Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79850006282
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

иконы Спасителя

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Икона Преображение Господне

видео
 
предыдущая
следующая
 
Одноименные иконы:
Чтобы поддержать веру в учениках, незадолго до Своих страданий Иисус Христос показал им Свою Божественную славу: «...увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет» (Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк. 9: 28-36). Преображение Спасителя – прообраз людей в Царствии Небесном, преображение в будущем всего земного мира.
 
Знаете ли Вы...
В чем помогает икона
Как защищает икона
Как молиться перед иконой
Когда совершается празднование
Где в доме разместить икону
Об истории и значении иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
2500 р. 5900 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

В чем помогает икона

Икона Господа Иисуса «Преображение Господне» – икона большого праздника, который помнится нам по замечательному событию, Преображению Спасителя на горе Фавор. Какой защиты, какого спасения мы можем искать у этого образа? Свет Господень, открывшийся апостолам, – вот защита нам от всего темного и недоброго, что непрестанно посягает на души тех, кто живет в миру с его проблемами, шаткими нравственными устоями, искушениями. Этот Свет – обличительный, чистый, попаляющий все низкое и недостойное в человеке, и, если хотя бы луч его будет сиять в нашем сердце, он защитит нас от тьмы в нас самих.

«Христос посреди нас!» – восклицает священник на литургии, и народ отвечает: «И есть, и будет!» То есть Христос не только возле нас, незримо рядом на литургии, Он, если мы примем Его с Его дивным Светом в сердце свое, остается и внутри нас, в самой сердцевине нашего верующего в Него существа, и это защищает нас от самого страшного – духовной гибели. Перед Его иконой «Преображение Господне» мы просим Спасителя защитить нас от всего, что может отвратить нас от веры, поколебать в ней, привести к разрушительным сомнениям, ибо вера – наша возможность собственного преображения, хотя бы ненамного, чтобы, как сказано в молитве Преображению Господню, «…чистым сердцем и неоскверненным умом взойти на Святую гору Твою, в селение святой Твоей славы…»
Вернуться к содержанию

Как защищает икона

Молитва перед иконой «Преображение Господне» за себя и близких помогает обрести понимание того, что если Христос явил Свой облик как Бога и как человека, то и верующему в Него искренне и сердечно также открыт этот путь. Она помогает переосознать себя как христианское существо, помогает по-другому – в буквальном смысле в другом свете! – взглянуть на себя, свою жизнь, свои поступки, мысли, чувства.

Эта икона дана нам для молитвы, любования, рассуждения и размышления не о бытовых, земных проблемах, с чем чаще всего мы обращаемся к Господу и святым Его, а о главном – вечном, богочеловеческом, о том, ради чего Он пришел, был с нами, перенес крестные муки и воскрес, а затем вознесся к Отцу, указывая путь и нам. Слова этой молитвы помогают нам понять, ради чего, собственно, веруем в Христа, в Святую Троицу, и еще утвердиться в свидетельстве, данном нам через апостолов, что мы тоже можем принять в себя и нести часть того Света Преображения, что дарован человеку через подвиг Христов, совершенный Им ради каждого из нас.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Тропарь Преображению Господню, глас 7-й
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.

Кондак праздника Преображения, глас 7-й
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша,да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное,мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображению Господню
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.

Молитва
Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем,Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченноек падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в еления святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне присно и во веки веков.
Вернуться к содержанию

Когда совершается празднование

Икона Иисус в белых одеждах, иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Иисус в белых одеждах»,
иконописец Юрий Кузнецов
Преображение Господне, отмечаемое Православной Церковью 6/19 августа, входит в число церковных двунадесятых великих праздников. 

В это время идет Успенский пост. Надо отметить, что профессор Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотов, русский православный историк Церкви, богослов, член Императорской академии наук, убедительно доказал, что явление Преображения произошло за сорок дней до последней Пасхи Христа с учениками. Однако через сорок дней после праздника Преображения Господня мы будем праздновать Воздвижение Креста Господня, и аналогии пасхальной связи между этими праздниками Церковью сохранены.

Праздник имеет древнехристианские традиции, местно он начал праздноваться в IV веке в Палестине, когда святая равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм, посвященный этому событию. После возведения храма утвердилась традиция почитания этой горы как места Преображения Господня, хотя в Евангелиях нет точного указания именно на нее. Вместе с величественной базиликой на месте Преображения Господня святая Елена возвела и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже. В VI веке на пятом Вселенском cоборе было решено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже при нашествии мусульман.

О всеобщем праздновании на Востоке Преображения Господня в VIII веке и последующих веках единогласно свидетельствуют все богослужебные памятники, дошедшие до нас от того времени. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили песнопения на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время.

Дата празднования события Преображения Христова в августе утвердилась при византийском императоре Льве Философе примерно в IX веке и оттуда уже перешла в славянские земли. Происхождение даты – вопрос открытый. Предположительно, она установлена в дни, когда прежде античные язычники устраивали празднования после сбора винограда именно в этот период, обычай сохранился, и таким образом была сделана попытка «христианизировать» эту древнюю традицию и освящать новый урожай.

Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией проводится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения Господня. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.

Согласно евангельскому тексту, Преображение Господне произошло в феврале, незадолго до крестных страданий Спасителя (Мф. 16, 21), но Православная Церковь перенесла празднование на август для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста, так как печальное время поста и покаяния, изображающее собою сегодняшнюю бедственную жизнь, несовместимо с праздником Преображения Господня, предзнаменующим собой будущий век. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня, так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя. Дата же праздника – 19 августа – была определена с помощью сорокадневного обратного отсчета от 27 сентября – праздника Воздвижения Креста Господня.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом, или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что, согласно богослужебному уставу, в этот день освящается виноград нового урожая. У нас виноград не является национальным символом плодородия, но в нашей полосе это время созревания истинно русского плода – яблок. Вот потому и празднуется Яблочный Спас, традиционный для России, который, кстати, породил неуместное суеверие, что до праздника Преображения нельзя есть яблок. Если созрели – можно! Освящаем мы яблоки в благодарность Богу за новый урожай – всех, всех плодов земли, переняв этот обычай вместе с праздником у православной Византии.

Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23, 19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23, 10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3, 9).

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения имеет особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты.

Празднованием Преображения Господня Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой. Вера в то, что эта цель достижима, что преображение человеческой природы возможно, – важнейший момент христианского учения о человеке. Преображение Спасителя – прообраз людей в Царствии Небесном, преображение в будущем всего земного мира.
Вернуться к содержанию

Об истории и значении иконы

Об этом событии сообщают все евангелисты кроме Иоанна (Мф.17:1–9, Мк.9:1–10, Лк.9:28–36). В целом их описания этого великого события очень похожи, апостолы лишь дополняют друг друга деталями происходившего.

Евангелие от Матфея 17:1-9

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.


Икона «Преображение Господне», иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Преображение Господне»,
иконописец Юрий Кузнецов

В конце пути Своей земной жизни Спаситель Иисус Христос начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Видя, как апостолы опечалены этим известием, желая ободрить и поддержать их, Иисус Христос говорит: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Нужно учитывать, что ученики Христа жили в общееврейской традиции ожидания Мессии, который будет земным царем Израиля. И, несмотря на то что они были свидетелями огромного количества чудес Божественной природы, совершенных Иисусом Христом, и не раз называли Его истинным Сыном Божиим, ученики, должно быть, все еще ждали, что Он провозгласит Себя царем Израиля. Чтобы апостолы верно восприняли и поняли грядущее, необходимо было, говорит преподобный Ефрем Сирин (один из великих учителей церкви IV века), чтобы «Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира».

Вид Спасителя, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении Господнем должно было укрепить в вере остальных учеников. Чтобы укрепить веру апостолов, дать им незыблемое свидетельство Своего Божества, Иисус Христос показал им Свою Божественную славу. Для этого Спаситель взял трех ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «… преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Глубокий назидательный смысл Преображения Господня открывается нам за каждой деталью этого события. Высота горы означает, по блаженному Феофилакту (крупного византийского богослова XI века), возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Инок Григорий (Круг) пишет: «И не сразу сделал их [апостолов] Господь свидетелями Своего Преображения, но по восхождении на вершину Фаворской горы, указывая этим, что не всюду и не во всяком состоянии можно сделаться свидетелями и соучастниками Преображения Господня, но лишь трудом восхождения. В жизни Церкви этим горним путем шли подвижники, устремленные к созерцанию. К явлению Божественного света их приводило восхождение на вершину безмолвия, и Церковь хранит множество свидетельств об этом свете, который был опытно постигаем при погружении в молитву и созерцание». 

Таким явлением благодатного света завершилась беседа о смысле и назначении христианской жизни преподобного Серафима Саровского с его другом Мотовиловым. В беседе этой преподобный Серафим разъяснил Мотовилову, что ни чистота жизни, ни достоинство и богатство заслуг не являются конечным смыслом христианской жизни, но лишь необходимыми условиями к достижению этого смысла. То сокровище, которое одно достойно быть завершением жизни, есть полнота стяжания Святого Духа, когда душа человеческая, обретая полноту благодати, «светлеется Троическим единством».

Бог и Творец Вселенной распространяет Благодатный свет на землю и самый дальний уголок ее, на общество людей и на каждого отдельного человека. И все, что активно не сопротивляется Богу, может быть преображено к лучшему и прекрасному силою Божественной благодати.

Митрополит Сурожский Антоний в своих проповедях обращает наше внимание на то, что бывают в духовной жизни, и даже в самых простых моментах человеческой жизни, мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время на них остановилось. Бывает, что человек, которого мы знали близко, который казался знаком нам, вдруг предстанет перед нами, каким мы никогда его не видели. Вот эти моменты очень важны. По словам митрополита, это бывает тогда, «когда коснется нас до самых глубин откровение любви, когда мы новыми глазами видим человека, видим его, как видит Бог: во славе, то есть сияющий из его глубин образ Божий, который обычно от нас как бы утаен, закрыт: и нашей слепотой и несовершенством человека. Или когда самого этого человека коснется такая глубина радости или горя, что из самых недр его воссияет свет. Бывает, что радость человека преображает, но бывает, что боль и горе пробиваются до самых недр человека и сияют обратно светом, когда это горе, эта боль не соединяются ни с горечью, ни с мстительностью...» Этот свет мы порой имеем возможность пережить с большой, преображающей нас глубиной, и, пережив это, мы должны это сохранить как самое драгоценное и войти в мир для того, чтобы этим поделиться.

Глаза человека открывают доступ к его душе. И когда Божественная благодать преображает внутреннюю, духовную жизнь человека, то такой человек преображается и внешне, лицо его излучает свет, и все существо его становится светоносным.

Икона «Преображение Господне», иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Преображение Господне»,
иконописец Юрий Кузнецов

Момент Преображения. В этом стремлении к озарению несотворенным светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого этот Божественный свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, молился же Он чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. И преподобный Серафим Саровский считал молитву самым действенным способом проникнуться Святым Духом: «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Митрополит Филарет, рассуждая о Преображении Господнем, поясняет нам: «Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице». Символ восхождения на гору говорит нам также о том, что уединение и безмолвие благоприятствуют глубокой молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение Господне, так как Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного света необходима нравственная чистота.

Патриарх Пимен (Извеков) в своем слове на предпразднство Преображения Господня рассказывает нам, что и выбор трех учеников был не случаен: «Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: «...на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «...Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и, особенно, в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков - образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору», то есть преобразить свою душу и следовать путем, который указал Спаситель.

При Преображении Господнем явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом. Толкователи Священного Писания говорят о том, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего. На иконе «Преображение Господне» мы видим, что пророки склонили головы перед Спасителем, они как будто говорят: «Мы исполнили все Твои повеления». Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять Крест ради спасения людей. И пророк Илия, и законодатель Моисей, и святые апостолы видят в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека - в единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные.

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Изображения Илии и Моисея на отдельных вершинах горы напоминают о явлении им Бога на Синае и Хориве, о чем упоминается в тексте службы на Преображение Господне.

Образ преображенного Христа так прекрасен, так дивен, настолько наполнен благодатью Святого Духа, что апостолам хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность здесь остановилось. Преподобный Симеон Новый Богослов об этом говорит такими словами: «Благодать Духа Святого, которая приходит как умный свет, приходит с тихостью, принося обрадование. То есть отсвет вечного света и отблеск непрестающего блаженства, который делает человека другом и сыном Божиим и Богом, насколько это вместимо для человека». И испытав это чувство, апостол Петр говорит: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Петр как будто бы все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и не понимает, что Он и есть источник этой Благодати. Тут же апостолам дается еще одно наставление: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Преподобный Ефрем Сирин в своем слове о «Славе Христова Преображения» пишет: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга – Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона – Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Преображение Господне есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть это откровение всех Лиц Святой Троицы. Троичная природа Бога проявляется еще только в двух праздниках: Пятидесятнице и Богоявлении. Также Преображение Господне говорит нам о том, что в Спасителе соединены два естества - Божественное и человеческое. Во время Преображения Божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». На Фаворской горе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была явно представлена всему человечеству.

Апостолы, восприняв Божественную благодать, пережили мгновения неизреченной духовной радости и всем сердцем желали продлить это счастье. Но спустились вниз с горы, так же как и Моисей, озаренные этим светом, чтобы нести частицу Божественной благодати дальше в мир. Точно так же и мы призваны научиться с благоговением и доверием открывать свою душу навстречу изливаемой на нас Богом благодати и, воспринимая ее, преображать себя и окружающий мир. Преподобный Серафим Саровский, переживший озарение Божественным светом, любил повторять: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».


Рассказ составлен при использовании материалов
сайта Московского Патриархата,
сайта Храма Христа Спасителя,
книги «Православная икона. Канон и стиль»


Об иконографии Преображения Господня

Икона «Преображение Господне», иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Преображение Господне»,
иконописец Юрий Кузнецов

В основу иконографии Преображения Господня ложится евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах в центре изображается Спаситель, стоящий на горе, по сторонам от него - пророки, у подножия горы - павшие ниц апостолы. Этот иконографический сюжет закрепился уже к середине VI века (мозаика церкви Святой Екатерины на Синае), с течением времени добавлялись разнообразные детали, но в целом содержание иконы не менялось.

Спаситель обычно изображается в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображается молодым, а Илия - старцем. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.

В русских иконостасах XVI–XVII веков икона «Преображение Господне» в нарушение хронологического повествования становится в праздничном ряду между иконами «Вход в Иерусалим» и «Распятие» как элемент страстного цикла, поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах праздника.

Инок Григорий (Круг) такими словами описывает икону «Преображение Господне»: «Вершина горы Фавор, на которую Спаситель возвел избранных учеников, наполнилась излиянием Божественного света, неизреченной славой Божества. И этим излиянием Божественного света наполнена вся икона праздника. Вся поверхность ее становится как бы светоприимной. Распределение изображений на иконе – облако, осеняющее Спасителя, движение лучей, знаменующих Божественные силы энергии, движение Фаворской горы и падающих стремглав апостолов, – вся основа иконы говорит о свете и определяется светом. Светом наполнены облако – слава Духа Святого, осенившая Господа, и одеяние Спасителя, белизна которого пронизана тонкой сетью золотых лучей, также знаменующих излучение Божественных сил.

Отражение света, льющегося от Господа, просветляет ризы Моисея и Илии, и ризы апостолов, падших на землю, и ступенчатые выступы Фаворской горы. Сама же гора как бы наполнена одушевленной волей приготовить место Спасителю. Очертания ее, поднимаясь, суживаются к вершине и на самом верху распадаются на три малых уступа, образуя место для Спасителя и для двух Его собеседников: для Илии, ходатая от живых, и Моисея, ходатая от мертвых. Складки их одежд так же, как поднятые вихрем одежды апостолов, наполнены таинственным светом, идущим от Спасителя. Апостолы иногда изображены падающими стремглав, иногда лишь повергшимися на землю и укрывающими лица одеждами. Божество, по определению преосвященного Иннокентия Херсонского, скрытое под завесой плоти, обнаружило Свое присутствие и блистало как молния. Молитва до того возбудила и подвигла скрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице, не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду».

От фигуры Спасителя во все стороны исходят ослепительные потоки несозданного света, эта благодатная энергия пронизывает окрестные горы, деревья, камни, людей – весь мир Божий, всякое творение, всю Вселенную и преображает его. Спасительным действием благодати Божией поддерживается и жизнь самого человека. Это единственная в мире сила, способная преобразить нас, воззвав к свету из тьмы заблуждений и ошибок, падения и отчаяния.

Величие и глубину события Преображения Господня передает нам и икона «Иисус в белых одеждах», на которой Спаситель идет навстречу молящемуся, даруя свой благодатный преображающий свет. Сияние Христово обволакивает, умиротворяет, Его любовь касается самых глубин души, чувствуешь переживание чего-то дивного, божественного – вошедшего в жизнь. И, пережив это, мы должны сохранить это чувство как самое драгоценное и войти в мир для того, чтобы этим поделиться, чтобы оно распространилось на все, к чему мы прикасаемся.

Значение иконы
Икона «Преображение Господне»
Икона «Преображение Господне»,
иконописец Юрий Кузнецов


Икона «Преображение Господне», несущая на себе Свет Фаворский и все великолепие откровения о Божественной сути Господа, которая открылась на горе Фавор, осеняет собой едва ли не все малые и большие церкви. Все Отцы Церкви, размышляя о Преображении, сходятся в главном: Преображение Его – знак человечеству о его истинном лике. Там, на той горе, лицом к лицу встретились вознесенные в Царствие Небесное ветхозаветные пророки – Моисей, Илия, осененные когда-то Божественным Светом, и апостолы, пока еще земные представители Нового Завета. Известно, что когда Моисей получал Его Заповеди на горе Синай, то и он воссиял таким же Божественным светом, на его лицо невозможно было смотреть, и, сойдя с горы, он был впредь вынужден закрывать лицо платом, а Илия был вознесен на небо огненной колесницей. Так утверждалась преемственность и единство Ветхого и Нового Заветов и истинная суть Христовой богочеловеческой личности: «… явилось облако и осенило их; и устрашились <апостолы>, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; слушайте Его» (Лк. 9; 34–35).

Святитель Ефрем Сирин пишет об этом: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне <…>. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих». А Иоанн Златоуст говорит, что событие Преображения было дано нам, чтобы «показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Это отблеск того Света, какой освещал лики тех, кто встречался с Ним здесь, в этом мире. Перечитайте «О цели христианской жизни – беседы Серафима Саровского с Мотовиловым», открытые среди бумаг частого собеседника преподобного старца помещика Н.А. Мотовилова Сергеем Александровичем Нилусом, российским православным писателем. В этой рукописи записано свидетельство о преображении святого преподобного Серафима, которое произошло при одной из бесед с Мотовиловым, записанной им.
«Тогда о. Серафим взял меня крепко за плечи и сказал мне:
– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
– Не могу, батюшка, смотреть, потому из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.
О. Серафим сказал:
– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было и меня таким видеть».

И вот какое подробное свидетельство о видении преображения, подобном тому, что видели апостолы на горе Фавор, оставил нам Н.А. Мотовилов: «Я взглянул <…> в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение его уст, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то руками вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху меня и великого старца. Возможно ли представить себе положение, в котором я находился тогда?» И в самом конце: «Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам своими собственными глазами, что готов подтвердить и присягою».

К духовному преображению зовет нас вся история человечества, записанная в Священном Писании от начала Бытия, и, по милости Божией, уже сейчас это иногда явственно с нами происходит. Как светлеют, сияют благодатью лица прихожан во время общей молитвы в храме, когда эта молитва слаженна и сердечна, и во время причащения Святых Даров, и еще некоторое время, когда мы покидаем церковь, уходя к мирским делам! Значит, все в сердцах наших, в труде духовном, в стяжании Духа Святого, к которому призывает все святоотеческое наследие. Молитва преображает нас, ведь и Иисус взошел с апостолами на гору не встретиться с пророками, а именно помолиться (Лк. 9; 28). Он до этого часто удалялся, чтобы побыть одному в молитве, но не было, видно, тогда срока, чтобы и постолы, им избранные, первыми из людей увидели его истинный, воплощенный Богочеловеческий образ.

С Божественным откровением – «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», которое пришло с Преображением Господним, срок настал. И икона, запечатлевшая память о событии, которое вдохновляло не одно поколение иконописцев, говорит нам, что мы теперь живем в Новом Завете как новое человечество, которому предстоит войти в Царствие Небесное, раз уж мы выбрали этот нелегкий, но единственно возможный для нас и верный путь.


Что рассказать ребенку о Преображении Господнем>>
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (985) 000 62 82
kk@iconkuznetsov.ru