Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79850006282
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

статьи

 

Кузнецовское письмо. Новое иконописание в России

В мире иконы все возможно.
Этот мир радует ощущением свободы.1

М.Алпатов

Первая выставка икон ковровского мастера Юрия Кузнецова прошла в сентябре 1996 года на Гоголевском бульваре в Москве в здании международного Фонда содействия ЮНЕСКО. Выставка называлась «Отец и сын». На ней была представлена коллекция живописи и графики Эроса Кузнецова – отца и иконы его сына – Юрия Кузнецова из частного собрания. Тогда, десять лет назад, те, кому удалось побывать на выставке или в мастерской иконописца, пророчили его творчеству большое будущее.

В 2000 году в районе Истринского водохранилища началось возведение храма, специально построенного для икон Ю.Э.Кузнецова – деревянный шатровый храм о четырёх рукавах и пяти куполах. В 2004 году в программе «Время» первого канала телевидения показали сюжет, в котором иконы Юрия Кузнецова были названы «иконописью XXI века». После этого за два года прошел ряд персональных выставок во Владимире, Москве, Муроме. В 2005-м была написана икона «Покров Пресвятой Богородицы» для храма Покрова на Нерли и освящена владыкой Евлогием - архиепископом Владимирским и Суздальским. В декабре того же года увидела свет тысячная икона «Троица ветхозаветная». 15 марта 2006 года особый метод иконописания Ю.Э.Кузнецова был зарегистрирован Российским авторским обществом как «кузнецовское письмо», о чем было выдано свидетельство № 9779.

Юрий Кузнецов. Икона «Иисус в белых одеждах»
Юрий Кузнецов.
Икона «Иисус в белых одеждах»

Некоторые иконы находятся в музейных собраниях, многие в храмах, большинство в частных коллекциях. И дело даже не в том, что его иконы отличаются от других по визуальному восприятию. Они оказывают сильное эмоциональное воздействие благодаря тому, «что заложено в них глубже всякой внешней выразительности или красоты и что может достичь нас, ранить в душу или исцелить»2.

В чем же собственно состоит суть «кузнецовского письма»? Как оно соотносится с каноном – осью, на которой держится иконописание, и в чем его современность?

В основе написания икон помимо традиционного списка образа святого используется метод соединения древнерусского «узорочья» и французского «пуантилизма». Округлые капли темперы всевозможных оттенков, выкладываются подобно драгоценным камням по определенному рисунку на поле иконы, нимбе и одеждах святого. Их красочные переливы создают впечатление живой, вибрирующей поверхности, окаймленной тонкой жемчужной нитью. Фоновое пространства ковчега, в отличие от традиционного золота, призванного передать божью благодать, заполнено разного размера точками темперы светлых оттенков, выстроенных геометрически равномерно. По словам Юрия, он раскладывает золото или «свет» иконы на отдельные цвета и равномерно «разливает» его по поверхности. Таким образом он просвечивается сквозь все красочные слои. Личное письмо выполнено в охристых тонах и наименее подвержено стилевым изменениям. Лики Казанской Божьей Матери и Спаса Ярое Око также пишутся бесчисленным множеством охристых точек, почти незаметных глазу.

На заготовку наносится несколько слоев цветного грунта: от двух до четырех. Несмотря на то, что за наносимыми после ровными красочными плоскостями, орнаментом и сеткой фона грунта практически не видно, этот этап Юрий считает очень важным для создания будущего образа.

На каких образцах древности Юрий Кузнецов сформировал свой неповторимый стиль?

Юрий Кузнецов. Казанская икона Божьей Матери
Юрий Кузнецов.
Казанская икона Божьей Матери

Сам иконописец говорит о том, что каждый из знаменитых иконописцев дорог ему по-своему: «Феофан Грек, при всей суровости его образов именно через движки предает их благолепие. В наше время я встречал только одного иконописца, способного повторить это уникальное явление в истории. Это Архимандрит Зенон». Икона Казанской Божьей Матери Зенона стала для Юрия Кузнецова образом, с которого делался список. Ковровский иконописец говорит о мастерстве и высокой духовности своего современника с большой охотой: «В пластике его образов чувствуется присутствие Святого Духа, так зачем же выдумывать что-то другое, когда все уже найдено».

Среди иконописцев прошлого Ю.Э.Кузнецов особенно выделяет творчество Доинисия. «Я его считаю недосягаемым, - говорит Юрий, - современность его образов, их динамика, изящество форм передают благость и божественную природу святых так, что понимаешь: этому научиться нельзя, это нужно иметь в себе, это и есть свидетельство принадлежности к святости». «У Семена Спиридонова Холмогорца то же изящество форм, - продолжает иконописец свои размышления, - соединенное с золотым орнаментом. Здесь труда не видно. Чтобы так писать, нужно обладать особой божественной чувствительностью». Интересно отметить, что при удаленном взгляде на житийные иконы Холмогорца, их клейма «сливаются в сочетания золотых, зеленых и красных пятен, напоминающих причудливостью очертаний узор басмы с вкраплениями эмали, и становятся пышным декоративным обрамлением фигуры в среднике»3. Именно это явление происходит на иконах Юрия Кузнецова: житийные сцены в пространстве иконы как будто зашифрованы в орнаменте поля и переведены на другой план восприятия.

Выбор иконного образа зависит от пожелания заказчика, но чаще всего Юрий сам определяет какой образ необходим человеку для его личной жизни и судьбы. «Тебе с такими приступами тоски нужна Казанская, – говорит он молодой женщине, пришедшей за советом и утешением, – Она поможет удержать тебя в трудные минуты от ненужных поступков». «Тебе – говорит другой, – Спасителя писать пока рановато, лучше Невесту Неневестную, она покровительствует всем женщинам».

Сам Ю.Э.Кузнецов говорит, что это не он делает выбор, а Святой изъявляет желание явиться.

Среди всего разнообразия иконографических типов икон Ю.Э.Кузнецова особенно интересны семейные. На них одновременно представлены покровители всех членов семьи. Проблема сохранения семьи в настоящее время стоит чрезвычайно остро. Никакие внешние факторы более не удерживают ее от распада. Зачастую люди ищут поддержки у своих небесных покровителей, дабы не искривлять линии своей жизни или мягче переносить повороты судьбы. К самому Ю.Э.Кузнецову судьба в этом отношении оказалась благосклонна. Рядом с ним вот уже почти 30 лет любящая жена Елена. Именно благодаря ее заботе и вниманию Юрий имеет возможность полностью отдаваться иконописному делу.

Произнося словосочетания: «линия жизни», «повороты судьбы» мы даже не задумываемся о том, что тем самым проецируем наше бытие на плоскость как некий орнамент. С детства нас учат определять возраст дерева по количеству колец на его срезе. «Изысканная красота сложной природной формы – естественная, непредумышленная экспрессия ростка или ветки, упругость стебля, симметрия цветка и кружево вырезанного листа – раскрывается в орнаменте с редкой чистотой, с наглядностью, которой не дано достичь живописному или графическому натюрморту. Поэзия живой природы получила именно в орнаменте древнейшее свое воплощение и притом необычайно высокое»4. Если бы последствия наших действий и мыслей можно было бы увидеть подобно следам, оставленным на мокром песке, мы вполне могли бы получить особый узор, складывающийся в орнамент.

Юрий Кузнецов. Икона для дьяконских врат иконостаса «Архангел Михаил»
Юрий Кузнецов.
Икона для дьяконских
врат иконостаса
«Архангел Михаил»

В своих иконах Юрий Кузнецов использует определенные типы орнамента. От остроты лепестка зависит характер будущего святого. Точнее наоборот житие святого задает соответствующий орнаментальный мотив. Основной организующий принцип орнамента – подчинение избранного мотива определенной системе повторов, включение его в систему, построенную по законам симметрии. Можно сказать, что в иконах Кузнецова степень упорядоченности орнамента достигла наивысшей выразительности, которая также позволяет говорить о рождении нового стиля. Никогда прежде орнамент в иконах не играл столь значительной роли для передачи молельного образа. Отличительной чертой «кузнецовского письма» является его универсальность: с его помощью можно передать любое состояние, любой образ. Для написания, к примеру, Пророка Ильи или Ивана-воина используется строгий орнамент. Юрий Кузнецов полагает, что добро не имеет острых углов, в подтверждение этому орнамент на его иконах «круглится», сохраняя при этом свои пропорции и стройность.

Ю.Э.Кузнецов в прямом смысле единственный иконописец, пишущий подобные иконы. Его метод достаточно сложный, требующий прежде всего большой внутренней работы. Являя образ Христа, Богородицы или святого для конкретного человека, Юрий «входит» в его личность, проникается его жизнью и судьбой. Поэтому один и тот же иконографический тип может предстать в совершенно разных цветовых и орнаментальных сочетаниях. Для этого нужно врожденное чувство цвета, так как логически разложить такую икону по цветам нельзя.

В конце XIX века во Франции Ж.Сёра пытался научным путем подойти к методу разложения сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на холсте чётко различимыми раздельными мазками в виде точек или небольших прямоугольных линий в расчёте на оптическое смешение этих мазков при восприятии картины зрителем. Так импрессионизм дал жизнь удивительному по своей смелости направлению – пуантилизму (от франц. pointiller — писать точками). Данный метод основывается на том, что «цвет управляется определенными законами»5, что «одновременный контраст цветов заключает в себе все видоизменения, каким подвергаются разного цвета объекты в своем физическом составе и в силе тона их собственных цветов, когда на них смотрят одновременно»6. Благодаря этому происходит «взаимопроникновение всех цветов и оттенков в их чистом виде»7.

О трудоемкости данного метода свидетельствует как небольшое число созданных Ж.Сёра работ (автору удалось написать всего лишь семь (!) больших полотен), так и ограниченное число последователей. Возможно именно за трудоемкость, несоизмеримую по затраченным усилиям с результатом, как это казалось современникам Ж.Сёра, его метод подвергался критике за излишнюю научность и рациональность, входящую в противоречие с принципами интуитивизма импрессионистов.

Стремление к работе с чистым цветом Ж.Сера носило чисто научную подоплеку. Возможно, именно поэтому его обвиняли в излишней техничности.

Юрий Кузнецов. Икона «Троица Ветхозаветная».
Юрий Кузнецов.

В случае иконописи Юрия Кузнецова в основе его метода лежат совершенно иные мотивы. Иконописцы на протяжении многих веков работали с чистым цветом. «Чистые цвета не только радуют глаз, давая ощущение предельно полнокровной красочности. Они еще дают уверенность, что представлены не такие предметы, которые каждый способен увидеть рядом с собой, но такие, о которых можно только мечтать, которые доступны только возвышенному созерцанию»8. В этом Юрий Кузнецов следует своим предшественникам, когда «чистота и яркость красок в иконописи понималась как выражение освобождения от мрака, от бескрасочности, от беспросветности, как высокая цель, к которой стремилась каждая благочестивая душа»9.

В отличие от французских пуантилистов, в основе «кузнецовского письма» лежит жизненная реальность. «Все состоит из точек, – полагает Юрий Кузнецов, – вся жизнь, все действия. И именно из точек – «кругляшов», а не черточек или квадратиков. Потому что только кругляш может жить самостоятельно – он круглый со всех сторон и поэтому сам себя охраняет. У него есть границы, и они должны быть круглые, чтобы быть везде одинаковыми. А если бы был мазок, то он был бы разный в длину и ширину в этом уже есть своего рода беззащитность. А кругляш – «крепыш». Ведь никто не скажет: «Вот идет крепыш длинный и худой». Крепыш должен быть круглым».

И еще, Ю.Э.Кузнецов говорит о том, что наш мир – это бесконечное количество взаимопроникающих сфер, существующих одновременно. В форме сферы нет ни начала ни конца и в этом она идентична нашей Вселенной, в которой как в ленте Мёбиуса происходит вечное движение.

Юрий Кузнецов. Пресвятой Богородицы «Всецарица»
Юрий Кузнецов.
Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

К иконам Юрия Кузнецова уже сейчас относятся со всей строгостью. От них ждут чудес: исцелений, помощи в делах, в установления мира и гармонии. При жизни художника-творца как-то не принято говорить о его величии – это не скромно и даже неуместно, и при том всегда есть опасность ошибиться. А вдруг после никто и не вспомнит? Да и как он может быть каким-то особо выдающимся, когда мы его хорошо знаем? Это тот самый, из соседнего подъезда? Да полно. Тем более трудно пробивается «всякое новшество». Прежде чем оно окажется воспринятым потребуется «гибель множества глупцов»10. И становится даже как-то обидно. Неужели мастер должен сначала уйти в мир иной, чтобы быть признанным? Хотя, справедливости ради нужно отметить, что признание в разной степени касалось Юрия Кузнецова своим крылом на протяжении всей жизни.

Все началось в далеком 67-м с почти анекдотичного случая в армии, когда к молодым бойцам вышел сержант и строгим голосом спросил, есть ли среди них художники. Что произошло в тот момент с рядовым Юрием Кузнецовым неизвестно, но в следующее мгновение он уже стоял перед строем готовый исполнить на заказ любой шедевр. Сработало то же, что заставило героя романа Ильфа и Петрова Остапа Бендера выдать себя за художника. Просто очень хотелось им быть. Результат оказался неплохим: изображение берлинского монумента героя-солдата с девочкой на руках был принят сослуживцами на ура. И никто не знал, что горе-художник от страха стал писать его фигуру с ноги, без всякой разметки, сразу красками, и так как на душу придется.

Юрий Эросович Кузнецов любит повторять, что его рука сама пишет, сама выбирает краски и кисти. Казалось бы, что это означает? Как рука может писать сама? Разве она не является лишь послушным исполнителем воли художника? Интересное объяснение этому явлению можно найти в работе о. Павла Флоренского «Иконостас». В ней он вводит понятие ума, «который сидит в пальцах и руке художника»11. Этот «ум, без ведома головы понимает метафизическую суть всех <…> силовых соотношений изобразительной плоскости»12, глубокое проникновение в которую позволяет найти «собственное свое духовное устроение, собственный свой метафизический стиль»13.
Юрий Кузнецов. Икона для дьяконских врат иконостаса «Архангел Гавриил»
Юрий Кузнецов.
Икона для дьяконских
врат иконостаса
«Архангел Гавриил»



Наш мир состоит из всевозможных цветовых сочетаний. Просто? Да. Каждый предмет и каждое явление может быть передано определенным цветом или их комбинацией. Еще проще. Эмоции, психологические состояния: агрессия – красный, чистота – белый, благодать – перламутровый. Символика цвета существовала с древнейших времен. А что если задуматься об этом серьезно. Как должен себя чувствовать человек, входящий ежедневно в подъезд, стены которого выкрашены в «таинственный» коричнево-зеленый цвет? Если каждое заболевание имеет свой цветовой спектр, то и организм в здоровом состоянии подлежит цветофиксации.

Приведу простой пример. Испытывая боль, и не имея возможности быстрого избавления от нее человеку остается только одно: мысленно принять ее и постараться найти психическое равновесие, которое позволило бы ему продержаться до того момента, когда боль уйдет. Каждый индивидуум решает эту задачу по-своему. Глаза, если они открыты и способны воспринимать зрительные образы могут стать мощнейшим инструментом. И если в этот момент перед ними появится реально направленный на гармонизацию образ, то результат не заставит себя долго ждать. Остается только поставить серию экспериментов, и мы непременно выявим закономерности, а, следовательно, и новые способы лечения.

Видя широкие перспективы данного направления, директор одной из медицинских клиник г. Владимира предложил Ю.Э.Кузнецову написать иконы, специально направленные на исцеление. Так появилась икона Всецарицы Небесной. Еще ранее были созданы целые циклы цветовых энергетических матриц, для помощи в излечивании от определенного вида болезней, посредством созерцания. За короткое время владимирской клиникой было собрано большое количество положительных отзывов от пациентов. В настоящее время в одной из московских клиник ученые исследуют эффект лечебного воздействия этих икон.

Как и полагалось с древних времен, иконы Юрия Кузнецова соответствуют всем доводам, выдвинутым в VIII веке защитниками икон в пользу иконопочитания: богословскому, вероучительному, сотериологическому, философскому, дидактическому, воспитательному, прагматико-психологическому, эстетическому и содержательно-терминологическому14.

При долгом созерцании этих икон создается впечатление, что в строгости ликов, в причудливом переплетении линий орнамента и неожиданных сочетаниях цвета заложена информация обо всем: от сложных процессов устройства мироздания, до способа разрешения простых житейских ситуаций. И в этом их необычайная современность. Каждое новое поколение рождается с иным сознанием, требующим новых подходов к развитию и раскрытию. Учитывая образ жизни человека XXI века, особенно живущего в крупном городе в непрерывном состоянии on line, проанализировать непосредственное влияние молельного образа на конкретные факты в жизни человека практически не представляется возможным. Сколько времени готов потратить современный человек, чтобы предаться молитвенному предстоянию перед иконой? А ведь молитва – это ключ к изменению внутреннего состояния, то есть к преображению человека. Не говоря уже о посте и остальных обязательных составляющих жизни истинного христианина. Поэтому на иконописца возлагается непосильная ноша: заложить в иконе ВСЕ, сделать ее не «закрытым окном с росписью», а прозрачной, «как очищенное стекло, через которое можно видеть бесконечные дали»15.

Кристина Кондратьева,
искусствовед, руководитель иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо»

___________________
1Алпатов М. Краски древнерусской иконописи. М., 1974. С. 7
2Антоний Митрополит Сурожский. Труды. М., 2002. С. 716
3С.И.Масленицын. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 34
4Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? М., Галарт, 1998. С.130
5Джон Ревалд. Постимпрессионизм. С.-Пб, М., 1962. С.53
6Chevreul. La Loi du contraste simultane des couleurs, гл. I, раздел № 78
7Джон Ревалд. Постимпрессионизм. С.-Пб, М., 1962. С.56
8Алпатов М. Краски древнерусской иконописи. М., 1974. С.9
9Алпатов М. Краски древнерусской иконописи. М., 1974. С.8
10Ф.Ф. Арт модерн, 20 января 1889 г.
11П.Флоренский. Иконостас. М. АСТ, 2005, С. 109
12П.Флоренский. Иконостас. М. АСТ, 2005, С. 110
13П.Флоренский. Иконостас. М. АСТ, 2005, С. 110
14Валерий Лепахин. Икона и иконичность. С.-Пб., 2002. С.29-30
15Антоний Митрополит Сурожский. Труды. М., 2002. С. 716
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (985) 000 62 82
kk@iconkuznetsov.ru