Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

иконы Богородицы

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

видео
 
предыдущая
следующая
Во время молитвы на Елеонской горе Божией Матери явился архангел Гавриил и сообщил радостную весть, что скоро Господь возьмет Ее к Себе. При прощании с апостолами Богородица обещала не оставлять их и всех христиан после Своей смерти. В церковных песнопениях Успенской службы мы слышим, что Богородица перешла от смерти к жизни, что Она радуется новой жизни вместе со Своим Сыном и Богом, молится за нас и молитвами Своими избавляет нас от смерти.
 
Знаете ли Вы...
Как молиться перед иконой
Когда совершается празднование

В каких храмах находится икона

Где в доме разместить икону
События из истории иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Икона является фрагментом мнообразной иконы
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как молиться перед иконой

Молитва ко Пресвятой Богородице перед иконой Успение Пресвятой Богородицы:

О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.

Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.

О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.

Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.

О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.

Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.

Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь
Вернуться к содержанию

Когда совершается празднование

15/28 августа Православной Церковью празднуется один из великих, принадлежащих к числу двунадесятых, праздников - Успение Пресвятой Богородицы (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, являющийся наиболее строгим после Великого поста.

«Ты, Богородица, при рождении (Иисуса Христа) осталась девою и после смерти Своей не оставила мира; будучи Матерью Жизни, Ты перешла к жизни вечной, и молитвами Своими избавляешь от смерти души наши». (Тропарь праздника)

Согласно евангельскому учению, смерть – это временное разлучение души и тела, праздник имеет название «Успение» или «Засыпание», потому что всего через три дня Ее тело и душа соединились – Богородица была воскрешена Господом и вознесена на небо. Она умерла тихо, как будто уснула. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Это был недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь. Поэтому в этот день мы радуемся, а не печалимся. В церковных песнопениях Успенской службы мы слышим, что Богородица перешла от смерти к жизни, что Она радуется новой жизни вместе со Своим Сыном и Богом, молится за нас и молитвами Своими избавляет нас от смерти. Мы празднуем этот день, потому что земная кончина Божией Матери является примером глубоко христианского переживания смерти как таинства перехода в новую жизнь и встречи с Господом. Блаженная жизнь с Богом, Богородицей, святыми и своими близкими в будущем настолько несомненна для христианина, что он смотрит на смерть только как на сон.

На Руси с древнейших времен особо чтили Божию Матерь, Ее святые иконы и праздник «честнаго и славнаго Ея Успения». Примечательно, что первая княжеская церковь в Киеве, воздвигнутая святым равноапостольным князем Владимиром после Крещения Руси, – Десятинная – была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Также и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения Божией Матери.

Богородичные Успенские соборы были в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, во Владимире и в Московском Кремле, свыше двадцати храмов в честь Успения в одной только российской столице и не посчитать, сколько по всем русским городам. Русскую землю называют страной Богородичной, так как около 500 святых образов чудотворных икон Божией Матери было явлено в России.

Этот праздник оставил свой след и в народных традициях. К Богородице православные обращаются как к Госпоже, Владычице, отсюда и народные традиции величания этого дня: «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день». К Успению старались завершить жатву. Последний сноп – «дожинку» наряжали в сарафан, с песнями несли в деревню и ставили под иконы. Затем затевали веселую «складчину», отмечая Успение и конец лета. В праздник варили медовуху, отмечали хороводами и жатвенными песнями. После Успения ходили в лес собирать ягоды, грибы, орехи. К концу августа поспевали овощи, и хозяева начинали заготовку на зиму. Старались засеять озимые. «Озимь сей за три дня до Успенья и три – после». Наступало молодое бабье лето. С Успения девушки начинали присматривать себе женихов. Ведь кто не успеет, тот зиму в девках просидит. Сватов было принято засылать через две недели после праздника.

Конечно, с особой торжественностью праздник Успения Пресвятой Богородицы совершается в Гефсимании, на месте погребения Божией Матери. На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на Успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения пред этою плащаницею каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня, вплоть до 12 августа (по старому стилю).

12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание о перенесении туда с Сиона апостолами тела Богоматери. Все члены Русской духовной миссии в Иерусалиме во главе с начальником миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом «литанией». Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляется от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. За духовенством в два ряда шествуют иерусалимские монахи и монахини: греки, румыны, арабы, русские. Шествие завершается параклисом в Гефсиманском храме (параклис – молебный канон, посвященный Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби). Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах покоится плащаница Пресвятой Богородицы все дни праздника. На отдание праздника (23 августа) по окончании литургии плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.

Доступная лишь немногим при Своей земной жизни, по Своем успении Богородица стала доступна всем. Теперь все мы, православно верующие христиане, находимся под Ее материнским попечением. Всякий молящийся и с усердием взывающий к Богородице не может не ощущать в своем сердце теплоту и радость от этой близости к себе нашей Заступницы и Помощницы. Никому не тесно в Ее любвеобильном сердце, вмещает оно и скорбящих, и обиженных, и алчущих, и обуреваемых, и больных различными болезнями. Она принимает всех прибегающих к Ней с искренней верой и посылает Свою помощь. Матерь Божия всем дает почувствовать, что не оставила Она нас, всех утешила, всех ободрила, всем послала Свой мир.
Вернуться к содержанию

В каких храмах находится икона

Икона Успения Пресвятой Богородицы встречается во многих храмах России, да и церквей в честь Успения выстроено много. Начать хотя бы с Патриаршего собора Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. Он известен тем, что был первым каменным храмом в Москве. Построенный в 1326 году, он несколько раз перестраивался. До 1917 года в этом соборе проходила коронация русских царей. Кроме иконы Успения Пресвятой Богородицы в соборе хранятся и другие святыни, в том числе Гвоздь Господень.

Одним из самых древних и известных образов является Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы – святыня Киево-Печерской лавры. Эта икона – чудотворная. Поклониться чтимым иконам Успения можно в столице нашей страны, например, в храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках.

В храме Троицы Живоначальной в Борисове главной святыней является икона Успения Пресвятой Богородицы с мощевиком. Чтимым образам можно помолиться в храме Святителя Николая в Звонарях, в храме Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот.

Есть еще один храм, в котором хранится старинная икона Успения Пресвятой Богородицы, но находится он в Псковской области. Речь идет о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Чудотворный образ находится в нем с 1521 года. Икона особенная, основной сюжет сосредоточен в центре, а по бокам – изображения из Жития Богородицы. Существуют свидетельства многочисленных чудес от этого образа.

Адреса:

Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле – Москва, Кремль, Соборная площадь (ст. метро «Боровицкая», «Александровский сад»). Тел.: 8 (495) 695-37-76.

Святая Успенская Киево-Печерская лавра – Украина, Киев, ул. Лаврская, д. 15 (ст. метро «Днепр»). Тел.: +380 (44) 255-11-05.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках – Москва, Успенский пер., д. 4 (ст. метро «Тверская», «Пушкинская»). Тел.: 8 (495) 299-58-00.

Храм Троицы Живоначальной в Борисове – Москва, Борисовский пр., д. 15, корп. 4. Проезд: ст. метро «Домодедовская», авт. № 274, 275; ст. метро «Орехово», авт. № 275, 711, ост. «Борисовский проезд». Тел.: 8 (495) 393-91-14.

Храм Святителя Николая в Звонарях – Москва, Рождественка, д. 15/8 (ст. метро «Кузнецкий Мост», «Лубянка»). Тел.: 8 (495) 742-05-00.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот – Москва, Петропавловский пер. (ст. метро «Китай-город», «Чистые пруды»).

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – Псковская обл., г. Печоры, ул. Международная, д. 5. Проезд: любым транспортом до г. Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры). Тел.: 8 (1148) 2-27-91; 2-21-45; 9-26-01; 9-21-45.
Вернуться к содержанию

События из истории иконы

Об образе Богородицы

Вся земная жизнь Богородицы была примером совершенной веры, никогда не колеблющейся надежды и особо чистой любви к человеческому роду. Являясь по рождению человеком, Она, несомненно, превосходит нас по духу. Юная Мария явила миру высочайший образ нравственного совершенства, неисчерпаемой силы веры, безграничной преданности воле Божией, смирения, пламенной любви к Богу и людям, образ вечной красоты, вдохновивший и вдохновляющий религиозных песнопевцев прославлять Ее.

В течение жизни Божией Матери как будто бы постепенно открывается тайна любви Бога к миру и человеку. За много веков до Ее рождения благовествовали о Ней ветхозаветные пророки. Первым людям после их грехопадения Богом было обещано, что «семя жены сотрет главу змия...» - это было сказано о Богородице. И вся Ее жизнь, начиная с рождения от святых и праведных родителей Иоакима и Анны и кончая Ее успением, является как бы непрерывной цепью Божественных откровений.

Вся земная жизнь Божией Матери – это путь духовного преобразования к высшему пределу – богоуподоблению. Ее земной подвиг материнского соучастия в жертвенности и страданиях Христа Спасителя протекал в безвестности. Вся слава Богородицы внутри, потому что заключается она не во внешнем блеске и великолепии, а в Ее внутренних совершенствах и добродетелях. Весь путь Ее земной жизни был дивным сочетанием земного и небесного, житейского и в то же время превосходящего всякий разум. Ее образ светит нам через все века как образ истинной одухотворенной человечности и учит нас добродетелям. Конечно, мы не можем достигнуть Ее святости, но стремиться быть похожим на Нее может каждый из нас, поэтому нам необходимо хотя бы в малой, доступной нам степени задуматься над Ее характером и подробностями Ее жизни.

Она жила на той же земле, что и мы. Младенцем знала материнскую ласку, но рано лишилась ее. Перенесла сиротство. Была обручена и вошла хозяйкой в дом вдовца. Из Евангелия (Ин. 7:5) мы знаем, что сыновья Иосифа не любили отрока Иисуса и не верили в Его Божественное свидетельство. Богородицу часто постигают жизненные трудности, заботы и тревоги, но Она переносит все с молчаливым терпением и преданностью воле Божией. Здесь проявляются Ее необыкновенные кротость и смирение, являющиеся основой всех добродетелей.

Святые Отцы учили, что не было на земле мученичества большего, чем у Матери Божией, стоявшей у Креста на Голгофе. Здесь испытывалась и вера Ее, ибо по земному, человеческому рассуждению казалось, всему пришел конец. И материнская любовь Ее невыносимо страдала при виде страданий Господа на Кресте, которых нельзя было прекратить. Зато не было и большей радости, чем у Нее, когда Она увидела воскресшего Спасителя.

И в успении Богородицы опять проявилось глубокое смирение. Получив от архангела Гавриила известие, что через три дня последует Ее успение, не желая и в погребении отличаться от простых людей, она просила, чтобы Ее скромно похоронили в Гефсимании, рядом с родными могилами, считая Себя просто рабой Господней: «Яко призре Господь на смирение рабы Своея...»

Кроткое смирение, простота, твердость отличают «Благословенную в женах». Благоговение древних христиан перед Матерью Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже сохранили для нас описание Ее внешнего вида.

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита (I век) и Игнатия Богоносца (II век), святитель Амвросий Медиоланский (IV век) в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать» .

Об успении Божией Матери

Об успении Божией Матери ничего не говорится в Священном Писании, но рассказ об этом событии сохранен в памяти Церкви. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Ряд источников сообщают о том, что в доказательство он послал ей погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба, а святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме. Другие источники говорят, что на VI Вселенском соборе было принято решение открыть гробницу Богородицы, внутри которой были обретены погребальные одежды и Святой пояс, находящийся сейчас в обители Ватопед на Святой горе Афон в Греции.

Уже с апостольских времен Православной Церкви известны обстоятельства успения Божией Матери. В I веке об успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. Стихиры праздника в V веке были написаны Константинопольским Патриархом Анатолием, а в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона для этого праздника. Праздник Успения Богородицы восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. Различные сообщения об Успении Богородицы в XIV веке собрал и обобщил церковный историк Никифор Каллист. В современном учебнике «Закон Божий» протоиерей Серафим Слободский пишет: «Краткое описание Успения Божией Матери изложено на основании Священного Предания, свято сохраняемого святой Православной Церковью».

Древнее Священное Предание выражается в иконе праздника и церковной службе. Иконы Успения Богородицы писали многие иконописцы разных школ и эпох, тем не менее можно выделить общие черты. В центре композиции одр, на котором возлежит Матерь Божия, вокруг стоят апостолы, собранные чудесным образом с разных концов земли. Перед Ней склоняются ангелы и святые. Над ней возвышается Иисус Христос с младенцем на руках, символизирующим душу усопшей Богородицы. Это очень важная деталь в иконе. Спаситель забирает с собой душу Богоматери, тем самым возвещая о Ее новой жизни – жизни на небесах. Христос изображается в небесной сфере или, как ее называют по-другому, в мандорле – миндалевидном сиянии, среди которого изображают Спасителя и Богородицу, когда хотят представить их в славе.

Во время Своей казни Иисус Христос, увидев рядом стоящих Богородицу и апостола Иоанна, которого особенно любил, сказал Своей Матери: «Жено! вот, сын Твой», а Иоанну: «Вот, Матерь твоя» (Ин. 19:25–27). С этого времени апостол Иоанн заботился о Божией Матери до конца Ее жизни.

Богородица жила в доме апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, став для всех учеников Христа общей Матерью, и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян. 2:1–14).

Она вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Так прошло примерно десять лет, а когда иудейский царь Ирод начал гонения на Церковь, Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Она часто посещала те места, которые были тесно связаны с Ее Сыном: Вифлеем, Голгофу, Гроб Господень, Гефсиманию, Елеон. Там Она усердно молилась, и со временем все чаще о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо.

Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал архангел Гавриил со светящейся райской ветвью — символом победы над смертью и тлением. Он сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну, а тот известил апостола Иакова и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об успении Божией Матери. Богородица повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

Богоматерь желала проститься с остальными апостолами, которые разошлись по разным странам проповедовать о Спасителе, и вот Господь чудесным образом собрал их всех к Ней. Отсутствовал при успении только апостол Фома. Все были в несказанной печали, но Матерь Божия утешала их, обещая не оставлять их и после Своей кончины.

В час успения необычный свет озарил внезапно ту комнату, где на одре лежала Божия Матерь. В этом свете исчез потолок и открылся горний мир. Сам Господь Иисус Христос, окруженный сонмами ангелов, явился и принял Ее пречистую душу, и тотчас раздалось ангельское пение. С радостью встретила Пречистая Дева Свою кончину, потому что верила, что смерть есть только переход из земного мира в новый мир вечной радости.

Апостолы похоронили тело Девы Марии в Гефсиманском саду, как Она и завещала. Во время погребения и перенесения тела совершилось много чудес. Больные, прикоснувшись к Ее одру, исцелялись. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли об этом первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, иудейские законники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием, и как бы стеною оградил его и всех сопровождающих.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. На четвертый день в Иерусалим вернулся отсутствующий апостол Фома и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. Вернувшись домой, изумленные апостолы горячо молились Богу о том, чтобы Он открыл им, что сталось с телом Богородицы. И по их молитвам произошло чудо.

Вечером в тот же день им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и в настоящее время сохраняется в монастырях.

Теперь смерть не кажется нам страшной и печальной, а лишь переходом к вечной жизни. Теперь мы знаем, что прожившие свою земную жизнь в вере и в исполнении заповедей Божиих будут продолжать жить в вечности в непосредственном общении с источником жизни – Богом. И сегодня мы радуемся, потому что знаем, что Богородица молится обо всех нас: и о добрых, и о злых, всех прощая. Спешим мы в скорбях своих и нуждах к Матери Божией, потому что твердо знаем, что с одинаковой материнской любовью слышит Она и целомудренного, и кающегося грешника.

Где находится Гробница Богородицы

С самого погребения Богородицы и до настоящего времени христиане благоговейно чтят Гробницу Матери Божией, на месте Ее погребения был устроен храм – церковь Гробницы Девы Марии в Гефсиманском саду. Гефсимания – местность, находящаяся у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, чуть восточнее Старого города Иерусалима. Храм находится под землей, сорок восемь ступеней ведут вниз к гробу Богородицы. Слева от входа могила Иосифа, а справа гробницы святых Иоакима и Анны. Подземная церковь имеет форму креста. Храм был построен в XII веке на месте, где в 326 году святая Елена воздвигла первую церковь. Сам гроб высечен в скале и окружен великолепными иконами. Сейчас храм называется церковь Успения Богородицы в Гефсимании.

Другой храм Успения Божией Матери (Дормишон) был возведен на горе Сион на месте дома апостола Иоанна Богослова, то есть на месте успения Богородицы. Первая византийская базилика на этом месте была построена в 415 году при иерусалимском епископе Иоанне II. Она была посвящена пасхальной Тайной вечере Иисуса Христа и Его учеников, а также схождению Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. Этот храм был разрушен при нашествии персов в 614 году, после чего восстановлен. С VII века в северо-западном углу базилики находился камень, почитаемый как место успения Богородицы.

В 966 году храм вновь был разрушен и восстановлен крестоносцами в начале XII века. В 1200 году опять был разрушен, теперь мусульманами. В конце XIX века германским католикам удалось приобрести этот участок у султана Абдул-Хамида II. С 1890 по 1910 годы велось строительство нового храма. Вновь возведенная церковь приобретает свое современное название – храм Успения Богоматери (Dormitio Mariae – Дормишон (лат.)). Здесь начинает почитаться место с криптой («нижняя» подземная церковь), где установлен камень, на котором почила Богородица.

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне. На куполе балдахина, покрывающего скульптуру, изображен Иисус Христос, призывающий Свою Мать в Свое Небесное Царство словами: «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелии скалы под кровом утёса!» (Песн. 2:13–14). Главный алтарь в крипте посвящен Успению: на фреске изображены апостолы, окружившие тело Богородицы, и Христос, возносящий Ее душу на небо.

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений. Близость к нашему миру Божия Матерь являет в Своих иконах, Она для нас Помощница, Целительница, та, что врачует наши духовные и телесные раны. Образ Божией Матери всегда был и есть наиболее возлюбленным образом Православия.



При составлении рассказа частично были использованы материалы сайтов:
православного образовательного портала «Слово»,
Московского Патриархата,
«Православие.RU»,
«Седмица.RU»,
«Успение Пресвятой Богородицы» (http://uspenie.paskha.ru)
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru