Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

иконы Богородицы

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Смоленская икона Божьей Матери

видео
 
предыдущая
следующая
 
Одноименные иконы:
Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина. Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда совершается празднование
В каких храмах находится икона
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Смоленская икона Божьей Матери – одна из знаменитых Одигитрий, прославлена как образ, оберегающий и защищающий наш западный удел. Принесенная в дом, она защитит по молитве перед ней Богородице и страну, в которой этот дом находится, и само жилище от вторжения недоброжелателей.

Также этот образ славен тем, что молитва перед ним защищает от возникновения эпидемий, например, в период повального гриппа зимой.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед Смоленской иконой Божьей Матери помогает сберечь мир на нашей земле и в доме. Она поможет уберечь тех, кто находится на военной службе, защищая Родину от возможных вторжений. Также перед ней молятся Пречистой, чтобы Она помогла уберечь Вас и Вашу семью во время вспышек эпидемий и распространения различных заболеваний, о таких случаях написано в разделе «Какие чудеса произошли».
Также перед иконой молятся о помощи путешествующим, и самим путешественникам молитва Смоленской Одигитрии в трудных случаях поможет найти путь.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Молитва

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
 
Вернуться к содержанию

Когда совершается празднование

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа, установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.
Вернуться к содержанию

В каких храмах находится икона

Одигидрия Смоленская. Кирилло-Белозерский музей. XVI в
Одигидрия Смоленская.
Кирилло-Белозерский музей. XVI в

Смоленская икона Богоматери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница), – древнейший чудотворный образ, попавший на Русь из Византии, как предполагают историки, в XI веке. Переданная великим князем Владимиром Мономахом в специально построенный для нее в 1011 году Успенский собор Смоленска, эта икона стала главной святыней города и неоднократно на протяжении веков спасала его от беды. Перенесла она и многократные иностранные вторжения на Смоленскую землю, и советские богоборческие времена. До 1941 года хранилась великая святыня в соборе Успения Пресвятой Богородицы, но во время немецкой оккупации бесследно исчезла. В настоящее время в соборе на почетном месте находится чтимый, богато украшенный список чудотворной иконы (адрес: г. Смоленск, Соборный двор, д. 5).

С XVI века почитание Смоленской иконы Божией Матери широко распространилось по всей России, строились десятки храмов в ее честь, появилось множество копий иконы. Только чудотворных и особо чтимых ее списков известно не менее 30. Среди наиболее известных, прославившихся многими чудесами, можно назвать следующие:

• Устюженская (1290 г.). Прославилась в городе Устюжне Новгородской губернии. Сейчас находится в московском храме Христа Спасителя. Адрес: Москва, ул. Волхонка, д. 15.
• Выдропусская (XV в.). Названа по месту своего прославления – села Выдропусск Новгородской губернии. Ныне хранится в Преображенском соборе города Торжка. Адрес: Тверская обл., г. Торжок, ул. Медниковых, д. 5.
• Христофоровская (XVI в.). Названа в честь преподобного Христофора, который в 1555 году основал монастырь на реке Малой Коряжемке в Сольвычегодском уезде Вологодской епархии. В 30-е годы прошлого века приход закрыли, и чудотворная икона была утрачена. Список ее находится сейчас в Введенском храме города Сольвычегодска. Адрес: Архангельская обл., Котласский р-н, г. Сольвычегодск, угол Советской и Курортной улиц.
• Седмиозерная (1615 г.). Была принесена из Великого Устюга в Седмиозерную Богородицкую пустынь (близ Казани) ее основателем схимонахом Евфимием. Сейчас икона хранится в алтаре Казанского Петропавловского собора. Адрес: г. Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21.
• Шуйская (1654–1655 гг.). Была написана благочестивым иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы. Утрачена в 1922 году. Чтимый список ее находится в Воскресенском соборе города Шуя. Адрес: Ивановская обл., г. Шуя, Зеленая пл., д. 4.
• Сергиевская (1730 г.). Являлась главной святыней церкви Смоленской Божией Матери Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В настоящее время хранится в Художественном музее Сергиева Посада. Чтимый список ее находится в Смоленской церкви лавры по левую сторону от царских врат. Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад.

Один из самых почитаемых списков Смоленской иконы Божией Матери в Москве находится в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (адрес: Москва, Крестьянская пл., д. 10). Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича, в XVI веке.
Почитаемый список Смоленской иконы Божией Матери, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга (адрес: Санкт-Петербург, Казанская пл., д. 2).

Некоторые старинные иконы Смоленской Божией Матери можно увидеть в известных российских музеях.
 
Например:
• Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Адрес: Москва, Андроньевская пл., д. 10.
• Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 43.
• Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: Вологодская обл, г. Кириллов, музей-заповедник.
• Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Кострома, пр. Мира, д. 7.
• Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 8.
• Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Адрес: г. Великий Новгород, кремль, д. 11.
• Пермская государственная художественная галерея. Адрес: г. Пермь, Комсомольский пр., д. 4.
• Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Набережная, д. 64.
• Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25.

Собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре. Москва. XVI в
Собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре. Москва. XVI в
В нашей стране известно около 200 храмов, посвященных Смоленской иконе Божией Матери или имеющих приделы в ее честь. Приведем сведения о некоторых из них.

Москва. Собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре.
Этот собор – древнейшее каменное здание на территории Новодевичьего монастыря в Москве. Оно было построено в 1524–1525 годах в царствование великого князя Василия III в благодарность за помощь Смоленской иконы Божией Матери при овладении Смоленском в войне с литовцами. Собор представляет собой настоящую жемчужину русского каменного зодчества, сохранившуюся до наших дней. Мощный, шестистолпный храм на очень высоком подклете окружен с трех сторон крытыми галереями. В интерьерах монастыря сохранились фрески и иконостас, относящиеся к XVI веку. Собор известен тем, что в нем в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство. Храм имеет два придела – во имя святого апостола Прохора и Никанора и во имя Чуда святого архистратига Михаила. Святыня храма – чтимая Смоленская икона Божией Матери, список середины XV века. Смоленский собор Новодевичьего монастыря до сих пор находится в ведении Государственного исторического музея города Москвы, однако в христианские праздники здесь проводятся богослужения.
Адрес: Москва, Новодевичий пр., д. 1, стр. 5.

Санкт-Петербург. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Деревянная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери была построена на кладбище рабочих, строивших Петербург, по изволению императрицы Елизаветы Петровны в 1760 году. Каменный храм в этом месте был возведен по проекту архитектора Алексея Иванова в 1786–1790 годах. Выполненный в стиле русского классицизма, он отличался простотой форм и гармонией пропорций. Прямоугольное здание церкви увенчивал один широкий барабан, плавно переходящий в низкий купол. С запада к храму примыкали трапезная и двухъярусная колокольня со шпилем. Со временем Смоленская церковь все более благоустраивалась, что отражалось в ее архитектурном облике. Так, по проекту архитектора Андреяна Захарова в 1790 году к ней был пристроен северный придел, освященный в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Спустя век в пристройке, возведенной по проекту архитектора К.Н. Вербицкого, был освящен придел Иоанна Предтечи, украшенный иконостасом кисти М.М. Васильева. В 1940 году Смоленскую церковь закрыли, однако после окончания Великой Отечественной войны храм возвратили верующим. В эти годы на Васильевском острове он был единственным действующим храмом, неслучайно его считают одним из самых «намоленных» в Санкт-Петербурге. В 1950 году по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) Смоленскому храму был передан список особо чтимой иконы Божией Матери «Милующая», и в ее честь был освящен северный придел церкви. Немного позднее за ним был расположен Рождественский придел, который и поныне украшает символическая Вифлеемская пещера. Уже в наши дни, в 1990 году, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия был устроен южный придел в честь святой блаженной Ксении Петербургской, считающейся покровительницей этой церкви. Кроме ее иконы в этом приделе особенно почитаются иконы Божией Матери Феодоровская и Скоропослушница, иконы святого апостола Петра и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Церковь Смоленской Божией Матери. Санкт-Петербург. XVIII в
Церковь Смоленской Божией Матери.
Санкт-Петербург. XVIII в

В иконостасе центрального придела, слева от царских врат, помещена главная святыня храма – почитаемый список Смоленской иконы Божией Матери, с которой ежегодно в престольный праздник совершается крестный ход вокруг храма. Среди других почитаемых икон центрального придела можно отметить следующие: Иверская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, Толгская икона конца XVII века с клеймами, икона Николая Чудотворца, икона целителя Пантелеимона в житии. В 1987–1988 годах Смоленская церковь была полностью отреставрирована, промыты старинные росписи стен, обновлены киоты икон, засияли позолотой иконостасы всех приделов. Свое 200-летие в 1990 году этот чудесный храм на Васильевском острове встретил во всем своем великолепии. К приходу церкви Во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище относится и недалеко от нее расположенная часовня Святой блаженной Ксении Петербургской, к которой в любое время года не прекращается поток верующих в ее чудотворную помощь.
Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Камская, д. 24.

Церковь Смоленской Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре. Сергиев Посад. XVIII в
Церковь Смоленской Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре. Сергиев Посад. XVIII в

Сергиев Посад. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в знаменитой Троице-Сергиевой лавре расположена напротив церкви Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Она словно замыкает северо-западный угол соборной площади. Сооружена была Смоленская церковь в 1746 году по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Этот небольшой, однокупольный храм, завершающийся изящным световым фонарем с небольшой главкой и крестом, – чудесный образец храмовой архитектуры стиля елизаветинского барокко. Он удивительно гармонично вписывается в ансамбль Троицкого монастыря. Стены Смоленской церкви украшены чередующимися белокаменными пилястрами, а окна – резными каменными обрамлениями. К сожалению, иконостас церкви в его первоначальном виде не сохранился. В настоящее время в храме установлен резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, выполненный в 1748 году по проекту Д.В. Ухтомского. На восточной стене храма находится чтимая икона – копия чудотворного образа Смоленской Одигитрии, хранящегося в настоящее время в Художественном музее Сергиева Посада.
Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Владимирская область. Суздаль. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Храм Смоленской иконы Богородицы в Суздале расположен напротив юго-восточной угловой башни Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь в старину находилась слобода Скучилиха, в которой жили монастырские ремесленники и разный рабочий люд. Они-то и возвели в XVI веке, как было тогда принято, пару деревянных церквей – зимнюю церковь Симеона Столпника и церковь Смоленской иконы Божией Матери, служившую летним храмом. Затем в 1696–1706 годах на этом месте был поставлен существующий и поныне пятиглавый каменный Смоленский храм. В конце XVIII века между храмами была установлена колокольня, завершившая единый облик этого великолепного архитектурного комплекса. Зодчий, спроектировавший Смоленскую церковь, вероятно, работал с прославленными суздальскими мастерами – Маминым, Грязновым и Шмаковым, потому что в ее архитектурном облике повторяются детали знаменитых храмовых построек того времени – нарядный карниз из зубчиков, балясин и мелких кокошников, широкие плоскости стен с симметрично расположенными окнами, изящные барабаны под куполами и т.д. Особенно красив северный портал церкви, отличающийся богатой лепниной, ведь именно отсюда церковь «встречала» гостей, приезжающих в город со стороны Ярославля. В 1960 году церковь Смоленской иконы Божией Матери была отреставрирована архитектором О.Г. Гусевой. В советские времена церковь была закрыта и, по некоторым сведениям, использовалась под торговый пункт. В настоящее время это действующий храм. При нем с 1997 года действует община сестер милосердия, которая оказывает постоянную помощь детским домам и больницам города.
Адрес: Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Ленина, д. 148а.

Церковь Смоленской Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре. Кострома. XIX в
Церковь Смоленской Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре. Кострома. XIX в

Кострома. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре.
Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме был основан в начале XV века преподобным Никитою, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Костромичи в течение нескольких веков считали эту обитель общенародной святыней и молитвенным прибежищем для верующих. Одна из святынь Богоявленско-Анастасииного монастыря – чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери. Она была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря группой мастеров под началом знаменитых иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина. В 1779 году в Костроме случился страшный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Богоявленский монастырь тоже был объят пламенем, однако настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы чудесным образом сохранился неповрежденным, и с того времени началась история его почитания. В 1814–1847 годах в стенах Богоявленской обители размещалась Костромская духовная семинария, которой руководил преподобный архимандрит Макарий (Глухарев). Именно его трудами в 1825 году юго-западная башня с чудотворной иконой-фреской была перестроена в церковь, посвященную Смоленской иконе Пресвятой Богородицы. К началу ХХ века в Богоявленско-Анастасиином монастыре действовали курсы сестер милосердия Красного Креста, училище для детей из бедных семей и первая в России монастырская лечебница для сельского населения. В 1920-х годах по указу властей, несмотря на протесты верующих, все храмы обители были закрыты и использовались под учреждения областного архива. Монастырь был возрожден в 1990 году, и уже через год в его храмах начались богослужения. Во вновь открывшийся Богоявленский собор была перенесена из Костромской церкви Воскресения на Дебре главная святыня Костромской земли – чудотворная Федоровская икона Божией Матери. С этого времени зафиксировано уже более 100 чудес, совершившихся по молитвам у этой иконы. Также к святыням, пребывающим в Богоявленско-Анастасиином монастыре, относятся: святые мощи преподобного Никиты Костромского, святые мощи преподобного старца Тимона Надеевского, крест-мощевик с частицами мощей 278 святых, складень-мощевик с частицами ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. В настоящее время при обители действуют Костромская духовная семинария, богадельня Во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот Во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Монастырь стал духовным центром Костромской епархии.
Адрес: г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), д. 26.

Собор Смоленской Божией Матери. Орел. XVIII в
Собор Смоленской Божией Матери. Орел. XVIII в

Орел. Кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери.
Собор Смоленской иконы Божией Матери в городе Орле, построенный в русско-византийском стиле, – это самое большое церковное здание города. И хотя храм утратил почти половину величия своего первоначального облика, он по-прежнему радует красотой и является архитектурной доминантой города. Смоленская церковь была возведена по просьбе жителей бывшей Стрелецкой слободы города в 1767 году. Строилась она на средства прихожан, и в 1777 году в ней начались богослужения. Храм имел три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, Спаса Нерукотворного и Дмитрия Солунского. Строительство нового здания Смоленской церкви велось по проекту архитектора Н.Т. Ефимова с 1857 по 1895 годы. Она была построена на средства потомственного гражданина города, купца Ивана Серебренникова. В 1938 году храм был закрыт. В период немецкой оккупации его использовали как бомбоубежище, а после войны здесь размещался хлебозавод. В 1994 году церковь была передана Орловско-Ливенской епархии, и под руководством архитектора М.Б. Скоробогатова началось ее восстановление. В 1995 году она вновь стала действующей. Святыни храма: чтимый храмовый образ Божией Матери Одигитрия, чтимый образ святой мученицы Татианы с частицей мощей, крест-мощевик 1762 года с частицами мощей святых угодников Божиих, одежда с мощей преподобного Меркурия Киево-Печерского, чтимая икона преподобного Серафима Саровского, особо чтимый образ Божией Матери «Всецарица». В наше время наряду с детской воскресной школой при соборе действует воскресная школа для взрослых. Собор Смоленской иконы Божией Матери в Орле считается храмом-памятником защитникам Отечества.
Адрес: г. Орел, ул. Нормандия-Неман, д.27а.

Нижний Новгород. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Смоленская церковь в Нижнем Новгороде была возведена в конце XVII века на средства богатого купца-промышленника, графа Григория Строганова. Храм был открыт в 1697 году. Немного позже был освящен придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. В архитектуре этой пятиглавой церкви использован своеобразный декор в духе строгановского барокко, что отличает ее от других храмов середины XVII века. Внутри ее нет характерных для русских храмов столбов, высокий зал перекрыт лишь сомкнутым сводом, поднимающимся к центральной главе. При этом пространство церкви зрительно расширяется за счет света, льющегося из больших, расположенных в два ряда окон. Богатая белокаменная резьба украшает фронтоны храма, а на его фасадах, в простенках между окнами, замечательно смотрятся колонны коринфского ордера. Над центральным входом устроена красивая колокольня. В советское время эта церковь была закрыта и использовалась как музейный склад. Возвращена верующим в 1993 году. Сейчас при храме действуют воскресная школа, детский театр и военно-патриотическая дружина. Главная святыня храма – икона с крестом-мощевиком, хранящим частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Варнавы Гефсиманского и христианских мучеников, пострадавших от нашествия сарацин. Нижегородская Смоленская церковь является объектом культурного наследия федерального значения.
Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 141.
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

События из истории иконы

Икона Смоленской Божией Матери, «Одигитрия», иконописец Юрий Кузнецов
Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия», иконописец Юрий Кузнецов

Смоленская икона Божией Матери, Одигитрия
– один из тех первообразов икон в их типологии, который, по преданию, написал еще евангелист Лука с лика Пречистой при Ее земной жизни в Иерусалиме по заказу правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла Одигитрию во Влахернский храм в Константинополе.

Истории неизвестно, каким образом Одигитрия-Путеводительница попала на Русь, однако примерная дата установлена – приблизительно в 1046 году. Ею была благословлена на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем дочь византийского императора Константина IX Мономаха Анна, но, по всей очевидности, это уже был один из списков с первообраза.

После того как Всеволод Ярославич ушел из жизни, икона перешла к его сыну, великому князю киевскому Владимиру Мономаху, весьма образованному правителю – он был не только великим полководцем, но и писателем: его труд «Поучение» стал одним из первых памятников древнерусской литературы и изучается на филологических факультетах вузов. При нем икона также немало попутешествовала: из Чернигова в Смоленск в 1091 году, а затем была перенесена и установлена в 1111 году в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, который Мономах заложил в 1101году. С той поры эта Одигитрия получила название Смоленской иконы Божьей Матери, восемь с лишним веков охранявшей город у западных границ России.

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Следуя повелению Богородицы, Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам проник в стан врага и одолел богатыря, на которого полагался Батый в будущей атаке Смоленска, а затем в неравном бою с захватчиками сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе, вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых, местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

Однако в 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана за сына благоверного князя Дмитрия Донского Василия Дмитриевича. Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе по правую руку от алтаря. Это случилось 1398 году. А в 1456 в столицу прибыла делегация смолян и просила вернуть им покровительствующий им образ. В то время в Москве княжил уже сын Василия Дмитриевича и Софьи Василий II Темный. После совета с епископами и боярами он принял решение вернуть чудотворный образ в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Однако и москвичи не остались без святыни – в Кремле остался точный ее список, который также находился при прощальном богослужении.

Спустя еще полвека смоленские земли были возвращены Руси, и в 1524 году Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий, и к тому монастырю в Москве ведет улица Пречистенка. Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году, в память об этом совершается еще одно летнее празднование Смоленской иконы Божьей Матери – 10 августа по новому стилю.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное церковью.

Но Одигитрия-Путеводительница вскоре снова отправилась в путь. Смоленск был слишком лакомым кусочком для поляков, и в 1609 году польские войска снова окружили город. Двадцать месяцев смоляне держали оборону, но в 1611 году Смоленск пал. Желая защитить чудотворную святыню, Смоленскую икону Божьей Матери отправили в Москву, которую в 1612 году захватили поляки, и икону снова перевезли, теперь уже в Ярославль. Из Москвы поляки были вскоре изгнаны, хотя Смутное время дорого досталось Русскому государству, но Смоленск находился во власти поляков до 1654 года. 26 сентября 1655 года при царе Алексее Михайловиче Смоленская Одигитрия вернулась в свой удел.

Икона Смоленской Божией Матери, «Одигитрия», иконописец Юрий Кузнецов
Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия», иконописец Юрий Кузнецов

Полтора века западный удел России находился в относительно мирном состоянии. Через полтора века Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года. Икону вывезли в Москву, и три образа Богородицы – Смоленская, Иверская, Владимирская 26 августа, в день сражения в Бородино, крестным ходом обнесли вокруг столицы. После завершения сражения и принятия М.И. Кутузовым решения о стратегическом отступлении 31 августа в госпитале Лефортово Смоленскую и Иверскую иконы Божьей Матери принесли к раненым солдатам, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении.

Российские войска на время отошли за Москву, а Смоленскую икону Божией Матери снова перевезли в Ярославль. Но отсутствие ее на Смоленщине было на этот раз недолгим: 24 декабря 1812 года распоряжением Кутузова она вновь вернулась в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения, которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска. Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно. Но, кто знает, каков Господень замысел? И чего желает Сама Царица Небесная. Возможно, настанет день, когда где-то и кому-то чудотворная икона по воле Высшей пожелает открыться и снова вернется в свой, избранный Богородицею деля нее удел.

Какое чудо произошло

В разделе «События из истории иконы» изложены чудеса, связанные с защитой русских земель от иностранных притязаний. Но всегда самые необыкновенные, трогающие душу чудеса – это чудеса житейские.

В 1642 году архимандрит Троице-Сергиева монастыря Адриан молился об исцелении своем перед Смоленским образом Богоматери, находящимся в Смоленской церкви во имя Божьей Матери Одигитрии и был исцелен.

Со списком Смоленской Одигитрии, явленным в селе Словинка в 1828 году, отец Евдоким и селянин Тит Гаврилов разыскали дорогу к заброшенному храму – Путеводительница помогла.

Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными.

В 1831 году в Новгород пришла эпидемия холеры, уносившая многие жизни. Новгородцы всем миром шли в Спасо-Преображенский монастырь на общее молебствие. Во время одного из молебнов отвалился кусок штукатурки, и там открылся образ Смоленской Богородицы. Перед ним и молились горожане. По их горячей молитве холера прекратилась. С тех пор эта икона зовется Смоленская-Новгородская, другое название – Холерная.

В том же году холера охватила Шую – город во Владимирской губернии, после крестного хода с иконой эпидемия прекратилась, икона же получила второе название – Шуйская.

Подобное событие защиты от эпидемии моровой язвы, охватившей в 1654 году всю Русь, произошло в Казани. Тогда в Седмиозерской обители возле села Седмиозерка находилась Смоленская икона Божьей Матери, известная, как Седмиозерная. Ее крестным ходом обнесли вокруг города, и эпидемия прекратилась. Через сто лет все повторилось заново, и снова после обнесения иконы вокруг города эпидемия отступила.

В московском храме Христа Спасителя находится образ Смоленской Одигитрии Устюженский, возвращенный из Великобритании в Россию в 2006 году.

Чудотворными, ознаменовавшими себя чудесными исцелениями списками со Смоленской иконы Богоматери стали следующие.

Игрецкая Песочинская.

Югская, давшая начало Югской-Дорофеевской обители в Псковской губернии, названной так по имени монаха Дорофея. Он взял с собой икону Одигитрии по желанию Богоматери, явившейся ему перед началом пути. На берегу реки Юги монах решил отдохнуть, поставил икону на дерево, но когда надо было уже ее снять, Дорофей никак не мог, как ни старался, отнять ее от дерева. Тут некий голос остановил его и повелел сделать здесь обитель для иноков. Монах по повелению Божьей Матери построил себе келью, которая стала началом обители.
Также в числе самых известных – Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре.

Костромская, написанная на стене, прославилась в 1779 году во время сильнейшего пожара, охватившего Кострому.

Кирилло-Белозерская – принесена в Белозерский край монахами Кириллом Белозерским, учеником и последователем святого Сергия Радонежского, и Ферапонтом Белозерским из Симонова монастыря в Москве, где они основали Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.

Святогорская – в 1569 году явилась в Святогорском монастыре Псковской епархии.

Соловецкая – явилась преподобному Елеазару Анзерскому в XVII веке.

Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.


Значение иконы

Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия», иконописец Юрий Кузнецов
Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия», иконописец Юрий Кузнецов

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.
К тому же, когда освобожденное от польско-литовских завоевателей Смоленское княжество было присоединено к княжеству Московскому – а княжил тогда Василий III, Смоленская икона Божьей Матери стала почитаться как символ объединения Руси.

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом. Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – свиток. На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Сегодня к Смоленской иконе Божьей Матери притекает множество паломников, просят обо всем – у современного человека немало проблем. Но более всего нам стоит молиться перед ней, чтобы в сегодняшнее мирное с виду время Заступница молитвами Её к Сыну Своему хранила нас от тех, кто желает развалить российскую державность уже другими, неявными, но разрушительными действиями – через падение нравственности и ослабление веры, ибо, как показывает история, именно православная христианская вера являлась во все века великим источником прославленного в сражениях русского патриотизма.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru