Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
02 марта 2016  Красота подвига во имя Господне в красоте святой иконы
Новая икона святой мученицы Екатерины Александрийской – еще один список образа одной из самых почитаемой в обеих Церквах, Восточной и Западной, святой великомученицы, созданный в жанре кузнецовского письма иконописцем Мариной Филипповой.

Икона Святой великомученицы Екатерины Александрийской  
Икона Святой великомученицы
Екатерины Александрийской

 заказать
Это прекрасный образ, где строгость и чистота лика, простота и правильность черт, характерных для русской православной иконографии, совершенно соответствуют русскому переводу с греческого имени Екатерина – оно означает «всегда чистая». Еще более их выразительная строгость, почти суровая твердость, источник которой – неколебимая Христова вера, оттенена радостно-торжественной манерой изображения доличья, характерной для кузнецовского письма. Так иконописец, работающий в этом жанре, стремится, насколько это возможно в мире сем, отразить сияние, гармонию, невыразимую красоту Царства Божия, где каждое мгновение земного мученичества ради свидетельства о Христе расцветает в очах Господних у Его Престола райскими цветами, блистающими Фаворским светом Вечности. Из этих райских цветов соткано и одеяние святой, и усеянное шипами колесо в ее руке – атрибут ее мучений, и корона на главе, окруженной пламенным нимбом.

Преобладание в орнаменте иконы цветочной темы – доличное, поля – символизирует, что в личности святой Екатерины серьезность и взыскательность к себе как к той, что решила посвятить свою жизнь служению Христу, сочетались с дивной женственностью, но в сугубо христианском понимании этого понятия: то есть со скромностью, целомудрием, послушанием Богу. Самый ранний из источников жизнеописания святой Екатерины датируется VI–VII веками, а всего известно их пять: одно жизнеописание приписывается Афанасию (в других написаниях Анастасию), кем он был, доподлинно неизвестно, но именовал себя стенографом и слугой Екатерины. Еще одно составлено Симеоном Метафрастом, также до нас дошли «Похвальное слово Екатерине» Анастасия Протасикрита и три анонимных мартирия – описаний мученичеств. Помимо этого, из ее жизнеописаний известно, что святая Екатерина была очень молода и дивно хороша собой, умна и хорошо образована и происходила из высокого рода, являясь по рождению наследной дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Отметим, что древний город, основанный Александром Македонским в 332 году до Р.Х. – откуда и его название, за почти семь с лишним веков стал местом сосредоточения и расцвета всех существовавших тогда важнейших наук, и Екатерина преуспела во многих из них. Все вместе привлекало к ней множество женихов, но святая находила достойные основания, чтобы оградить себя от такого многочисленного сватовства.

Для своего списка Марина Филиппова из известных образов святой мученицы Екатерины Александрийской, а первые из изображений относятся к VIII–IX векам, выбрала один из позднейших, и это, по сути, новый иконографический тип. В ранних версиях на иконах святой Екатерины мы видим среди атрибутов преимущественно сочетание креста и колеса, креста и пальмовой или, реже, лавровой ветви либо креста, колеса и меча, и непременно – царственный венец, согласно ее происхождению. На некоторых образах присутствует перстень, по преданию врученный ей Самим Младенцем Иисусом после принятия Екатериной Александрийской Таинства крещения, книга или свиток, символизирующие высокую степень образованности царской дочери.

Храм святой Екатерины в Феодосии.
Его еще называют Свято-Екатерининская церковь

Исходный список иконы, созданной Мариной Филипповой, хранится в храме святой Екатерины в Феодосии, иначе – Свято-Екатерининской церкви, основанной в 1871 году. Список явно поздний, – в нем очевидно просматривается западная традиция, тогда как новый список кузнецовской школы, сделанный Мариной Филипповой в иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо», возвращает нас к близкому нам русскому канону, восходящему к православной византийской традиции.

На кузнецовской иконе глава святой великомученицы также увенчана царской короной, на плечах лежит мантия, причем такая, какую мы видим на плечах русских августейших правителей, такой же знак принадлежности к державному роду, что характерно для поздней русской иконографии. Здесь крест – непременный символ мученичества, пальмовая ветвь – встреча с Христом и следование Ему: как мы помним, Спасителя, при входе Господнем во Иерусалим, встречали с пальмовыми ветвями. Колесо – в память о попытке казнить святую деву через колесование, что не удалось, ибо Ангел чудесным образом разбил страшное орудие, и меч – символическое свидетельство казни через усечение мечом. Таким образом, по этим атрибутам практически полностью прочитывается вся история жизни и мученичества святой Екатерины.

Каждая новая икона кузнецовского письма – это новое откровение о святом и свидетельство, что икона – это неисчерпаемая глубина возможности общения с пределами Царства Божия. Образы сердечно чтимых святых даже в многократном повторении раскрывают все новые страницы нашего с ними диалога, когда мы обращаемся к ним с молитвой перед святыми иконами их, и это одно из замечательных чудес, которым Господь одаряет нас через новые творения современной иконописи. За то нам остается только благодарить Его, восклицая словами 67-го псалма-песни Давида: «Дивен Бог во святых своих!»
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru