститель, последний из ветхозаветных библейских пророков. Его пророческое служение сродни пророчеству Илии, ибо Священное Предание Церкви хранит свидетельство о том, что оба они, Илия и Иоанн, устно пророчествовали о грядущем пришествии Христа Мессии, в отличие от других больших и малых пророков, оставивших нам бесценный дар книжного труда. Их пророчества вошли в книги Священного Писания как письменное подтверждение тому, что в установленный срок придет другой пророк, пророк-пустынник, и прозвучит глас, о котором в Книге Исайи сказано: «… глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40; 3). Это древнейшее пророчество исполнилось в призыве Иоанна Предтечи ко всеобщему покаянию через крещение водой перед приходом Мессии, Который скажет миру: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5; 17), и мир был наполнен этим ожиданием. Все ждали Мессию, шли к Иоанну креститься от него и при этом «… все помышляли в сердцах своих о Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем говорил: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремни обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3; 15, 16).

Теснейшая связь Ветхого и Нового Заветов, а Ветхий Завет часто называют «детоводителем ко Христу», в Евангелии также запечатлена в знаменательном событии первой, так сказать, «внутриутробной» встречи Иоанна Предтечи с Господом Христом, в момент, когда Пречистая Дева после Благовещения является к родителям Иоанна – Захарии и Елизавете. О том апостол-евангелист Лука пишет: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне?» (Лк.1; 41–43).

Путь Иоанна Предтечи – путь аскета, возвещавшего миру о скором грядущем пришествии Мессии, поэтому его древнее прозвание – Ангел пустыни. По глаголу Божию к нему он «проходил по всей земле Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3; 3). Крестя среди пустыни иудеев в реке Иордане, он смывал с них грехи речной водой, в которой они оставались. Когда же пришел к нему креститься от него Чистейший из Чистейших, Которому не в чем было каяться и нечего смывать, Он, напротив, все, что накопила вода Иордана, все следствия пороков и изъянов человеческой натуры, нравственных проступков, больших и малых, принял на себя, чтобы потом очистить мир через добровольное распятие Его.

Крестный путь Христа начался там, в момент Крещения в реке Иордан, и вся полнота Божественности открылась в Богоявлении Святой Троицы: Святого Духа, снизошедшего в образе голубя, гласа Бога-Отца, свидетельствовавшего о Боге-Сыне, о Котором Он возвестил как о «Сыне Его Возлюбленном» (Лк. 3; 21, 22).

Божественное и историческое значение личности святого Иоанна Предтечи столь велико, что его иконография чрезвычайно разнообразна. В православии святой Иоанн почитается как главный молитвенник за всех христиан после Пречистой Девы, и на Литургии Иоанна Златоуста в ходатайственной молитве, следующей за освящением Даров перед таинством Причастия, его имя поминается сразу за именем Богородицы: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблогословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, о святем Иоанне Пророце, Предтече и Крестителе, о святых славных и всехвальных апостолех, о святем (имярек), егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже».

На ранних иконах Иоанн Предтеча часто изображен с мощными ангельскими крыльями, широко раскинутыми за спиной, – так отражалось иконописцами данное ему прозвание Ангела пустыни. Мы видим лицо истинного аскета, и эта иконописная традиция изображения его лика сохранилась по сей день. Это узкий волевой лик с явными западинами ланит, лик того, чьей пищей на протяжении всех лет жизни были акриды (вид саранчи) и дикий мед. Длинные, свободно падающие на плечи власы, длинная борода, одежда, согласно описанию – грубая верблюжья шкура, препоясанная кожаным ремнем. В правой руке Крестителя изображался тростниковый тонкий крест, атрибут пустынника, пророка и мученика, ибо он, как известно, был заключен в темницу и обезглавлен по приказу царя Ирода (Лк. 3; 18).

В ранней иконографии Иоанна Предтечи этот факт также указан через другой, достаточно постоянный атрибут – чашу с его отсеченной головой, указание на мученическую гибель, которую он обрел от руки иудеев. Здесь снова в иконописном образе прослеживается эсхатологическая связь («эсхато» – «судьба» греч.) начала и окончания жизни самого пророка с началом и жертвенным окончанием земного пути Господа. В известном смысле казнь Предтечи случилась во многом из-за его обличительной проповеди, через публичное осуждение Ирода, как пишет апостол Лука, «за все, что сделал Ирод худого» (Лк. 3; 19, также см. Мф. 2; 16 – 18 об избиении младенцев), и, наверное, здесь также можно усмотреть параллель с первомучениками во имя Христово, пострадавшими за их обличения и свидетельства о Нем. За спиною, за крыльями Предтечи часто изображены небольшие горы, горки, это не только графика характерного для тех мест ландшафта, но и символ мира горнего, где царствует возвышение духа в Божественной его чистоте.

Очевидно, вследствие дальнейшего осознания этой связи Ветхого Завета с Новым в середине 2-й половины XVI века возник новый иконографический тип изображений Иоанна Предтечи – в чаше в руках святого начали изображать не главу святого Иоанна, а самого Богомладенца-Христа – евхаристического Агнца. Сам Предтеча на некоторых образах его уже не несет тростникового креста, а указывает перстом на Младенца – Сына Божия, согласно евангельским словам апостола-евангелиста Иоанна о Христе: «… вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1; 29), тогда появляются поясные его изображения анфас, а не фронтально.

Позже в Византии на какое-то время заменили изображение Младенца Христа на свиток с надписью «Се, Агнец Божий», затем на икону вернулась чаша, но сохранился и свиток. Еще позже перестали изображать крылья – так получилось множество вариантов, которым следовали более поздние иконописцы. На некоторых древних иконах изображались древо и топор как иллюстрация к словам из проповеди Иоанна о покаянии перед пришествием Христовым: «Сотворите себе плоды, достойные покаяния<…>. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3; 8, 9).

Список, по которому Марина Филиппова, писала икону, судя по всему, один из позднейших, он интересен тем, что на нем соединены и ранние, и более поздние традиции изображения Иоанна Предтечи – тростниковый крест-посох, просторные крылья и чаша с Предвечным Младенцем в поясном изображении вполоборота.

Иконописец выбирает для среднего поля иконы арочный абрис, окаймляющий фигуру святого, отчего возникает ощущение присутствия его в Высшем Чертоге. В изображении чаши с Богомладенцем – Агнцем Божиим преобладают тона киновари: так эмоционально подчеркивается через краски евхаристический смысл образа. Голубец одеяния и полей также высоко символичен – это напоминание и о Крещении Христа водою на земле, и о небесной чистоте пределов, откуда звучало свидетельство Отца о Сыне. Причем, сохраняя общие детали, характерные для кузнецовского орнамента, Марина Филиппова применяет их весьма скромно, что напоминает нам о земном пути Иоанна Предтечи как величайшего аскета.

Икона – и книга жития, и сама – молитва Богу. Поэтому образ Христов на иконе святого Иоанна Предтечи все равно становится центром этого прекрасного изображения. На другой день после Крещения мы будем праздновать память Иоанна Предтечи – один из нескольких праздников, установленных для поминания его имени Церковью. Новая икона Марины Филипповой – новое иконописное свидетельство о чудесных исполнениях древних пророчеств во Христе. Несмотря на пост этого дня, это радостное поминание о том, как земная аскеза у Престола Божия претворяется в роскошные одеяния истинной красоты духа человеческого, во всем отдающего себя действию через него Святого Духа Божия.
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru