Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

иконы Спасителя

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Икона «Моление о чаше»

видео
 
предыдущая
следующая
 
Одноименные иконы:
«Моление о чаше» – молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду незадолго до своего ареста. Спаситель, преклонив колени, молился, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 20: 40-46). Иоанн Дамаскин так трактует молитву Спасителя: «Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, страдание стало вольным и по человечеству Христову».
 
Знаете ли Вы...
События из истории иконы
Когда вспоминают Моление Иисуса о чаше
О сюжете «Моление о чаше» в живописи
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Размер: 100х75 см
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

События из истории иконы

Импровизация музыканта Андрея Чистякова на сюжет «Моление о чаше» Импровизация музыканта Андрея Чистякова на сюжет «Моление о чаше».

АНДРЕЙ ЧИСТЯКОВ - координатор проектов IQradioTV, член творческого содружества «Парадигма». Концертирующий музыкант, скрипач-солист, виртуоз, импровизатор-полистилист, участник множества эксклюзивных и экспериментальных медийных проектов.


Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду относится к одному из событий Страстной (Великой) недели, в которую во время церковных богослужений воспоминаются последние дни земной жизни Спасителя. Великим называется и каждый из дней этой недели, имеющий свое условное название, посвященное тому или иному событию. Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду воспоминается в Великий четверг.

«Молением о чаше» называют молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду незадолго до своего ареста. Эта молитва, с точки зрения христианских богословов, является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую: Спаситель, преклонив колени, молился, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 20: 40-46). Иоанн Дамаскин так трактует молитву Спасителя: «Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, страдание стало вольным и по человечеству Христову». Как человек Христос умирает, как Бог возрождается.


Икона «Моление о чаше», иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Моление о чаше»,
иконописец Юрий Кузнецов
«Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "Посидите здесь, пока Я помолюсь!" Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: "Отец Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет не как Я хочу, но как Ты". Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: "Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". И отошедши, молился, говоря те же слова. Потом снова возвращается к ученикам и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: "Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня"» (Мф. 26:36-56; Мк. 14:32-52; Лк. 22:40-53; Ин. 18:1-12).

Вечером в Страстной четверг на чтении 12 Евангелий читается рассказ о страшной ночи, одиноко проведенной Иисусом Христом на Масличной горе в ожидании смерти. Это, несомненно, отрывок, к которому мы должны приближаться коленопреклоненно. Здесь изучение должно переходить в поклонение. И перед иконой «Моление о чаше» не молятся, поскольку в этот момент происходит молитва Самого Христа и мы можем Ему только благоговейно сострадать. Икона эта обычно помещается в алтаре храма, у жертвенника.

В Гефсиманском саду Христос был совершенно уверен в том, что впереди Его ждет смерть. Здесь Иисусу пришлось вынести самую тяжелую борьбу, чтобы подчинить Свою волю воле Божьей. Это была борьба, исход которой решал все. В этот момент Сын Божий знал только одно: Он должен идти вперед, а впереди — крест. Мы можем сказать, что здесь Иисус познает урок, который однажды должен познать каждый: как принять то, что невозможно понять. Воля Божья властно звала Его вперед. В этом мире с каждым из нас происходят события, которые мы не в состоянии осмыслить, вот тогда в полной мере испытывается вера человека, и в такой момент человек может быть укреплен тем, что Христос тоже прошел через это в Гефсиманском саду. А это значит, что каждый человек в нужный момент должен научиться сказать: «Да будет воля Твоя».

Вернуться к содержанию

Когда вспоминают Моление Иисуса о чаше

Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду относится к одному из событий Страстной (Великой) недели, в которую во время церковных богослужений воспоминаются последние дни земной жизни Спасителя. Великим называется и каждый из дней этой недели, имеющий свое условное название, посвященное тому или иному событию. Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду воспоминается в Великий четверг.
Вернуться к содержанию

О сюжете «Моление о чаше» в живописи

Описанная в Евангелиях молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду глубоко затрагивает человеческие сердца, заставляет задуматься о трагическом одиночестве Спасителя. Не стали исключением и художники разного времени, в своей живописи они стремились найти ответы на вопросы, волнующие духовно развитого человека.

Что значит быть Богочеловеком? Что значит иметь особую миссию на Земле? Касается ли это только одного Христа или каждый из людей приходит на землю исполнить свое предназначение? Допустимы ли вообще подобные вопросы по отношению к личности Христа? Что значит пойти сознательно на мучительную смерть? Возможна ли при этом радость или главное в смирении? Кто, какая сила сплела терновый венец на голову Спасителя, почему? Как мог мир людей, ради которого Спаситель воплотился в простом человеке, так низко, невежественно Его предать?

