Перед иконой Божией Матери «Благовещение», обращаясь к Богородице, молятся о получении облегчения и исцеления своих недугов и об освобождении из заточения. По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная» – стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Начиная, по крайней мере, со II века Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы.
Иконописец: Юрий Кузнецов Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера. Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.
Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.
Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.
Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
Специальное предложение на крестины Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.
Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.
Еще фото
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.
Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.
Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
Как защищает икона
Перед иконой «Благовещение» молятся Пресвятой Божьей Матери со многими просьбами. Перед образом просят Богоматерь и об избавлении от нападок врага человеческого, к Ней притекают и во всех скорбях и искушениях, которые могут нанести вред спасению души. Также молятся об исцелении от болезней, об освобождении от заключения.
Молитва Божьей Матери перед иконой «Благовещение» помогает в заступничестве Богоматери за нас в скорбях, в унынии, при разного рода искушениях. Также молятся об избавлении от болезней телесных и душевных и об избавлении из заключения разного рода – где бы и по какой причине в заточении ни оказался человек или его близкие.
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 8 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Благовещение»
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Днем празднования Благовещения было установлено 25 марта/7 апреля, оно приурочено к самому евангельскому событию Благовещения и приходится обычно на время Великого поста. Установление этой даты связано с датой Рождества Христова – с 25 марта/7 апреля по 25 декабря/7 января проходит девятимесячный срок вынашивания младенца матерью.
Икона Андрея Рублева «Благовещение» XIV в.
Сущетвует также мнение, что дата 25 марта связана с сотворением мира. «Сотворение человека было в 25-й день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить Ей имеющее совершиться чрез Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан». Так рассуждал в VI веке архиепископ антиохийский Анастасий.
Праздник Благовещения отмечается примерно с IV века, первоначально он праздновался, очевидно, в Константинополе, после открытия равноапостольной царицей Еленой святых мест, где пребывал в земной жизни, проходил свой крестный путь Господь и где Он был распят, воскрес и вознесся к Своему Отцу. Здесь, на месте знаменательных мест, связанных с жизнью Спасителя, а значит, и с земным путем Пресвятой Матери Его, по повелению равноапостольного князя Константина Великого и матери его царицы Елены были воздвигнуты многие храмы в память о евангельских событиях.
Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Мозаика Софийского собора в Киеве является самым ранним (1040-е годы) сохранившимся «Благовещением» в древнерусском изобразительном творчестве. Праздничные каноны составлены в VIII веке Иоанном Дамаскиным и в IX веке - Феофаном, митрополитом Никейским. Через праздничные песнопения Церковь доносит до верующих догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.
На Руси издавна существовал обычай в праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы» выпускать на волю птиц, которые символизируют Святой Дух, сошедший на Деву Марию. Продолжая традиции древности, ежегодно в день Благовещения в Благовещенском соборе Московского кремля Патриархом Московским совершается Божественная литургия, после окончания торжественной службы в московское небо над Соборной площадью выпускается стая белых голубей. Этот обычай был возрожден в 1995 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. По словам Патриарха эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирует дух христианской свободы, устремленность человеческой души к освобождению от пут греха и соединению с небом».
Благовещение – один из самых любимых и широко распространенных сюжетов в русской иконописи. Прекрасный пример – икона «Благовещение» XIV века кисти Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля. Кроме глубины и необыкновенной одухотворенности обликов, ее особенность заключается в том, что на заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма, как бы связывая Ветхий и Новый Заветы.
В нашей стране известны более 400 храмов, названных в честь Благовещения Пресвятой Богородицы или имеющих престолы, посвященные этому важному событию. Приведем сведения о некоторых из них.
Москва. Собор Благовещения в Кремле. XV в.
Москва. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле. Небольшой, но очень величественный Благовещенский собор долгие годы был частью великокняжеского дворца и служил домовой церковью для московских великих князей и царей. В начале XIV века на его месте стояла деревянная церковь. В конце XIV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, вместо деревянного был возведен белокаменный храм. Великий князь Иван III перестраивает Московский Кремль на свой вкус, и Благовещенский собор, благодаря трудам псковских зодчих, обретает новый чудесный облик с тремя куполами. Однако Иван IV, приняв титул царя, также решает изменить Благовещенский собор. По его велению в честь победы над врагами на четырех углах галереи собора возвели еще четыре небольшие одноглавые церкви, а на восточной стороне крыши соорудили еще два барабана с куполами. Так трехглавый храм превратился в величественный девятиглавый. Северное крыльцо Благовещенского собора часто использовалось для торжественных входов во дворец при венчании на царство или процессий в великие праздники. С 1993 года на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля в соборе совершает богослужение Патриарх Московский. Адрес: Москва, Кремль, Соборная площадь.
Москва. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Этот Благовещенский храм, расположенный недалеко от Петровского дворца, был построен в 1840-х годах на средства Анны Дмитриевны Нарышкиной в честь ее безвременно скончавшейся любимой внучки. Проект храма выполнил академик архитектуры, профессор Ф.Ф. Рихтер. На первом этаже были устроены приделы преподобных Ксенофонта и Марии, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; на втором – верхний храм в честь Благовещения. В 1904 году заселенность Петровского парка существенно возросла, и Благовещенский храм уже не вмещал всех прихожан. Тогда к нему были пристроены еще два боковых придела, в которых разместили престолы святых Симеона и Анны и Ксенофонта и Марии, а центральный престол храма освятили во имя Боголюбской иконы Божией Матери. После революции 1917 года Петровский парк и Благовещенскую церковь постигла горькая участь. Предположительно в 1934 году здание церкви было передано Военно-воздушной академии имени Жуковского и превращено в склад. Большим разрушениям храм подвергся в 1950–60-е годы, когда было разобрано его крыльцо, сняты кресты и главы, а колокольню приспособили для устройства подвесного крана. В 1991 году, после долгих переговоров, академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви. Храм был успешно восстановлен, и в нем возобновились богослужения. В настоящее время в храме находится признанная святыня – икона «Господь-Вседержитель» XVII века, обладающая, по свидетельствам прихожан, огромной духовной силой. Адрес: Москва, улица Красноармейская, д. 2, стр. 2г.
Санкт-Петербург. Церковь Благовещения. XVIII в.
Санкт-Петербург. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Благовещения на Васильевском острове была построена в 1762 году на средства петербургского купца Иродиона Чиркина. Она считается уникальным памятником архитектуры XVIII века, поскольку в ее внешнем облике соединяются черты разных стилей русского церковного зодчества того времени. Автором проекта храма стал известный архитектор Джузеппе Трезини. Благовещенская церковь среди храмов Санкт-Петербурга имеет самое большое число престолов. Их семь: во имя Святых Мучеников и бессребреников Кира и Иоанна, в честь Зачатия Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня, во имя праздника Сретения Господня, во имя Николая Чудотворца, во имя Святого Пророка Илии. Главный алтарь храма освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот храм был одним из самых посещаемых в Петербурге XIX века. В нем бывали важные государственные служащие, офицеры, профессора Императорской академии наук, в том числе М.В. Ломоносов. Во второй половине XIX века здесь действовало Благовещенское благотворительное общество, которое открыло приют для престарелых людей и бездомных детей. После революции 1917 года церковь Благовещения была причислена к охраняемым объектам как архитектурный памятник Елизаветинской эпохи. Однако в 1930-е годы в ее здании расположилась монтажная контора Управления авиационной промышленности, и в истории церкви наступили чёрные дни. В помещении первого этажа храма были размещены различные инженерные коммуникации и станочный парк, в Благовещенском алтаре – водораспределительный узел. На втором этаже пространство храма было разделено на множество кабинетов. В 1941 году в связи с участившимися артобстрелами Ленинграда был разобран центральный купол церкви. Кроме того, в войну храм серьёзно пострадал при бомбардировках. Лишь в 1992 году по прошению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна Благовещенская церковь была передана Церкви. Начались длительные и сложные восстановительные работы, которые продолжаются и теперь. В настоящее время на втором этаже храма проводятся регулярные службы. Среди икон есть и старинные, намоленные, например, с образом святого Тихона Задонского. Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, 7-я линия, д. 68.
Москва. Церковь Благовещения в Петровском парке. XIX в.
Переславль-Залесский. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Никитском монастыре. Никитский монастырь, расположенный в трех верстах от города Переславля, был основан в XII веке. Сначала все его постройки были деревянными, а при Иване Грозном в XVI веке монастырь оделся в камень. Широкую известность монастырь получил благодаря тому, что здесь подвизался преподобный Никита Столпник, прославившийся как провидец и чудотворец. Никитский монастырь неоднократно подвергался разорению со стороны литовцев и вновь восстанавливался. В обители действует три храма: памяти святого великомученика Никиты; в честь Благовещения Богородицы и над святыми вратами монастыря – церковь Архангела Гавриила. Благовещенский храм был построен в XVII веке. В нем бывал Петр I во время приездов в Переславль. К храму примыкают красивая шатровая колокольня и трапезная монастыря. После революции 1917 года монастырь был закрыт. С 1994 года он вновь стал действующим. В Никитском храме находятся мощи преподобного Никиты и преподобного Корнилия Переславского. В церкви Благовещения есть замечательная художественно-вышитая икона Святого Никиты – дар княгини Анастасии Романовны. При монастыре бьет целебный источник. Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Никитинская слобода, ул. Запрудная, д. 20.
Нижний Новгород. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре. Соборный храм в Благовещенском монастыре был построен под руководством Вельямина Черсткина в 1647–49 годах. На протяжении XVIII века он трижды пережил пожар и был сильно поврежден. Восстанавливался храм уже в XIX веке известным российским архитектором Л.В. Далем. В Благовещенском соборе хранилась монастырская библиотека, включавшая ценные рукописи и книги.
Нижний Новгород. Собор Благовещения в Благовещенском монастыре. XVII в.
Просторный подклет собора, высотой около 3 метров, до революции сдавался богатым купцам под склад, что приносило немалый доход обители. После 1917 года монастырь был закрыт, богослужения в Благовещенском соборе прекращены, но он сохранялся как памятник архитектуры. В 1974 году он был сильно поврежден ураганом и частично восстановлен. В 1991 году Благовещенский собор был возвращен Нижегородской епархии и заново освящен. В нем прошли реставрационные работы, и храм вновь стал действующим. Адрес: г. Нижний Новгород, Мельничный пер., д. 7в.
Казань. Благовещенский собор Казанского кремля. Этот собор – уникальный исторический памятник XVI века. Он был сооружен в 1562 году известным псковским архитектором Постником Яковлевым на месте деревянной церкви, заложенной по указу Ивана Грозного в 1552 году, сразу после взятия города. Первым предстоятелем собора стал святой Гурий. Вскоре храм был дополнен боковыми приделами, освященными во имя святых Бориса и Глеба и Муромских чудотворцев. В ХVII веке собор был богато украшен фресковой живописью. До наших дней в Благовещенском соборе сохранились старинные погребения пяти митрополитов и пяти архиепископов. Среди святынь храма – древняя келья архиепископа Гурия, обнаруженная в 1841 году. На восточной стороне кельи сохранилась фреска XVI века – образ Спаса Нерукотворного. В 1918 году собор был закрыт, а затем передан Государственному архиву, что стало спасением для древнего храма. В 1995 году Благовещенский собор был передан на баланс Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». А в большие христианские праздники собор вновь наполняется верующими, и под сводами древнего храма звучат торжественные песнопения. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, стр. 2.
В четвероевангелии событие Благовещения – одного из центральных богородичных праздников церковного года – описано только апостолом-евангелистом Лукой (Лк. 1. 26-38).
Из Евангелия от Луки мы узнаем, как к Невесте Неневестной явился архангел Гавриил с радостным сообщением о том, что ей надлежит стать Матерью Спасителя мира, которое Она приняла в изумлении, но безусловном повиновении.
Предание церкви говорит, что в этот момент Пречистая читала Ветхий Завет, Книгу пророчеств Исайи, и как раз об этом пророчестве (Ис. 19:1). Надо сказать, что весь Ветхий Завет изобилует пророчествами о Богоматери, начиная с Книги Бытия (Быт. 3:15), а также они встречаются в некоторых местах Псалтири царя-песнопевца Давида, от которого пошел род Девы Марии и Йосифа Обручника, и у других пророков, так что иногда на иконах «Благовещение» изображена раскрытая книга Ветхого Завета. Матерь Божья изображается здесь с пряжей в руке – символом Царства Сына Её и Её самой, также это сообщает нам, что Она ткет Сыну Своему багряную мантию, которая облечет Его плоть, пока Она будет носить Его под Своим сердцем.
Архангел будто парит в воздухе, благословляя Пресвятую Деву, Чья голова склонена в изумлении и безусловном повиновении – «се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему…» В этом повиновении есть невероятное величие и невероятная скромность – величайший пример смирения и послушания Божьей воле, которое часто сравнивают, противопоставляя, с непослушанием Евы. Она – «новая Ева», которая своим послушанием искупает первородный Евин грех, как Сын Её, Спаситель, от Неё рожденный, потом искупает все грехи человечества. Она – залог спасения человечества, о чем поется в праздничном богослужении, в тропаре к празднику.
Описание сюжета из апокрифичкеских источников
Сущность события передана Лукой достаточно ясно и полно, но о внешней его стороне сказано мало: такова особенность многих евангельских (канонических) рассказов. Апокрифы же дополняют эти рассказы подробными описаниями внешних обстоятельств событий.
Икона Божией Матери «Благовещение», иконописец Юрий Кузнецов
На основании рассказа апокрифического Протоевангелия от Иакова (10:1–10) появляется тип икон «Благовещение с рукоделием»: «Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: Сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: Соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги. Снискали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели Ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их. Она вернулась в свой дом. В это время Захария был нем, заменял его Самуил, пока не стал Захария снова говорить. А Мария, взяв багрянец, стала прясть».
Другой тип изображений Девы Марии в этом сюжете - Благовещение у источника. Литературной основой здесь также является Протоевангелие от Иакова (11:1–9): «И, взявши кувшин, пошла за водой, и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная!...», колодец также упоминается в Евангелие псевдо-Матфея (9:1–3).
Сюжет иконы «Благовещение» сохраняется из века в век, но несет в себе не только канон, но также дух и своеобразие времени, в котором она возникла. «Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой», говорил Инок Григорий Круг.
Так с течением времени на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы менялось положение фигур Архангела Гавриила и Богоматери: Богородица изображалась или резко обернувшаяся с островерхим киворием над ней и широко шагающим Архангелом, или покорно склоненная с округлым навесом над ней и спокойной фигурой Архангела. Добавлялись и исчезали отдельные детали: Богородица у колодца (такие иконы еще называют «Предблаговещением»); Царица Небесная с рукоделием в руках, прядет пурпурную завесу для Иерусалимского храма; Богоматерь в доме (в храмине) - сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.
Позднее появляется тип икон – Благовещение с книгой. Объяснением появления на иконах книги может служить шестая глава Евангелия псевдо-Матфея (6:7–9), где говорится о прилежности Марии в служении Богу. Отсюда можно сделать предположение, что в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: «Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил» (Ис. 7:14; это пророчество приводится и у Матфея - 1:23).
Почитание иконы Благовещение
Икона Божией Матери «Благовещение» как и сам праздник занимают важное место в жизни верующих. Сюжет Благовещения размещается на Царских вратах в церкви, символизируя вход в Царство Божье через Благую весть.
Икона Божией Матери «Благовещение» входит также в состав праздничного иконостаса русского православного храма. Здесь представлена земная жизнь Христа и Богоматери. Как правило, ядро ряда составляют иконы двунадесятых праздников, обычно и располагаются иконы в этом ряду в порядке их следования в церковном году.
Главная тема иконостаса – Деисусный чин, в центре располагается икона «Спас в силах», это «сердце» грандиозного символического сооружения, и здесь также повторяется сюжет «Благовещения»: напротив Богородицы находится архангел Гавриил. Особое значение события Благовещения отразилось и в системе росписи церквей, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой.
Какое чудо произошло
С иконой «Благовещение» связано событие, чудо которого невозможно сопоставить ни с одним другим чудом, – явление Боговоплощения. Этот великолепный, несказанный по значению замысел о нашем Спасении и открытии нам Царствия Божия возник ещё на заре Бытия и тонкой светлой тканью скользит по всей ветхозаветной истории человечества. А за ним и из него проистекают все прочие чудеса, творимые Господом нашим Иисусом Христом по воле Отца Его. И самое великое чудо, которое венчает всю историю новозаветной церкви, – Светлая Христова Пасха, которую мы ждем с нетерпением каждый год и так же ежегодно радуемся чуду Его Воскресения, как радовались Его Мать, жены-мироносицы и апостолы – его святые ученики.
Чудесные явления икон «Благовещение» на Руси
Широко известна история явления иконы Божией Матери «Благовещение» на стене одной из кремлевских башен в Москве. По преданию, при Иване Грозном, в башню, использовавшуюся в те времена как тюрьму, по ложному навету, был посажен некий воевода, который не мог доказать царю свою невиновность и, после его горячих молитв, на стене башни явилась самописанная икона Благовещения.
Чудесно явленная икона привлекала к себе молящихся, и вскоре у башни построили деревянную часовню, которая простояла более полтораста лет. А в 1731 году императрица Анна Иоанновна приказала построить на этом месте каменную церковь во имя Благовещения так, чтобы явленная икона находилась внутри церкви, а башня служила бы колокольней. Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона.
Икона Божией Матери «Благовещение», иконописец Юрий Кузнецов
Явленная на стене икона Божией Матери «Благовещение» (считается, что она XVII века) сохранялась долгое время. В течение столетий приходили к ней в Кремль молящиеся с просьбой о помощи. К сожалению, церковь не сохранилась до наших дней, она была разобрана в 1932 году. Придел в башне был уничтожен, и дальнейшая судьба самописной иконы неизвестна. С тех самых пор сохранилось лишь название кремлевской башни - Благовещенская.
Одна из самых ранних икон Божией Матери с сюжетом «Благовещение» находится в Государственной Третьяковской Галерее, это икона XIII века. У этой иконы Божией Матери «Благовещение» (Устюжское) есть своя история и свой день празднования. Она прославилась в 1290 году, когда юродивый Прокопий объявил жителям Великого Устюга, что Бог хочет покарать их за грехи. В определенный день, 8 июня, небо закрыли страшные тучи, черное облако надвигалось на город. Народ собрался в церкви, где вместе с юродивым молился перед иконой Благовещения. Вдруг из глаз Богородицы потекло миро. Народ воспринял этот знак как знамение слезного моления Богоматери перед Ее Сыном за род человеческий. Тучи пронеслись мимо, на пустом месте выпал, как говорится в предании, каменный дождь.
С тех пор икона считается чудотворной. В XVI веке, при Иване Грозном, она была перенесена в Москву, в Успенский собор. В Устюге же осталась копия с этой иконы. Во времена Ивана Грозного с этой чудотворной иконы было сделано множество списков.
Еще одна чудотворная икона Божией Матери «Благовещение» (Тиносская) находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Тинос в Греции и тоже имеет свой отдельный день празднования. По местному церковному преданию, эта икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Она является символом независимой Греции, так как была обретена в начале XIX века во время национально-освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига. Появление этой чудотворной иконы было воспринято в Греции как знак Божий, подтверждающий правоту национальной борьбы, так как начало освободительного движения совпало с праздником Благовещения и днем празднования этой иконы.
Икона была обретена 30 января 1823 года после чудесного видения святой монахини Пелагеи. Двумя годами раньше было также видение некоему старцу Михаилу Полизоису, но в 1821 году поиски иконы ни к чему не привели. Да и после видения монахине поиски иконы продолжались на протяжении шести месяцев, люди отчаивались и прекращали поиски, и тогда, как и возвещала Богородица, на острове начинались болезни. И вот, наконец, в январе во время строительных работ в земле была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородице. Один из рабочих копая, вытащил кусочек дерева и, очистив его, рассмотрел образ Ангела. Обрадовавшись, начали искать вторую половину иконы с образом Божьей Матери, которая была вскоре найдена.
Икона Божией Матери «Благовещение», иконописец Юрий Кузнецов
Икона была обгоревшей и расколотой, но образы Богородицы и Ангела остались невредимы. Удивительно, что несмотря на большую влажность и нахождение в течение нескольких столетий в земле, икона сохранилась. Техника написания иконы свидетельствует о ее происхождении в начальные годы христианства. Ну а чудотворная сила, исходящая от иконы, свидетельствует об ее благословении Самой Божьей Матерью и, следовательно, авторство иконы приписывается апостолу Луке. Со времени открытия Тиносской иконы Богородицы записано более 70-ти чудесных событий.
Значение иконы
Событие, отраженное на иконе, невероятно многозначно. Оно предрекалось всем Ветхим Заветом, давая человеку смутную надежду, что будет нечто, что даст искупление его грехам, но тайна эта была сокрыта на многие века, пока из недр колена Давидова не выкристаллизовалось великое чудо – единственная Дева, которая могла понести Того, Кто стал Солнцем Правды, Богом словом и Спасителем всего человеческого рода, – «новая» Ева, со смирением принявшая то, что судил Ей исполнить Всевышний. Её смирение спасло всех. Приснодева явилась истоком нашей возможности узнать Господа через Слово Его, почувствовать на себе все несказанное Его Милосердие, указание верного пути в Царство Божие. Бог открылся нам во всей Его полноте. Он голодал, уставал, недосыпал вместе с Его учениками, а Матерь Его, зная предназначенное Ему, скорбела о Нём, но ни разу не сказала ни слова, которое остановило бы Его, не только потому, что остановить исполнение им воли Отца было невозможно. В послушании Сына – послушание Матери, которое длилось все время от Благовещения до Успения Её, после которого Она обрела Свое царственное место рядом с престолом Божиим.
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых