Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святой пророк Илия

видео
 
предыдущая
следующая
Святой Илия – второй из ветхозаветных пророков после Моисея, через которого Господь говорил голосом Его. Из праотцев наших он также второй, которого Господь взял к Себе, не оставив земных свидетельств его упокоения, поскольку Илия вознесся на небо во плоти на огненной колеснице. Илия-пророк почитается, прежде всего, покровителем земледелия, к нему взывают в засухи, ибо ему принадлежат слова: «И в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему».

Все святые с именем Илья
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Размер: 35х30 см
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Икона Пророка Илии защищает от страстей, от злости и от распрей. С ней в Вашем доме будут царить мир и взаимопонимание.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Икона Святого пророка Илии помогает преуспеть в любом деле. Согласно древней традиции, к святому с молитвой обращаются те, кто занимается сельским хозяйством. У Ильи-пророка просят дождя во время засухи или ясной погоды при непрекращающихся осадках. Молитва, обращенная к пророку, помогает избавиться от болезней.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.


О прехвальный и пречудный пророче Божий Илия, просиявый на земле равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностью по Господу Бозе Вседержителе. Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред твоею святою иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о грехах наших. И всесильною Своей благодатью да помощет нам оставить пути нечестия, преуспевати же во всяком деле блазе. Да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими. Да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче Божий, злые обычаи мира паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественной Православной вере, к уставам Святой Церкви и заповедям Господним. Непочтением к родителям и властям предержащим и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудный пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий. Избави все грады и веси от бездождия и глада, и от страшных бурь. От смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Да тако возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего. Емуже подобает честь и слава во веки веков. Аминь.


О святый пророче Божий Илии, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Тропарь

Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтече пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженные очищати, тем же и почитающим его точит исцеления.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

Память пророка Илии совершается Православной Церковью 20 июля/2 августа, это знаменитый в народной традиции Ильин день.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

По всей России выстроено великое множество храмов в честь святого пророка Илии. Пожалуй, найти их можно в каждой области нашей страны. Поэтому мы назовем несколько московских церквей, где находятся чтимые иконы Святого пророка Илии.

Одна из самых известных – «Святой пророк Илия (с 20 клеймами)» – находится в храме Пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Она является самой древней среди остальных святых образов этого храма и занимает место главной храмовой иконы, которую размещают справа от царских врат. В центре образа представлено несколько сюжетов, в том числе «Огненное восхождение пророка Илии». На клеймах изображены сцены из жития. В этом же храме есть еще одна чтимая икона – «Святой пророк Илия в пустыне». Она была написана в 1902 году к 200-летию храма.

Еще более давнюю историю имеет храм Пророка Божия Илии на бывшем Новгородском подворье. Еще в XVI веке он дал название улице – Ильинка. Сейчас в нем находятся две чтимые иконы пророка Илии: одна старинная – выносная, участвует в крестных ходах, которые проводятся в престольный праздник, вторая – написанная в 2000 году, размещена на входе в Верхний храм.

В современном храме В честь пророка Божия Илии, выстроенном в Северном Бутове, находится икона Пророка Божия в окладе. Чтимый образ Святого пророка Илии имеется в храме Спаса Преображения в Богородском.
Основной целью паломников, желающих прикоснуться к главным святыням, связанным с именем святого Илии, является храм Пророка Илии на горе Кармил (Кармель) в Израиле. Именно в этих местах пророк Илия провел много времени, там он скрывался от преследований и одержал победу над жрецами.

Храм Пророка Божия Илии в Обыденском переулке – Москва, 2-й Обыденский пер., д. 6 (ст. метро «Кропоткинская»). Тел.: 8 (495) 203-19-51.

Храм Пророка Божия Илии на бывшем Новгородском подворье (Китай-город) – Москва, ул. Ильинка, д. 3/8, стр. 2. Тел.: 8 (495) 621-81-70, 624-76-53.

Храм В честь пророка Божия Илии в Северном Бутове – Москва, ул. Куликовская, д. 16. Тел.: 8-925-007-19-77.

Храм Спаса Преображения в Богородском – Москва, Краснобогатырская ул., д. 17 (ст. метро «Преображенская площадь». Трамв. № 7, 11, 46, 50, ост. «Завод "Красный богатырь"»). Тел.: 8 (495) 169-40-20.
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Кого называют пророками

Пророки - ветхозаветные святые, почитаемые христианской церковью как провозвестники воли Божией. Пророк - это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающее народу Божие слова. Эти слова могут быть как предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Святом Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, то есть пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе.

Задача пророческого служения заключалась в разрушении беззакония и в созидании праведности. Пророки не только изъясняли людям закон Божий, но и требовали от них его исполнения. Они обличали грехи человеческие и насаждали нравственность в народе. Господь говорит пророку Иеремии: "Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать". Поэтому, как правило, это люди праведные с сильной волей.

Жизнь пророка Илии показывает нам, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, это подтверждают слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – то есть там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои слабости, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Не все пророки были готовы взять на себя груз служения и, когда Господь призывал их, некоторые отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что у него нет сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Каждый пророк оставлял после себя духовное потомство – своих учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо, Елисей взял его милоть, то есть плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное знание переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу, который это благодатное свидетельство о Боге также передавал из поколения в поколение. Оно дошло и до нас, и сейчас мы являемся его обладателями.

События из жизни святого пророка Илии

Икона Святого пророка Илии
Икона Святого пророка Илии

Жизнь святого пророка Илии описана в ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Немного найдется святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы героев Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии.

Имя Илия, в силу несходства языков и несовершенства переводов с древнееврейского языка на древнегреческий, греческий, старославянский, а затем и на русский язык, образовалось от имени «Элияху», что значит «Мой бог — Господь».

Выдающийся борец за веру – пророк Илия родился и жил за девять веков до Рождества Христова в Фесфии Галаадской. По словам святителя Епифания Кипрского, отец младенца видел, как Ангелы Божии укутывают его огнем и питают пламенем. Илия рос и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.

После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства – Иудейское и Израильское. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Цари Израиля, боявшиеся утратить власть, стремились оторвать свой народ от Иерусалимского храма. Особенно же язычество возросло при царе Ахаве, жена которого Иезавель – дочь языческого жреца, усиленно вводила культ Ваала. В угоду ей был построен в столице Израиля Самарин храм и жертвенник Ваалу, устроена дубрава в честь Астарты. Иезавель истребляла пророков Господних и содержала при своем дворе большой штат служителей нового культа. Культ изобилия начал развращать народ израильский.

Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахаву в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Пророк мужественно и с великой ревностью противостоял культу Ваала: «Восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник» (Сир. 48, 1).

Пророк Илия бесстрашно объявил царю: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою. За твое нечестие пред Господом три года не будет в стране ни дождя, ни росы по молитве моей» (3 Цар. 17, 1).

Ахава не послушался пророческого голоса и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение. Три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. А пророка Илию Господь послал к потоку Хораф, сохраняя его там от рук Иезавели. Из этого потока Илия пил, а пищу ему, по ведению Господа, приносили вороны. Через год и поток высох из-за засухи. Пророк Илия по-прежнему горел желанием возвратить израильтян к истинному Богу. Тогда Господь посылает пророка Илию за пределы Израиля, в Сарепту Сидонскую, к бедной вдове, ожидавшей вместе с детьми голодной смерти.

Кротость вдовы, ее вера в Промысел Божий и послушание слову пророка позволили Илии совершить два чуда в ее доме. 

Книга 3-я Царств 17: 13-24:

И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;

ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.

И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени.

Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.

После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.

И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.

И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,

и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?

И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!

И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.

И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.

И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.

Блаженный Феодорит толкует образ Сарептской вдовы как прообраз церкви из язычников.


Через три с половиной года повелением Господа пророк Илия был послан к царю Ахаве для прекращения бедствия. Согласно Божеским указаниям, на горе Кармил был собран весь народ израильский и пророки Ваала. Пророк Илия сказал народу: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18, 21).

Икона Огненное восхождение пророка Илии на небо, иконописец Юрий Кузнецов
«Огненное восхождение пророка Илии на небо», иконописец Юрий Кузнецов

Пророк Илия предложил принести Богу две жертвы всесожжения – одну от себя, а другую от пророков Ваала. Но не поджигать дрова на жертвеннике, а только заготовить их, чтобы Сам Господь огнем с неба освятил угодную Ему жертву. Более того, свой жертвенный камень пророк Илия повелел залить водой так, чтобы ров, который шел вокруг жертвенника, тоже наполнился водою.

Первыми стали призывать своего Бога служители культа Ваала: «… призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» (3 Цар. 18:26). Никакие мольбы и ритуалы не помогли язычникам.

Велика была верность Господу пророка Илии, велика была и сила его молитвы. «Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение и дрова и камни и прах и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18, 38), и весь народ, видя происходящее, упал на лица свои и сказал: «Воистину Господь есть Бог».

Здесь стоит упомянуть о том, что жертва всесожжения в Израиле приносилась людьми, уже примиренными с Богом посредством жертв очищения. Она выражала полноту предания себя Богу и служила прообразом крестной жертвы Христовой. Таким образом, пророк Илия в знамении дает Израилю откровение о Боге, предвосхищающее события новозаветного времени.

Согласно преданию, царь Ахава, в отличие от Иезавель, осознал свое заблуждение и раскаялся в грехах. Пророку Илии, спасаясь от преследования Иезавель, вновь пришлось покинуть Израиль. Придя в пустыню, пророк Илия скорбел о том, что даже великие чудеса не могут обратить народ. Отчаявшись, он стал просить себе смерти: «Довольно уже, Господи, я не лучше отцов моих!» Но у Господа свой промысел. К пророку Илии был послан Ангел – подкрепить его пищей перед предстоящей дорогой. Пророк Илия в посте и молитве шел 40 дней и ночей к горе Божией Хорив, на которой Господь заключил завет с Израилем.

На священной горе Илия еще острее ощутил скорбь об оставлении завета Божия израильтянами. Он говорил Богу: «Остался я один из Твоих пророков, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл пророку Илии, что были сохранены семь тысяч верных мужей, не поклонившихся Ваалу. То, что Господь явился пылающему негодованием пророку Илии не в буре, не в землетрясении и не в огне, а в веянии тихого ветра, блаженный Феодорит толкует как откровение Господа пророку о том, что Он за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением. Здесь же Бог повелел пророку Илии предназначить на израильское царство достойного мужа по имени Ииуя, а юношу Елисея посвятить на пророческое служение как своего преемника.

После этого пророк Илия возвратился в Израильскую землю и, по велению Божию, избрал себе в ученики Елисея, который с тех пор следовал за ним повсюду, оставив родной дом и свое сельское дело. Пророческое служение святого Илии продолжалось еще несколько лет и завершилось восхождением на Небо живым в огненной колеснице. Елисей был свидетелем вознесения: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на Небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). По предшествующему пророчеству, дух Елисея удвоился от духа Илии. Восхождение пророка Илии живым на небо толкуется как прообраз Воскресения Христа.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею (предшественником, который своей деятельностью и своим явлением подготовит путь другому событию) страшного второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Хотя существует мнение, что речь здесь идет о пророке Иоанне Крестителе, который приходил в духе Илии и предшествовал первому пришествию Христа. Ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Ученики решили, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).

Во время преображения Господня пророк Илия вместе с Моисеем беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). По словам Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

«Ильин день». Традиции празднования

К памяти святого пророка Илии, несмотря на то, что его служение было в далеких краях, русский православный народ всегда относился с большим благоговением. Первый храм в Киеве в X веке еще при князе Игоре был посвящен святому пророку Илии. В Константинополе, где на службе у греческих императоров было много варягов-русов, также была устроена церковь во имя Пророка Илии, которая предназначалась для крещения русских людей. После своего крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм Пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. После Крещения Руси в 988 году Илиинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В лице святого пророка Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, и потому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день памяти его с молитвой о благословении нового богатого урожая. О глубине почитания праздника Илии свидетельствуют и рукописные церковные календари, в которых этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». В день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где находятся храмы во имя пророка. Огромное количество пословиц и поговорок, связанных с именем Илии, было создано русским народом.

День памяти святого пророка Илии в народе носит название «Ильин день». Это славянский народный праздник, приуроченный к церковному дню памяти святого Илии Пророка, который снискал у русского человека глубокое почитание. В народном воображении святой Илия, с одной стороны, суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди, гром, молнии, с другой – щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие. Святой пророк Илия также является небесным покровителем российских десантных войск, чей праздник традиционно отмечается 2 августа.

Пророк Илия был одним из первых святых, которого стали почитать на Руси. Уже в X веке появляются первые русские храмы, возведенные в его честь. А после Крещения Руси храмы во имя его стали возводиться по всей стране, что говорит о глубоком почитании ветхозаветного святого русским народом. Пророк Илия любим русским народом за свою несокрушимую твердость, безупречную строгость благочестивой жизни, пламенную преданность Богу.

В лице святого пророка Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, и потому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день памяти его с молитвой о благословении нового богатого урожая. Также в представлении славян праздник связывался с темой замужества, поэтому девушки молились в этот день о том, чтобы выйти замуж. В древних рукописных календарях этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». Русский народ всегда с молитвой обращался к Илии пророку в случае голода из-за засухи или ненастья. При этом все люди обходили с крестным ходом и молебным пением свои поля и селения. Крестным ходом и богослужением обязательно отмечался и день памяти пророка Илии.

Традиция празднования Дня святого пророка Илии связана с преданием о том, как в 1606 году под набатные звуки колокола московского храма Илии-пророка началось народное восстание против Лжедмитрия I и польских интервентов, вскоре переросшее в национально-освободительное движение, охватившее всю Россию. С XVII века празднование Ильина дня получило государственное значение. В ходе празднования царь Михаил Федорович и Патриарх Филарет, желая показать свое особое отношение к пророку Божию, шли крестным ходом из Кремля к храму Илии-пророка в Китай-городе, останавливаясь по пути на Лобном месте, чтобы совершить молебен. Храм Пророка Илии на улице Ильинка древнейший из Ильинских храмов Москвы, он и дал название этой улице.

С началом освободительного движения русский народ еще больше поверил в заступничество за Русскую землю пророка Илии, и значение крестных ходов в день памяти святого возросло. Торжественный крестный ход на Ильин день охватывал в то время все Ильинские храмы Москвы.

Во времена Петровских преобразований и упразднения патриаршества традиция московских крестных ходов пошатнулась и совсем прервалась во времена революции. Более 80 лет не совершались на улице Ильинка в Москве церковные торжества в Ильин день. Был закрыт и разорен и древний Ильинский храм. Лишь в 2003 году были возрождены крестные ходы по улице Ильинка. По словам Святейшего Патриарха, к настоящему времени этот праздник приобрел статус «церковно-общественного мероприятия». Сейчас крестные ходы в этот день совершаются во всех храмах Пророка Илии.

Ильин день был всенародным праздником, который широко отмечался всеми русскими людьми и сопровождался делами милосердия. В Ильин день была запрещена любая работа, считалось, она не принесет никакого результата и может разгневать Илью-пророка. Еще в России Ильин день считали днем сердитым: в этот день особенно боялись грозы, поэтому люди не решались выходить в поле работать. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии.

С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, он считался границей сезонов, поворотом на зиму. Это подтверждают широкоизвестные поговорки: «На Ильин день зима с летом борются», «На Илью до обеда лето, после обеда осень», «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает», «До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня – против ветра», «До Ильина мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается». После 2 августа вода становилась холодной: «Илья льдинку опустил», и уже никто не купался.

Считалось, что с приходом Ильина дня пора начинать жатву хлебов и заканчивать сенокос. В этот день зажинался первый сноп и делался первый срез пчелиных сот. На Ильин день крестьяне пекли из новой муки хлеб, который потом вместе с бараньей или телячьей ногой несли в храм для благословения. Ильин день праздновался всегда на Руси весело и богато, так как был первый новый сжатый хлеб. Отсюда и пословицы с поговорками: «Пророк Илья в поле копны считает», «Илья пророк – косьбе срок».

В Ильин день начинался охотничий сезон, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности – волчьи, норы. Если на Ильин день удавалось добыть «серого», – это был признак того, что удача будет сопутствовать весь сезон. С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночь – на прибавление. «Илья-пророк два часа светлого времени уволок», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». Если в Ильин день идет дождь, то считается, что будет мало пожаров, и урожай на следующий год будет богатым.

Такое количество народных примет и поговорок свидетельствует о том, насколько близок русской душе святой пророк Илия.

Вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем святых, духовное наследие которых продолжает жить в наше время. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся, хотя бы в малой степени, проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, а чтобы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми.

Архимандрит Илия в этот день обращается к нам: «Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы. Будем подражать святому Илии примером благим, личным уважением ко всему священному, добрым словом и убеждением, а главное – личной добродетельной жизнью; будем молиться друг за друга, глубоко веруя в силу молитвы. Будем стремиться к тому, чтобы стать такими же ревнителями правды, каким был пророк Илия».


В рассказе использованы материалы сайтов
храма Святого пророка Божия Илии,
что на Воронцовом Поле;
«Святой Источник»
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru