10 января 2012
О Рождестве и Рождественском спектакле
В Арт-галерее «Кристина», где с недавнего времени действует Центр развития творческой личности, организаторы решили устроить для детей и взрослых Рождественскую сказку. Пока актеры готовятся к представлению, будущие зрители под творческим присмотром Кристины Кондратьевой – автора проекта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо», в рамках которого существует и галерея «Кристина» и Центр, и педагог Центра Елены Василакий занимаются очень важным делом – раскрашивают согласно своим фантазиям рождественские подарки. Их можно потом подарить близким и друзьям, а можно на память оставить на ветвях рождественской ели, наряженной в галерее.
НА ЗОВ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ
…Что такое вертеп? Эту библейскую историю из века в век рассказывают особые актеры – вертепщики. В стародавние времена они ходили в рождественские дни из города в город, из селения в селение, несли за собой вертепный ящик, в котором были сложены самодельные куклы, и, раскладывая короб, как маленькую сцену, разыгрывали бессмертную историю о рождении Христа: как не нашлось места Богородице и святому Иосифу Обручнику в людских домах, и Она разрешилась от бремени в вертепе – пещере, где было стойло для домашнего скота, а Младенец Иисус был спеленут Ею и положен в ясли, откуда кормились овцы, на охапку сена и соломы, как истинный Агнец Божий.
Эта мультипликационная история Рождества Христова увлечет и детей, и взрослых. Рассказ Ирины Себелевой, автора фильма, педагога Ярославского центра анимационного творчества «Перспектива», захватывает внимание зрителя в самом начале и уже не отпускает до окончания просмотра, наполняя душу чем-то высоким, светлым и очень добрым. Знаете ли Вы, где родился младенец Иисус, кто его встретил первым, как появилась традиция украшать Рождествескую елку? На эти и многие другие вопросы Вы найдете ответы в этом фильме.
И по сей день куклы и люди рассказывают о том, как первыми пришли поклониться Ему, Пастырю всех нас, смиренные пастухи – пастыри других стад, как издалека из восточных земель на зов Вифлеемской звезды пришли с дарами три царя-волхва и принесли к Его яслям золото – знак царственности Новорожденного Господа, ладан – знак Божествености младенца и смирну, которой пропитывают погребальные пелены – знак пророчества об искупительном значении Боговоплощения. И поклонились они Ему, и это означало, что поклонился Ему весь мир Востока.…
Это история о жестоком царе Ироде, который, не дождавшись от волхвов сообщения о месте Рождества Иисуса-Младенца, велел убить в Вифлееме всех младенцев до года, но Святую Семью о том предупредил Ангел, повелевший Иосифу взять Жену с Младенцем и бежать в Египет. О слезах безутешной Рахили, оплакивавшей дитя своё и получившей утешение от Ангела, который возвестил ей о том, что дитя её обрело Царствие Небесное, и о том, что зло наказуемо, пришла за Иродом Смерть и не дала ему отсрочки на жизнь, отправив в ад его темную душу. А Иосиф с Марией и Младенцем вернулись из Египта, и все эти события на сценах вертепных ящиков проходят под сиянием серебристой звезды Вифлеема, заканчиваясь славословиями праздничных тропарей и кондаков, и сложенных в народе песен, величающих Младенца Христа, Богородицу и святого Иосифа…
Театр Розы и Сергея Роза и Сергей Таракановы – не профессиональные актеры. Они – художники. У Сергея за плечами суриковское училище, Роза окончила режиссерский факультет ВГИКа. Их вертеп, как полагается двухэтажный: по традиции на верхнем этаже обитают Святая Дева с Младенцем Иисусом и святой Иосиф; приходят для поклонения пастухи и волхвы. Здесь летает Ангел, а надо всем сияет звезда Вифлеема. На нижнем – дает волю гневу Ирод-царь, рыдает Рахиль об своем убиенном младенце, и Смерть в белом одеянии забирает в ад грешную злобную душу царя.
Роза и Сергей Таракановы
Куклы деревянные, их лет пятнадцать назад сделал Сергей, одела – Роза, причем все ткани, рассказывает она, старые, из лоскутков натуральных тканей, принесенных кем-то или найденных ею.
- Вся кукольная одежда, - Роза открывает свои маленькие секреты художника-кукольника, - держится на гвоздиках. У людей, как в старину было, – на булавках, - улыбается она, - у кукол – на гвоздиках….
Сам вертеп – красивый, большой, на себе такой, конечно, не унесешь, опять же сделан руками Сергея из старинного буфета – у этого вертепного ящика изящные резные ножки, резные украшения над верхней сценой, но в целом все очень декоративно-строго, чтобы не отвлекать зрителей от главного – действа. Спектакль проходит в полумраке рождественской ночи, освещают его мерцающие свечи, отчего в галерее, где находится постоянная экспозиция икон Юрия Кузнецова, настроение мистерии в окружении ликов святых и большой иконы «Христа в белых одеждах» библейская драматургия становится ещё выразительней.
На вопрос – какие ощущения испытывают сами актеры, которые вкладывает в кукольные уста слова старинных диалогов, Роза отвечает: - Конечно, мистерия захватывает, её невозможно не проживать, хотя каждый раз это происходит по-разному. Срабатывает Божественность библейского сюжета. Я думаю, что если даже кто-то начинает это действо, как говорится, с «холодным носом», то неизбежно разогревается, здесь теплохладность – не проходит.
Нежный и высокий голос Розы, пропевающий древние слова Рождественских песнопений звучит в абсолютной тишине. Никто не шелохнется – ни малыши, сидящие на табуреточках в первом ряду, ни их мамы и папы, занимающие ряды дальше. Это чудо: из года в год мы видим одно и то же, рассказанное одними и тем же словами, а дыхание – опять затаено и завораживает волнительное, необычное чувство оттого, что мы видим не выдуманную сказку, а истинную историю Рождения и первых дней земной жизни Бога, пусть слегка опоэтизированную временем, но верную, истинную и прожившую две с лишним тысячи лет спустя в своей прекрасной неизменности.
Удивительный эффект присутствия при событии – и есть мистерия, где Божественная мистика приходит к нам через театральное действо, и вот уже куклы оживают и слова, произносимые за них кукловодами, кажется, слетают с кукольных деревянных губ. Кажется, что раз мы здесь собрались ещё раз увидеть древнюю историю о Нём, то собрались – во имя Его, подразумеваем мы это или нет, - и уже Он среди нас, и действует сила Его присутствия, подчеркнутая сиянием высокой светлой кузнецовской иконы, рядом с которой нынче разместился вертеп Розы и Сергея.
- Я – не актриса, я – художник, - говорит Роза, - и нечасто решаюсь говорить вслух на сцене, но, когда мы играем историю Рождества, отработанная веками точность и честность происходящего выручает. Здесь не может быть места наигрышу, поэтому слова произносятся легко и от сердца.
Костюмы тоже подобраны артистами в такт происходящему. Роза одета в аутентичный костюм, какой носили по праздникам в старину в западной Украине, где-то в Карпатах, купленный ею в Вене на «блошином рынке»; Сергей выбрал себе исконный костюм Сказочника – черный цилиндр и фрак, и, облачившись, сразу чем-то напомнил другую фигуру – знаменитого слагателя сказок из славного города Копенгагена.
- Сергей сделал свой первый вертеп, - говорит Роза, - ещё в 1985 году для театра Дмитрия Покровского. Вместе с ним и Дмитрием работал Виктор Исаевич Навацкий, которого, к сожалению, уже нет в живых, - фольклорист, прекрасный фотограф. Эта первая его версия вертепного театра сейчас хранится у Ольги Владимировны Окуджавы. Готов ещё один вертеп – для театра «Тень» под руководством Майи Краснопольской.
Пока мы беседуем с Розой, Сергей в окружении маленьких зрителей и их не менее заинтересованных мам и пап показывает кукол, которые теперь можно потрогать, повертеть в руках, объясняет, как они двигаются в вертепном ящике, и малыши уже сами делают первые актерские попытки, разыгрывая свои диалоги, но на тот же сюжет – как же мальчишкам устоять перед соблазном самим разгромить войско царя Ирода с ним во главе?!
…Постепенно расходятся зрители, бережно собрав свои рождественские поделки. Роза и Сергей обсуждают с Кристиной и Еленой будущие совместные планы – предполагается в начале нового года провести в Центре мастер-класс вертепного театра для детей, где они сами смогут сделать кукол и разыграть спектакли.
Проект «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» работает очень многогранно и активно. Надо ли говорить, насколько важна в наши дни такая деятельность. Это насущно необходимо сейчас – чтобы человеческие души, и детские, и взрослые обретали свободу через творчество, поскольку любое творчество – созидание, формирующее душу, возвышающее ее.
Зрители расходятся, но прежде много раз сердечно и искренне звучит в галерее, обращенное к Кристине и Елене, к Розе и Сергею хорошее русское слово СПАСИБО, которое, кстати говоря, произошло из сочетания двух, не менее прекрасных – СПАСИ БОГ…
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых