Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79850006282
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
21 апреля 2017  Антипасха – Воскресение, подобное Пасхе, или Уверение апостола Фомы
Икона «Уверение Фомы»
Икона «Уверение Фомы»
фрагмент многообразной иконы,
иконописец Юрий Кузнецов

 заказать
Сложилось так, что в нашем представлении греческая приставка «анти-» воспринимается по смыслу как что-то противопоставляемое чему-либо, прежде всего по значению, но однако дословно это не совсем так. «Анти-» в точном переводе – это «нечто подобное», уподобляемое чему-либо, также можно перевести как «вместо» или «напротив», как, если смотреть по обе стороны Светлой седмицы, следующей за праздником Светлого Воскресения Христова, напротив него располагается праздник Антипасхи. У Антипасхи есть множество других названий – Неделя Антипасхи, Неделя обновления, Неделя новая, Фомина неделя, Фомино воскресение. В этот день, 8-й после Пасхи, в церквах закрываются царские врата, бывшие открытыми все семь светлых дней, с вечера Светлой субботы возобновляется чтение Псалтири, которая не читается на пасхальных вечерних богослужениях, и мы будто вновь переживаем чувство ожидания пасхального праздника Воскресения, поэтому Антипасху иногда еще называют второй Пасхой.

Первые сведения о празднике Антипасхи обнаруживаются в антиохийских «Апостольских постановлениях» и относятся примерно к 380 году от Р.Х. (Антиохия, ныне Антакия, – небольшой городок в Турции, недалеко от Средиземноморского побережья), а о первых богослужениях в Иерусалиме – в 400 году в «Паломничестве Эгерии», иначе – «Путешествии Эгерии». Эгерия, Этерия, на Западе иногда ее называют Сильвия, – галльская паломница IV века, в разных источниках упоминаемая как монахиня или просто зажиточная и благочестивая дама, которая вместе со спутниками путешествовала по святым местам, останавливаясь в самых памятных и читая там отрывки из Священного Писания, связанные с ними. Путешествуя, Эгерия записывала свои впечатления и воспоминания, эта книга была весьма востребована и переведена с латыни на многие языки мира.
 



Фоминой неделей, Фоминым воскресением этот день называется потому, что на Божественной литургии читается Евангелие от Иоанна в воспоминание об Уверении апостола Фомы. Евангельский рассказ об этом событии условно состоит из трех частей: первая – Явление Иисуса десяти апостолам вечером дня Воскресения Его: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20:19, 20). Во второй части говорится о том, как отсутствовавший Фома утверждает свое неверие: «Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:24, 25). И третья часть – это собственно Уверение Фомы, событие Нового Завета, неоднократно воплощенное в мировой иконографии и не раз вдохновлявшее мастеров живописи различных эпох к написанию художественных полотен, иллюстрирующих этот библейский сюжет: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:26–29).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении в неделю Антипасхи. О христианстве» писал о значении события Уверения Фомы: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. <…> Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу. Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».


Как и многие православные праздники, в истории русского Православия Антипасха накладывается на праздники, сохранившиеся в русской этнографической традиции с до-христианских времен. Поэтому с Фоминой недели, с Антипасхи, начинается Красная горка. Сегодня мы только играем свадьбы, а в прежние времена Красная горка была неделей, в которую с горки катали крашеные яйца, изначально согласно цвету первого пасхального яйца. По Преданию, Мария Магдалина подарила императору Тиберию, в правление наместника которого в Иерусалиме был распят Господь Иисус Христос, яйцо. Она поднесла его императору со словами «Христос воскресе!», на что Тиберий усомнился в возможности воскресения после верной казни Того, Которого он, как и прочие язычники, считал обычным человеком. Однако, как только он высказал женщине свое сомнение, яйцо в его руках из белого внезапно стало красным, будто окрашенным кровью распятого Христа. Позже раскрашивание яиц, особенно на Руси, стало многоцветным и даже узорчатым, еще позже стали изготавливать деревянные яйца, которые стали предметом народного мастерства и даже превратились в роскошные произведения искусства, какими стали, к примеру, пасхальные яйца знаменитого ювелира Фаберже.

Также слово «красная» означает красивая, праздничная, и в понятии предков–славян весна-красна – время расцвета земли, возрождения ее в преддверии лета. Сегодня из большого числа традиций народных гуляний, в основном молодежных, эта седмица у нас сохранила лишь одну общую с прошлым примету: считается, что свадьбы, сыгранные на Красную горку, сулят долгий, крепкий и удачный брак.
 

В старину на Красную горку устраивались дни всеобщих молодежных гуляний, когда завязывались первые симпатии, а то и более серьезные чувства. Было принято гулять всем неженатым и незамужним парням и девицам. Считалось, если молодой человек сидит в эти дни дома, то и в жены ему достанется самая неказистая невеста и, того гляди, скверного нрава. А если же девушка предпочтет оставаться домоседкой, то и муженек у нее будет, скорее всего, ну совсем не ахти: и невидный, и ленивый, а то и с набором вредных привычек. И вообще, таких, не готовых «ковать личное счастье» на Красную горку, ждет отнюдь не веселое супружество, которое вполне может закончиться разводом. Потому молодежь надевала самые красивые одежды и отправлялась на катания на качелях, каруселях. Плясали, водили хороводы, пели песни – на Красную горку были свои, особые, и образцов песенного фольклора праздника, который сложился у всех славянских народов, со всеми национальными особенностями и приметами, сохранилось великое и разнообразное множество.

Нам также дорого наше национальное культурное наследие, важно знание корней нашей древнейшей культуры и сохранение их, но мирской обычай не должен превалировать над христианским значением праздника, и для тех, кто считает себя православным христианином, празднование Антипасхи должно начинаться с участия в общей церковной жизни. Все уместно, если сбалансировано с духовными традициями Православия, сложившимися на Крещеной Руси, и на Красную горку после Фоминой недели мы порадуемся новому весеннему чуду так, как радовались ему наши древнейшие предки.


Однако Церковь призывает помнить, что главное значение нынешнего праздника – это обретение общения с Живым Христом, воскресшим во плоти, торжество для всех, кто не видел, но уверовал, и в отрадах мирской жизни помнить слова апостола Павла из его Послания к Ефесянам: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 15–17).
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (985) 000 62 82
kk@iconkuznetsov.ru