Святой Евфимий Солунский Новый жил в IX веке от Р.Х. С ранних лет преданный Богу, он тайно удалился из семьи и принял иночество. Преславно послужив Господу, он удостоился от Него дара чудотворения. О чудесах и жизни его стало известно из трудов епископа Василия Солунского, его ученика и сподвижника. По повелению Божию святым был восстановлен храм Андрея Первозванного в Солуни. Ныне мощи святого упокоены в базилике Святого Димитрия в Фессалониках.
Иконописец Марина Филиппова Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера. Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.
Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.
Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.
Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
Специальное предложение на крестины Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.
Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.
Еще фото
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.
Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.
Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
Как защищает икона
Житие святого Евфимия Солунского Нового – один из редчайших образцов аскетического подвижничества, оно звучит как наставление всем, кому оно станет известным. Эти свидетельства и их действительное применение к своей сегодняшней жизни защитят каждого, кто станет над ними размышлять, от искушений, ненужных пристрастий, следования ложным ценностям, от которых происходят все беды.
По нашей молитве к нему преподобный защитит во всем – от неблагоприятных ситуаций до исцеления от болезней, ибо святой, как мы знаем из его жизнеописания, был удостоен дара чудотворения, который проявлялся неоднократно и после его преставления.
Ну и конечно, если кто-то из Ваших близких назван Ефимом и в Святом Крещении наречен в честь святого преподобного Евфимия Солунского Нового, этот замечательный святой защитит находящегося с ним в тезоименитстве, особенно если он будет обращаться к нему с чистым сердцем, верой и доверием. Преподобный всегда слышит его и знает всю его жизнь, находясь в постоянной молитве за него перед Богом.
По молитве нашей перед иконой Святого Евфимия Солунского Нового святой помогает всем, к нему притекающим. Он помогает духовно устоять в искушениях и сомнениях, укрепиться сердцем, если кого-то постигнут колебания в вере, найти у Господа утешение в страданиях душевных и телесных, потому что подвиг жизни преподобного – это огромный опыт преодоления себя и своих человеческих слабостей, обретения величайшего милосердия. Само осознание величия и беспримерности этого подвига во славу Божию укрепляет и помогает душе обрести силы, в том числе в болезнях, поскольку святой Евфимий сам явил образец превосходства духа над телом, проведя большую часть жизни своей в крайней строгости отшельника, во всем последующего Христу, за что и удостоился канонизации в лике преподобного, о чем говорится в тропаре ему.
А тем, кто состоит со святым в тезоименитстве, он станет и помощником, и защитником, только не забывать бы нам его, как и всех наших небесных покровителей, благодарить за постоянное и теплое предстательство за нас перед престолом Божиим.
Кондак, глас 2-й Волнений множества невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне, и чудес дар прием, исцеляеши страсти всякия: моли непрестанно о всех нас.
Тропарь святому преподобному Евфимию Солунскому Новому В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней, темже и со Ангелы срадуется, преподобне Евфимие, дух твой.
Молитва Молитвами преподобного и Богоносного отца нашего Евфимия, да избавимся и мы все от недугов душевных и телесных, и да сподобимся Царствия Небесного о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Икона Святого преподобного Евфимия Солунского Нового нечасто встречается в наших храмах, поэтому наверняка мы мало что можем сообщить. Но в Туле, в Александро-Невской церкви есть придел преподобного.
Церковь была выстроена по завещанию тульского купца третьей гильдии Евфимия Харитоновича Кучина, составленному 24 сентября 1862 года. Он завещал 20 000 рублей церкви, и условием завещания было, чтобы этот храм был устроен «на плацпарадном месте, что близ жандармских конюшен». Она должна была быть возведена во имя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра II, который остался в истории Государства Российского как царь-освободитель: Высочайшим манифестом 19 февраля 1861 года в России было отменено крепостное право. Ответственность за исполнение завещания была возложена на городскую думу.
17 июля 1865 года проект Александро-Невской церкви был благосклонно утвержден императором, но строительство началось не сразу. Завещанных денег не хватало, а тут случилось несчастье – 1 марта 1881 года от бомбы террориста император Александр II погиб, и это сподвигло всех на сбор народных средств на строительство церкви, начало которого к тому времени затянулось из-за их нехватки. Большую часть собрали быстро, недостающую – по подписке в одном из крупных банков Тулы, и решили создать в церкви еще один придел – великомученицы Евдокии, день памяти которой отмечается 1 марта, чтобы в этот день совершать панихиду по убиенному императору-освободителю.
При городской думе создали комитет по строительству церкви, в который, кроме отцов города, входил городской архитектор Гурьев, создатель проекта. 12 июля 1881 года храм был заложен, к концу 1884-го строительство было окончено. За период 1885 – начало 1886 года была проведена внутренняя отделка, приобретена церковная утварь, построены дома для клира. 27 июля 1886 года храм был освящен архиепископом Тульским Никандром.
В 1902 году духовным попечительством храма к нему была пристроена церковно-приходская школа, здесь также обучали девочек рукоделию, к 1908 году обучалось уже 60 учениц; в 1905 году сделали еще две пристройки: одна была предназначена для ризницы и библиотеки, а в другой складывали церковную утварь.
Краеведы говорят, что, когда в первый раз была закрыта церковь, неизвестно, первая жалоба от прихожан о закрытии была засвидетельствована в письме от ВЦИК в Тульский губисполком от 25 апреля 1924 года. Известно точно, что окончательно Александро-Невскую церковь закрыли 16 февраля 1930 года, и здание передали 12-й трудовой школе, последние тридцать лет до возвращения церкви верующим там размещался хлебозавод.
После перестройки в 1991 году изувеченное трубами хлебопекарни строение храма с четырьмя снесенными малыми главами и полностью утраченными фресками внутри признали памятником истории и культуры регионального значения и поставили на госохрану, но хлебозавод не вывели.
С 1990 года инициативная группа обращалась в разные инстанции с просьбой закрыть предприятие, расположенное в храме, на что был получен ответ, что это невозможно, поскольку хлебозаводом выполняются заказы по обеспечению продукцией Тулы и не только. Через 10 лет группа почти в том же составе обратилась к сообществу молодых людей, прихожан храма Во имя Димитрия Солунского, организаторов крестных ходов, за содействием в передаче храма РПЦ. К храму стали приходить верующие, возле его апсиды по субботам молились, вокруг него проводились крестные ходы. 22 июня 2001 года здесь уже была зарегистрирована официально церковная община.
Постепенно, вследствие активной деятельности прихожан, была достигнута главная цель – милостию Божией в марте 2003 года здание Александро-Невского храма было передано Русской Православной Церкви, первым настоятелем его прихода стал иерей Виктор Рябовол.
Восстановление храма идет до сих пор – масштаб нанесенного ущерба огромен, не сохранилось ни одной фрески, утрачены четыре малых главы, но в 2005 году 14 октября над храмом был водружен крест, а в 2007-м открыта Памятная доска с именами кавалеров ордена Александра Невского. На площади перед храмом ветераны Великой Отечественной войны, а также кавалеры ордена Александра Невского, вместе с кадетами воскресной школы, действующей при храме, посадили деревья, заложив Аллею Памяти. В храме ведется активная работа для прихода, совершаются походы, паломнические поездки – храм стал одним из самых действенных духовно-культурных и социальных центров Тулы.
Работы по реконструкции не прекращаются, и Александро-Невская церковь будет восстановлена вместе с ее историческими приделами, а пока имена святого Евфимия Солунского Нового и великомученицы Евдокии почитаются здесь вместе со святым благоверным князем Александром Невским, как и в прошлые времена.
Адрес: 300000, г. Тула, ул. Софии Перовской, д. 5. Телефон: (4872) 27-71-20.
Также в Церковно-Археологическом Кабинете Московской Духовной Академии находится икона Святого преподобного Евфимия Солунского Нового начала XVI века как фрагмент Минеи на октябрь.
Если же есть стремление поклониться святым мощам преподобного, то Ваш путь лежит в Грецию. Там, в Фессалониках, в базилике Святого Димитрия Солунского упокоены мощи преподобного Евфимия.
Святого преподобного Евфимия Солунского Нового (Фессалоникийского) называют Новым, чтобы отличать его от Евфимия Великого, известного еще как Евфимий Благодушный, Евфимий-схимник, иеромонаха, который жил более чем на 500 лет раньше. Вместе с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим Евфимий Великий считается основателем монашеского общежития и первых пустыней.
Преподобный Евфимий Солунский Новый родился в 824 году в Галатии, в селении Опсо недалеко от центра Галатии города Анкиры (ныне Анкара), при рождении мальчику дали имя Никита. Его родители, Епифаний и Анна – благочестивые христиане, растили и своих детей в истинной вере, с малолетства прививая им милосердие к людям и любовь и почтение к Богу. Семья была зажиточной, поэтому, следуя зову христианской добродетели, сострадательно помогала тем, кто жил в нужде. Их благочестивый образ жизни распространился за пределы Галатии и являл собой образец, достойный подражания.
Под благотворным влиянием родителей юный Никита рос, в нем открывались новые и новые замечательные качества души – кротость, послушание старшим, он был разумен не по годам и с самых ранних лет помогал матери во всех домашних делах и заботах. Незадолго до того, как Никите исполнилось семь лет, отец оставил их и отошел к Богу. На руках матери остались две дочери – Мария и Епифания, но, благодаря усердию Никиты, ей нелегкий труд по дому был весьма облегчен. В те времена было положено, чтобы все мальчики с этих лет были занесены в военные списки, однако, когда Никита подрос и ушел на военную службу, он все равно не оставлял мать и сестер своим теплым попечением. Анна видела все усердие сына, его труды и, чтобы их облегчить, постаралась подобрать ему достойную пару, а себе – хорошую невестку. Так она нашла девицу Евфросинию, скромную, хорошо воспитанную, также из богатого и благочестивого дома. Прошло время, у Никиты и Евфросинии родилась дочь, получившая в крещении имя Анастасия.
Но Никита все время своей жизни хранил в душе одно желание – уйти от мира и посвятить свою жизнь служению Богу. В доме матери жила сестра Мария, к тому времени вышедшая замуж, рядом с ней была добрая, скромная, трудолюбивая невестка, а у нее как радостное утешение – маленькая дочка, и после длительного раздумья Никита решил-таки оставить семью и принять иноческий постриг.
Никита провел в семейном кругу праздник Крестовоздвижения. На следующий день, в день святого мученика Никиты, с которым он был в тезоименитстве, чтобы избежать печалей прощания, ушел, сказав, что пойдет посмотреть, как там его конь, который пасся на дальнем лугу. Домой будущий инок уже не вернулся, а семья его долго ничего не знала о том, почему он, муж, сын и брат, оставил родные стены.
В своих странствиях Никита обошел многие святые места, беседовал со многими подвижниками, дошел до греческой горы Олимп, где подвизался и прославился подвигами святой преподобный Иоанникий Великий.
Однажды, когда народ собрался вновь услышать от преподобного Иоанникия слово необходимого поучения, сюда пришел и Никита. Преподобный Иоанникий, имевший дар прозрения, отметил его в толпе, но, чтобы убедиться окончательно в своем мнении о Никите, устроил ему испытание. Обращаясь к инокам, что были с ним, он упрекнул его в излишне вольном общении с людьми и к тому же объявил его убийцей. Иноки направились схватить и связать Никиту, как велел святой, а тот, уже имея добродетели смирения и послушания, признал свою несуществующую вину. Только он произнес слова признания и был готов понести наказание, как преподобный остановил иноков и сказал, что его изумили такие чрезвычайно развитые для мирянина да еще довольно молодого человека качества: если ради послушания он согласился с ложным обвинением, то какие подвижнические свойства духа он явит, когда сам станет иноком.
Все были готовы уже говорить Никите слова иные – славословить его, но он, с детства ненавидевший всякую лесть, удалился от преподобного Иоанникия и пришел к жившему недалеко старцу Иоанну. Старец принял Никиту с радостью, говорил с ним об иноческом житии, о монашеском подвиге, наставлял его, а затем постриг его в послушники с именем Евфимий.
Через некоторое время инок Евфимий, научившись от старца многому, покинул его по требованию своего учителя и отправился в Писсадион, в тамошнюю киновию – монашеское общежитие, чтобы научиться жительству в обители, среди монашествующей братии. Настоятель обители Николай принял нового ученика, но для начала назначил ему самые низкие, тяжелые послушания, которым, как правило, сопутствовали оскорбления и наказания за малейшую провинность. Это было тяжко, особенно когда вспоминалась жизнь в любви и согласии в родном доме, но так укреплялись тело и душа молодого инока, и постепенно, преодолеваемые им, уходили в прошлое мирские страсти.
Пятнадцать лет святой Евфимий провел в киновии игумена Николая и преуспел в киновийной жизни. Теперь ему надо было постичь подвиг строгого безмолвия, а для этого он решил отправиться на Афон, о котором и о строжайшей подвижнической жизни отшельников, живших там, много слышал. Он уже был не послушником, а иноком – постригал его старец Феодор, один из великих подвижников Олимпа, так как первого учителя Евфимия, старца Иоанна, к тому времени уже не было в живых. Через восемь дней, получив благословение от старца Феодора, Евфимий со спутником иноком Феостириктом двинулся в путь.
Путь с Олимпа на Афон лежал через Никомидию, недалеко от его родных мест. Думая о своей так внезапно и тайно оставленной им семье, святой Евфимий послал им святой крест и записку, о том, что Никиты больше нет, а есть инок Евфимий, и он советует и им принять иноческий сан. Родственницы поплакали, но затем, кроме замужней Марии, все последовали примеру Евфимия.
Когда иноки Евфимий и Феостирикт прибыли на Афон и начали жить по строжайшему афонскому уставу, Феостирикт не вынес тягот безмолвной жизни отшельника и вернулся на Олимп. Святой Евфимий продолжал свои подвиги во славу Божию и сдружился с иноком Иосифом. Он все усерднее испытывал себя, усмиряя плоть и возрастая духом, и хотя Иосиф дольше него пребывал в Афонской обители, старший инок стал учеником младшего. Святой Евфимий предложил Иосифу провести сорок дней в пустыне в жару и безводье, питаясь лишь тем, что пошлет им скудная природа тех мест – полусухой травой.
Пройдя это испытание, святой Евфимий предложил монаху Иосифу следующий подвиг – найти где-то пустую пещеру и на три года замкнуться в ней, не выходя оттуда ни при каких обстоятельствах. Цель такого испытания – окончательно превзойти все плотские страсти духовно и измениться к лучшему. Иосиф согласился. Иноки нашли пещеру и стали вести глубоко уединенный образ жизни. Питались они плодами дубов и каштанов, росших близ пещеры, спали на голой каменистой земле, даже в самое холодное время не жгли огня. Трудно передать, какие испытания они переносили, – и стояние, и коленопреклоненные молитвы, и долгое молчание, прерывая его лишь на время бесед о Господе и всем, что связано с Его именем.
Через некоторое время Иосиф оставил Евфимия, ибо не вынес лишений, а Евфимий продолжил жизнь добровольного мученика, преодолевая невыносимые для иных невзгоды. Прошло три года, и святой Евфимий вышел из своей пещеры, где встретили его другие подвижники, которые ждали от него научений, чтобы последовать затем его примеру. В то же время ему принесли весть, что старец Феодор ждет его на Олимпе, поскольку он уже находился по возрасту в немощи, а ему хотелось при жизни сей побыть на Афоне и окончить там свои дни. Это был еще один подвиг святого Евфимия – едва оправившись от лишений трех лет жизни в уединенной пещере, он двинулся на Олимп, привез оттуда старца Феодора, выстроил ему жилище – келью и служил ему по заповеди Господа Иисуса Христа служить больным и немощным. Перед самой кончиной больной старец попросил сопроводить его в Солунь, иначе именуемый по-гречески Фессалоники, где он предстал перед Богом и был похоронен святым Евфимием в церкви Святого Созонта. Когда святой Евфимий пришел в Солунь, чтобы поклониться мощам любимого им старца, то весь город, уже прознавший об его исключительных добродетелях, вышел к нему за благословением.
Пробыв недолго в Солуни, он вышел оттуда и, подобно Симеону Столпнику, взошел на столп, откуда и наставлял всех приходящих к нему, а затем вновь вернулся к столь любимому им безмолвию на Афоне. Уходя из Солуни, Евфимий принял сан диакона, чтобы иметь возможность и в пустыне причащаться Святых Даров, и вернулся на Священную гору. С тех пор он продолжал свои подвиги во славу Божию, один усерднее другого.
На Афоне ему тоже не удалось прийти к желанному им безмолвному житию: пока он отсутствовал, на Афоне поселились новые подвижники, их стало столько, что святому Евфимию не удалось найти места себе, чтобы предаться столь любимому им размышлению в безмолвии. К тому же все, кто прибыл после него на Священный Афон, были наслышаны о его уже прославленном имени и постоянно приходили к нему для бесед и за наставлением. Чтобы все-таки найти уединенное место, преподобный решил поселиться на необитаемом острове, называемом Неон, и, взяв в спутники двоих единомышленников, как и он стремящихся к образу жизни отшельника-аскета, иноков Симеона и Иоанна, морским путем перебрался на остров.
Случилось, что к острову на двух кораблях причалили сарацины. Они захватили иноков в плен и собрались увезти их с собой, но едва оба судна вышли в море и подняли паруса, один легко полетел вперед, а корабль, на котором находились святой Евфимий и иноки, встал, как на якоре. Тогда один из сарацин понял, что все дело в том, что остановка произошла по Высшей воле, и предложил освободить иноков и вернуть их на остров. Как только они приняли такое решение, подул ветер к острову, и пустынники вернулись к своему пристанищу. Однако жестокие сердца пленивших их все-таки не смогли обойтись без злого дела: они не вернули троим подвижникам ничего из того скудного скарба, необходимого для их существования, как те ни умоляли. К тому же один из сарацин, выйдя из себя от злости, что им пришлось вернуть человеческую добычу, принялся избивать Иоанна, да так, что другой остановил его. Видя такую бессердечность, святой Евфимий сурово предрек им, что эту жестокость Бог не оставит безнаказанной, потому что, оскорбляя слугу Господнего, они оскорбили и Его. И вот, только корабли сарацин снова вышли в море, на них напала военная римская эскадра и захватила оба судна в плен, так были прославлены волей Божией три верных его подвижника, ибо Бог никогда не дает в обиду тех, кто верно и с любовью Ему служит.
После этого события отшельники задумались, стоит ли так рисковать, искушая Бога, и решили вернуться обратно на Афон. Однако в IX веке мореходы-сарацины уже добрались и до Афона, пленили там многих, и это священное место тоже стало опасным для жизни. Все трое решили расстаться, найти более безопасные места. Так, преподобный Иоанн ушел в Сидирокавсию, сейчас это одна из археологических зон полуострова Халкидики, преподобный Евфимий же удалился во Врастаму, тоже неподалеку от Афона, где снова встретился со своим сподвижником преподобным Иосифом, а преподобный Симеон – в Элладу, ближе к центру ее.
Вскоре пришли многие иноки, чтобы поселиться рядом с Евфимием, преподобный устроил им там жилища – кельи, сам же поселился во рву, иногда восходя на Афон, чтобы побыть в любимом им безмолвии, стремясь ко все большей близости к Богу и жизни в размышлениях о Нем. Душа его и разум были теперь столь чисты и открыты без остатка Господу, что ему стали являться Божественные видения, и в них он услышал голос, который говорил, что он должен уйти в Солунь (Фессалоники), где к востоку от нее есть гора Перистера, при ней – водный источник. Там находится храм Святого апостола Андрея Первозванного, в котором устроили овчарню. Устрой там снова храм, говорил голос, верни святому месту прежнее его благолепие и создай там обитель, будет тебе помощь от Меня во всем. Оставь свое пустынножительство: ты достаточно справился со своими страстями и демонами, одолев их многими подвигами и обретенными добродетелями.
Услышав это, преподобный Евфимий взял с собой иноков Игнатия и Ефрема и двинулся с ними в Солунь. Он пришел к указанному месту и действительно нашел овчарню, устроенную в храме Святого апостола Андрея Первозванного. Впрочем, от храма практически ничего не осталось, и из местных жителей никто уже и не помнил, что он там был. Тогда все трое, святой Евфимий, Игнатий и Ефрем, начали раскопки и очень скоро нашли основание храма, его фундамент. Жившие тут христиане были изумлены прозорливостью преподобного, сразу поняли, что тут совершается Божия воля, а потому, устыдившись своей короткой памяти, не поскупились в средствах на восстановление святыни в ее достойном облике.
Храм был восстановлен трудами святого Евфимия с несколькими монахами в 870–871 годах, согласно последним сведениям Православной энциклопедии. В нем устроили два придела – правый во имя Иоанна Предтечи, левый – во имя Евфимия Великого. О чуде обретения храма слух разнесся быстро, и сюда стали стекаться многие иноки, чтобы жить в монашеском общинножитии. Однако, памятуя, как часто покидали его спутники не в силах вынести аскетизм существования, которому следовал сам святой Евфимий, прежде чем привлечь к монашеским подвигам вновь прибывших и чтобы эта жизнь не оказалась им не по силам, и они не впали бы в уныние, преподобный для начала давал им необходимые наставления, основываясь на своем великом опыте борьбы с врагами внутренними. Он говорил им, как избегать искушений, как бороться с ними и побеждать, как видеть свои пороки и искоренять их через стяжание в себе добродетелей. Многие говорили, что эти речи были столь Богодуховенны, что, казалось, они шли из апостольских уст. В числе обучаемых им иноков был Василий, будущий архиепископ Солунский. Благодаря его письменным трудам мы сегодня столь подробно знаем о великом подвижнике Божием святом преподобном Евфимии Солунском, чудотворце. Господь наградил Своего верного слугу пророческим даром знания будущего и другими чудотворениями, и преподобный предрек молодому иноку его епископское служение, о чем рассказал сам епископ Василий, когда был посвящен в сан.
Из составленного им Жития святого Евфимия, написанного в 905 году с великой теплотой и сердечным благоговением, мы узнаем о многих чудесах. Например, когда Василий с иноком Иоанном, прозванным «безмолвником», подвизаясь в пустыне, оказались в тяжком положении и им угрожала гибель от усталости, голода и жажды, им явился святой Евфимий и принес им воду и еду. В другой раз, когда Василий с преподобным ушли на время из обители, святой Евфимий внезапно сказал, что вот сейчас, поссорившись со всеми насельниками, из обители ушли иноки Иоанн и Антоний. И чудес, сотворенных святым Евфимием, было множество, одни видел сам епископ Василий, о других ему рассказали другие свидетели.
За время своих трудов преподобный устроил и другие монастыри на Олимпе, Афоне и в Солуни, и многие из желавших того христиан, знавших о его чудесах, слушавших его, приняли от него постриг. Настало время и его родных. Через сорок два года, около 883–884 годов, после того как совсем молодым человеком по имени Никита он тайно покинул родной дом, святой Евфимий вернулся в его стены. Это был уже умудренный старец, святой чудотворец. Сбылись его стремления видеть свою семью всю сослужащую Господу. Мужчины пришли к нему в обитель, а для женщин преподобный устроил еще одну, женскую обитель, где игуменьей стала сестра преподобного, которая давно приняла схиму и окрещена была Евфимией. Он оставил на попечение митрополита Мефодия Солунского обе обители и взошел на тот столп недалеко от Солуни, на котором совершал свое прежнее стояние.
Незадолго до своего преставления перед Богом, уже зная этот час, 7 мая, в день перенесения мощей святого Евфимия Великого, преподобный призвал к себе на трапезу братию всех расположенных поблизости монастырей Афона, отпраздновал день своего тезоименитства, а затем тайно удалился в уединение на остров Иера – «Священный» остров. При нем был только инок Георгий, чье присутствие было необходимо для богослужений. Четыре месяца он пребывал в одной из пещер острова, 13 октября заболел и почил, почти безболезненно, как потом сообщил инок Георгий, 15 октября 889 года. Этот безболезненный, спокойный уход Господь даровал ему за все муки, за все испытания, которые с юных лет возложил на себя преподобный Евфимий Солунский, действительно «сам себя и всю свою жизнь Богу предав»1.
Через почти два года иноки обители Перистеры решили вернуть в обитель, созданную преподобным первой, его святые останки. С этой целью на «Священный» остров направились иеромонах Власий и инок Павел и нашли тело святого Евфимия Солунского в той же пещере нетленным. Позднее мощи святого перенесли в Солунь, где они упокоены и ныне в базилике Святого великомученика Димитрия.
Значение иконы
Вряд ли стоит после столь обширного изложения долго разбирать значение образа Святого преподобного Евфимия Солунского Нового – его житие, подвиг и слава говорят сами за себя. Это еще один пример бескорыстного, беззаветного служения Господу. Его стремление трудом подвижника уподобиться Спасителю, Его самоотверженному подвигу на Кресте – ведь недаром святой Евфимий покинул родной дом в праздник Крестовоздвижения – было горячим желанием, которому он следовал всю долгую, полную лишений жизнь, но лишения эти были добровольными и радостными, необходимыми ему, поскольку все были – во славу Господню. Так святой Евфимий воздвиг Крест Господень в самом себе, нес его до самого конца, и потому Господь удостоил его стольких замечательных даров – прозрения будущего и чудотворения.
Нам, мирянам, не под силу такие подвиги, да они в такой мере мало где возможны сегодня, но жития святых, почитаемых Православной Церковью, – наставление и научение от Бога, ибо, ориентируясь на них в своей жизненной позиции, мы получаем необходимую точку отсчета для собственного бытия, что есть и защита, и помощь от Бога, поскольку «дивен Бог во святых Своих».
___________________________________ 1 «Сами себя и всю жизнь свою Богу предадим» – из песнопений на Божественной литургии.
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых