Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

иконы праздничного чина

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Икона Сошествие Святого Духа

видео
 
предыдущая
следующая
 
Одноименные иконы:
Новый Завет рассказывает нам, что в день Пятидесятницы все апостолы были в Сионской горнице вместе единодушно, как сказано в Писании, – и это очень точное слово, которое описывает их состояние, – они были душою едины, или иначе, в тот момент у них была единая душа на всех. И вот поднялся шум, как от сильного ветра, и наполнил весь дом, «и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2; 2-4).
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда совершается празднование
В каких храмах находится икона
Где в доме разместить икону
Об истории и значении иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
2500 р. 5900 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Сошествие Святого Духа – событие, которое довершает создание Новой Церкви, Церкви истинной. Всякий, кто вошел в эту Церковь, получил при крещении Духа Святого, стяжал Его усердно всю дальнейшую жизнь христианина, следуя за Спасителем, тот уже защищен, ибо ему дана возможность стать соработником с Богом.
Молитва Святому Духу, Трисвятое, а также молитва Святому Иоанникию, теплая, произносимая с осознанием каждого слова, – прошение о том, чтобы Дух-Утешитель, о котором говорил перед вознесением Христос, вселился в каждого из нас, очищая нас от всего, что может препятствовать духовной и душевной чистоте. «Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как оружие для стяжания благодати Духа», – так говорил о молитве преподобный Серафим Саровский.

Нас защищает любовь к Богу и вера в Него, а действует Он через Духа Святого. Но Дух Святой – это не какая-то магическая сила, которая сама по себе будет кого-то защищать. Это дар, который нам дан при крещении, который надо приумножать и молитвами, и добродетелями, и добродеяниями. А Бог всегда будет защищать от всех скорбей, неблагожелательных событий того, кто следует за Христом и молится о том, чтобы Дух Святой пребывал в нем и с ним. Поэтому и просим в молитве Святому Духу: «… прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой «Сошествие Святаго Духа» помогает нам не забывать о главном: когда апостолы получили Святого Духа, то это значило, что и все люди, которые крестились и крестятся во Христову веру, теперь также могут получить Его. Дух Святый, Который снисходит на нас, дает нам силы в испытаниях, помогает преодолеть трудности, избежать искушений, чтобы мы нашли путь к спасению через Христа. Молитва перед этой иконой помогает также помнить, что Святая Троица – это наше упование, наше прибежище, наш покров, поэтому перед этой иконой можно молиться молитвой святого Иоанникия (см. раздел: Как молиться перед иконой).
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святого Иоанникия

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой: Троица Святая, слава Тебе.
Вернуться к содержанию

Когда совершается празднование

Этот переходящий праздник – Сошествие Святого Духа на апостолов, иначе его еще называют в народе Духов день, мы празднуем сразу на другой же день после праздника Троицы в удивительное время – время расцветающего лета. Те, кто ходил в храм с малолетства, помнят этот чудный день годичного церковного круга – в приделах и трапезной чисто и свежо пахнет свежескошенной травой, охапки которой разбросаны по полу, листвой ветвей, которыми убрано все – от иконных риз до каждого уголка. Дышится в эти дни на богослужении особо – как будто мы вплотную подошли к порталам райского сада и уже слышим дивное благоухание из-за его врат…

В Новом Завете это событие происходит на девятый день после Вознесения и на пятидесятый после Пасхи, отчего его еще называют Пятидесятницей, когда, перед тем как вознестись к Отцу, Он сказал ученикам своим: «…вы примете силу, когда сойдет на Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1;8).

Те девять дней, в течение которых апостолам было неизвестно, когда наступит то, о чем говорил Господь перед Вознесением, все они были вместе с Марией, Матерью Иисуса, и братьями Его. Удивительно, но пророчество о предательстве Иуды и о том, что другой займет его место среди двенадцати, было описано в Псалме 69-м: «Да будет двор его пуст и не будет живущего в нем», и далее – «… достоинство его да примет другой». Эти слова напомнил апостолам Петр, который «став посреди учеников, сказал – было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса» (Деян. 1; 15-16). Предстояло выбрать двенадцатого. «И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам» (Деян. 1; 26).

Новый Завет рассказывает нам, что в день Пятидесятницы все они были в Сионской горнице вместе единодушно, как сказано в Писании, – и это очень точное слово, которое описывает их состояние, – они были душою едины, или иначе, в тот момент у них была единая душа на всех. И вот поднялся шум, как от сильного ветра, и наполнил весь дом, «и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2; 2-4). Надо отметить, что в переводе с еврейского «руах» не только «ветер», но и «дух», эта семантическая двойственность продолжается и в образе спустившихся с неба языков пламени – «языки как бы огненные», где их внешний вид поставлен в связь с даром знания языков.

В народе случилось великое изумление, все удивлялись, как же все – парфяне, мидяне, еламиты, римляне, прочие, а народностей было немало, – все слышали свою речь из апостольских уст, как будто те были и не галилеяне. В примечаниях к Новому Завету дано толкование этого события как противоположного вавилонскому разъединению народов через насланное на них разноязычие, которое описано в 11-й главе Бытия (Ветхий Завет). Теперь апостолы, обладая даром говорить на иных языках, могли вновь соединить народы в Вере Христовой – так сказано в Кондаке празднику в переводе с церковно-славянского: «Когда Всевышний, сойдя, смешал языки, Он разделил народы, когда же послал огненные языки, то призвал всех к единению. И поэтому мы единодушно прославляем Всесвятого Духа».

Безусловно, каждый народ слышал из уст апостолов свое наречие, но, следуя далее по тексту Священного Писания, читая провидческие слова ветхозаветных пророков, прежде всего Иоиля, на которое указано в тексте Деяний, безусловно, возникает мысль, что и здесь продолжается параллельность значений: Апостолы говорили на языках всех народов мира, но на самом деле они говорили на едином для всех языке Святого Духа. Без духовного священства только знанием языка ограничиться, конечно же, было невозможно. Чтобы Слово зазвучало, требовалось большее. Поэтому день Троицы считается началом исполнения Нового Завета, рождения Церкви Христовой, где каждый христианин, имеющий в себе частицу Духа Святого, – камень в ее бесконечной Божественной кладке, «камни живые, устрояющие из себя дом духовный» (1 Петра 2; 4-5), ибо знание, провозвестие ее мог теперь услышать каждый ухом внешним и ухом внутренним…

И сказали народы, что делать нам? «Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2; 38). Согласно тексту Деяний, в тот день крещение приняли около трех тысяч человек. В малонаселенном тогда, относительно нашего, мире это была огромная цифра. Апостолы продолжали проповедовать, и ежедневно к крещению притекали новые и новые люди.

Когда прочитываешь эту часть Нового Завета, становится чуть-чуть грустно. Как христианское сообщество XXI века зачастую отличается от того братского единства самых первых христиан! Вот эти чудесные, вдохновительные строки: «Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений свершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в весели и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2; 43-47). Конечно, сегодня мы весьма далеки от общинной жизни первых христиан, но суть-то ее была, наверное, не в том, что они «имели все общее», а в том, что они познали все чудо альтруистического чувства. Он – самый чистый, самый Богоносный и человечный всей жизнью призвал человечество к уникальному равенству, для которого Бог нас создал и от которого наши пращуры так неразумно отказались. Он – отдал жизнь во всеобщее спасение, принял мучительную и постыдную, с социальной точки зрения, смерть и тем превратил позорный крест в Живоносное Древо. Как же было теперь, приняв при крещении Святого Духа, услышав сердцем Слово Его, не отдать такую малость, как нажитое добро, которое все равно, как Он сам сказал, никто не возьмет с собой туда, ибо оно там ничего не значит.

Да, материальное необходимо, пока мы живем в материальном мире, но утрачен баланс в распределении его, который насадить искусственно – невозможно: История помнит все кровавые попытки. Только приоритет Святого Духа над важной для нас, но временной материей способен вызвать в человеке чувство глубокой, иногда неосознанной, инстинктивной справедливости, которая заставит его поступать, как во времена первых христиан. Однако и здесь высокий идеал ныне недоступен, ибо меж нас нет того, что неоднократно подчеркивалось в описании первых дней становления Иисусовой Церкви, – абсолютного, без изъяна единодушия.

Икона «Сошествие Святого Духа», иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Сошествие Святого Духа»,
фрагмент многообразной иконы

Сошествие Святого Духа на апостолов, а через них – и на крещаемых (ведь мы при крещении также получаем Святого Духа, но, так сказать, авансом, на будущее, его можно легко растратить, если не стремиться стяжать в духовном труде), в состоянии «веселия и простоты сердца» расставляет в человеке все приоритеты. Преподобный Исаак Сирин пишет: «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими». Апостол Петр говорит: «Как от Божественной силы Его дано нам все нужное для жизни и благочестия <… > то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». (2 Пет. 1; 3-7).

Святым Духом совершается множество чудес – каждое из них помнит Святое Предание, но это великое единодушие в Любви и Вере – величайшее из них. Настанет ли эра такой целостности для человечества? Наверное, только после Его нового Пришествия, когда времена иссякнут. Однако малую, приблизительную толику чувства великого единства, теплого, согревающего братолюбия мы можем ощутить уже сегодня, приходя в храм, и уже тем более это станет ощутимо во время богослужений этих двух чудесных в жизни каждого христианина дней – Святой и Нераздельной Троицы и следующего за ним праздника Сошествия Святого Духа.
Вернуться к содержанию

В каких храмах находится икона

В России наиболее древние и почитаемые иконы Сошествия Святого Духа находятся в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры (адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад), а также в известных российских музеях. Например:
  • Благовещенский cобор Московского Кремля.
    Адрес: Москва, Кремль, Соборная площадь.

  • Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
    Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4.

  • Преображенская церковь острова Кижи.
    Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи.

Всего в России существует более 150 православных храмов, посвященных иконе Сошествия Святого Духа либо с приделами, освященными в честь нее. Приведем сведения о некоторых из них.

Церковь Сошествия Духа Святого. Москва. Зачатьевсикй монастырь. XIX в
Церковь Сошествия Духа Святого.
Москва. Зачатьевсикй монастырь. XIX в

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре
Церковь Сошествия Святого Духа, расположенная на территории женского Зачатьевского монастыря, заложена была в 1844 году по проекту известного архитектора М.Д. Быковского и освящена святителем Филаретом в 1850 году. В годы советской власти, в 1925 году, ее закрыли и перестроили под хозяйственные нужды. В конце XX века храм был вновь передан Русской Православной Церкви, и после долгой реставрации в нем возобновилась церковная жизнь. Первая служба прошла в 2001 году под Духов день – престольный праздник храма. Каменный иконостас храма исполнен в греческой традиции: византийский крест, растительный орнамент, каменные фигуры голубей, удерживающих лампады. Роспись храма также соответствует стилю храмов на Святой земле. Все эти черты убранства храма были выбраны в память о главной монастырской святыне – «Милостивой» иконе Божией Матери – списка с древнего образа Киккской иконы Пресвятой Богородицы, хранящегося с XI века на острове Кипр в Киккском монастыре. К святыням храма Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре относят старинное распятие с ликом Спасителя и частицей животворящего древа Креста Господня, а также ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских и Киево-Печерских старцев.
Адрес: Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 13. Тел.: 8 (495) 695-16-91.
Проезд: ст. метро «Кропоткинская».

Церковь Сошествия Духа Святого. Москва. Лазаревское кладбище. XVIII в
Церковь Сошествия Духа Святого.
Москва. Лазаревское кладбище. XVIII в


Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище Строительство велось с Этот храм расположен в Марьиной Роще, где по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1750 году здесь было открыто Лазаревское кладбище. Тогда оно находилось за городской чертой. Название его связано с возведением на его территории храма В честь воскрешения праведного Лазаря. В 1782 году вместо обветшалого деревянного храма решено было возвести каменный. Над его проектом работали архитекторы В.И. Баженов и Е.С. Назаров. Храм был построен по типу «корабля»: в его центре возвышалась ротонда с двумя колоколенками, а окна были стилизованы под иллюминаторы. После окончания строительства, в 1787 году, центральный придел храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, второй придел – во имя святого апостола Луки, третий – во имя праведного Лазаря, в память о первом храме. После революции 1917 года, несмотря на распространяющиеся по стране разрушения православных храмов, в церкви Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище продолжали идти богослужения. И только в 1932 году неожиданно нагрянувшая милиция объявила настоятелю о закрытии храма и изъятии церковного имущества. Позже здание церкви передали под общежитие для рабочих. Лазаревское кладбище, которое стало местом упокоения многих известных людей, русской интеллигенции, прославленного духовенства, хранящее около 50 тысяч захоронений, в 1936 году было уничтожено, а на его месте советские чиновники распорядились устроить парк развлечений. Есть документы, подтверждающие, что храм Сошествия Святого Духа тоже был приговорен к разрушению, но неведомым Божьим Промыслом уцелел. Неизвестные добрые люди из Главнауки признали храм памятником архитектуры первой категории и тем самым спасли его. В 1991 году церковь была возвращена верующим, хотя некоторое время в части храма все еще размещались мастерские Театра оперетты. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, богослужения ведутся регулярно. Святыни храма: чтимый образ Спасителя, найденный на месте сталинских лагерей, явленная Владимирская икона Божией Матери, четыре мощевика, два креста-мощевика и иконы с 450 частицами святых мощей.
Церковь Сошествия Духа Святого на Даниловском кладбище. Москва.
Церковь Сошествия Духа Святого
на Даниловском кладбище. Москва.


Адрес: Москва, ул. Советской армии, д. 12, стр. 1 и 2. Тел.: 8 (495) 689-24-75.
Проезд: ст. метро «Марьина Роща», далее 5 мин пешком: перейти по пешеходному переходу через Сущевский вал, в парке «Фестивальный» большой сине-белый храм;
ст. метро «Рижская», трол. № 18, 42 или авт. № 84 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»; либо пешком от метро 15 минут;
ст. метро «Динамо», трол. № 42 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»;
ст. метро «Белорусская», трол. № 18 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»;
ст. метро «Цветной бульвар», трол. № 13 до ост. «Лазаревский переулок».

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище
История этого храма необычна. В 1770 году над Москвой нависла большая беда – эпидемия чумы. Она распространялась с такой быстротой, что через несколько месяцев от болезни стали умирать по тысяче человек в день. Население охватила паника. Императрица Екатерина II послала в Москву графа Григория Орлова, повелев ему предпринять неотложные меры, чтобы остановить это бедствие. И первым делом граф решил устроить новые кладбища для горожан подальше от Москвы. Одно из них – Даниловское – было устроено на территории древнего Данилова монастыря. Для нужд кладбища вскоре был выстроен деревянный храм В честь святых мучеников Херсонесских. Когда храм стал совсем ветхим, на средства богатых московских купцов был возведен каменный храм. Он был создан по проекту известного в Москве архитектора Ф.М. Шестакова и освящен в 1832 году. Храм имеет два престола: главный был назван в честь Сошествия Святого Духа, а другой – во имя святых мучеников Херсонесских. Церковь была искусно украшена фресками на библейские сюжеты. И поныне этот храм впечатляет богатством внутреннего убранства и сохранностью старинного декора. К счастью, он не был закрыт в советское время, как другие московские храмы, и сохранил свое первоначальное великолепие. В храме находится немало чтимых икон: Иверской Божией Матери и Скоропослушницы, иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, Блаженной Матроны Московской и преподобного Аристоклия Афонского. Здесь также хранится ковчег со святыми мощами многих угодников Божиих.
Адрес: Москва, Рощинский пр., д. 30, стр. 1. Старый адрес: Духовской пер., д. 1/14.

Церковь Сошествия Святого Духа. Московская область. Первомайское. XVIII в
Церковь Сошествия Святого Духа. Московская область. Первомайское. XVIII в
Московская область. Церковь Сошествия Святого Духа в Первомайском
Этот храм был построен на месте древнего Никольского монастыря, который упоминается в летописях в XIV веке, во времена правления Ивана Калиты. В 1709 году, в честь победы Петра I в Полтавской битве, вместо деревянного храма была возведена каменная церковь Сошествия Духа Святого. Ее архитектура близка к стилю барокко. Колокольня построена в середине XIX века. В 1930-е годы храм был затворен и разорен. Когда, в 1991 году, церковь вернули верующим, она находилась в полуразрушенном состоянии, пришлось немало потрудиться для ее восстановления. Сейчас это полноценный действующий храм. Под его покровительством в поселке Первомайское работают православная гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и детский садик.
Адрес: Москва, Троицкий округ, пос. Первомайское.

Московская область. Сергиев Посад. Церковь Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой лавры
Троице-Сергиева лавра, основанная в 1337 году преподобным Сергием Радонежским, прославлена на всю Россию как крупнейший центр духовного просвещения. Под ее куполами подвизались многие подвижники земли Русской: преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет. Ее монахами впоследствии были основаны десятки русских монастырей и скитов. Ее храмы, возведенные в разные века и в разных стилях, образуют единый ансамбль, поражающий своей торжественностью и мощью. Храм Сошествия Святого Духа (Духовская церковь) гармонично вписывается в архитектурную палитру монастыря, замыкая его Соборную площадь с юго-востока. Он был выстроен в 1476 году. Псковские мастера, работающие над строительством храма, внесли в его форму необычный для московской архитектуры XV века элемент – подкупольную звонницу. На нее был водружен особый, как его называли в те времена, «всполошной колокол», который в нужное время возвещал об опасности приближения врагов. Иконостас храма был подготовлен из розового дерева, а иконы создавались лучшими мастерами лавры. В церкви покоятся святые мощи преподобного Максима Грека и преподобного Антония Радонежского. В годы советской власти Троице-Сергиева лавра была закрыта и отдана под Историко-художественный музей. После Великой Отечественной войны начался период возрождения знаменитой обители. С того времени и поныне она играет значительную роль в жизни Русской Православной Церкви, принимая каждый день сотни паломников со всех концов страны.
Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Церковь Сошествия Святого Духа. Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. XV в
Церковь Сошествия Святого Духа. Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. XV в

В Москве также есть несколько храмов с приделами, посвященными Сошествию Духа Святого. Например:
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря. XVII в.
    Адрес: Москва, Новодевичий пр., д. 1, стр. 30.

  • Церковь Николая Чудотворца в Толмачах. XVII в.
    Адрес: Москва, Малый Толмачевский пер., д. 9.

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественского монастыря. XVI в.
    Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 20, стр. 14.

Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище
Эта небольшая церковь Святителя Николая Чудотворца была возведена на средства купца Г.Г. Никонова в 1812–1814 годах. По традиции, связанной с покровительством святителя Николая морякам и корабелам, рядом с ней было устроено кладбище для них. В треугольных фронтонах и достаточно плоском куполе храма воплотились типичные черты архитектуры классицизма. В 1884 году к церкви был пристроен придел во имя Святого Духа. После революции Никольская церковь не закрывалась. И в настоящее время в ней хранится несколько почитаемых икон из закрытых в советские времена ближайших храмов. Это образы Праведного Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и Скоропослушницы, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В настоящее время церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище – одна из самых посещаемых в городе.
Адрес: Санкт-Петербург, просп. Металлистов, д. 5.
 

Собор Сошествия Святого Духа. Саратов. XIX в
Собор Сошествия Святого Духа. Саратов. XIX в

Саратов. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа
Храм Сошествия Святого Духа был выстроен в городе Саратове в 1844 году на месте молитвенного дома. В 1855 году известный саратовский купец Петр Тюльпин, в память о своем неожиданно скончавшемся 27-летнем сыне Николае, решил выстроить на месте старой деревянной Духосвятской церкви каменный трехпрестольный храм, причем один престол он просил посвятить небесному покровителю их сына – Николаю Чудотворцу. В 1856 году церковь была возведена. В ней были освящены три престола: центральный престол – во имя Сошествия Святого Духа, правый – во имя Знамения Пресвятой Богородицы, левый – во имя святителя Николая Чудотворца. На ее колокольне было установлено 13 колоколов. На щедрые пожертвования горожан церковь богато украшалась. В храме было много икон в сребро-златых ризах, Евангелий в драгоценных окладах, в библиотеке храма насчитывалось более ста редких богослужебных книг. Не жалея средств на благотворительность, церковь строила дома для богадельни, открыла церковно-приходскую школу, в которой обучались десятки детей из малообеспеченных семей. В годы Первой мировой войны, когда в Саратов хлынули беженцы, при Духосошественском храме открылась еще одна школа, причем для детей других религиозных конфессий: иудейского и католического вероисповедания. После революции для храма начались трудные времена. Сначала, по договору с горсоветом, храм находился на содержании прихожан и продолжал работать. Однако в 1930 году власти Саратова запретили церковный звон в городе, и колокола со всех храмов были сняты. А в 1934 году вышло распоряжение о закрытии многих церквей города, чтобы устроить в них зернохранилища. Однако с закрытием храма Сошествия Святого Духа почему-то все медлили, и он был открыт для богослужений вплоть до 1939 года. В 1941 году власти города надумали использовать здание церкви под кинотеатр, но по горячим молитвам прихожан этому кощунственному намерению не суждено было осуществиться.

Церковь Сошествия Святого Духа. Козельск. XVIII в
Церковь Сошествия Святого Духа. Козельск. XVIII в

После войны, в 1948 году, по многочисленным просьбам и обращениям верующих, саратовский храм Сошествия Святого Духа был вновь открыт. При активной помощи епископа Саратовского и Вольского Бориса церковь была полностью восстановлена. И сегодня каждый, кто входит в этот храм, прославившийся многими благотворительными делами, неизменно чувствует его особенную, намоленную атмосферу. В нем хранится немало христианских святынь: ковчег с мощами Радонежских и Киево-Печерских духовных подвижников, икона Святителя Митрофана Воронежского с частицей его мощей. В 1994 году Духосошественская церковь была признана памятником истории и культуры регионального значения. А в 2001 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ей был присвоен статус кафедрального собора города Саратова.
Адрес: г. Саратов, Духосошественская пл., д. 3.

Калужская область. Козельск. Церковь Сошествия Святого Духа
Храм Сошествия Святого Духа в городе Козельске был выстроен в 1789 году по инициативе и на средства местного купца Петра Месняева. В храме было освящено три престола: центральный – в честь Сошествия Святого Духа, второй – в честь святых Космы и Дамиана, третий – в честь епископов Александрийских Афанасия и Кирилла. В годы советской власти церковь была закрыта, разорена и использовалась под разные хозяйственные нужды: склад, конюшню, мельницу. Постепенно она разрушалась, и к 1950-м годам от нее остался лишь остов без крыши и без купола. В 1988 году к 750-летию героической обороны Козельска от татаро-монгольских полчищ была проведена реставрация храма, восстановлены крыша с куполом, и здесь была размещена диорама исторических событий XIII века. В 1994 году храм, наконец, был передан Церкви. Его первым настоятелем стал игумен Петр, который, несмотря на свой пожилой возраст, при поддержке прихожан и благотворителей приложил много усилий для восстановления храма. Первая Божественная литургия была совершена уже через год на праздник Крещения.
Адрес: Калужская обл., г. Козельск, Кузнечная ул., д. 2.
Вернуться к содержанию

Об истории и значении иконы

В Православной Церкви прославлению Святой Троицы преимущественно посвящается первый день Пятидесятницы, воскресенье, который называется Троицыным днем. Богослужение этого дня раскрывает догматическое учение о Святой Троице, икона которой и выносится в этот день для поклонения. Икона же «Сошествие Святого Духа на апостолов» выносится на второй день праздника, в понедельник, который посвящен Святому Духу и носит название Духова дня. Таким образом, празднику Пятидесятницы соответствуют две иконы.

«Я говорю о часто встречающихся в древней новгородской живописи изображениях «царя космоса», которые имеются, между прочим, в петроградском музее императора Александра III и в старообрядческом храме Успения Св. Богородицы в Москве. Икона эта разделяется на две части: внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот» – так пишет в статье «Умозрение в красках» богослов, философ, князь Е.Н. Трубецкой об иконе «Пятидесятница», на которой изображено событие Сошествия Святого Духа.

Иконография праздника началась с VI века в христианстве как иллюстрации в так называемых лицевых Евангелиях, например, в Евангелие Рабулы, в мозаиках и фресках храмов – Святой Софии в Константинополе или в соборе Святого Марка IX–XIII веков в Венеции, во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода, о которой, кстати, пишет и князь Трубецкой, и так далее.

На них мы видим Сионскую горницу, где собрались апостолы. В миниатюрах того времени иногда присутствовал образ Богородицы, но чаще он встречается в иконописи с XVII века. Апостолы располагаются на иконе арочным триклинием, по шесть с каждой стороны, причем пустое место между Петром и Павлом символизирует место Святого Духа. Искусствоведы проводят здесь еще одну параллель – с Тайной вечерей, которая уже проходит во второй раз, но в присутствии не Христа в Его земной жизни, но Духа Святаго. Здания, на фоне которых расположились апостолы, дают нам представление о том, каким был внешний вид дома, в котором произошло Божественное чудо. Слева – внешний вид, справа – приоткрытый вход в горницу. На апостолов спускаются языки пламени, иногда с лучами света, иногда без них. В центре триклиния, в темном, иногда позолоченном пространстве – царь-космос со убрусом и 12-ю свитками в руках, его фигура стала традиционной с XV – XVIII веков. До этого здесь часто изображались многофигурные толпы, изображавшие крещаемые во Святого Духа народы, которые позже, как мы уже сказали, заменил собирательный образ царя-космоса, где греческое κόσμος переводится как «весь мир».

Темное пространство вокруг царя – символическое обозначение темноты мира, в который еще не проник свет Христовой веры. Двенадцать свитков – символы проповеди Петра в День сошествия Святого Духа, они уложены в убрус-плат, так в силу их высочайшего священства их не следует касаться руками.

Икона «Сошествие Святого Духа», иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Сошествие Святого Духа»,
иконописец Юрий Кузнецов

В XVIII – XIX веках иконография, вся композиция «Пятидесятницы» претерпела существенные изменения. Вместо древнего триклиния мы видим только Сионскую горницу, которая выглядит как палаты. В центре – трон, на котором между Петром и Павлом восседает Богоматерь, отсутствует образ царя-космоса, по Ее правую и левую руку размещаются апостолы. Языки пламени исходят от лучей, протянувшихся из сияния над головой Царицы Небесной, которое обозначает источник Святого Духа.

«С этим нашим незнанием красок древней иконописи до сих пор связывалось и полнейшее непонимание ее духа. <…> Теперь, когда икона оказалась одним из самых красочных созданий живописи всех веков, нам часто приходится слышать об изумительной ее жизнерадостности; с другой стороны, вследствие невозможности отвергать присущего ей аскетизма, мы стоим перед одной из самых интересных загадок, какие когда-либо ставились перед художественной критикой. Как совместить этот аскетизм с этими необычайно живыми красками? В чем заключается тайна этого сочетания высшей скорби и высшей радости?» – пишет Е.Н. Трубецкой.

В «Сошествии Святого Духа» кисти Юрия Кузнецова, иконе, для которой он в качестве канона выбрал более поздний извод, также присутствует традиционное отношение между христианской радостью и христианской аскезой. Последняя всегда содержит в себе и праздник, и неизбежный трагизм. Отныне ими будет сопровождаться путь апостолов и тех, кто будет следовать за ними, как те следовали за Христом.

И в этой иконе, как и в прочих, это отношение, в котором нет коллизии. В нем – взаимодополнение как смысл глубокой христианской веры, которая любое страдание, если оно во имя Его, трансформирует в чистую радость. Воплощение этой радости свойственно в высшей мере кузнецовскому письму, его иногда необъяснимо гармоничной палитре, где совмещаются, казалось бы, несовместимые тона. Но радость аскезы, которую дарит нам колористика кузнецовского иконописного образа, звучание, трепет, волнительное биение сердца, которое сообщает контраст и гармония красок, необыкновенно искренна, не вымышлена и касается сердца напрямую с необходимой современной теплохладной душе прямотой.

Радость несуетная, непреходящая, она вечна и всепронизывающа, а потому неподвластна тленным обстоятельствам.

Значение иконы

Когда мы смотрим на икону «Сошествие Святаго Духа», то, помня, что для Бога времени нет, Он – и Прошлое, и Настоящее, и Будущее, мы в известном смысле присутствуем при явлении, которое случилось уже более 2000 лет назад. Мы здесь и там – одновременно. Икона, окно в мир горний, – самое чудо из чудес, которое дал нам Господь. Мы так привыкли к тому, что она есть в нашей жизни, что совершенно упускаем из виду ее как свидетельство реального, одновременно с нами существующего Божия космоса. Мы смотрим на икону «Сошествие Святаго Духа», а задумываемся ли о присутствии этого же события здесь и сейчас? Значение таких икон, где изображены ярчайшие библейские события, особо: мы наблюдаем вслед за иконописцем кульминационный момент тех или иных вех в истории нашей Церкви. Мы находимся с ними как бы лицом к лицу…

На этой иконе, повторенной во множестве списков разных веков и разных школ, мы видим, как над головами первых апостолов сияют языки пламени, часто при этом изображена и Пречистая Богородица – Она и после Вознесения Сына Своего сопровождала апостолов в их пути и вместе с апостолами получила в тот день Духа Святого, ибо стала Той, через Кого пришел в мир Спаситель, Матерью Божией. Особенно долго пребывала Богородица с апостолом Лукой, который по Ее разрешению оставил нам первые Ее иконы, открывшие череду многих благословенных Ее образов. Сошествие Святого Духа – новозаветное событие великой важности: теперь, принявшее крещение водой, оно принимало крещение Духом Святым, принимая в себя с тем толику «Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» (Символ веры). Мы принимаем Его при крещении как аванс, начальный капитал, который необходимо приумножать, поскольку расточить Его легко и зарыть в землю тоже, о чем еще Сам Господь говорил в Притче о талантах (Мф. 25; 14–30; Лк. 19; 11–28).

Молитва перед такими иконами тоже – другая. Здесь уже не попросишь о дожде или урожае, о решении каких-то наших мирских проблем. Перед этой иконой можно просить только о том, главном, самом важном – очищении и спасении через стяжание Святого Духа. Главным орудием в этом Серафим Саровский называл молитву. На то, как говорил преподобный, есть три основания: молиться можно в любой момент, везде; затем – искренняя молитва, даже от человека, который грешен весьма, имеет силу; и третье – молитва – это диалог с Богом, даже если мы беседуем с Ним через святых, которые передают Ему наши чаяния и молятся за нас.

Стяжание Духа Святого, как о том говорил преподобный Серафим Саровский, должно быть основой жизни христианина, и надо все-таки почаще делать попытку заглянуть внутрь себя, почувствовать, нахожусь ли я сейчас в Духе? «… И если в Духе, то благословен Бог. Не о чем горевать: хоть сейчас на Страшный суд Христов. Ибо ″в чем застану, в том и сужу″. Если же – нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святой не сыщется и не будет снова с нами Своею благостью». А о том, что мы носим Его, писал еще апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3;16).

О даре Духа Святого преподобный Федор Студит говорил: «О, неизреченное человеколюбие! Сам Бог соделался Утешителем нашим… Видишь неисследимое снисхождение? Видишь дар несравненный? Горе – на Небесах, Единородный Сын ходатайствует о нас пред Отцом, как написано: ″Иже есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас″ (Рим. 8, 34). Долу – на земле, Дух Святой утешает нас многообразно».

Святой Дух, как один из Ликов Троицы Единосущней и Нераздельной, действует неотделимо и от Бога-Отца, и от Бога-Сына. Григорий Богослов, рассуждая о красоте и единстве Святой Троицы, говорит: «Мы поклоняемся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество. Не смешиваем Трех Ипостасей в одно, чтобы не впасть в недуг Савеллиев, и Единого не делим на три (сущности) разнородные и чуждые друг другу, чтобы не дойти до Ариева безумия».

Ни понять, ни оценить, ни уразуметь бесконечности этого единства невозможно разумом, да и стоит ли анализировать то, что дает нам такую радость присутствия Божией благодати, какая несравнима ни с чем. Это то же, что радоваться, любуясь цветением цветов, полетом птицы, сиянием звезд на чистом ночном небе, слушая шум ветра в весенней кроне, плеск волны и благодаря Бога, даровавшего нам чудо природы, частью который мы являемся как часть Его грандиозного Вселенского Промысла. О том Григорий Богослов прекрасно пишет далее: «Чем кто больше и подробнее хочет видеть, тем больше повреждает чувство…» И еще: «Ты слышишь о рождении; не допытывайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца; не любопытствуй знать, как исходит».

Христос пришествием своим соединил нас с Богом-Отцом, открыв нам путь туда, где изначально было наше истинное Отечество. Сошествие Святого Духа придало другой смысл всей человеческой жизни. Оно вывело ее за рамки только душевного, плотского существования и зависимости от ветхозаветной неосуществимости исправления судьбы в случае искажения жизни духовной. Теперь же, получив Духа Святого, святые отцы, мудрые наследники первых апостолов, призывают нас к стремлению стяжать Его все усерднее, чтобы Он заместил в нас как можно больше места, занятого, что ни говори, тем, чего в душе иметь не стоит и не хочется. Самому, без Бога, в одиночку этого сделать никак нельзя – не получится.

Теперь жизнь вечная с Богом и светлая отрада от благодати Его, посылаемой нам как дар, возможны, надо только трудиться, ибо значение изображенного на иконе события, что когда-то открылось иконописцам, неподвластно разуму. Надо только верить и радоваться, ведь для нас говорил Григорий Богослов: «Чего могу надеяться? – Без сомнения, скажешь: Небесного Царства. Но думаю, что оно не иное что есть, как достижение Чистейшего и Совершеннейшего. А совершеннейшее из всего существующего есть ведение Бога. Сие-то ведение частью да храним, частью да приобретаем, пока живем на земле, а частью да сберегаем для себя в тамошних Сокровищницах, чтобы в награду за труды приять всецелое познание Святой Троицы».
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru