Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
26 июля 2016  Per homo sapiens ad homo cordius – от человека разумного к человеку сердечному
И.Н. Вольнов - кандидат технических наук, директор центра технологической поддержки образования Московского Политехнического Университета
Библиографический список сайта пополнился еще одной статьей, посвященной феномену нового иконописного стиля – кузнецовскому письму. В журнале «Философия и культура» № 3 за текущий год опубликована новая работа кандидата технических наук, директора центра технологической поддержки образования Московского Политехнического Университета И.Н. Вольнова «Кузнецовское письмо – большой семантический переход».

В статье автор рассматривает новый подход к исполнению доличного иконы – то есть, всего видимого нами на иконе, кроме лика, рук, стоп – то есть открытых частей фигуры святого образа. Доличное в кузнецовском письме изображается посредством нанесения цветных точек, организованных в орнамент. Как пишет И.Н. Вольнов: «Такая техника сильно преображает икону, оказывает влияние на традиционное понимание и отношение к ней, а вместе с тем обозначает, как мы полагаем, важный перелом в опыте восприятия визуального в культуре в целом»1.

Автор связывает появление новой техники иконописи с процессами, происходящими в глобальной социальной среде, и доказывает, что воздействие кузнецовской иконы на духовное состояние верующего, более активное эмоциональное восприятие ее неслучайно. Оно принадлежит к сфере не только визуального, но и сверхчувственного, для чего Илья Николаевич обращается и к работам современных физиков, и таким общеизвестным, классическим и, пожалуй, непревзойденным статьям о глубинной сути явления иконописи как труд о. Павла Флоренского «Иконостас».

Однако, для полного раскрытия темы автор сначала кратко анализирует состояние человеческой цивилизации и ее удельного соотношения с состоянием культуры и внутренней, духовной жизни общества. Здесь, к сожалению, приходится признать, что технократический, рациональный путь развития, выбранный человечеством, способен завести его в тупик.

Во-первых, автор обращает наше внимание на то, что «прирост количества населения планеты перестал описываться гиперболическим законом, которому он подчинялся в течение примерно миллиона лет». То есть, расчетное количество населения Земли уже отстает, а по расчетам академика С.П. Капицы, «большой демографический переход завершится около 2025 г. стабилизацией количества населения на планете на уровне 11,5 млрд. человек». Во-вторых, мы настолько далеко уже зашли в развитии технологий, обеспечивающих нам жизненный комфорт, настолько стали зависимы от них и от ресурсов, лежащих в их основе, что начали отставать от них в виду ограниченных возможностей человека, данных ему от природы. То есть, лишение технологических костылей, дополняющих, а иногда замещающих эти возможности, разрушительно сказывается на человеке. Мы создаем машины, механизмы, инновационные технологии во много раз превосходящие человеческие качества во всех функциональных средах, в том числе, в той, что связана с когнитивной – познавательной способностью и уже не можем без них обходиться. Здесь автор приводит ряд интересных примеров, но их лучше прочитать дословно, обратясь непосредственно к первоисточнику – статье.

Причем темп технического развития и связанных с ним перемен таков, что «сегодня он велик как никогда, возникают “люди вчерашнего дня”, которые “отстают”». Таким образом, и без того традиционный конфликт поколений, выраженный дилеммой «отцы и дети», обостряется до полного разрыва, что не может не сказываться драматическим образом и на жизни поколений, и далее на жизни общества в целом.

Так возникает развилка, которая предполагает два варианта следования: либо искусственно притормозить технический процесс, «подогнать» его под возможности человека, так сказать, подвести под «цензуру» все научные инновации, либо ускорить, усовершенствовать самого человека, заняться сотворением «на основе достижений науки и техники гибрида человека и машины, постчеловека, наделенного сверхвозможностями». Как пишет автор, если выбирать одно из этих направлений, нам предстоит либо «гуманизация техносферы», либо «технократизация гуманизма».

Вся эта картина напоминает былинного богатыря на распутье перед камнем, где написано: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову сложишь». В данном случае, сказочное определение как нельзя лучше отражает суть развилки – или потерять коня, притормозив научную мысль и новые технологии, рождающиеся на ее основе, и это первый путь, или сложить голову – человеку перестать быть человеком, каким его создал Творец по образу Своему и подобию.

Чтобы выжить, должен быть третий путь.

И он находится, как раз там, где начинается превалирующее действие духовно-сердечной составляющей человеческого существа. Если два первых перехода к иному состоянию в новейшей истории Земли и землян – это переходы рациональный, демографический, ресурсный, технологический, то третий для человеческого сообщества в роли богатыря на перепутье, то есть движущий вперед (обратный не рассматриваем, он невозможен по временным причинам), это большой семантический переход.

Семантика – термин, который согласно энциклопедиям имеет четыре значения, но нас интересует одно, а именно семантика как раздел семиотики – науки о знаках и знаковых системах, где семантика исследует взаимоотношение знака и смысла. Главное в этом, и автор подробно объясняет это в статье, что значение и смысл – это две разные вещи. Значение – это рациональное, внешнее определение знака, воля разума. Смысл – это внутренняя составляющая знака, иногда трудноопределяемая вербально, то есть, словом, но улавливаемая сердечно, интуитивно и лежащая в поле сверхчувственного. То, что сквозит между строк в великой поэзии и высокой литературе, что создает волнующее пространство художественного полотна вне рисунка и превращает сумму оркестровых партитур в музыку.

Далее автор проводит параллели, которые необходимо принять, чтобы в полноте осознать что есть сегодня возникновение кузнецовского письма.

Для языкового общения триада «знак, значение, смысл» – это «буква», «слово», «текст»: «из букв-знаков складываются слова, несущие каждое свое значение, слова же составляют текст, передающий определенный смысл». Сочетание «знак-значение», причем значений может быть сколь угодно, дает нам поле рационального восприятия, но без смысла, как внутреннего наполнения его. В результате мы получаем, в сущности, понятие-погремушку, имеющую внешний вид и пустотелую внутри. Сочетание же «знак-смысл» дает знаку внутренний мир, жизнь, а возможность умножать число смыслов рождает то, что автор называет семантическим вакуумом. Вакуум – это не абсолютная пустота, как часто полагают, а некое пространство, заполненное нефизическими явлениями, приблизительно можно сказать, что семантический вакуум – это бесконечное пространство смыслов.

В изображении подобная триада – это точки, линии, поверхности и цветовые пятна. Подробнее о месте этих знаков в изобразительном искусстве, вы прочтете в статье, мы же перейдем непосредственно к точке и орнаменту кузнецовского письма.

В монографии «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» искусствовед К.Л. Кондратьева определяет прием точечного письма как «одухотворенный пуантилизм». Напомним, что пуантилизм – это течение в изобразительном искусстве, основанное художником импрессионистом Жоржем-Пьером Сёра. Для своих картин Сёра и его последователи выбрали средством изображения цветовое пятно, но цветовое пятно – это форма, причем произвольная, не имеющая той локализации, точности, какой обладает такая фигура как точка. С помощью пятна невозможно создание такого явления как символический и гармонический узор орнамента, просто потому, что цветовое пятно – вещь бесформенная, неопределенная, и не может быть частью эстетически организованной структуры – орнамента, а только изобразительным средством, как очень мелкий живописный мазок, не имеющий самостоятельного существования.

Обращаясь к труду о. Павла Флоренского «Иконостас», автор находит у него подтверждение особого места точки среди геометрических фигур именно в силу ее локальности и потому непререкаемой логики. Икона – окно в мир Горний, посредник между Земным и Небесным, здесь дольнее и Горнее смыкаются. Тогда происходит, то, что о. Павел назвал выворачиванием, или обратной перспективой, и это смыкание происходит именно через точку, к тому же оживленную цветовым эмоциональным воздействием.

В одной из статей И.Н. Вольнова уже было показано, что «пуантильную цветопередачу кузнецовского письма можно понимать как развитие идеи обратной пространственной перспективы иконы, примененной в отношении цвета» – обратной цветопространственной перспективы. Так рациональный подход к цветовому пятну Сёра был доведен до своего высшего уровня в осмысленном, одухотворенном пуантилизме точки Юрия Кузнецова.

Мы говорим о большом семантическом переходе как о компенсационном противовесе для переходов – демографического, технологического, антропологического, которые ведут к кризису, в том числе уже накопившемуся в глобальном мире политическому дисбалансу, поскольку жизнь осмысленная духовно – действенно животворна! Автор разъясняет, что «среды семантического вакуума по-разному называются в различных контекстах: мир Горний, Надземный, Небесный (Христианство); мир Идеи (Платон), Плерома (Гностики); Нирвана (Буддизм) и т.д» – это «мир потенциальной бесконечности смыслов или полноты Бытия». Поэтому, продолжает автор: «привычные рациональные суждения не могут быть ориентиром сознанию, в условиях семантического вакуума, и согласно религиозному опыту и духовным практикам, таким ориентиром становится сердце. Возможно поэтому пуантилизм кузнецовского письма возникает именно в иконографии, в поле религиозно-духовного опыта человека, в поле, где сердечность уже сознательно развивается».

Икона «И взыщете Меня и найдете»

Мы молимся перед иконой, и наше соприкосновение с ней, степень молитвенного общения через обратную перспективу о. Павла Флоренского зависит от искренней, горячности, сердечности молитвы. То есть, чем сердечней звучат наши моления Богу, тем больше точек соприкосновения со священным пространством иконы, и наше вхождение в пространство мира Горнего становится полнее. Здесь автор приводит, и небезосновательно, Христовы слова: «По вере вашей да будет вам» (Матф. 9:29).

Статья И.Н. Вольнова намного шире, чем наша краткая ее характеристика. Она, возможно, в чем-то весьма специальна и сложна, но стоит прочесть ее целиком, подумать, разобраться. Ее материал обладает важными качествами: автор открыто говорит обо всех опасных кризисах, угрожающих, в сущности, самому существованию человечества, если оно не возьмется за перестановку акцентов в мировосприятии с рационального на сердечное. Но здесь же им предлагается и путь надежды: есть последнее, спасительное для нас, как для того былинного богатыря, направление, – путь семантического перехода, путь духовно-сердечный, и как пишет автор, «прямым указанием на этот переход является кузнецовское письмо». Примененное в канонической иконографии, оно не только реализует то, о чем писал о. Павел Флоренский, характеризуя точечность перехода дольнее-Горнее. Изумительная, уникальная орнаментальная организация нового иконописного стиля, для современного человека, привыкшего к рациональному, то есть упрощающему, порой до примитивизма взгляду, возвышает эстетическое чувство, в качестве неизмеримой компенсации возвращая нам самих себя.

Пусть развивается наука. Пусть рождаются новые технологические и ресурсные стратегии. Человек, живущий в семантической сфере мировосприятия, всегда будет выше и сильнее, ибо, пребывая в сфере Божественного, точка за точкой смыкая перед иконами свой дух с Духом Божиим, находясь в руце Его, он будет творцом и хозяином здешнего бытия, и кузнецовское письмо – начало большого семантического перехода, дарованного нам для восхождения человека разумного до человека сердечного.

Вольнов И.Н.. Кузнецовское письмо – большой семантический переход.. // Философия и культура. - 2016. - № 3. - C. 368-375. DOI: 10.7256/1999-2793.2016.3.14726

Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании. Скачать статью>>

__________________________________
1 Здесь и далее все цитаты в кавычках – фрагменты из статьи И.Н. Вольнова «Кузнецовское письмо – большой семантический переход».
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru