Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святой великомученик Димитрий Солунский

видео
 
предыдущая
следующая
Святой мученик Димитрий Солунский пострадал за веру в начале IV века во время гонений на христиан. Римский проконсул, он открыто проповедовал христианство. Святой Димитрий Солунский успел обратить в истинную веру многих язычников, а потом мужественно принял мученический венец. Святой жил в греческом городе Фессалоники, но особым почитанием он пользуется у русских и других славянских народов.

Все святые с именем Дмитрий
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Святой мученик Димитрий Солунский, прозвание которого в греческом варианте звучит как Фессалоникийский, почитаем в обеих церквах – и Восточной, и Западной. Этот замечательный подвижник, без страха исповедовавший веру Христову в самую трагичную для ранней Христовой Церкви пору гонений и истребления христиан, считается покровителем воинств, защитников Отчизны, патриотизма и гражданственности.

В разные времена Российское государство подвергалось многочисленным нападкам со стороны недругов, бывало, у самых его границ шла война, неоднократно Россия переживала вторжения иноземных захватчиков. В дни опасности сердечная молитва святому Димитрию Солунскому, общий молебен в храме, личная молитва каждого о мире и спокойствии России и русского народа, о задержании его врагов и незыблемости наших границ защищала и защищает нашу Родину, в особенности, если эта молитва всенародна и усердна. Общегражданское молитвенное обращение к его образу – огромная сила, о чем свидетельствует и история: благоверный князь Димитрий Донской, почитавший своего небесного покровителя, принес с собой святыню – древнюю икону святого мученика Димитрия Солунского на место Куликовской битвы, и присутствие его святого образа вдохновляло к победе все русское войско.

Также молитва перед иконой святого мученика Димитрия Солунского защитит и малую часть нашего общества – семью от тех, кто пожелает разрушить ее семейные границы. Если же в семье есть профессиональные военные, участники военных действий в локальных конфликтах, воины срочной службы, ученики и студенты военных образовательных заведений, то молитва родных и близких святому мученику Димитрию Солунскому защитит их и в часы мира, и в часы возможных сражений. Если же в семьях есть кто-то, кто сложил голову за Отечество в прошлые и настоящие времена, то сердечное молитвенное обращение к святому-воину с просьбой о его ходатайстве перед Богом о спасении их души будет весьма важным для причисления их к тем, кого Господь поставит в новые времена одесную возле себя.

Если святой Димитрий Солунский станет небесным покровителем крещаемого – взрослого ли, ребенка, то молитва ему защитит каждого, кто при таинстве Крещения получит имя из святцев в честь него.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой святого мученика Димитрия Солунского помогает народам, терпящим захватническое наступление со стороны врагов, нарушение границ Родины, помогает сохранить мир тем, кого не коснулись войны. Его молитвенная помощь помогает возрастанию патриотизма, основанного на духовном единстве исповедующих христианскую религию везде, где веруют в Христа Спасителя. В православии святой мученик Димитрий Солунский особо почитаем как защитник и ходатай перед Богом и Божией Матерью, и его имя тесно связано с самыми чудесными воинскими победами русского воинства.

Как небесный покровитель святой Димитрий Солунский поможет своим теплым ходатайством перед Престолом Божиим каждому, кто после таинства Крещения состоит с ним в тезоименитстве. Это имя замечательно для каждого взрослого и младенца мужского пола: в честь святого им называли своих сыновей великие русские князья и цари: Юрий Долгорукий, Ярослав Мудрый, Иоанн Грозный, царь Алексей Михайлович Тишайший, второй из династии Романовых, другие.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Тропарь, глас 3-й
Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа. Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако, святе Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость.

Кондак, глас 3-й
Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредимь: того бо еси утверждение.

Молитва первая
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших, и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, храм сей и всякую страну христианскую.Исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу и одоление, всей же державе нашей мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии: нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати царствие небесное, для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вторая
Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

Память святого мученика Димитрия Солунского, который со времен Святой Руси носит название Дмитриев день, празднуется 26 октября/8 ноября. День великомученика Димитрия Солунского в древнерусском государстве отмечался в числе больших общецерковных праздников, и праздничная служба совершалась самим Патриархом в присутствии царя и царедворцев.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

Главные святыни, связанные с именем святого Димитрия Солунского, находятся в греческом городе Салоники, в храме, названном в его честь. В Европе очень много храмов посвящены этому святому, только в Греции их 547.
В России великомученика Димитрия Солунского почитают с древних времен. Подмосковный город Дмитров назван в честь святого, и много храмов на Руси также названы его именем. В городе Владимире есть Дмитриевский собор, его построил князь Всеволод Большое Гнездо. В настоящее время этот храм является музеем, в нем представлены сохранившиеся древние фрески.

Длительное время в Дмитриевском соборе хранилась мироточивая надгробная доска святого Димитрия Солунского из Солуни. Сейчас она находится в Успенском соборе Московского Кремля, на ней написана икона святого великомученика.

В музеях России можно увидеть старинные иконы Святого Димитрия Солунского. Они имеют художественную, историческую и духовную ценность. Обратите на них внимание при посещении Русского музея в Санкт-Петербурге, Музея-заповедника «Ростовский кремль», Музея-заповедника «Ипатьевский монастырь», Музея изобразительных искусств Карелии в Петрозаводске. В Третьяковской галерее представлена икона конца XII – начала XIII века – «Великомученик Димитрий на троне с мечом» (зал № 58), а также мозаика XII века из собора Михайловского Златоверхого монастыря (зал № 56).

В церквах России много икон Святого Димитрия Солунского, перечислить все невозможно. Мы назовем лишь несколько, а начать стоит с храма Великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточный. Там хранится икона с частицей мощей святого. Икона святого великомученика с частицами мощей есть и в храме на Благуше.
В Москве помолиться перед иконой Святого Димитрия Солунского можно в храме Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. В этих храмах есть престолы, освященные в честь святого великомученика Димитрия.

В Санкт-Петербурге тоже есть церковь, в алтаре которой находится главная святыня – мощи святого великомученика Димитрия.

Адреса:

Дмитровский собор – г. Владимир, ул. Соборная, д. 2. Тел.: 8 (4922) 32-24-6.
Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле – Москва, Кремль, Соборная пл. (ст. метро «Боровицкая», «Александровский сад»).

Государственный Русский музей – Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 4 (ст. метро «Невский проспект»).
ФГУК ГМЗ «Ростовский кремль» – Ярославская обл., г. Ростов, кремль.

Церковный Историко-архитектурный музей при Свято-Троицком Ипатьевском монастыре – г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1.

Музей изобразительных искусств Республики Карелия – Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. К. Маркса, д. 8 (проезд: трол. № 1, 8, авт. № 10, 12, 15, 46, 17 до ост. «Площадь Кирова»).

Государственная Третьяковская галерея – Москва, Лаврушинский пер., д. 10 (ст. метро «Третьяковская» или «Полянка»).

Храм Великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточный – Москва, пос. Восточный, ул. Главная, д. 1а.

Храм Великомученика Димитрия Солунского на Благуше – Москва, ул. Ибрагимова, д. 6 (ст. метро «Семеновская», проезд трамв. № 1, 32, 34, 38, 43). Тел.: 8 (495) 369-60-54.

Храм Святого великомученика Димитрия Солунского – Санкт-Петербург, Коломяги, улица 1-я Никитинская, д. 1а. Тел.: 8 (812) 302-34-61.

Храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне – Москва, Дольская ул., д. 2 (ст. метро «Царицыно»). Тел.: 8 (495) 325-34-56.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – Москва, просп. Андропова, д. 39, стр. 9 (ст. метро «Коломенская»). Тел.: 8 (495) 115-23-90.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках – Москва, ул. Солянка, д. 5/2 (ст. метро «Китай-город»).
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Житие святого великомученика Димитрия Солунского

Икона Святого великомученика Димитрия Солунского
Икона Святого великомученика
Димитрия Солунского


Дата рождения святого великомученика Димитрия Солунского точно неизвестна, но родился он в конце III века от Р.Х. в благородной и родовитой семье римского проконсула, иначе – наместника императора в Фессалоникийской провинции. Центр ее, Фессалоники, в славянском звучании Солунь, был основан на полуострове Халкидики на севере Греции, на месте этого древнего города теперь расположен современный город Салоники.

Это было время, когда Рим, с его язычеством и распутной жизнью, жестокими увеселениями, нравственной распущенностью аристократической верхушки и постоянным ведением захватнических войн, неминуемо шел к угасанию и распаду. И чем яснее была агония империи, тем деспотичней и жестокосердней становились гонения на последователей Христовой веры. Несмотря на преследования, повсеместное истребление через мучительные казни первых христианских страстотерпцев, что должно было бы, глядя со стороны, отвратить каждого от желания принять веру в Бога Единого, христианство прирастало новыми и новыми членами Господней Церкви. Духовный кризис превращал гнев римских правителей в безумие обреченных, и христианство, сила и слава Господня уже проникали не только в сердца простого народа, но и римской знати. Так и семья римского проконсула, где родился сын Димитрий, тайно исповедовала христианство. В скрываемой от всех домовой церкви проконсула мальчик был крещен и, взрослея, получал от родителей наставления в вере.

Святой Димитрий был хорошо образован и, как и все римские дети из высокопоставленных семей, был рано призван на воинскую службу. Вскоре после достижения юношей совершеннолетия отец ушел из жизни. Император Галерий Максимиан, который в 305 году занял императорский престол, вызвал юношу к себе, беседовал с ним, увидел, что тот хорошо образован, осведомлен в делах Фессалоникийской провинции, и потому поставил его на место отца. Максимиан не знал одного – он возвысил тайного христианина. Главные задачи, которые он поставил перед молодым проконсулом, – защита вверенных ему земель от варваров, большую часть которых составляли славянские племена, поселившиеся в Халкидии. Требование императора относительно судьбы христиан звучало бескомпромиссно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Новый проконсул же действовал изначально с обратным намерением. Он не только не истреблял христиан и не препятствовал им ни в чем, но всячески поощрял их. Первый составитель «Житий святых», византийский писатель и государственный деятель Симеон Метафраст, живший в конце X века, писал, что святой Димитрий стал для Солуни «вторым апостолом Павлом», поскольку до этого именно апостол Павел был первым основателем общины верующих в Фессалониках еще в I веке, о чем свидетельствуют его отеческие Послания к Фессалоникийцам.

Итак, вновь назначенный проконсул, вместо того чтобы вести массовое истребление последователей Христа в Фессалоникии, способствовал их прирастанию, бесстрашно ведя откровенную проповедь, и обратил многих, поскольку обладал силой искренней веры и данным от Бога даром духовного убеждения. Безусловно, он понимал, что в тех условиях такое положение не могло длиться долго, даже с учетом его статуса, и заранее был готов к тому, чтобы пострадать за веру, за Христа, но, как и все христианские мученики, думал об этом с радостью, неведомой ни одному из живущих, чье сердце еще не приняло Господа безоговорочно и со всей душевной полнотой.

Вскоре Максимиану донесли о неприемлемых для Рима действиях проконсула в Фессалониках в защиту христианства и успешности его деяний. В то время император окончил военный поход в Причерноморье, но, крайне разгневанный, двинулся не в Рим, а решил пройти через Фессалоники, чтобы самому допросить и наказать мятежного наместника, а также учинить расправу над новообращенными христианами.

Святой Димитрий узнал об этом и, в ожидании прихода Максимиана, велел своему верному слуге Луппу все его имущество раздать нуждающимся и нищим, и при этом сказал: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». После этого приказания святой начал приготовление к будущему мученичеству, укрепляя дух молитвой и постом.

Войдя в Фессалоники, Максимиан приказал привести к нему бывшего проконсула, и тот, представ перед ним, не таился, а открыто признал, что исповедует Христа, а также без страха объявил, что римское поклонение многим идолам разрушительно, и те, кто следует ему, обречены в будущем на муки вечной тьмы. Император разгневался еще более и велел бросить святого Димитрия в темницу, а сам распорядился назначить гладиаторские бои, но не только для развлечения его испорченной неверием и злодейством души. Он устроил это жестокое представление, чтобы таким образом уничтожить всех солунских христиан, причем публично, чтобы никому в дальнейшем неповадно было следовать вере, которую проповедовал святой Димитрий. Он собрал всех христиан мужского пола и поставил биться с ними его лучшего силача, германца по имени Лий. Равных по силе и боевому умению Лию не было, и, к удовольствию Максимиана, христиане Солуни один за другим падали бездыханными с помоста, сооруженного для жестокого зрелища. Если же они были еще живы и падали, не удержавшись на краю площадки для боя, то оказывались на копьях поставленных вокруг помоста воинов.

В то время как святой Димитрий пребывал в темнице, Господь послал к нему Своего Ангела, который утешал и подкреплял духовные силы мученика. Кроме этого, Бог дал святому еще одно утешение как свидетельство о том, что имя его будет не забыто у Господа. Среди христиан был отважный юноша, которого звали Нестор. Никто бы не подумал, что, хрупкий с виду, он сможет одолеть в бою один на один германского силача. Однако перед боем Нестор проник в темницу к Димитрию и просил его благословения на бой с Лием. Святой благословил его именем Божиим, и случилось чудо: в неравном бою Нестор с молитвой на устах победил умудренного мрачным опытом убийства гладиатора, и тот, подобно убиенным им, упал с помоста прямо на копья стоявших вокруг воинов.

Максимиан пришел в несказанную ярость, тут же казнил победителя-христианина, память которого мы празднуем теперь на другой день после празднования памяти святого Димитрия Фессалоникийского – 27 октября/9 ноября, и затем послал в темницу к Димитрию стражников, которые пронзили копьями и его, благословившего Нестора на подвиг. Было это 26 октября 306 года по юлианскому календарю. Тогда еще, кроме Господа, никому не было известно, что через 4 года, в 310 году император Константин Великий, первый император – защитник христиан, разобьет войско Максимиана под Массалией (ныне Марсель на юге Франции). С той победы святого равноапостольного царя Константина над сыном Максимиана Максенцием на Тибре в 312 году начнется эпоха развития и всемирного распространения христианства, окончания которой не предвидится и в наши дни.

Максимиан приказал отдать останки святого Димитрия на съедение диким зверям, чтобы ничто не напоминало о его существовании, но оставшиеся в живых христиане тайно вынесли их из места казни и похоронили согласно обычаю. До того как тело святого великомученика было предано земле, верный слуга его, святой Лупп, собрал на ткань капли его святой крови, снял с руки святого Димитрия императорский перстень – знак власти, омочил в крови и затем тем перстнем исцелял по воле Божией многих от различных недугов. Узнав о таких исцелениях, Максимиан не оставил в живых и Луппа.

Позже, при святом равноапостольном Константине Великом, над местом упокоения святого великомученика Димитрия Солунского по велению царя воздвигли церковь. Через сто лет церковь обветшала, на ее месте начали строить большой красивый храм, и обретенные мощи святого, к великому удивлению и радости всех, нетленные, были торжественно положены в раку. В VII веке в храме случился пожар, после чего драгоценная рака была утеряна, но мощи сохранились, оставаясь по-прежнему нетленными.

Теперь к мощам Солунского великомученика и исповедника веры Димитрия стекается огромное число паломников со всего христианского мира. Они приходят сюда для молитвенного обращения к святому и благодарственного поклонения ему за его подвиг во славу Божию.

Позже, в период раннего Средневековья, не раз делались попытки перенести святые останки Димитрия Солунского в Константинополь, но святой таинственным способом являл волю остаться в городе, который он взял навсегда под свою небесную опеку. Однако в XII–XIII веках, во времена, когда Фессалоники на время стали частью латинских земель, мощи святого были вывезены в Италию и какое-то время считались утерянными. Лишь в 1520 году мощи святого Димитрия Солунского были вновь обретены в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо.

Останки святого были возвращены в Салоники лишь в конце прошлого века: в 1978 году – честная глава святого, и прочие мощи – в 1980 году. Причем из Италии святого мученика Димитрия отпустили не совсем – там осталось еще шесть больших частиц его честных мощей. На Крещеной Руси же издавна стремились как-то приобретать самые малые частички останков святого, его одежды, мира от его гробницы, оттого в результате этих трудов во многих древних обителях и храмах хранятся такие святыни от святого Димитрия Солунского.

В ранней истории на Солунь-Фессалоники часто нападали языческие племена славян, и, по сохранившимся свидетельствам, они многократно видели, как юноша светлый, подобно ангелу, но грозный ликом обходил городские стены. Это зрелище устрашало нападавших, и они с трепетом отступали. Возможно, что в числе прочего, когда произошло Крещение славянских земель, память о тех набегах и Божественном видении, которое являлось нашим языческим предкам, стала причиной тому, что святой Димитрий Солунский обрел в православии особое почитание.

Какое чудо произошло

Согласно записям святителя Димитрия Ростовского, взявшего за источник сведений записи Димитрия Хризолога из XIV столетия, с VII века до пожара, уничтожившего раку с мощами святого, причем, как сказано выше, мощи оставались нетленны и положены затем в мраморную гробницу, от них началось необычное мироточение. Миро, в виде елея истекавшее от раки, было столь благовонным и чудотворным, что святого мученика Димитрия Солунского стали величать Мироточивым. Однако Иоанн Скилица, византийский историк-хронописец, первым оставил письменные свидетельства о том, что мироточение от гробницы началось с 1040 года. Миро набирали в ампулы, использовали при исцелении тягчайших недугов, и в целительную силу его верили и испытали ее на себе не только православные, но и мусульмане.

C XIV века источение мира от гробницы прекратилось, зато началось от колодца в крипте (сводчатом помещении под алтарной частью храма) источение мира-воды. В XV веке после исчезновения мощей, когда позже они оказались в Италии, и оно прекратилась.

Ныне мироточения не зафиксировано, однако на вечерне накануне дня памяти святого раку открывают и раздают пришедшим на богослужение верующим кусочки ваты, пропитанные благовонным миром, которое, впрочем, не считается тождественным тому миру, что истекало от раки века назад.

Кроме этого, существуют два Собрания, где изложены рассказы о чудесах Димитрия Солунского. Первое в VII веке создал архиепископ Фессалоникийский Иоанн, и в нем засвидетельствовано 15 чудес. Второе Собрание хранится в Париже, автор его неизвестен, так как первый лист с его именем и началом записей утрачен, но из текста ясно, что автор был уроженцем Фессалоник. Всего в Собрании упомянуто 6 чудес, и все они связаны с защитой города от варварских нападений.

Мы приведем некоторые из чудес, изложенных в Собрании I.

В 412–413 годах нашей эры один вельможа по имени Леонтий возводил в Фессалониках церковь в честь своего чудесного избавления от паралича. Во время строительства были обретены мощи святого Димитрия Солунского. Возвращаясь на родину в Иллирию, Леонтий взял с собой плащаницу с кровью святого, чтобы у себя дома построить еще один храм в честь святого. Там он с помощью молитвы и крови святого помог исцелиться правителю Иллирии от тяжкого недуга.

Однажды святой явился пресвитеру родного святому города и пообещал заботиться о родном городе и его жителях. Когда на Фессалоники напали враги, горожане готовились к гибели. На седьмой день осады враги отступили. Оказывается, противники увидели сияющего огнем мужчину, на нем были белые одежды, и восседал он на белоснежном коне. За ним показалось огромнейшее войско, которое ринулось на них и заставило от страха пуститься в бегство. Так святой Димитрий Солунский защитил родной город от уничтожения, а потом он спас горожан от голода, направив корабли с пшеницею к Фессалоникам.

Как-то две солунские девушки попали в плен к царю одного из варварских племен. Узнав, откуда они, он потребовал, чтобы они вышили ему лик святого Димитрия, а за отказ пригрозил им смертью. Когда полотно было готово, девушки заплакали и стали просить у святого прощения, так как знали, что образ нужен царю для поругания. Так они уснули, а наутро оказались у себя дома в родных Фессалониках.

Помимо чудес, описанных в «Жития святых» Димитрием Ростовским, известно множество других свидетельств заступничества святого.

Чудо «Об имевшем кровотечение» повествует о военачальнике, у которого случилось желудочное кровотечение. Лечение не помогало, находясь при смерти, он попросил отнести его в храм святого Димитрия Солунского. Там ему сразу стало лучше, он выздоровел.

Когда чума поразила Фессалоники, многие люди погибли. В живых остались только те, кто отправился в одну из ночей на молитву в храм. Об этом нам рассказывает чудо «О чуме».

В чуде «О демонах» отражена история о воине, потерявшем рассудок. Им словно овладели демоны. Силой его отвели в храм и заперли в нем на всю ночь. Наутро людей встретил совершенно здоровый человек.

Фессалоники неоднократно подвергались нападениям. Благодаря заступничеству святого захватчики терпели поражение. Один раз горожанин написал на камне имя святого Димитрия Солунского и бросил его в осаждавших город врагов. Этот камень столкнулся с другим, и оба они полетели в катапульту варваров и разрушили ее. В другой раз нападающим показалось, что стены крепости рухнули от землетрясения, они бросились грабить уцелевшие постройки, но стена снова стала перед ними, и с нее обрушился град стрел защитников Фессалоник.

Одним из чудес было обращение язычника в христианина. Один мастер построил эффективную машину для военных действий. Ночью к нему явился святой Димитрий Солунский и ударил его по лицу. Мастер убежал в горы, а когда пришел в себя, принял христианство.

В начале XIII века болгары вознамерились захватить Фессалоники. Царю Калояну нужны были мощи святого Димитрия Солунского. В ночь перед штурмом его войско расположилось под стенами города на отдых. Во сне Калоян увидел воина на белом коне, который приблизился и ударил его копьем. Царь проснулся от боли, на груди его была рана. Перед смертью он успел рассказать о своем видении. Его войско в ужасе разбежалось подальше от Фессалоник.

Значение иконы и почитание святого в православии

На иконе кузнецовского письма святой великомученик Димитрий Солунский изображен в виде безбородого юноши с крестом – символом исповедания Христовой веры – в правой руке и мечом и щитом – знаком воина-защитника – в левой. Этот список восходит по атрибутике к образу XV века. Сразу заметим, что в католицизме, несмотря на почитание святого и там, оно не столь широко, как в православии. Изображений в восточной иконографии намного больше, и они разнообразней.

С XI века иконы святого великомученика Димитрия Солунского (Фессалоникийского) являют юношу не как мученика в римских одеждах, а как воина в византийских доспехах, в его правой руке изображается копье как знак того, что он пронзил языческий дух. В Болгарии почитание святого Димитрия Солунского почти равенствует с почитанием небесного покровителя этой страны – святого Георгия-воина, и на одной из болгарских икон XIX века святой Димитрий изображен всадником с копьем, поражающим царя Калояна, который осадил Солунь в начале XI века. На позднейших иконах изображался также свиток с надписью-молитвой, возносимой, по преданию, самим святым о его городе: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

С первых лет христианства с именем изображенного на иконе святого связаны страницы самых ранних русских летописей. В летописи старца Нестора о подвиге Вещего Олега, победившего греков под Константинополем и прибившего свой щит «над вратами Царьграда», сказано: «…убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». В былинном народном творчестве Руси святой Димитрий воспет как русский по рождению – так близок этот святой русскому духу, русскому народу.

Так же рано, практически сразу после Крещения Руси, начинается церковное почитание святого. День его памяти в древности был одним из самых больших церковных праздников, а на Руси Крещеной многие цари и князья – Ярослав Мудрый, Иоанн Грозный, Алексей Тишайший и далее многие другие нарекали именем Димитрий своих наследников, дабы высоким тезоименитством укрепить небесную связь с покровителем воинов – защитников Отчизны. Это почитание подкреплялось и церковными сооружениями – обителями, малыми и большими храмами в честь великомученика, и великолепными образцами русской православной иконографии. В Киеве во второй половине XI века сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием, был основан и устроен Димитриевский монастырь, позже он был переименован в Михайлов-Златоверхий монастырь. Теперь сохранившаяся мозаичная икона из обители хранится в Третьяковской галерее.

В конце XII века великий князь Всеволод III Большое Гнездо, сын князя Юрия Долгорукого, также в Крещении Димитрий, согласно летописи, во Владимире «создал церковь прекрасную на дворе своем святого мученика Димитрия и украсил ее дивно иконами и писанием». Чудотворная икона святого Димитрия Солунского, которая пребывала в иконостасе Успенского собора древнего города, также теперь находится в ГТГ. В том же соборе сохранилась еще одна святыня в честь святого Димитрия Солунского – на одном из столпов храма сохранилась фреска с его изображением кисти Андрея Рублева.

Святой Димитрий особо почитался и в роду благоверного князя Александра Невского, который дал имя Димитрий в честь воина-великомученика своему старшему сыну, младший же сын его, святой благоверный Даниил Московский, небесный покровитель нашей столицы, в конце XIII века воздвиг в честь святого великомученика Димитрия Солунского храм – первый каменный храм Московского Кремля, который при Иване Калите был разобран, а на его месте возвели Успенский собор.

Незабываемо и неописуемо значение почитания святого великомученика Димитрия Солунского и всего, что создано во славу его честного имени, одновременно с почитанием Димитрия Донского, князя Московского. Из «Слова о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского» известно, что князь Димитрий Донской «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». «Стены чудные» – это стены белокаменные, которыми он оградил Московский Кремль в пору своего княжения, отчего с XIV века Москва стала прозываться Белокаменной, и во всех добродетельных и благочестивых трудах его высоким помощником и духовным наставником ему от Бога был небесный покровитель праведного князя – святой великомученик и воин Димитрий Солунский.

Дмитриевская родительская суббота

В субботу седмицы (в нашем современном понимании недели), предыдущей перед Дмитриевым днем, празднуется Дмитриевская родительская суббота, связанная с именами и Димитрия Солунского, и Димитрия Донского. Тогда в церквах совершается память о всех православных христианах, в вере скончавшихся, и особенно – на полях военных сражений с неприятелем. Православные миряне на Дмитриевскую приходят в церковь, молятся об упокоении их душ, а затем посещают могилы родных, устраивают поминальные трапезы. Эта традиция берет начало со времен Сергия Радонежского, когда после Куликовской битвы 1380 года князь Димитрий Донской прибыл в обитель святого Сергия для благодарения «сильному во бранях» Господа Бога нашего. Из Жития святого Сергия знаем: «В бытность свою на этот раз в Троицкой обители Великий князь велел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле». Позже на государственном уровне было установлено совершать в Дмитриевскую субботу панихиды везде, где в воинских частях, учебных заведениях, частях были свои священники. За неимением своих священников все свободные от несения службы чины обязаны были присутствовать на панихидах в приходских храмах. Со временем здесь стали поминать воинов, павших в главных исторических сражениях более позднего времени: Полтавской, Бородинской и других битвах, принесших России воинскую славу.

Вот какие замечательные действия произвело почитание святого великомученика Димитрия Солунского на Святой Руси за истекшие столетия от исторического момента ее Крещения. Теперь, молясь перед его иконами, поклоняясь связанным с его личностью святыням, мы можем и должны помнить и подвиг святого, и чтить величие эха этого подвига, которое пронизало через века всю церковную и общественную историю Богоспасаемого Государства Российского.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru