С первого взгляда кажется, что эти иконы усыпаны сверкающим жемчугом и драгоценными камнями, которые, соединившись в чудесной мозаике, создали неповторимые узоры и цветовые сочетания. Только подойдя к иконе совсем близко, можно разглядеть, что это живопись. Оклад иконы состоит из мельчайших округлых мазков - сотни тысяч точек слились в одно гармоничное полотно, сияющее особым радостным светом. «Красота несказанная», «предивное узорочье», «свет очей» - чтобы передать впечатления тех, кто впервые любуется иконами, написанными Юрием Кузнецовым, очень подходят эти исконно русские выражения. A еще, пожалуй, стихи Алексея Толстого:
«В стране лучей , незримой нашим взорам,
Вокруг миров вращаются миры;
Там сонмы душ возносят стройным хором
Своих молитв немолчные дары;
Блаженством там сияющие лики
Отрешены от мира суеты...» B городе Ковров Владимирской области живет автор этих необычных икон. Необычных только по технике написания, лики выписаны художником в строгом соответствии c канонической иконописью, c православными традициями.
Тридцать лет
Юрий Кузнецов изучал иконопись, прежде чем сам взялся за кисть. Свою первую икону Юрий Эросович написал после того, как чудом выжил в автомобильной катастрофе. Как-то зимой он c друзьями возвращался из Москвы, и на мосту перед Электросталью в их ПАзик на полном коду врезалась «Волга» . До сих пор неясно, как разбитый напрочь ПАзик не нырнул вниз, в мостовой пролет. Юрий Эросович, перейдя грань клинической смерти и вернувшись обратно, бросил работу и начал писать иконы. Художественного образования у него не было, но способности к изобразительному искусству, очевидно, передались от отца, профессионального художника - акварелиста. Благословение на иконопись Юрий Эросович получил от Благочинного Владимирского округа o. Стефана.
Техника, в которой работает Кузнецов, напоминает прием «жемчужного письма», использовавшийся иконописцами XVIII-XIX веков - прописывался лик, руки, все остальное расшивалось или выкладывалось речным мелким жемчугом. Вот только «жемчуг» ковровского иконописца состоит из мельчайших живописных точек — от пяти до двадцати пяти на квaдратный сантиметр.
— Мне нужен цвет, которого не существует в природе, - рассказывает мастер. — Его нельзя передать в живописи, — не существует желто-фиолетового цвета, сине-красного. А в этой технике, если положить рядышком три несовместимые по краскам точки, — так до 2000 оттенков, можно получить несуществующий тон. Впрочем, краски кажутся несовместимыми только в процессе письма, a когда заканчиваешь, — полная гармония, и те цвета, которые по логике не могут соседствовать, оказываются нужны именно здесь. Далее глаз смешивает краски сам. «По вере вашей да будет вам» — вот сколько веры, так он и смешает. Три точки, четыре, десять, двадцать... Цвет невероятный — чистый и какой-то снежный. Так не нарисуешь. A как это получается — сам не знаю.
Готовя краски к работе, Юрий Эросович,непременно добавляет к ним святую воду — так делали поколения иконописцев. Как-то он забыл это сделать — и работа не пошла: колпачки c красками стали переворачиваться, разливая содержимое. Едва упущение было восполнено, всё исправилось.
K Кузнецову приезжают художники из Софрино, жалуются — не получается y них работать в этой технике. A мастер пытается объяснить, как он пишет, но не может: — Я живу на кончике кисти, знаю, как чувствует себя капелька краски, когда она немножко жиденькая, или как кричит, когда загустевает, чтобы ее быстрее положили на место, я это чувствую. Пишу икону и чувствую ее жизнь, я не знаю как, но она дышит, движется. Я всегда изучаю житие святого.
За композиционную основу Юрий Кузнецов берет исключительно канонические формы. B основании будущей иконы на сосновой доске он прописывает тонкими линиями точный список c существующей иконы, которую намерен написать. A затем «усыпает» его, как драгоценными камнями, мельчайшими разноцветными округлыми мазками.
Более тысячи икон и складней написаны Юрием Кузнецовым, они излучают свет любви, доброты, милосердия, они способны заставить серьезно задуматься o Боге, о смысле жизни и неверующего человека. К сожалению, пока они хранятся, в основном, в частных коллекциях, музеях. Но в недалеком будущем будет построен новый храм, украшенный иконами кисти замечательного мастера Ю.Э. Кузнецова. Деревянное здание высотой 23 метра встанет близ Истринского водохранилища. Храм будет посвящен святителю Николаю Чудотворцу. B нем разместят более 500 икон, написанных Юрием Кузнецовым. Они уже вывезены и стоят, дожидаясь своего времени.
Галина Владимирская, Журнал «Божий Мир», №1(60) – 2007г.