В конце XIX века к этому сюжету обращались многие русские художники, работающие в области исторической живописи на религиозные темы. Накопленный к этому времени мировой художественный опыт и нестесненность строгим каноном давали возможность для вариативности в изображении. Поэтому перед зрителем представали удивительно разные, но в то же время объединенные общим замыслом произведения. Проблема духовного толкования как самого образа Спасителя, так и его Божественной Премудрости стала одной из основных в русской религиозной живописи второй половины XIX века. В это время в среде русской интеллигенции стала популярной тема идентификации себя и своей роли в обществе с Мессией.

Н.Н.Ге «В Гефсиманском саду» (1869), холст, масло
Н.Н.Ге
«В Гефсиманском саду» (1869),
холст, масло
Давайте рассмотрим две картины, в которых, на наш взгляд, представлены два направления решения этой проблемы. Это полотна двух выдающихся мастеров своего времени: Н.Н.Ге «В Гефсиманском саду» (1869) и В.Г.Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878). Отталкиваясь от церковного догмата В.Г. Перов следует за идеей выраженной в иконе «Распятие»,— как человек Христос умирает, как Бог возрождается. Именно эта идея, преисполненная высокого, горнего смысла, и одухотворяет художественный образ картины «Христос в Гефсиманском саду». Н.Н.Ге для своего произведения «В Гефсиманском саду» выбирает основной темой драму Мессии и общества.

Ни одно из этих произведений не было оценено современниками. Картина В.Г.Перова с момента ее первого экспонирования была записана в разряд слабых, «насильственно сочиненных», и даже компрометирующих художника. Картина Н.Н.Ге в свое время не была принята ни академистами, ни критиками-демократами, а лишь позднее была оценена М.Врубелем и приобретена П.М.Третьяковым для своей коллекции.

В.Г.Перов «Христос в Гефсиманском саду» (1878), холст, масло
В.Г.Перов
«Христос в Гефсиманском саду» (1878),
холст, масло
Картины написаны в разных жанрах: произведение Н.Н. Ге тяготеет к портретной живописи, а работа В.Г. Перова – к жанровой. Первый художник ставит своей целью создание психологического портрета своего героя, второй стремится передать через узнаваемые символы суть евангельского сюжета и двойственной природы Христа. Но и в том и в другом случае поставленная цель ведет к раскрытию смысла исторической драмы, описанной в Евангелие. Только в первом случае оно достигается через раскрытие личностного начала Христа, а во втором – через богословское толкование евангельского сюжета, символику, уходящую своими корнями в традиции религиозной живописи.

В композиционном построении обоих произведений можно выделить три основных плана. На переднем плане представлена фигура Христа, два других плана отданы пейзажу. Существенным различием рассматриваемых произведений является то, что в картине В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» нет изображения лика Христа, что сразу выделяет эту работу среди других, посвященных данному сюжету Евангелия. Среди исследователей существует мнение, что для художника это имело принципиальное значение, так как главным для него было сохранение в чистоте и неприкосновенности евангельской сути образа Христа. Но в то же время в картине присутствует элемент театрализации изображаемого сюжета, использование сценических приемов. В картине В.Г. Перова Христос изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея) на специально «созданном» для этого участке земли переднего плана, который напоминает скорее сцену, чем реальное пространство Гефсиманского сада. Задний план написан подобно занавесу, на котором изображен расположенный вдали у подножия холма ночной город со светящимися фрагментами оконных проемов. Город, лишенный каких-либо явных географических признаков или особенностей национальной архитектуры, написан достаточно условно. Он является скорее «обозначением города», его «знаком». Значительная удаленность домов напоминает раскрывающиеся в оконных проемах пейзажи в традиции западно-европейских мастеров.

Средний план представлен мощными стволами деревьев, которые вместе с просвечивающимися между ними фрагментами каменной кладки стены проводят резкую границу между передним и задним планами. Ветвей деревьев мы не видим, перед нами лишь их массивные темно-коричневые с отблесками лунного света стволы, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город. Художник направляет взгляд зрителя по каменным ступеням, расположенным в левой части картины, в неизвестность, давая понять, что это и есть будущий крестный путь Спасителя. Направление движения ступеней совпадает с расположением невидимого источника света. Свет окутывает фигуру Христа и отделяет от его плотной материальной фигуры нечто почти не осязаемое, обозначенное только легкими бликами света – намек на его будущее вознесение. Игра света, цветовые сочетания имеют в картине В.Г. Перова большое значение, тогда как красочная палитра в картине Н.Н. Ге стремится к монохромности, что придает большую цельность произведению.

В произведении Н.Н. Ге сделан акцент на раскрытие внутреннего состояния Христа, на передачу всей глубины разнообразия чувств, выраженной минимальными средствами. Художник старался передать пространство, на котором расположил фигуру Христа, максимально «натуроподобно». Заметно накренившаяся линия горизонта, плотно сомкнувшиеся кроны деревьев над головой Спасителя с первых мгновений настраивают зрителя на понимание напряженного драматизма происходящего. Для достижения желаемого эффекта художник обращается к нашим чувствам, к эмоциональному сопереживанию, благодаря которому мы проникнем во внутренний мир Христа.

В картине Н.Н. Ге также присутствуют три основных плана, но нет той четкой разделенности, которая сразу бросается в глаза в работе В.Г. Перова, нет фрагментарности. В отличие от картины В.Г. Перова, пространство которой воспринимается ограниченно замкнутым, несмотря на наличие заднего плана, у Н.Н. Ге мы наблюдаем ярко выраженную удаленную перспективу, которая создает эффект стремительного движения вглубь. Возникает ощущение, что Христос задержится здесь лишь на мгновение, он будто застыл перед прощанием.

Следует сказать особо о ритмах, присутствующих в обоих произведениях. В картине Н.Н. Ге, подобно колоннам древнехристианской базилики, уходят вдаль две параллели почти равноотстоящих друг от друга деревьев. Тем самым мотив храма присутствует в картине, но прочитывается скорее эмоционально, чем визуально. Фигура Христа при таком прочтении подобна алтарной росписи христианского храма. Тем самым художник подходит к нетрадиционной трактовке религиозного сюжета, сохраняя традиционные ассоциативные связи, заложенные на подсознательном уровне. В картине В.Г. Перова также присутствуют эти связи. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что мощные стволы деревьев на среднем плане и упирающаяся в них выложенная из крупных камней стена, внезапный обрыв которой вызван скорее необходимостью создать определенный символ, чем стремлением к передаче натуроподобной части пейзажа, образуют огромный крест, который тяжелым монолитом неотвратимо ожидает Христа, его решения. Ракурс, в котором написан символический крест, напоминает сцену «Несение креста». Художники, безусловно, изучавшие древнерусскую иконопись, волна интереса к которой в конце XIX века поднялась с новой силой, пытались вложить в свои образы весь синтезированный опыт работы древних мастеров.

Икона «Спас на троне», XV век
Икона «Спас на троне», XV век

Как уже отмечалось выше, картина Н.Н. Ге тяготеет к портрету. Скорее всего, автора интересовал данный евангельский сюжет именно в аспекте духовных и эмоциональных переживаний самого Христа, возможно, художник пытался поставить себя на место Спасителя. Поэтому центральное пространство полотна полностью занимает коленопреклоненная фигура Христа, напоминающая своими очертаниями монолит нерушимой скалы. В этом прослеживается отголосок древнерусской традиции изображения Христа и Богоматери («Спас на троне», «Богоматерь – Гора Нерукосечная»), и в то же время мы можем увидеть влияние западных, современных художнику мастеров, работающих в области психологического портрета. Остальное пространство картины занимает пейзаж, который также наделен неким психологизмом. Он выражен и в растрескавшейся поверхности земли, разбитой неведомой стихией, и в изломанных ветвях масленичных деревьев, одно из которых готово упасть за спиною Христа, и в одиноко стоящих двух тоненьких деревцах в правой части картины, хрупкость которых заметно контрастирует с мощью стволов больших деревьев заднего плана. Скупость и суровость пейзажа помогают глубже и полнее передать внутренне состояние Христа, которое художник пытается философски осмыслить. Какой именно вопрос или серию вопросов решает Спаситель? Похожи ли его мысли и выводы на рассуждения простого человека? Что значит быть Богочеловеком? Что значит иметь особую миссию на Земле? Касается ли это только одного Христа или каждый из людей приходит на землю исполнить свое предназначение? Допустимы ли вообще подобные вопросы по отношению к личности Христа? Что значит пойти сознательно на мучительную смерть? Возможна ли при этом радость или главное в смирении? Все эти вопросы и попытки найти ответы на них возникают при вдумчивом вглядывании в картину Н.Н. Ге. В лике Христа, в положении его фигуры, в легком наклоне головы, в тщательно выписанной правой руке, смиренно, но твердо лежащей на колене Спасителя, – во всем удивительное сочетание, казалось бы, несовместимых проявлений человеческой личности: готовность, решительность и в то же время смирение; внутренняя духовная сила, но великая мудрость в ее проявлении; знание и принятие; понимание будущего предательства, но незлобивость и великое прощение.

Икона «Богоматерь - Гора Нерукосечная», XVII век
Икона «Богоматерь - Гора Нерукосечная», XVII век

В.Г. Перов, отказываясь от написания лика Спасителя, уходит таким образом в своем произведении от размышлений о Его духовном и эмоциональном переживании. В.Г. Перов в большей степени сосредоточился на выявлении двойственной природы Христа: Божественной и человеческой. Это выявление происходит через все элементы предметной среды на холсте: природу, строения и саму фигуру Христа, которые прописаны художником достаточно объемно. Мы почти физически осязаем лежащую на земле фигуру Спасителя, Его спину, шею, плечи, красиво раскинутые локоны темно-русых волос, Его вытянутые вперед руки, кисти которых напряженно согнуты, подобно кистям рук сползающего со склона человека, тщетно старающегося ухватиться за поверхность земли. Этот физический мир уже отрекается от своего Спасителя, и тени надвигаются на павшего ниц Христа, постепенно дематериализуя объемы Его фигуры. Лунный свет высвечивает мертвенную бледность рук Спасителя, словно душа уже готовится оставить это тело, дабы обрести иное, более утонченное. Об этом преображении говорит природа, давая в своих детях символы страстей Христовых: одно из растений передает символ креста, обилие крупных растений, похожих на кактусы, напоминает о терновом венце.

Тема тернового венца является одной из основных в обоих произведениях, но обращение к ней, ее трактовка существенно различаются. В картине В.Г. Перова терновый венец – предвестник близкой крестной смерти, расположен прямо над головой Христа. Воздушность и легкость венца, его призрачность позволяют увидеть в нем не только ореол мученичества, но и намек на нимб святости (тонкий нимб овальной формы над головой святого – традиционное решение для религиозной живописи Западной Европы). Символ неотвратимости Голгофы и крестного пути – венец – легко прочитывается, тогда как в картине Н.Н. Ге только после определенного времени, проведенного в созерцании картины, зритель начинает осознавать присутствие этого символа. У Н.Н. Ге терновый венец Христа сплетают изломанные ветви масленичных деревьев, кроны которых сомкнулись над головой Спасителя, как символ неотвратимости, как будто весь мир сплетает Ему терновый венец. Мы наблюдаем здесь не конкретно-предметную передачу образа, а более философскую. То же происходит и в трактовке фигуры Христа. Едва различимые градации цвета, близкого к абсолютно черному, тем не менее лепят форму фигуры Спасителя, Его одежд, цвет которых уже не привязан к традиционной иконографии, как в картине В.Г. Перова.

И опять встают вопросы: кто, какая сила сплела терновый венец на голову Спасителя, почему? Как мог мир людей, ради которого Спаситель воплотился в простом человеке, так низко, невежественно Его предать? В картине В.Г. Перова показан единственный конкретный момент предательства, тогда как в картине Н.Н. Ге этот момент перспективно продолжен, как будто и в его время продолжаются муки Христа. Эта мысль созвучна с философскими размышлениями выдающегося русского писателя Л.Н. Толстого о том, что весь христианский мир, каждый день произнося имя Христа, читая молитвы и совершая молебны, вместе с тем «благополучно» предает его заповеди, а зачастую, просто искажая их или давая им узкую трактовку, использует учение Христа для достижения личных эгоистических целей. Идеи Л.Н. Толстого оказали большое влияние на мировоззрение Н.Н. Ге.

В обоих произведениях ночная тень «разрушает» изображение, дематериализует его, привнося в картину атмосферу некой призрачности. В картине В.Г. Перова одна из теней, как будто преграждая земной путь Христа, легла черной массой перпендикулярно к Его фигуре. Черная мгла, растворившая в себе розовый куст, не оставила от него даже очертаний, а только неосязаемую паутину теней, перетекающих в такое же эфемерное отражение ветвей слева. Подавленные тьмой, плоскими воспринимаются и могучие деревья, о массивности которых свидетельствует лишь слабый лунный свет, скользящий по их крутым бокам. Ночь, накрывшая город, что виднеется вдали, поглотила объемность его строений, причудливо сведя их к двухмерным силуэтам. И природа, и городской пейзаж, утрачивая под покровом ночи свою фактуру, весомость, как-то сразу начинают трансформироваться в свою прямую противоположность — мир теней, бесплотный, неуловимый, как и дух, почти ирреальный, в котором сугубо чувственное восприятие цвета и формы меняется на какое-то иное самоощущение, с оттенком мистического.

Еще сильнее этот эффект наблюдается в картине Н.Н. Ге, колористический строй которой стремится к монохромному. Тьма, распластанная по земле под ногами Спасителя, медленно надвигается на Его фигуру, пытаясь ее совсем поглотить, но здесь она играет и обратную роль. Превратив в монолит фигуру Христа, она тем самым как будто создала «памятник» Ему. Нечто подобное произошло и в самой евангельской истории. Невежество, злоба, ненависть и зависть людей, приведшие Христа на Голгофу, тем самым увековечили Его имя. Светлым остался лишь лик Спасителя как свидетельство необычайной чистоты Его духа, божественных излучений Его внутреннего света. На этот свет отзываются проблески голубого неба, почти невидимого сквозь плотно сомкнутые ветви деревьев, но присутствующего как символ неугасимой надежды на то, что подвиг Христа не пройдет даром. Так, наверное, думал художник и о значении своего творчества, не оцененного современниками.

В картине Н.Н. Ге натурализм в передаче природы превалирует над символической декоративностью. Земля и деревья написаны с большим правдоподобием, в картине в целом больше внутреннего реализма, то есть соответствия изображения его внутренней наполненности. Это помогает зрителю более явственно ощутить внутреннее состояние Христа, Его великую жертву.

Икона «Распятие», XV век
Икона «Распятие», XV век

Библейское понятие снисхождения Единосущного Богу Христа к людям ради их спасения, прославления и последующего вознесения выражалось в традиционной иконописи различными изобразительными средствами, передающими двунаправленное движение. Так и в картине В.Г. Перова мы наблюдаем явно подчеркнутую доминанту вертикали, обозначенную волнообразным ритмом изгибов деревьев, поднимающихся с земли, подобно восходящим к небу мощным языкам пламени. Подсвеченные лунным светом, они символизируют собой силу духовного горения Христа в преддверии вознесения Спасителя. Отсюда эта призрачность всего земного. Реален лишь миг, в котором соприкоснулись земля и небо, материя и дух, время и вечность. Художник стремится выразить пограничье между человеком и Богом. Этой идее отвечает и колорит картины: основной цвет – зеленый с оттенками розового и сиреневого, с преобладанием отраженного лунного света. Краска положена густо. Природа скорбит. Город равнодушен. Возникает ощущение, что душа Христа отделяется постепенно и тянется к Божественному свету. Отталкиваясь от церковного догмата, Перов следует за идеей, выраженной в иконе «Распятие»,— как человек Христос умирает, как Бог возрождается. Именно эта идея, преисполненная высокого, горнего смысла, и одухотворяет художественный образ картины «Христос в Гефсиманском саду».

Н.Н. Ге для своего произведения «В Гефсиманском саду» выбирает основной темой драму Мессии и общества. Фокусом картины, к которому устремляется взор зрителя, является лик Христа. Несмотря на общий темный колорит произведения, лик выписан светло и отчетливо. В нем сосредоточены самые глубокие философские размышления художника.

Лик Христа выражает решимость, непреклонность в выборе действия, ставшего результатом усердной молитвы, но в то же время в нем прочитывается великая скорбь, которая проходит основным лейтмотивом через творчество Н.Н. Ге, связанное с религиозной тематикой. Позднее она найдет свое яркое воплощение в картинах «Что есть истина?», «Распятие», написанных под влиянием размышлений о судьбе христианства близкого друга Н.Н. Ге – Л.Н. Толстого.

Таким образом, картины двух выдающихся художников конца XIX века, посвященные евангельскому сюжету «Моление о чаше», или «Христос в Гефсиманском саду», представляют собой два различных подхода к выражению художественными средствами библейского сюжета. Один из них, отраженный в картине В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878), показывает направление, связанное с религиозной символической живописью, берущей свое начало в средневековой иконописи, тогда как в картине Н.Н. Ге заметно личное отношение художника к сюжету и его прочтению, выраженное живописными и композиционными приемами.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru