Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
21 декабря 2016  Золотое «Чудо святого Георгия о змие» – неисчерпаемый сюжет для благодати вдохновения
Икона Чудо святого Георгия о Змии
Икона Святого великомученика Георгия
«Чудо святого Георгия о Змии»

 заказать
Новая икона работы иконописца Марины Филипповой «Чудо святого Георгия о змие», теперь пополнившая собрание кузнецовских икон, поступила как раз вслед Дню Героев Отечества, который мы только что отпраздновали в день памяти Георгия Победоносца – покровителя военных, земледельцев и российской столицы. Чудесным образом икона сейчас находится в арт-галерее «Кристина», а это значит, что ее можно приобрести без ожидания завершения работы иконописца.

«Чудо святого Георгия о змие» – один из излюбленных иконописных сюжетов с самого начала, как он появился в православной иконописи.

Сказание о чуде святого Георгия о змие
Согласно ему, в окрестностях Бейрута – в некоторых источниках местность называется город Гевал, или Ласия, но оба названия не являются историческими, они вымышлены, в озере жил змий, который нападал на людей. В той местности правил языческий царь, как говорится в легенде, «беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Когда перепуганные нападениями змия горожане пришли к нему за советом и помощью, то царь предложил составить список, по которому следовало отдавать в жертву змию детей, причем обещал, что, когда дойдет очередь до его дочери-царевны, он отдаст и ее. Царь слово сдержал: в наступивший по списку ее срок он одел дочь в царское одеяние и драгоценные украшения и вывел к озеру.

В дальнейшем изложении есть две версии: по западной считается, что это один из подвигов, совершенных святым Георгием прижизненно, в восточной традиции, в том числе православной, это чудо было совершено им уже по обретении им святого мученического венца, и мы, конечно, будем опираться на нее. Так или иначе, но, явившись у озера плачущей царевне, святой Георгий, спросил у нее, в чем причина ее горькой печали, и, узнав, пообещал, что избавит и ее, и всех прочих от чудища. В момент, когда змий появился из вод озера за добычей, святой Георгий осенил себя крестным знамением со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и, как пишет в «Житиях святых» святитель Дмитрий Ростовский: «…Устремился на коне своём на змея, потрясая копьем, и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами», что и отображено в сюжете иконы.

Связанного змия святой доставил в город, с ним вернулась и царевна. Когда народ увидел девушку невредимой, то изумился, а при виде связанного змия стал разбегаться, но святой Георгий обратился ко всем со словами, что если они веруют в Христа, в которого верует он, то будут спасены именем Святой Троицы. Вышедший с народом царь спросил, как зовут героя, назвав его господином, и святой ответил, что зовут его Георгием, и тут все, вдохновленные его подвигом и горячим свидетельством о Троице Единосущней, открытым гласом исповедали Господа.

Змий был обезглавлен и сожжен. По преданию, тогда же, согласно разным спискам, приняло крещение от 40 000 до 240 000 человек, а в городе возвели храм во имя Пресвятой Богородицы. Есть и еще вариант сказания – по нему святой Георгий одолел змия одной только своей молитвой.

Сказание о чуде святого Георгия о змие содержит в себе глубокий иносказательный смысл: царевна – это Церковь, змий – язычество, а победа святого Георгия символизирует победу христианства над идолопоклонничеством. Если же исходить из строк «Откровения» (Откр. 12:3, 20:2), подвиг святого Георгия приобретает особую значимость, поскольку в «Откровении» под «древним змием» подразумевается главный враг – искуситель рода человеческого.

Немного об иконе и геральдике
Сюжет «Чудо святого Георгия о змие» известен с середины IX века по миниатюре в византийской, так называемой Хлудовской, псалтири. На иконах святой Георгий в образе всадника, поражающего змия копьем, появился в X – XI веках, а начал считаться покровителем Москвы и впервые вошел в российскую геральдику при князе Димитрии Донском, по имени основателя столицы князя Юрия Долгорукого. Позже, в XV веке при Иоанне III Великом, это изображение перешло в герб объединенного им княжества Московского, оно чеканилось на аверсе монет, отчего появилось название «копейка» (от копьё), но именем святого Георгия в государственном реестре всадника на коне назвал в 1710 году Петр I.

В иконе, которую мы видим, обращает на себя внимание необычная техника исполнения, иногда применяемая иконописцами. Обычно золочение иконы происходит на последней стадии ее создания, после окончания работы красками, здесь оно исполнено прямо сразу по фоновой основе золотопробельным письмом творёным золотом – краской на основе порошка из мельчайших частиц, которые получаются после измельчения тоненьких листов золота самой высокой, 960-й пробы, смешанного с гуммиарабиком.

Золотопробельное письмо и нынче часто заменяет ассист, или ассистку, в старину его еще называли инакопь. Поначалу так называли клеевой состав – сусло или чесночный сок, что наносили на икону в процессе исполнения для основы под сусальное золото или серебро, которое клали на этот легкий органический клей. Смахивали лишнее, и получалось золотое пятно, называемое «силком». Техника выполнения ассиста практически не изменилась, только позже, примерно с XVI века, инакопью, ассистом стали называть всю золотую сетку штрихов, которые исходят из силка, а не только клеевую основу.

С XII – XIII веков ассистом, его золотыми линиями разделялись преимущественно власы Христа на Господних иконах, затем начали применять его пространнее: золотили нимбы, одеяния Господа, Богоматери, ангелов, святых, линии на столах, престолах, куполах. С XVII века ассист иногда стали заменять золотопробельным письмом, которое выполнялось упомянутым выше творёным золотом.

Как и пробелы, высветляющие светотени, как вохрение, или охрение, придающее теплый золотистый оттенок, – приемы, принятые в технике иконописи с символической целью указания на присутствие в иконе Божественного, Нетварного света, золочение иконы также является иконическим его отражением, но еще более выразительным.

Примерно с XVII века иконописцы стали не часто, но использовать золотопробельное письмо так, как мы видим на этой иконе. Эффект – удивительный. Положенное прямо по прориси на основной фон иконной доски золото, обрисовывающее все ее сложные контуры, золотые блики и штрихи, образующие узоры, делают изображение легким, неземным. В то же время торжественное сияние золота – царского металла придает ему мощь и величественную значимость. Кольчуга Георгия Победоносца представляется здесь перистым одеянием ангельского воинства, сходство дополняют крылья, распахнутые за спиной доблестного святого, бьется под копьем чешуйчатое тело змия, чья поза символически выражает агонию воплощенного в нем зла. Вся композиция видится воссиявшей от сегмента золотого круга в правом верхнем углу иконы, символически представляющего Царствие Небесное. Из круга к святому всаднику, который, согласно преданию, совершает свой подвиг со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», простерта рука Творца, благословляющая его.

Обрамленное на внешних полях кузнецовским орнаментом, внутреннее поле в самом деле видится окном в мир горний, через которое мы воочию наблюдаем момент победы святого Георгия над воплощенным злом во всем ее сияющем Божественным светом золотом великолепии.
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru