Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
29 января 2012  «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим»

И взыщете Меня и найдете…

Икона
Икона «И взыщете Меня и найдете»
(Спас Нерукотворный)


Каждая икона Юрия Кузнецова особенна. Но сегодня мы хотим поделиться с вами совершенно необыкновенным иконным образом. Его условно можно назвать «Спас Нерукотворный», суть же этого образа записана иконописцем на обороте иконы: «и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Ветхий Завет, «Книга пророка Иеремии», 29:13).

Лик Христа проявляется из глубины золотистого сияния, и становится ясно, что мягкость золотистого мерцания, его приглушенность – это необходимый зрительный фильтр: не могут телесные глаза человеческие безвредно, видеть слепящий Свет Фаворский, оттого и пали ниц апостолы на святой горе Фавор перед преобразившемся Христом (Мф. 17:1-8), и потому на иконе – будто легкий флер колышется между зрителем и истинным образом Иисуса.

Иконный образ - центр сакрального пространства

Этот флер и есть тот образ, который и являет собой икона: не плоский схематичный рисунок, а пространственное изображение, в создании которого зритель (молящийся) играет важную роль. Он «обладающий соборной и индивидуальной исторической памятью, определенным духовным опытом и знаниями, в некотором смысле участвует в создании данного пространственного образа. При этом сам образ существует объективно как некая подвижная структура, меняющая свои элементы в зависимости от индивидуального восприятия — те или иные аспекты пространственного целого могли быть актуализированы или временно скрыты»1. Как говорит о своих иконах Юрий Кузнецов: «глаз сам смешает цвета по вере молящегося».

Алексей Михайлович Лидов  и Кристина Кондратьева
Известный византолог и историк искусства, руководитель Научного Центра восточно-христианской культуры, член-корреспондент Российской Академии Художеств Алексей Михайлович Лидов и Кристина Кондратьева, автор проекта Икона XXI века.Кузнецовское письмо, в артгалерее «Кристина» перед образом «Спас Нерукотворный» кузнецовского письма
Сегодня, говоря о формировании человеком конкретной среды своего общения с высшим миром, будь то храмовое помещение или домашний угол с любимыми образами, введена концепция «иеротопии», согласно которой создание сакральных пространств должно быть рассмотрено как особая сфера творчества2. Некоторое время назад мы познакомили вас со статьей Ильи Николаевича Вольнова, к.т.н. (МГТУ им. Н.Э. Баумана) и ведущего научного раздела нашего проекта, «Иеротопия «кузнецовского письма»». В данном случае именно через икону при помощи человека формируется это пространство. «Постоянное сопряжение и интенсивное взаимодействие иерофании (мистического), - как полагает историк и теоретик искусства А.М. Лидов, - и иеротопии (плода ума и рук человеческих) определяет самые существенные черты создания сакральных пространств, понятого как вид творчества»3

Для восприятия иконного образа большое значение имеет свет: его цвет, интенсивность, направленность, так как каждая точка, и каждый лепесток имеет свою выпуклую отражающую поверхность. Этот новый подход к написанию иконы расширяет ее плоскостные границы. Кроме того, аромат миро, которым окропляется каждая икона, также призван быть включенным в особое многомерное пространство, ею создаваемое.

И.Н. Вольнов
Илья Николаевич Вольнов, к.т.н.
(МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Икону «кузнецовского письма» нужно рассматривать только как пространственную и нельзя применять к ней привычные категории, характерные для плоскостного искусства. Ей присущи такие черты иеротопии, как «перформативность, драматическая изменчивость, отсутствие жесткой фиксации образа», что и формирует «живую, духовно насыщенную, всегда конкретно воздействующую среду»4

Трепет перед Невероятным

Так чего же мы ждем от иконы? Почему подолгу можем стоять перед ней, ожидая спасительного ответа? Иногда просьба к святому Первообразу, изображенному иконописцем, жизненная, бытовая, имеет конкретную, направленную основу, но сколько раз, когда в душе селится непредельная, томящая сомнением оскомина, и мы даже не знаем, что сказать, о чем просить. Тогда идем к иконе, чтобы через неё обратиться к Нему, стоим перед ней молча, без молитв, в сердечной тишине, ожидая ответа, который узнаем внутренним слухом.

Всё, что дается нам по вере нашей, подразумевает до-верие, и тут необходимо – открытое сердце. Нет этой искомой открытости, закрыто сердце человеческое к Беспредельной Божественной глубине, которую несет в себе иконописный образ – ничего мы не увидим, и ничего не услышим. Открыто – и ощутим искомый трепет перед Невероятным, прекрасный страх Божий. Именно этот страх Божий подскажет, что мы уже заглянули в мир Горний, где есть Его присутствие, и Он уже говорит с нами…

Освящение иконы Ю.Э.Кузнецова

Освящение иконы «И взыщете Меня и найдете»
25 января 2012 года в артгалерее «Кристина» священник Храма священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве отец Алексей освятил икону «И взыщете Меня и найдете» (Спас Нерукотворный) «кузнецовского письма».

И конечно всему предшествует взыскание Бога всем сердцем – внутри себя. Это главная задача верующего христианина, как, кстати, об этом в проповеди в праздник Крещения Господня говорил иерей Дмитрий Рощин, священник храма Святого Антипы в Москве. Богоявление может случиться только так – один на один, для каждого – лично, и это знание Бога никому невозможно ни объяснить, не передать.

А 25 января 2012 года в артгалерее «Кристина» другой священник этого же храма - отец Алексей освятил икону «Спас Нерукотворный» кузнецовского письма.

Лик Солнца Правды

По колористике образ весьма отличается от яркой, полихромной, переливающейся палитры предыдущих образов его кисти. Основной тон этого списка «Спаса Нерукотворного» – золотистый, солнечный, и лик Иисуса, вписанного, как полагается по канону в круг, с крестовым и округлым нимбом вокруг головы, если смотреть на икону поверхностно, холодным взглядом, покажется едва различимым. Только если вы сможете достичь перед ней требуемой степени внутреннего молчания, тишины мыслей и чувств, которая необходима для молитвенного состояния духа, – она начнет открываться вам.

В отличие от канона, где взгляд Спаса направлен слегка в сторону, очи Господа направлены прямо на того, кто находится перед Ним. И, если вы, глядя на этот лик, почувствовали на себе Его взгляд, то поймёте, что означали слова Ветхого завета – ходил перед Богом (Быт. 5:24). Это значит – жил, всё время чувствуя на себе Его взгляд, останавливающий от всякого неверного действия. Жил бесстрашно и по чести, не стыдясь себя и своих поступков.

Освящение иконы «И взыщете Меня и найдете»
Освящение иконы «И взыщете Меня и найдете»
(Спас Нерукотворный) «кузнецовского письма».

Чем более вы сосредотачиваетесь на изображении, тем более его кажущаяся однотонность уходит, а всплывают голубые, розовые, белые тона. Икона просветляется, будто где-то в глубине неё восходит светило, да это и не удивительно, ведь на ней – Лик Солнца Правды. Четче становится динамичный орнамент, бесчисленные завитки которого цветут по всему полю, они прорастают, расцветают на глазах, и вот уже все живее дышит райским садом, а с иконы все яснее и яснее проступает великолепный одновременно строгий и любящий лик Господень.

Чтобы увидеть это – необходимо одно условие. И это условие начертано в строках ветхозаветного пророка Иеремии (29:13), где Бог устами пророка призывает взыскать Его всем сердцем, а они – записаны иконописцем Юрием Кузнецовым на обратной стороне доски иконы, и являются ключом к восприятию всего, что заключает в себе этот образ во всей полноте. Кузнецовский «Спас Нерукотворный» – великолепная иллюстрация к понятию иеротопии, поскольку она содержит такой объем сакрального пространства, о котором мы уже не раз упомянули, что способна возвести верующую, взыскующую Бога и готовую к принятию Его душу, к порогу Царствия Небесного, включая её в со-действие, со-существование с Вышним здесь и сейчас.

Так свершается таинство Богоявления, и эта икона – такое же окно, сакральный тоннель, в котором встреча дольнего мира с миром Горним становится реальной.

____________________________________
1 А.М.Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009. С. 23
2 А.М.Лидов. Иеротопия . Пространственные иконы и образы парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009. С. 4
3 А.М.Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009. С. 10
4 А.М.Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009. С. 20

<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru