Икона «Спас Ярое око» стала главной иконой благословения на ратные подвиги, иконой, вдохновлявшей русское воинство перед многими битвами. Сегодня эта икона защищает нас от другого врага: врага, которого пытаются поселить в русской душе изнутри – неверия, сомнения, порока.
Иконописец Марина Филиппова Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера. Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.
Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.
Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.
Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
Специальное предложение на крестины Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.
Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.
Еще фото
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.
Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.
Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
Как защищает икона
Название одной из икон Господа, восходящих по своему типу к иконам Христос Пантократор (Вседержитель), «Спас Ярое око», как и все его иконы, где в наименовании стоит слово «Спас», иначе Спаситель, говорит о том, что молитва к Богу перед этой иконой защитит Вас, Ваш дом, Ваших близких от всего – от вторжения в дом людей с недобрыми помыслами, от стихийного бедствия – от всего, что может нанести ущерб и Вашему жилищу, и месту – городу, селу, стране, где Вы живете. Согласно Полному церковно-славянскому словарю, который был составлен еще в дореволюционное время протоиереем Григорием Дьяченко, Спас, Спаситель – защищает от всех бед и несчастий. Там же сказано, что понятие «спас» сохранилось еще с дохристианской Руси, и древние славяне-язычники своих богов также называли спасами.
Суровый взор Христа на иконе «Спас Ярое око» напомнит о том, что надо заботиться и об укреплении веры в душе человека. Вера в Него защитит от духовных сомнений и колебаний, поселяющихся в нас по слабости нашей, давая новые силы и надежды на спасение и защиту Господа от всех невзгод по нашей искренней молитве Ему. Он защитит нас в трудные дни, которые бывают в жизни у всех. Глядя на этот образ, мы понимаем, что в такие периоды надо не предаваться унынию, а, попросив помощи у Бога, надеяться на Него, и, собравшись с силами, преодолевать трудности. Так поступали наши предки, когда под хоругвями, с которых смотрел на поле боя лик Спаса Ярое око, шли на бой с войском Мамая на Куликовом поле и одержали великую победу, потому что знали – Он защитит Русь, дав через веру в Него русскому воинству силы и мужество.
На вопрос, в чем помогает молитва перед иконой «Спас Ярое око», ответ может быть только такой – во всем, о чем бы Вы ни просили Его, так как это один из ликов Спасителя, Господа Бога, Царя. Но «Спас Ярое око» – это еще и образ Высшего Судии. Просите Его о защите, о счастливом разрешении проблем, когда Вы чувствуете нависшую над Вами опасность. В этой ситуации, если правда на Вашей стороне, молитва перед иконой «Спас Ярое око» помогает остановить обидчиков. Бог милостив, но те, кто нарушает Его заповеди, сами попадают в капкан собственных проступков, нарушая установленные Им законы любви и уважения к ближнему. Он помогает всем, кто противостоит действиям во зло, и Его ярый – гневный – взор обращен на всех, замышляющих недоброе.
Молитва первая (из молитв на сон грядущий, читаем перед сном)
Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложи моем: просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.
Молитва вторая (о себе или ближнем)
Господи Иисусе Христе! Сыне Божий! Огради нас святыми Твоими ангелами и молитвами Всепречистыя Владычицы нашия Богородицы и приснодевы Марии, силою Честного и Животворящего Креста, святого архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, святого пророка и Предтечи крестителя Господня Иоанна Богослова, священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, святителя Никиты Новгородского, преподобного Сергия и Никона, игуменов Радонежских, преподобного Серафима Саровского чудотворца, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых Твоих, помощи нам, недостойным, рабу Божию (имя). Избави его от всех навет вражеских, от всякого зла, колдовства, чародейства и лукавых человек, да не возмогут они причинить ему никоего зла. Господи, светом Твоего сияния, сохрани его на утро, на день, на вечер, на сон грядущий, и силою благодати Твоея отврати и удали всякие злые нечестия, действуемыя по наущению диавола. Кто думал и делал, верни их зло обратно, в преисподнюю, яко Твое есть Царствие и Сила, и Слава Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.
Об истории создания иконы «Спас Ярое око» сведений до нас дошло немного. С относительной уверенностью можно сказать только то, что, согласно предположениям исследователей, икона «Спас Ярое око», которая находится в числе святынь Успенского собора Московского Кремля, написанная в византийской манере, относится примерно к 1344 году. Очевидно, этот образ создан одним из греческих мастеров, призванных митрополитом Феогностом для иконописных работ в прежнем деревянном Успенском храме. По типу он наиболее близок к Спасу оплечному, находящемуся также в Успенском соборе, а тип этой иконы восходит к раннему Спасу Вседержителю, исходным образом для которого, в свою очередь, послужил византийский Христос-Пантократор. Но Спас оплечный написан в более светлых тонах, его эмоциональный тон мягче, хотя черты лица все равно выражают непреклонную строгость («Не мир пришел Я принести, но меч»).
Образ «Спас Ярое око» создавался автором в более темных тонах, придающих изображению драматизм, что объяснимо, поскольку первая половина XIV века в истории Руси была Смутным временем, и российское государство переживало тяжелый для него период. Даже асимметричность абриса лика Христа, сурово сдвинутые брови, твердый, как говорят, «карательный» взгляд, чередование резких бликов и темных прорисовок, динамика поворота головы, отмеченная резкими прорисовками на мощной напряженной шее – все способствовало возникновению в названии иконы эпитета «ярый» – гневный, пылкий. Но тем не менее обилие бликов, выполненных белилами, сообщало этому образу Спаса величие и светоносность, божественное сияние. Икона по типу относится к московской иконописной школе, которая многое заимствовала из канонов византийского искусства, но внесла и свое – более экспрессивное и контрастное исполнение, придавшее византийскому суровому бесстрастию раннего времени большую эмоциональную выразительность.
Еще одна особенность этого образа Спасителя, как отмечают все исследователи иконописи этого периода, – голубой хитон. Есть еще вариант написания подобного образа, где волосы Господа прописаны иначе, чем обычно: их пишут коричневыми, а затем наносят золотую штриховку. Здесь же все волосы на главе Спасителя положены золотым, а штриховка прописана коричневым, за что его называют «Спас златые власы». Этот образ также находится ныне в Успенском соборе Московского Кремля.
Несколько икон «Спас Ярое око», возможно, были вывезены из России в годы Второй мировой войны и находятся в германских собраниях. Одна – в собрании Г. Амберга в Кёлликене, другая – в Музее икон в Реклингхаузене.
Еще одна икона «Спас Ярое око» стала известна благодаря реставрации в 1903 году одной из икон, которую поначалу определяли как Нерукотворный образ Христа Спасителя, то есть как Спас на убрусе, где изображается только лик Христов. Согласно преданию о возникновении этого образа, когда Христос отер лицо платом – «убрусом», чтобы его передали болеющему царю Авгарю, на нем отпечатался Его лик. Икона находилась в Воскресенской Расловской церкви Грязовецкого уезда Московской области и была в весьма плачевном состоянии, когда священник церкви Владимир Попов обратился к епискому Вологодскому и Тотемскому Алексию с просьбой о разрешении поновления иконы Спасителя. Вологодская Археологическая комиссия любителей истории и древности, осмотрев икону, приблизительно определила время ее написания – первая половина XVI века. После заключения комиссии Его преосвященство епископ Алексий направил в Москву, в Церковно-археологический отдел Общества любителей духовного просвещения письмо, в котором ходатайствовал перед Священным Синодом о поновлении древней иконы. Указом от 9 июня 1903 года Священный Синод поручил реставрацию иконы московскому художнику-иконописцу Михаилу Осиповичу Чирикову, действительному члену Общества любителей духовного просвещения. Икона была доставлена в Москву старостой Воскресенской Расловской церкви, крестьянином из деревни Петрова Починка Леонтием Степановичем Рябковым.
Икона «Спас Ярое око»
Икона действительно находилась в ужасном состоянии: липовая доска, на которой она была писана, разошлась точно посредине, где был стык двух досок, из которых она была сложена. Левая сторона изъедена червем, краска с грунтом местами отстала от доски. К тому же сверху икона пережила до этого еще одно поновление и была сплошь записана, причем не самым аккуратным образом. Краски были более темными, не везде верно был повторен первоначальный контур. Михаил Осипович предположил, что запись сделана художником палехской школы. По всей вероятности, если бы вторичное поновление было бы таким же небрежным, первоначальный образ потерялся бы навсегда.
Иконописец начал тщательную и осторожную расчистку, в ходе которой открылась исходная пропись. Оказалось, что тип и возраст иконы были определены не совсем верно. Это был не Нерукотворный образ Спасителя на убрусе, а плечевое изображение Спаса Ярое око монастырского письма второй половины XVII века. По мере восстановления иконописец вернул иконе и первоначальный облик, и цветовую гамму, и характерную манеру письма. Стало иным, точным искаженное прежней записью суровое, требовательное выражение лика с асимметричным изгибом бровей, свойственное для образа «Спас Ярое око». Проявились характерный для этого образа хитон, исполненный «голубцом с празеленью», чуть светлее, чем на записи, все типичные для этого образа другие колера, множественные блики, выполненные белилами.
Эта история интересна не только тем, что был открыт вновь, похоже, утерянный на сегодня окончательно типологически редкий образ «Спас Ярое око» – по крайней мере, он с начала прошлого века больше уже нигде и никогда не упоминался. Удивительно отношение к древней местночтимой иконе – чтобы начать реставрацию, понадобилось письмо митрополита в несколько инстанций, вплоть до Священного Синода, указом которого М.О. Чирикову было назначено начать реставрацию. Сегодня реставрация древних икон, если и проводится, то без такого трепетного уважения к древности, а чаще – их просто снимают и замещают новоделами…
История этой реставрации – пример для нынешнего подхода к реставрации сохранившихся святынь. Все больше церковных строений передается Церкви, но сколько фресок просто забеливается, сколько икон поновляется без должного музейного внимания к начальному изображению. К сожалению, у нас пока нет важного, уже существующего во многих других странах массового опыта отношения к фреске, к иконе, к памятнику церковного зодчества не только как к христианской святыне (это, конечно, в первую очередь), но и как к достоянию культуры, чаще всего из-за неимения средств на полное профессиональное восстановление. Но это отдельный разговор, который, возможно, будет поднят на нашем сайте.
Этот удивительный образ – «Спас Ярое око» стал символом крепости веры, державности государства, накрепко сопряженным с его историей. Бог ничего и никогда не дает просто так… Вот и создание этой иконы пришлось на последний период подчинения Золотой Ордой Руси – уже ханом Мамаем, который, в отличие от хана Батыя, даже на Руси называвшегося за его терпимость «добрым ханом», сделал последнюю попытку абсолютного подчинения Руси. Попытка закончилась тотальным разгромом Мамая на Куликовом поле, а над затихшим после битвы полем, над поверженным врагом, над полегшими смертью храбрых русскими воинами развевались хоругви, с которых глядели гневные очи Спаса Ярое око.
Позже эта икона стала главной иконой благословения на ратные подвиги, иконой, вдохновлявшей русское воинство перед многими битвами. Сегодня эта икона защищает нас от другого врага: врага, которого пытаются поселить в русской душе изнутри – неверия, сомнения, порока. Гневный взгляд Спаса Ярое око остановит каждого, кто задумает недоброе против Христовой веры – основы духовной и душевной крепости русского народа, не давая забыть ему, что православная Россия вышла из Святой Руси.
Говорить о чудесах применительно к иконе с изображением Господа – в любой Его ипостаси – по меньшей мере странно, ибо всё то, что мы именуем чудесами – не есть чудо для Него, но всё дивное от святых Его – только от Него. Самое великое чудо Божие – преобразование к Свету человеческой души, это то, чего Он хочет, чего добивается от нас в разное время, самыми разными способами. Мы просим Его понять нас. А часто ли мы понимаем Его? Как понять, к примеру, то, что автор этих строк, придя 22 июня в Российскую государственную библиотеку, чтобы узнать больше об иконе «Спас Ярое око» и посмотреть отчет М.О. Чирикова о реставрации иконы «Спас Ярое око» из Воскресенской Расловской церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии, увидела, что указ Святейшего Синода о передаче иконы на реставрацию был издан 9 июня 1903 года, то есть по новому стилю тоже 22 июня?
Случайность? Но есть ли у Бога случайности для верующего? Чудо? Но есть ли у Бога чудеса, так как что есть чудеса для Всемогущего? Всё, что от Него, – для нас чудо. И на этом мы остановимся…
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых