Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святой апостол и евангелист Лука

видео
 
предыдущая
следующая
 
Одноименные иконы:
Святой апостол Лука - апостол от семидесяти, один из четырёх евангелистов, сподвижник апостола Павла. Святой апостол Лука изучал врачебное искусство и помогал людям еще в своей земной жизни, особенно при глазных болезнях. В православии считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев, также особую помощь от него получают врачи и фермеры. Святые евангелисты Лука и Иоанн помогают в редакторском, журналистском и телевизионном деле. Святым евангелистам Иоанну Богослову, Марку, Луке, Матфею молятся с просьбой о помощи в укреплении семьи.

Страница иконы Святителя Луки Крымского>>

Все святые с именем Лука
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец Марина Филиппова
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Святой апостол-евангелист Лука, один из 70, – автор одного из четырех Евангелий и книги Деяний, где подробно описывается жизнь первых апостолов после Вознесения Христова и по прошествии времени от сошествия на них Святого Духа. Его икона в доме всегда напомнит, что благодаря его трудам мы можем узнать полнее и земную жизнь Спасителя, и апостолов Его, которые самоотверженно распространяли веру Христову, даря надежду на «жизнь вечную», и это знание наполняет любую молитву большим смыслом и чувством.

Поскольку по профессии святой апостол Лука был врачом, то ему также возносят молитвы о даровании душевного и телесного здоровья себе и своим близким. В особенности – в случаях глазных заболеваний. Молятся святому апостолу Луке также об избавлении от греховных помыслов.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитвы перед иконой Святого апостола Луки помогут в делах духовного просвещения, перед чтением книг богословского содержания, всякой литературы, направленной на просвещение духа и ума, о чем и говорится в молитве ему в просьбах о пробуждении «страха и премудрости». Ему же молятся об избавлении от болезней душевных и телесных, в частности, связанных со зрением.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Тропарь, глас 5:
Апостольских деяний сказателя и Евангелия Христова светла списателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческия немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:
Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Молитва первая
О, святый Луко, Богом избранный и Материю Божиею благословенный, проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и Апостоле, помощниче всем молитвенно призывающим тя, помози и нам, непотребным рабом Господним, яко мы по многим прегрешениям нашим обретаемся во тьме и сени смертней, отдалече от Бога отстоя. Чрез то стыдом посрамленные не имамы дерзновения Господа молити о прощении, призываем тя, великий светильниче Божий, яко пребывающаго в непреходящем Его свете, моли о нас Господа, да помилует нас. Умоли Господа, святый Луко, да обновит в нас страх Господень, онже любы привлекает, а грех отгоняет. Яко мы тако навыкли грешити по всях день и час, и во сне, яко не вемы слов Господа: бдите, яко не знаете часа, егда хочу приити, Он же может на всяк час призвати нас из сего привременного живота в вечный. Пробуди в нас, святый Луко, страх и премудрость, о нихже святый царь и псалмопевец Давид рече. Да твоими молитвами получим покаяния слезы, имиже вси наши души от греха очистятся. Яко мы в духовной слепоте и дебелости суще не можем плакатися своего мертвеца, сиречь самих себе, многи же слезы, потоки слез потребно да пролием за множество содеянных грехов. Помози нам, неразумным, да уразумеем Писание, еже ты сам списал еси, яко истинным разумом уразумеем истинная словеса, да бежим от греха, яко от огня, и вси силы приложим, да приблизит ны Бог. Да уразумеем, яко грех есть смерть, Бог же живот. Помози нам, святый Луко, да то уразумевше, очистимся от греха и прейдем из смерти в живот. Да будет нам Бог вся во всем. И ныне и во веки да пребудем близ Него. Дабы и нам, яко ти с Клеопою, егда путешествовали во Еммаус, сердце и душа трепетны быша от присутствия Его. Отнюдуже да снидет на ны мир небесный, к Царствию Небесному ны руководящий и радостны ны творящий, да возможем стрелы Лукаваго, на всяк час в нас испущаемы, отгнати. С тем же получим и любы Божия, да руководит нас к вечному Отечеству, идеже вси силы небесные, вси святии, Мати Божия пред ними, Еяже благой лик в иконе тобою написанной, увековечен еси. Очи сердец наших да непрестанно взирают на ту лепоту и ею наслаждаются, да царит в нас Царство Небесное, в кое чаем молитвами твоими, святый Луко, преселитися, егда нас Господь призовет, да тамо вечно славим Бога во Святей Троице: Безначальнаго Отца, Единороднаго Сына и Пресвятаго Духа, во все бесконечные веки. Аминь.

Молитва вторая
О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

Дни памяти святого апостола Луки совершаются в году дважды: 4/17 января в день памяти 70 апостолов и 18/31 октября.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

Среди икон Апостола Луки до наших дней в России сохранились образа, написание которых датируется XV–XVIII веками. Многие из них находятся в музеях. Знакомство с ними будет интересно для многих. Ведь в каждом древнем образе запечатлены следы времени, оставленные сменяющимися поколениями людей.

В Псковском музее-заповеднике находятся две иконы XVI века. На одной из них евангелист Лука изображен пишущим икону Богородицы. В Вологодской области в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике хранится икона XVI века, которая называется «Лука апостол и евангелист».

Иконы Святого апостола Луки имеются во многих храмах России. В Москве в храме Святителя Николая в Пыжах хранится частица мощей евангелиста Луки. На иконостасе храма Святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше находится чудотворная икона святого апостола. Чтимая икона имеется также в храме Святого пророка Илии на Воронцовом Поле. В храме Святого апостола Иоанна Богослова под Вязом в верхней церкви один из приделов освящен в честь Обретения главы Иоанна Предтечи и ап. Луки. Там Вы также увидите святой образ евангелиста.

Одним из памятников и действующих храмов Суздаля является собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в начале XIII века. В этом соборе на царских вратах в иконостасе расположена старинная икона Апостола и евангелиста Луки в окладе.

В Ярославле в церкви Ильи-пророка находится икона «Лука апостол и евангелист», датируемая XVIII веком. Сама же церковь является выдающимся памятником знаменитой ярославской школы архитектуры и живописи XVII века.

Адреса:

Псковский музей-заповедник. ГБУК «Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» – г. Псков, ул. Некрасова, д. 7. Тел.: 8(8112) 72-45-74.

ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» – Вологодская обл, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Тел.: 8 (81757) 3-17-35.

Храм Святителя Николая в Пыжах – Москва, ул. Б. Ордынка, д. 27а/8.

Храм Святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше – Москва, ул. Ибрагимова, д. 6.

Храм Святого пророка Илии на Воронцовом Поле – Москва, ул. Воронцово Поле, д. 16, стр. 7. Тел.: 8 (495) 916-27-05.

Храм Святого апостола Иоанна Богослова под Вязом – Москва, Новая пл., д. 12 (ст. метро «Лубянка»).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы – Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Кремлёвская, Музейный комплекс «Суздальский кремль».

Церковь Ильи-пророка – г. Ярославль, Советская площадь, д. 7.
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Житие святого апостола Луки

Икона Святого апостола Луки
Икона Святого апостола Луки

Святой апостол Лука, один из четырех апостолов-евангелистов, родился в Сирии, в городе Антиохии, где теперь в этом месте находится турецкий город Антакья. Его родители были, по-видимому, нееврейского происхождения, поскольку имя Лука происходит от Лукан, или Лукиан (Луциан), что указывает на его латинское происхождение. Большинство его биографов уверенно пишут, что святой Лука был римским гражданином. То, что святой евангелист Лука не был рожден иудеем, звучит и в Новом Завете, где в Послании к Колоссянам святой апостол Павел, передавая приветствия от друзей (Кол. 4, 10–15), в перечислении их имен отделяет святого Луку – «врача возлюбленного» от Аристарха и Иуста «из обрезанных».

Однако из трудов святого апостола Луки совершенно очевидно, что он был очень хорошо знаком с иудейским верованием – законом Моисеевым и обычаями. Это позволяет думать, что еще до обращения в Христову веру святой Лука принял иудаизм. Помимо новозаветного свидетельства о том, что святой Лука имел врачебное образование, святитель Димитрий Ростовский указывает, что святой евангелист был еще и живописцем. Также святитель и прочие исследователи жизни святого апостола пишут, что изо всех создателей Нового Завета, писавших по-эллински, самый чистый и правильный греческий обнаруживает евангелист Лука. Значит, он изначально получил хорошее и многостороннее образование, что закономерно для выходца из славного пристрастием к искусству и наукам Рима. Известно, что он также знал и арамейский, говорил с евреями так, что его трудно было отличить по речи от еврея, а с греками – от грека, то есть по примеру своего старшего друга первоверховного апостола Павла пытался быть как можно ближе к народам, в чьих местах он нес проповедь Христовой веры.

Когда весть об учении Иисуса и о творимых Им чудесах духовного и телесного исцеления распространилась, передаваясь из уст в уста, дальше Галилеи и в Галилею стали приходить желающие узнать о новом учении и страждущие из всех окрестных мест, о чем сказано в Евангелиях от Матфея (Мф. 4, 24-25) и от Луки (Лк. 4, 37; 6, 17), то поспешил сюда и врач Лука.

Думается, целью его путешествия было и стремление узнать о новом духовном знании, и любознательность целителя. Тогда вокруг Иисуса собралось великое множество народа, и Иисус сказал всем Свою Нагорную проповедь, начав ее с Заповедей блаженства (Мф. 5–7; Лк. 6, 20–26). Премудрость услышанного молодым человеком глубоко запала ему в душу, и с той поры он стал одним из самых верных учеников Христа, следуя за ним в числе прочих 70 с первой проповедью о Нем. Он был среди тех, кто видел Его крестную смерть и скорбел о Нем на Голгофе (Лк. 23, 44–49; Мф. 27, 45–50; Мк. 15, 33–41; Ин. 19, 28–37).

Евангелие от Луки многие христианские историки выделяют особо и по многим причинам: оно отличается от прочих не только хорошим греческим языком. В числе его особых достоинств – исключительная историческая полнота. В этом Евангелии описана часть событий, о которых не сказано у остальных евангелистов, в частности, приведена Притча о добром самарянине (Лк. 10, 30–37). Здесь же мы находим строки одной из известнейших молитв вечерних богослужений, которую называют пророчеством Симеона – «Ныне отпущаеши» (Лк. 2, 29–35). Будучи ученым, умеющим последовательно излагать свое повествование, именно с изложения цели начинает свое Евангелие святой апостол Лука, когда пишет, что она – цель – состоит в наиболее полном описании известных ему событий (Лк. 1, 3–4). Он провел настоящее исследование, используя и устное предание, и воспоминания самой Богоматери, поскольку долгое время гостил в Ее доме, отчего мы теперь имеем более подробное, чем в других Евангелиях, свидетельство о Благовещении Святой Деве, о встрече Ее с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, о Рождестве Святого Младенца Иисуса, о ранних годах Его жизни. Известно, что написание Евангелия и Деяний было адресовано некому благочестивому Феофилу-антиохийцу, о чем свидетельствуют и надписи на рукописях и обращение к Феофилу в начале Евангелия самого его автора (Лк. 1, 3).

Оно единственное, которое подробно рассказывает о встрече святого апостола Луки и другого ученика Иисуса, Клеопы, с воскресшим Иисусом по дороге в Эммаус (Лк. 24, 13–35). Об этом кратко упоминает лишь святой евангелист Марк (Мк. 16, 12–13), когда пишет о «двух на дороге». Это библейское событие спустя века вдохновляло на написание картин многих величайших гениев изобразительного искусства.

Клеопа и Лука беседовали о чуде Воскресения Христова, вселившем новые радостные надежды и ставшем Благой Вестью для всех последователей Спасителя, и о том, каким будет новое Его пришествие, и на пути встретили Иисуса, Который стал их попутчиком. Правда, как указывает святой евангелист Марк, Спаситель явился в другом образе, оттого они не узнали Его, и, к тому же, по воле Бога, как пишет святой апостол Лука, их глаза «были удержаны».

Икона Святого апостола Павла
Икона Святого апостола Павла

По дороге Он рассказал и разъяснил им все, что было о Нем сказано – и в ветхозаветных пророчествах, данных Моисею, и во всем Писании, но и тогда они еще не узнали Его. Когда все трое пришли в Эммаус, Он собрался было идти далее, но апостолы просили Его остаться и разделить вечернюю трапезу, и Он согласился. И когда Он преломил с ними на вечере хлеб – вот тогда они узнали Его, но Он тут же стал для них невидим. Однако в той беседе по дороге в Эммаус святому апостолу Луке было даровано особое, глубокое понимание всего Писания, которое весьма послужило ему для написания и Евангелия, и Деяний, и прочих богоугодных трудов.

Конечно, святые Господни ученики пожелали поскорее поделиться радостным известием с другими апостолами и тут же поторопились в Иерусалим. Там они нашли собравшихся вместе других апостолов и учеников, которые, в свою очередь, рассказали им, что Господь явился и апостолу Симону. И тут случилось еще одно явление Христово – во время этого разговора вновь явился среди них Иисус. Они были смущены, потому что подумали, что увидели духа, но Господь показал им Свои святые раны и попросил еды – Ему подали печеную рыбу и мед, и Он ел с ними. (Лк. 24, 36–43; Ин. 20, 19–25).

Проведя некоторое время с апостолами, святой апостол Лука вернулся в Антиохию. Проходя через Севастию, где покоились святые мощи Иоанна Предтечи, он просил отдать их ему, чтобы отнести в Антиохию. Севастийские христиане не отдали ему мощей, но позволили взять от них десницу, ту, которую Предтеча – Креститель возложил при Крещении на Святую главу Спасителя.

К тому времени жестокий царь Савл уже обратился в христианство (Деян. 9, 1–19) и по воле Божией стал одним из апостолов высочайшей мудрости – святым апостолом Павлом, одним из первоверховных апостолов. Его деятельность от Святого крещения до заключения в римскую темницу подробно описана в Деяниях святым апостолом Лукой. После Собора апостолов в Иерусалиме, с осени 49 года по осень 52-го святой апостол Лука сопровождал святого апостола Павла в его втором миссионерском путешествии, пройдя с ним многие страны (Деян. 15, 36–41; 16, 1–40; 17, 1–32; 18, 1–22).

Но на этот раз святой апостол Павел вернулся в Антиохию уже без Луки. Он оставил своего верного и надежного сотрудника в Греции, поручив ему основание Церкви Христовой в македонском городе Филиппы, где святой апостол Лука в течение нескольких лет полагал труды по распространению христианства в языческой Македонии. Весной 53 года святой апостол Павел вновь отправился в путешествие, которое также описано святым евангелистом Лукой (Деян. 18, 23–28; 19–28, 15). Оно закончилось в 58 году, и незадолго до его окончания апостол Павел посетил Филиппы, где находился святой апостол Лука и поручил ему пойти в Коринф собрать милостыню для бедных христиан Палестины. С тех пор они не разлучались – по возвращении святого апостола Луки из Коринфа они вместе отправились в Палестину, ходили в Финикию, Иудею. В Кесарии апостол Павел был взят под стражу, его препроводили в Рим, на суд кесаря, и все это время святой апостол Лука был при нем. Уже будучи в римской темнице во втором послании к любимому ученику Тимофею, которое завершается пожеланием его прибытия в Рим, апостол Павел предчувствует скорую кончину, с крайней печалью говорит, что все его оставили, и при нем остался лишь его верный спутник, святой апостол Лука (2 Тим. 4, 10).

Там же в Риме, под внимательным оком святого апостола Павла и под его руководством в 62–63 годах святым апостолом Лукой было написано его Евангелие, приблизительно в то же время были написаны и Деяния. Вполне возможно, что святому апостолу Луке довелось воочию увидеть и пережить мученическую кончину святого апостола Павла. А после того как отошли ко Господу все первоверховные апостолы, святой апостол Лука покинул Рим и проповедовал Христову веру в Италии, Галлии (ныне Франция), Далмации (ныне территория Хорватии и Черногории), вновь в знакомой ему Македонии.

Апостол. Иван Федоров. 1564 г.
Апостол. Иван Федоров. 1564 г.

Уже в старости святой апостол Лука посетил Ахайю, Ливию, Египет. Это путешествие принесло ему множество тягот, связанных не столько с морским путешествием, сколько с трудностями миссионерской деятельности, особенно в Египте, где он многих обратил в Христову веру. В Александрийской Церкви он рукоположил в епископский сан Авилия, до которого епископом был Анниан. Он был рукоположен святым евангелистом Марком и прослужил здесь 22 года. После похода в Египет святой апостол Лука вернулся в область Греции Беотию, устраивая церкви, рукополагая в священнический сан их будущих настоятелей и служителей. Он не забывал и своей миссии врача, исцеляя больных духом и телом – кого словом Божиим, а кого – и словом Божиим, и своим врачебным ремеслом, знания о котором, очевидно, были изрядно им пополнены в годы апостольских странствий. Исследователи его трудов, и древние и современные, отмечали, что в его трудах встречается много современных тому периоду медицинских терминов, и полагали, что ему доводилось быть судовым врачом. Это весьма вероятно, учитывая его морские путешествия и неизбежные недомогания моряков и странствующих в сложных морских переходах.

Свой земной путь святой апостол-евангелист Лука мученически окончил в Ахайе 84 лет. Однако древний историк Иулий Африкан в рассказе о жизни святого апостола Луки ничего не говорит о его мученичестве, упоминая только, что умер он преисполненный Святого Духа. Его честные мощи были погребены в столице Беотии Фивах, в древней мраморной усыпальнице, и при них свершалось множество замечательных исцелений. По фиванскому преданию, усыпальница источала некое вещество в виде пасты, название которого по-гречески звучит как «колидио», а на латыни – «каллурий», и им исцелялись все глазные недуги.

Здесь мощи святого апостола Луки пребывали до второй половины IV века. Затем царь Констанций, сын святого Константина Великого, узнал о месте их нахождения по сведениям о великом количестве исцелений, совершавшихся от них в Фивах, о чем ему сообщил некий ахайский епископ. Царь отправил Артемия, христианского правителя Египта, с почестями перенести мощи святого евангелиста из Фив в Константинополь, что тот и сделал. Мощи святого были похоронены в земле в храме Святых апостолов, вместе с мощами Андрея Первозванного, которые до того находились в Патрах и также были перенесены в столицу Восточной метрополии, и мощами святого Тимофея, перенесенными по приказу того же Констанция из Эфеса.

Позже крестоносцы забрали святые останки апостола Луки в Рим, где они были положены в базилике Святого Петра, там они почивают и сейчас.

Частицы мощей святого апостола Луки есть в трех монастырях Афона – Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

А в современных Фивах, на древнем кладбище есть церковь, где справа от алтаря стоит та самая мраморная усыпальница, которая стала первой гробницей святого апостола и евангелиста Луки. Ее почитают, и каждый год 31 октября по новому стилю, в день памяти преданного служителя Христова здесь совершается полный чин праздничных богослужений, проводится крестный ход и большое всеобщее празднество во имя беззаветного подвига верного Христова слуги.

Какое чудо произошло

Помимо уже описанных нами чудесных исцелений от гробницы святого апостола Луки в Фивах, во время перенесения мощей его из Беотии в Константинополь свершилось такое чудо. Один из царских постельничих по имени Анатолий был неизлечимо болен. Он перепробовал множество лекарств, потратил много средств на услуги врачей, но так и не получил ни исцеления, ни даже облегчения недуга.

Когда корабль со святыми мощами причалил к берегу, Анатолий подошел к раке и с молитвой святому апостолу об исцелении, насколько было у него сил, попытался помочь ее нести. Не прошел он и нескольких шагов, как болезнь, мучившая его столько времени, отступила. После этого он со счастливой душою, вдохновенный духовно и избавленный от недуга телесного свободно нес вместе с прочими тяжелую раку до храма Святых апостолов, где мощи святого Луки вместе с мощами святых апостолов Андрея Первозванного и Тимофея были упокоены под алтарем и от них происходили еще многие чудесные исцеления.

Значение иконы

Евангелист Лука, рисующий Деву Марию. Гверчино. 1652-1653 годы
Евангелист Лука, рисующий Деву Марию.
Гверчино. 1652-1653 годы


Икона святого апостола и евангелиста Луки значима не только теми чудесными исцелениями, которые происходят при искренней и горячей молитве святому, предстательствующему за нас перед Господом со всеми святыми, почитаемыми Православной Церковью. На этой иконе мы видим самого первого иконописца, изобразившего Богоматерь. На столешнице от стола, где совершало трапезу Святое семейство, первый иконописец написал образ Пречистой с Младенцем, который называется «Елеуса» – «Умиление», одна из известнейших икон этого типа – Владимирская икона Божией Матери. Еще одна икона – «Иерусалимская» – по преданию написана им в 15 году в Гефсимании, после Вознесения Спасителя. Им же создана еще одна – «Одигитрия»-«Путеводительница», её яркий пример в русской православной иконописи – Казанская икона Божией Матери.

Эти три первые иконы были написаны Лукой еще при земной Ее жизни по горячим просьбам благочестивых христиан и принесены апостолом Ей для Её Святого суждения. По Преданию, Пречистая внимательно оглядела образа и сказала – им будет «благодать Родившегося от Неё и Её милость».

Благодаря иконописным трудам его сохранились сделанные на досках образы первоверховных апостолов Петра и Павла. Так святым апостолом, евангелистом, целителем, и, наконец, первым иконописцем Лукой было положено начало замечательному делу иконописания во славу Господню, ибо икона, являясь носителем первообразов, изображенных на иконе, помогает нам в молитвенном труде, а также составляет неотъемлемую часть мировой художественной культуры.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru