Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79850006282
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

статьи

 

Плоды добродетелей богоугодных

«Дерево, утвержденное корнями в земле,
растет и приносит плоды.
Душа человеческая,
утвержденная верою и любовью в Боге, как корнями духовными,
также живет, возрастает духовно
и приносит плоды добродетелей богоугодных,
коими душа живет и будет жить в будущем веке»1 .

Иоанн Кронштадский

Икона Божией Матери Владимирская, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Божией Матери Владимирская, иконописец Юрий Кузнецов

В этом году мы отмечаем 60-ти летний юбилей удивительного человека, положившего начало новому стилю русской иконы, художника-иконописца Юрия Эросовича Кузнецова. Первая встреча МЦР с творчеством Ю.Э.Кузнецова произошла пять лет назад. На ежегодной международной октябрьской конференции в рамках выставки художников-космистов была представлена икона Ю.Э.Кузнецова «Богоматерь Владимирская», выполненная в необычной технике. Округлые капли темперы различных оттенков, подобно драгоценным камням были выложены по определенному рисунку на поле иконы, нимбе, одеждах Богородицы и Спасителя. Красочные переливы создавали впечатление живой, вибрирующей поверхности, окаймленной тонкой жемчужной нитью. Фоновое пространства ковчега, в отличие от традиционного золота, призванного передать «божественный свет», было заполнено точками светлых оттенков, выстроенных геометрически равномерно. По словам Ю.Э.Кузнецова, он раскладывает этот «свет» на отдельные цвета, затем «разливает» его по поверхности, отсюда сильный эффект свечения. Этот особый метод иконописи 15 марта 2006 года был зарегистрирован Российским авторским обществом как «кузнецовское письмо».

Воскресение Христово, иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Воскресение Христово», иконописец Юрий Кузнецов

«В наши дни кажется, что трудно удивить и сделать что-то такое, от чего замирает дух, и ты словно присутствуешь при рождении чуда, - написал в книге отзывов академик Российской Академии естественных наук Л.Зорин во время персональной выставки иконописца, проходившей в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха в январе-феврале 2005-го года, - такое ощущение у меня остается от выставки работ Ю.Э.Кузнецова. Когда за плечами православия несколько веков установившихся традиций, где у истоков стояли Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков, только другой угол зрения и другая художественная техника, отвечающие глубокому проникновению в духовный мир святых отцов и великомучеников, способны сделать качественно иной шаг в постижении непостижимого» 2.

Задача усложняется еще и тем, что «икона не является выражением опыта только того человека, который ее пишет, она является выражением всецерковного опыта. <…> Художник не выдумывает икону, он погружается в богопознание, общее для всей Церкви, которой принадлежит <…>. Он приобщается через свою плоть, через свое сердце, через свою мысль ко всей тайне постепенного познания Бога в пределах человечества»3.

Именно на это «погружение в богопознание» ушли многие годы жизни Ю.Э.Кузнецова, прежде чем он получил благословение на иконописание. Среди иконописцев прошлого Ю.Э.Кузнецов особенно выделяет творчество Доинисия. «Я его считаю недосягаемым, - говорит иконописец, - современность его образов, их динамика, изящество форм передают благость и божественную природу святых так, что понимаешь: этому научиться нельзя, это нужно иметь в себе, это и есть свидетельство принадлежности к святости». «У Семена Спиридонова Холмогорца то же изящество форм, - продолжает иконописец свои размышления, - соединенное с золотым орнаментом. Здесь труда не видно. Чтобы так писать, нужно обладать особой божественной чувствительностью». Интересно отметить, что при удаленном взгляде на житийные иконы Холмогорца, их клейма «сливаются в сочетания золотых, зеленых и красных пятен, напоминающих причудливостью очертаний узор басмы с вкраплениями эмали, и становятся пышным декоративным обрамлением фигуры в среднике»4. Именно это явление происходит на иконах Юрия Кузнецова: житийные сцены в пространстве иконы как будто зашифрованы в орнаменте поля и переведены на другой план восприятия.

Храм Св. Николая на Истринском водохранилище с иконами Ю.Э. Кузнецова

За последние три года в творческой жизни иконописца произошло немало интересных событий. В районе Истринского водохранилища завершилось оформление храма Святого Николая Чудотворца – деревянного шатрового храма, специально построенного для икон Ю.Э.Кузнецова. В сентябре 2006 года Общероссийское общественное движение «Россия Православная» наградило иконописца медалью «За жертвенное служение» и «Петровской грамотой». В ноябре того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II лично благословил Ю.Э.Кузнецова. В конце 2007 года иконописец принял участие в благотворительном проекте «12 очень хороших работ», посвященном образу Святого Георгия Победоносца. В рамках проекта его икона была передана в дар Мещовскому Свято-Георгиевскому мужскому монастырю. Наряду с другими выдающимися людьми иконописец вошел в книгу «Наши современники – гордость Владимирской области». Написал икону Владимирской Божьей матери, которую 28 августа этого года преподнесли в дар Свято-Успенскому кафедральному собору г. Владимира в честь празднования его 850-летия. Об уникальном иконописце много писали журналисты столичных и областных газет и журналов.

Многообразная икона в храме Св. Николая

Что же так привлекает всеобщее внимание и выделяет творчество Ю.Э.Кузнецова среди других? Прежде всего, необычные иконы оказывают сильное эмоциональное воздействие благодаря тому, «что заложено в них глубже всякой внешней выразительности или красоты и что может достичь нас, ранить в душу или исцелить»5. Икона – это божественное откровение. Раскладывать святой образ на составляющие элементы и подвергать анализу кажется кощунственным и, тем не менее, любому исследователю не избежать этого, если он хочет действительно познать предмет своего исследования. В чем же собственно состоит суть «кузнецовского письма»? Как оно соотносится с каноном – осью, «на которой держится иконописание»6 и в чем его современность?

Технология создания иконы продолжает сохранившуюся до нашего времени многовековую традицию. Деревянная заготовка готовится из липы. На нее наклеивается поволока – ткань для защиты доски от растрескивания, затем наносится левкас. Слои левкаса полируются, в результате чего получается достаточно пластичная заготовка.

Икона Казанской Божией Матери, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Казанской Божией Матери, иконописец Юрий Кузнецов

На следующем этапе создания иконы происходит сбор полной информации о святом, образ которого должен явиться людям. В результате у иконописца в сознании возникает определенный цвет, соответствующий эпохе и жизни святого. Исходя из этого, на заготовку наносится несколько слоев цветного грунта: от 2 до 4. Несмотря на то, что за наносимыми после ровными красочными плоскостями, орнаментом и сеткой фона грунта практически не видно, этот этап Юрий считает очень важным для создания будущего образа. Профессор Государственной Технологической академии г. Коврова Е.П.Тетерин полагает, что в это время иконописец неосознанно воспринимает вибрации всеобщего информационного поля накопленного человечеством, – поля философского осмысления действительности, откуда творческие люди, независимо от сферы деятельности черпают свои идеи. Кроме того, профессор говорит о том, что существующая с конца XIX века в физике драматическая борьба двух идей: дискретности и непрерывности, в XX веке привела к пониманию существования явлений, (например, света), одновременно обладающих этими отрицающими друг друга свойствами. Именно это совмещение несовместимого нашло свое отражение в иконах Юрия Кузнецова: через дискретное точечное письмо показывать вечное и непрерывное. «Отсюда, - полагает Е.П.Тетерин, - сильнейшее эмоциональное воздействие. Раньше это было бы невозможно, так как во всеобщем информационном поле идея не была сформирована. Юрий Кузнецов сумел воспринять выстраданную физиками идею и, преломив ее, передать в иконах».

Фрагмент иконы Преподобный Серафим Саровский чудотворец, иконописец Юрий Кузнецов
Фрагмент иконы Преподобный Серафим Саровский чудотворец, иконописец Юрий Кузнецов

Поверх грунта наносится список будущего образа, затем заливаются цветом основные фрагменты, далее очень тщательно выписывается орнамент (на его разработку также ушли многие годы, сейчас он состоит всего из пяти основных элементов) и на завершающей стадии икона расцвечивается лепестками и точками, которые и создают многомерность образа. Личное пишется в последнюю очередь. В пластике фигур святых образов икон Юрия Кузнецова нельзя отметить следование определенной эпохе или школе. Для создания каждой конкретной иконы делается «индивидуальный» список.

Иконы пишутся по разным поводам: мерная для новорожденного; венчальная для молодоженов; именная для личного заступничества святого; семейная, для сохранения и укрепления семейных уз. Есть святые – покровители в делах, другие – поддерживают здоровье, существует даже святой, образ которого пишут специально для ушедших из жизни, не прошедших обряда крещения.

Очередь на иконы Юрия Эросовича Кузнецова расписана на несколько лет вперед, у самого автора нет икон, написанных для себя. Поэтому, открывшаяся во Владимире в канун юбилея персональная выставка иконописца стала настоящим подарком для всех любителей его творчества.

Икона Троица Ветхозаветная, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Троица Ветхозаветная,
иконописец Юрий Кузнецов

Впервые в одном зале рядом с иконами были представлены и другие работы мастера. Встречала гостей круглая тысячная7 икона Святая Троица с вогнутым ковчегом. В свое время Юрий Эросович говорил, что круг более подходит для иконы – он более совершенен, но традиция диктует свои правила. За 14 лет из-под кисти иконописца вышло более 1200 икон, и только три из них имели форму круга.

Центральное место в глубине зала заняла икона Преображение. По левую сторону от нее: Святая Троица, Ковровский Спас (икона, посвященная городу Ковров), икона Божьей Матери «Всецарица» (икона, написанная для исцеления тяжелобольных), Спас Нерукотворный и икона Божией Матери Умиление "Радуйся, Невесто Неневестная". Подобная икона, была преподнесена в дар Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. С правой стороны: Икона Покров Пресвятой Богородицы (икона, написанная для Храма Покрова на Нерли), Вознесение, Воскрешение, Моление о чаше, Богоматерь Казанская, Св. Серафим Саровский и Богоматерь Тихвинская. Выше перечислены только большие «метровые» иконы, но рядом с ними на выставке были также представлены небольшие по размеру именные иконы. Некоторым из гостей Ю.Э.Кузнецов советовал задержаться у той или иной иконы, каким-то внутренним чутьем зная, что это необходимо. Люди подолгу вглядывались в святые образы, в надежде на помощь.

Если спросить Ю.Э.Кузнецова, как икона может помочь в жизни, он ответит: «Икона пишется не силой умения, а силой веры. По вере вашей да будет вам», и улыбнется. Каждому и дается по вере. Чудом остается нетронутой огнем во время пожара стена, отделяющая пылающие склады от других площадей предприятия (на стене кабинета директора была икона Св. Троицы, во время пожара он, находясь в кабинете, неустанно молился); почти слепая женщина неожиданно для себя начинает видеть иконы (этот случай произошел на выставке икон Ю.Э.Кузнецова в г. Муроме); больной малыш просыпается наутро совершенно здоровым (его мать долго молилась перед образом иконы Пресвятой Богородицы "Огневидная"); у молодой пары, отчаявшейся иметь детей, после 4-х лет мучительного ожидания рождается чудная дочка (родители связывают это с появлением в доме иконы Ю.Э.Кузнецова, который в последствие стал крестным отцом девочки). Зафиксированы случаи того, как иконы изменением цвета предупреждали об опасности.

Птица-Феникс, художник Юрий Кузнецов
Птица Феникс

Для многих это покажется невероятным, но люди верующие думают иначе: «Святые Божии, - пишет Св. праведный отец Иоанн Кронштадский, - близки к верующим сердцам и, как самые искренние и добрые друзья, в минуту готовы на помощь <…>. Вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца твоего, ровно как и принять по вере нужную помощь, разумею, духовную. То, что говорю, говорю из опыта»8.

«Говорю из опыта» или «пишу, потому что знаю», именно по этому принципу работает Ю.Э.Кузнецов. Посредством уникальной техники иконописец не только придает образу новое современное звучание, но и «облегчает» путь молящегося к святому. «В наше время обычный человек не способен «пробиться» к святому. В миру ему недоступны долгие посты и усердные молитвы. У него просто не хватит на это времени! Я облегчаю ему путь», - говорит иконописец. И еще: «Придумать эту технику нельзя, ее нужно было прожить…».

В иконах Юрия Кузнецова аскетизм и суровость остаются завуалированными в четких линиях орнамента, воздействуя подсознательно. Внешняя красота иконы не оставляет человека равнодушным, дальше работают заложенные в иконе многовековой опыт православия соединенный с внутренним каноном иконописца.

На этом феноменальность творчества Ю.Э.Кузнецова не заканчивается. Одновременно с иконами на выставке были представлены рисунки, которые сам художник ласково называет «почеркушки». Столь легковесное название, к которому многие уже привыкли, резко контрастирует с глубиной содержания рисунков.

Зов Вечности, художник Юрий Кузнецов
Зов вечности
Зная об уникальной способности Ю.Э.Кузнецова «видеть» в цвете любое явление или состояние, его друзья и знакомые просили написать рисунки «на заданную тему». На юбилейной выставке можно было увидеть Млечный путь, Пространство Любви, Идею, открыть Тайну пирамид и Атлантиды, услышать Зов вечности и Плеск воды, посмотреть на прекрасную Птицу Феникс, почувствовать Трепет души и Нежность. Интересна серия рисунков Сотворение, посвященная семи дням творения. Отдельным циклом идут рисунки, направленные на лечение.

«Я могу все, что угодно передать в цвете», - говорит Ю.Э.Кузнецов. Это прекрасно и одновременно трудно. Согласитесь тяжело видеть безобразие не только «формально», но еще и во всем его ужасающе кричащем цветосочетании. Но выбирать не приходится. «Стремиться видеть больше и лучше – это не каприз, не любопытство, не роскошь. Видеть или погибнуть. В такое положение поставлено таинственным даром существования все, что является составным элементом универсума. И таково же, следовательно, но на высшем уровне, положение человека»9. Поэтому Ю.Э.Кузнецов говорит, что если бы люди задумались об этом серьезно и убрали из жизни губительные цвета и сочетания, то страдания стало бы меньше. Сам он даже самые скорбные иконы пишет «радостью веры», от этого его иконы дают такой сильный заряд бодрости.

Вознесение Христово, художник Юрий КузнецовОсобого внимания заслуживают работы выполненные темперой на синей бумаге, имеющей бархатистую поверхность. Автор статьи назвала эту технику vision («вижен», от англ. «видение»)10. При изменении угла зрения можно видеть «разные» образы одной и той же картины, достигая эффекта смены освещения от утреннего света до закатных лучей. Бархат – материал достаточно сложный, быстро впитывает краску, исправлять ничего нельзя. Тонкие прямые линии выходящие из-под широкой кисти создают эффект струящегося света, мощная энергия цвета чувствует себя раскованной, поэтому зритель легко вовлекается в пространство произведения. Фактура материала с ее успокаивающей бархатностью придает изображению обволакивающую мягкость.

В дневниковых записях художника С.Н.Рериха есть интересное замечание: «В темперной живописи, где можно добиться удивительного разнообразия в разложении цвета на всевозможные оттенки, можно также использовать текстуру кисти, когда при движении по полотну получаются тончайшие параллельные линии чистого цвета. Это напластование чистого цвета может придать поверхности ощущение прекрасной насыщенности светом и жизнью»11.

Удивительная «насыщенность» внутренним светом и биением жизни придает творчеству Юрия Эросовича Кузнецова столь яркую убедительность, что вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Особенную актуальность придает ему то, что в наше время «в художественной жизни стало непреодолимо прорываться желание дать человеческой душе отдохнуть, найти спокойствие и эстетические ориентиры в кипящем колдовском «электронном супе», который готовился из любой нечисти, и чем неприятнее на вид, тем лучше»12.

Выставка икон и картин Юрия КузнецоваПройдешь по выставке Ю.Э.Кузнецова, и душа действительно успокаивается. «Спокойный, уравновешенный, элегантный, красивый, - говорят о юбиляре, - оттого и иконы у него такие». Поздравить юбиляра собрались люди, которые давно знают и любят его творчество. Те, кто не смог приехать прислали поздравительный адрес. В частности крупный российский учёный-океанолог, государственный и политический деятель, член-корреспондент РАН – А.Н.Чилинга́ров. Известный путешественник брал икону Св. Николая Чудотворца, написанную Ю.Э.Кузнецовым в экспедицию на Северный полюс.

Поздравительный адрес на церемонию открытия выставки передали: генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН Л.В.Шапошникова; председатель правления Мастер банка Б.И.Булочник и Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. «Весьма приятно, - написал Владыка Евлогий, - что добрые и святые традиции, заложенные художниками древности, не затерялись и не погибли под спудом давящих Россию социальных потрясений. Пример тому – открывающаяся выставка». Председатель Творческого союза художников России С.С.Кузин торжественно объявил о принятии Ю.Э.Кузнецова в Творческий союз художников России и от лица союза наградил серебряной медалью «За вклад в отечественную культуру».

Во время торжественной церемонии Ю.Э.Кузнецов был также награжден почетным знаком Всероссийской общественной организации ветеранов и медалью «Русская земля» от Общероссийского общественного движения «Россия Православная». Однако Ю.Э.Кузнецов подобной торжественной суете предпочитает уединение, работая по двенадцать часов в сутки. Его жизнь – это мир иконы, от которого он себя уже не отделяет. Каждая точка темперы для него живая и может рассказать о многом и даже изменить общую картину. Поэтому каждая на своем месте. Отсюда гармония и благодать.


Кристина Кондратьева,
искусствовед, руководитель иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо»

__________________________
1Св. отец И. Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб.: 2005, С. 55
2Буклет к персональной выставке Юрия Кузнецова «И к свету тянется душа…». г. Муром, сентябрь 2005 г.
3Антоний Митрополит Сурожский. Труды. М., 2002. С. 717
4С.И.Масленицын. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 34
5Антоний Митрополит Сурожский. Труды. М., 2002. С. 716
6Лепахин В. «Каноничность иконы»
7Каждая икона Ю.Э.Кузнецова имеет авторский порядковый номер. Здесь речь идет об иконе под № 1000 «Св. Троица». Прим. автора
8Св. отец И. Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб.: 2005, С. 39
9Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: "Прогресс", 1965. Пролог. http://psylib.org.ua/books/shard01/
10Название техники принадлежит автору статьи, которая позволила, как искусствовед, ввести новый термин для техники, не имеющей до этого определения или названия. Впервые об этом было упомянуто в моей статье «Видение», вышедшей в газете «Галерея изящных искусств» № 10 за 2007 год под псевдонимом Елены Серегиной
11С.Н.Рерих. Искусство и жизнь. МЦР, М., 2004, С. 73
12Швидковский Д. Утомленные некрасотой // ДИ №1 2008., с. 88
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (985) 000 62 82
kk@iconkuznetsov.ru