Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

иконы праздничного чина

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Икона Крещение Руси

видео
 
предыдущая
следующая
В 988 году приехавшие на Русь византийские священники крестили жителей Киева и ближних земель прямо в Днепре. Князь Владимир всеми силами старался просвещать подданных, хотя древние языческие обычаи и суеверия еще долго не забывались. Он приказал знакомить всех с книжной грамотой и обязательно отдавать детей в обучение. Богослужение совершалось на понятном народу славянском языке, благодаря этому храмы становились училищами веры, и христианство довольно быстро и мирно распространилось по Руси.
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда совершается празднование
В каких храмах находится икона
Где в доме разместить икону
Об истории и значении иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Икона «Крещение Руси» – икона праздничного чина, а перед иконами больших и важных для Отечества православных праздников и молиться, и просить о помощи и защите надо не только о своем, бытовом, временном. Здесь в просительной молитве стоит вспомнить, что ты не только чей-то брат или сестра, муж или жена, отец или мать и так далее, а еще – русский человек, православный христианин и гражданин своей страны. История Государства Российского изобилует многими славными победами – и в преодолениях тяжких времен внутренних междоусобиц, и в боях со врагами внешними. Однако во все века от начала процесса Крещения Руси в конце X века хоругви и знамена с ликами Господними и Божией Матери всегда служили русскому народу верной защитой, поскольку дух Православия вдохновлял его в суровые годины, защищал во времена внутригосударственных смут.

Сегодня наша Родина также переживет трудное время. И перед иконой «Крещение Руси» мы можем благодарить Господа и Пречистую Матерь Богородицу, всех святителей, равноапостольных, благоверных князей, священномучеников, всех их, кто способствовал укоренению на Руси веры истинной, за прежнюю помощь и поддержку. Хорошо бы, кроме частных нужд, обращаясь ко всем ликам святых, собранным на этой иконе, чаще просить перед этим прекрасным образом и далее защитить Россию от всякого врага, тем или иным способом посягающего на благополучие, процветание и мирную жизнь нашей Родины, которая всегда для нас была, есть и будет – Святая Русь.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой «Крещение Руси» – молитва не только каждого из нас о своем, сугубо личном. Разве мир в нашем государстве, процветание страны – не наше ли личное дело? Молитва перед образом, где собраны лики святых наших, способствовавших распространению Православия на Руси, о помощи стране во всех ее замечательных начинаниях, а также о защите от внешних нападок, невероятно усилившихся в последнее время, помогает уберечь наше Отечество, его границы, налаживать внутреннюю жизнь. Эти молитвы-прошения – ектеньи звучат на общих церковных богослужениях.

Однако и дома перед иконой «Крещение Руси» мы можем просить Господа, Богоматерь и всех святых земли Русской о помощи нашему государству, стране во всех делах, о сохранении в ней христианского благочестия и добродетелей. Такая молитва помогает более, если она по-домашнему соборна, когда молятся о том всей семьей. Это важно еще и потому, что на примере родителей, молясь с ними, дети с малых лет учатся патриотизму, той любви к Родине, которой отличались их святые православные предки. Такая молитва помогает воспитать в преемственности поколений действительно верных Отчизне граждан, сознающих не только социальную, но и духовную ответственность за будущее России.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Тропарь, глас 8-й
Благословен еси, Христе Боже наш, землю Российскую Крещением просветивый, людем ея низпослав Духа Святаго, ихже и ко спасению приведый, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й
Днесь земля Русская предстоит Богу и плод святаго Крещения Ему приносит, Ангели, радующеся, славословят, и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: Христос воцарися, Христос прославися. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, Боже наш, слава Тебе.

Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси
Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына.

Вернуться к содержанию

Когда совершается празднование

15 июля/28 июля Русская Православная Церковь вспоминает Крестителя Руси - святого равноапостольного князя Владимира. С 2010 года этот праздник вышел и на государственный уровень, подобно Дню славянской письменности и культуры (в православном календаре – день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия). Указом президента в день памяти равноапостольного князя Владимира установлен новый российский праздник – День крещения Руси, который празднуется на всенародном уровне.
Вернуться к содержанию

В каких храмах находится икона

Событие Крещения Руси многократно становилось источником творческого вдохновения для создания полотен религиозной живописи разными художниками в разные времена. Размах этого явления, духовный, исторический, пространственный, временной, настолько велик, что в русской православной иконописи получил развитие более всего в ее монументальном выражении, во фресках внутреннего церковного убранства. Одним из художников, внесших наибольший вклад в изобразительное наследие, посвященное теме Крещения Руси, стал известнейший русский живописец В.М. Васнецов, художник, который, наверное, чувствовал возвышенный дух русской души как никто другой. Его гениальной кисти принадлежат фрески-росписи Владимирского собора в Киеве, где молящиеся видят весь исторический процесс Крещения – от крещения самого равноапостольного князя Владимира I Святославича в Корсуни до провозглашения им Православия единой русской верой и начала первого этапа Крещения Руси.

Сохранилась фреска с изображением Крещения Руси на наружной стене крестильного храма Василия Блаженного у Богоявленского Елоховского собора в Москве. У нового монастырского пруда Спасского мужского монастыря в Муроме стоит большой киот с иконой «Крещение Руси», с иконы на этом киоте делались иные современные списки.

В Старице Тверской области на стене Троицкой церкви Успенского монастыря также находится роспись «Крещение Руси». Роспись «Крещение Руси», уже современная нам, украшает лестничный всход церкви-школы Николая Чудотворца в Филимонове, в городе Павловский Посад Московской области.

Роспись «Крещения Руси» сохранилась в церкви Михаила Архангела в городе Крымске Краснодарского края.

Из икон, написанных в честь Крещения Руси, сегодня наиболее известна икона кисти игумена-иконописца Зинона Романенко, с нее и делается ныне большинство известных списков, в том числе и на иконе кузнецовского письма.
Вернуться к содержанию

Об истории и значении иконы

Крещение Руси

Крещение Руси – событие, которое на века вперед определило судьбу не только России, но и всего мира, поскольку Государство Российское с момента его основания занимает на исторической сцене одну из ключевых позиций. Крещеная по воле Божией Русь, вся история Русской Церкви, совмещенная с государственной историей, – пример того, как любовь к Богу и Отечеству действует вопреки земной логике любого сражения: мы видим это на примере славных побед русского воинства, которое одерживало верх над противником в самых неблагоприятных для себя условиях. Спасительная сила Христовой веры вдохновляла воинов на такие подвиги, которые вызывали трепет и восхищение даже у врагов. А сколько чудесных явлений, явной помощи Божией нашей Родине в трудные для нее времена известно из летописей, свидетельств современников и иных источников!
 
Русь Святая – такое естественное выражение для нас! Есть ли в мире еще одна страна, к которой приложимо определение Святая? О Руси, России говорят как о святой земле, и это свидетельствует об особом назначении, которое приобрела она в длительном процессе Крещения.

Икона Святого апостола Андрея Первозванного, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Святого апостола Андрея Первозванного,
иконописец Юрий Кузнецов

Началом Крещения Руси принято считать 988-й, по другим сведениям – 990 год после Рождества Христова, и весь период основной христианизации Руси занимает около четырех с половиной веков. Но на самом деле как духовное введение, увертюра к Крещению для дохристианской Руси, первые очаги христианства возникли задолго до этой даты.

По периодизации истории Российской Церкви, данной митрополитом Макарием (Булгаковым), которая считается наиболее объективной, периоды достаточно ясно и связно прослеживаются, совпадая с важными вехами в историческом процессе развития самого Российского государства. Три первых периода как раз приходятся на первые шаги по христианизации России, четырехвековой с лишним процесс и окончательную победу Православия.

Первый период начинается еще во времена апостольских Деяний с проповеди апостола Андрея Первозванного в Северном Причерноморье. О посещении апостолом Скифии на границе с Таврией свидетельствуют жившие в IV веке Досифей Тирский, Епифаний Кипрский, в V веке – Евхерий Лионский, в IX–X веках – Никита Пафлагон. Согласно их свидетельствам, апостол Андрей из Скифии прошел до реки Фасис, что соответствует нынешней Риони в пределах нынешней Абхазии, и шел через Боспор, Феодосию и Херсонес. Также в этих источниках упоминается древний город Севаст – наш Севастополь, в этих греческих городах-колониях Юга России возникали первые христианские кафедры.

Вслед за Андреем Первозванным в эти пределы приходили и другие апостолы, и их ученики. Митрополит Макарий определяет этот период как начальный этап проникновения христианства на Русь.

К этому же периоду относится и Фотиево Крещение. После походов россов на Константинополь под предводительством князей Аскольда и Дира в 860-х годах патриарх Константинопольский велел епископу Фотию идти на Русь и крестить там князей, что тот и сделал. Вместе с князьями была крещена и часть подданных. Очевидно, что численность принявших Христову веру, по данным исторических источников, была невелика, но и не столь мала. В более поздних хрониках отмечено, что в первой половине Х века в Киеве, во времена князя Игоря, который княжил с 912 по 945 годы, несмотря на то, что правители все еще поклонялись славянским языческим богам, уже сложилась христианская община, и этот пример распространялся по Киевской Руси.
Завершением первого этапа митрополит Макарий указывает крещение святой равноапостольной княгини Ольги. Это событие стало ключевым для будущего Крещения Руси. Начался второй период, предваряющий православное будущее Государства Российского.

Принятие христианства святой равноапостольной княгиней Ольгой.
Православие на Руси перед ее Крещением

По смерти князя Игоря престол Киевской Руси унаследовал его сын Святослав. Поначалу Великий князь был мал, затем постоянно находился в дальних военных походах, которые некоторые летописцы считали бессмысленными, так что на самом деле в период юридического княжения Святослава Киевской Русью на самом деле правила княгиня Ольга из Киева, опираясь на княжескую силу.

События тех времен дошли до нас благодаря «Повести временных лет», иначе «Несторовой летописи», уникальному памятнику древней русской литературы XII века. Их изложил летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе Тверского свода 1305 года, вошедшего в Лаврентьевскую летопись. Согласно «Несторовой летописи», княгиня Ольга крестилась в Константинополе в 955 (по иным сведениям в 957) году, приняв святое имя Елена, очевидно, в честь равноапостольной царицы Елены. Мы помним, что славная святая царица уже в достаточно преклонном возрасте по воле Божией и указанию своего сына, святого равноапостольного Константина Великого, пошла в Иерусалим, отыскала там место Распятия Господа и открыла христианскому миру Господень Крест Животворящий. Как это бывает, можно проследить параллель действий обеих замечательных царственных святых: равноапостольная княгиня Ольга немало потрудилась, чтобы открыть для Руси чудо веры истинной, духовно укрепить свой народ, насколько это было возможно на том историческом этапе, когда пантеизм, многобожие язычества еще очень крепко держалось в умах и сердцах россов.

Икона Святой равноапостольной княгини Ольги, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Святой равноапостольной княгини Ольги, иконописец Юрий Кузнецов

Итак, с принятием великой княгиней Ольгой христианства Православие начало все тверже утверждаться на Руси: возводились новые церкви, создавались новые общины. Немецкий хроник Титмар Мерзебургский, живший в начале XI века, писал, что к этому времени в Киеве было около 400 церквей. Если в одном из источников говорится, что в Киеве в середине X века была лишь одна церковь Святого Ильи, то за период от момента принятия православной веры князем Владимиром за двадцать лет вряд ли можно было возвести такое их количество. Безусловно, часть была построена раньше, при активном содействии святой княгини, и то, что державное правление, полностью принадлежавшее равноапостольной княгине Ольге, для начала Крещения Руси стало важным переходным этапом, не подлежит сомнению.

О том, что Ольга оставалась правительницей Киевской Руси и по достижении совершеннолетия сыном в 957 году, говорит и тот факт, что во время посещения ею Константинополя в том же году с ней прибыли 22 посла от русских князей, хотя в этом году истекал срок ее регентства. Ей был оказан теплый и высокий прием, так что к тому моменту она либо уже приняла крещение, либо выразила желание окреститься. О высоте ее положения свидетельствуют и византийские хроники, где содержатся сведения об этом визите, там ее называют архонтессой русов, что соответствует русскому великокняжескому титулу.

Впрочем, при таком политическом влиянии и возможностях великой княгини она сама могла бы начать Крещение Руси в православную веру в том масштабе, в котором позже это было сделано святым благоверным князем Владимиром, но мудрость благоверной княгини была столь велика, что она не стала этого делать. На тот момент полное обладание церковной властью было у Византии, у греков, и любое государство (или народ), принявшее Православие из рук Константинополя, становилось полностью его подданным, теряло государственную независимость. Святую равноапостольную княгиню такая перспектива устраивать не могла. Русь должна была быть крещена, но при этом нельзя было допустить ее попадания в вассальную зависимость от Византии.

Что касается сына ее Святослава, увлекавшегося, прежде всего, военным делом, то, согласно «Повести временных лет», он, по выражению летописца, «пренебрегал этим и не принимал в уши». Он не запрещал совершать таинства крещения желавшим, но относился к этому с насмешкой. На слова матери: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь – будешь радоваться», – молодой князь отвечал, что если он примет христианскую веру, то вся дружина посмеется над ним. Ольга говорила, что, напротив, если он примет Православие, за ним последуют и его дружинники, – князь отвечал, что не желает, и все предупреждения о возможных бедах, которые падут на голову язычников, оставлял без внимания. Пока княгиня не отошла к Господу, он только насмехался над новой верой, но после ее преставления стал намного жестче по отношению к христианам. Этому способствовала и военная хитрость самих греков.

Великий князь Святослав Игоревич
Великий князь Святослав Игоревич

В 967 году Святослав покорил Восточную Болгарию и, таким образом, оказался у самой границы с Византией. Зная, что князь, в отличие от матери, не принимает Православия и даже противостоит ему, и видя в присутствии у своих границ россов военную угрозу их вторжения, правители Византии заключили с кочевниками-печенегами договор о нападении на Киев. Узнав об осаде Киева, Святослав был вынужден отвести войска от византийской границы и вернуться для защиты столицы.

Но в 969 году он заключил с печенегами мировое соглашение, которое, правда, продлилось недолго, и вторично пошел на Восточную Болгарию. Тогда от плененных болгар Святослав узнал, что прошлое нападение печенегов было спровоцировано греками, чтобы он отвел свои войска от византийских рубежей. Разгневанный таким коварством князь объявил Византии войну и в 970 году, оставив в Киеве на княжение старшего сына Ярополка, двинулся с войсками на Балканский полуостров. В рядах его дружины к тому времени уже были воины-христиане, которые выражали недовольство против похода на христианские земли.

Сражения на Балканах не увенчались успехом, в одном из них Святослав лишился большой части воинской силы и неудачу приписал присутствию в войсках россов-христиан, объявив их византийскими шпионами и предателями. В его замыслы теперь входило уничтожение на Руси христианских святынь и, как следствие, полное искоренение христианства. К тому же в июле 969 года, немного не дожив до 80 лет, скончалась святая равноапостольная княгиня Ольга, к великой горести всех христиан Киевской Руси, что существенно развязывало князю руки. Однако все, что связано с верою, с Православием, с христианством, которое Сам Господь принес в мир, от Него произрастает и Им же и держится. Произойти разрушению православной веры на Руси было не дано: в 972 году князь Святослав Игоревич погиб на Днепре от рук печенегов во время возвращения из болгарского похода.

А до того, пока Святослав совершал свои походы, в Киеве у Великой княгини Ольги оставались его дети, трое сыновей. Летописец Нестор пишет так: «Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром». Она с малолетства занималась их воспитанием, и внуки росли, впитывая любовь и уважение к Христовой вере, хотя крещены не были, дабы не навлечь гнев отца. Ярополк, который после гибели князя Святослава взошел на княжеский престол, тоже не крестился, однако христианам ни в чем не препятствовал, относился к ним с большим уважением – очевидно, сказывалось и бабкино воспитание, и то, что жена Ярополка была гречанкой.
Общее воспитание и терпимость к христианам не помешали братской междоусобице: князь Олег погиб во время нападения Ярополка на его владения на Волыни. Летописи говорят, что гибель его была нелепой случайностью: Олег вместе с конем упал в ров, а на него – тела лошадей, хотя в пушкинской «Песни о Вещем Олеге» мы находим более романтическое изложение этого события. Летопись, впрочем, говорит, что Ярополк сокрушался о брате – его интересовали только владения его, и гибели Олега он не желал.

Великий князь Ярополк Святославович
Великий князь Ярополк Святославович

Узнав о начале похода Ярополка на Волынь и желание двигаться и далее на Новгород, князь Владимир, которому достались новгородские владения, ушел в Скандинавию. Там он, вместе с дядей его Добрыней, собрал варяжское войско и пришел в 978 году в Киев, чтобы сместить Ярополка. Победив войска Ярополка на реке Дручь, Владимир осадил Киев, а затем хитростью лишил жизни и самого Ярополка. При Ярополке был воевода по прозванию Блуд – весьма хитроумный и вероломный, который был подкуплен Владимиром с целью убить Ярополка: Владимир сам мечтал о Киевском троне, а Блуду обещал за это и положение, и богатство. Уничтожить Ярополка в Киеве было невозможно, это вызвало бы возмущения. Тогда Блуд, по приказу Владимира, подговорил Ярополка бежать и укрыться в небольшом городке Родень, который также подвергся осаде, а когда в городе кончились припасы, Владимир предложил Ярополку переговоры, но вместо них Ярополк попал в засаду, где два варяга подняли его на мечи.

По «Повести временных лет» восшествие на княжеский престол Киевской Руси Владимира произошло в 980 году, но по «Памяти и похвале князю Владимиру» – документу, написанному монахом Иаковом и датируемому второй половиной XI века, это случилось 11 июня 978 года. На этой дате настаивают многие историки. Так начался путь князя Владимира Красное Солнышко, который по воле Божией крестил Русь, чтобы превратить нашу Родину в единую духовную православную святыню – Русь Святую.

Князь Владимир Святославич. Начало пути

О юных годах князя Владимира, младшего из сыновей Святополка, известно не так много, но знаем, что его мать, Малуша, была дочерью Малка Любечанина, есть предположения исследователей, что Малк Любечанин – это князь Древлянский Мал. Когда, будучи в регентстве, Великая княгиня Ольга подавила восстание древлян, то, дабы покорить их, она велела казнить князя Мала, детей же их, Добрыню и Малушу, взяла с собой в Киев. Добрыня стал военачальником, мужественным и хорошим помощником и советчиком в государственных делах молодому князю Владимиру. Малуша стала у Ольги в холопках ключницей, но вместе с Ольгой приняла христианство в Константинополе. Была она хороша собой, потому князь Святослав, несмотря на свое неприятие православной веры, взял ее в жены, по другим источникам – просто в наложницы. Великая княгиня была разгневана – такой союз рабыни с Великим князем Киевским она сочла совершенно неприемлемым и потому отправила Малушу на ее родину в Выбуты, что под Псковом. Там, примерно в 960 году и родился мальчик, которого назвали Владимиром…

Икона Святого равноапостольного князя Владимира
  Икона Святого равноапостольного князя Владимира, иконописец Марина Филиппова

К началу княжения князю Владимиру исполнилось примерно 20 лет, и по нраву он совершенно не был похож на правителя, который со временем мог стать тем, кого Русская Православная Церковь причислила к лику равноапостольных святых. История христианства знает такие примеры: Господь не раз давал человечеству свидетельства того, как по воле Его Святым Духом проникались и обращались в Христову веру самые порочные правители-язычники, заклятые враги и гонители христианства. Недаром в тропаре Великому князю Владимиру поется: «… обрел еси безценный бисер Христа, избравшего тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели…» – здесь равноапостольный князь сравнивается с апостолом Павлом, до того – царем Савлом, одним из гонителей христиан. Все, что мы видим из земной истории, – не более чем поверхностное проявление единого Божия Промысла о нас, о Его детях, и тем более печально, что Ему иногда приходится исправлять самые прискорбные человеческие ошибки, и терпение Его по любви к нам весьма и весьма велико…

Итак, после победы над Ярополком Владимир занял Киевский престол. Но это не означало, что его иностранная варяжская дружина стала довлеть над русским народом, и он это твердо определил в своих первых указах. Кто из варягов пожелал – остался на службе, остальных он отпустил из Киева, и они последовали в Константинополь. Надо отметить, что языческие взгляды Владимира были более укоренившимися, чем у братьев, поскольку он был в семье младшим, и духовное воспитание, в отличие от полученного старшими братьями от княгини Ольги, было наименьшим.

Когда он стал князем Киевским, то, согласно «Повести временных лет», потворствуя язычеству князей и своему собственному, он воздвиг посредине Киева капища всех главных шести славянских богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши, и здесь проводились обряды, связанные с языческими жертвоприношениями. Это потакание языческим традициям привело к тому, что с христианами практически перестали считаться, их начали притеснять, и дело уже доходило до открытых столкновений, одно из них, кровопролитное, упомянуто в «Несторовой летописи». Как пишет старец, оно произошло в 983 году.

Мы не будем останавливаться подробно на том, что в первые годы правления князь, как и его придворные, вел, мягко говоря, далеко не благочестивый образ жизни, где было место многим порокам, причем иногда в крайней форме. Это было характерно для всех государств, где язычество царило с давних времен, – достаточно вспомнить римских кесарей и их приближенных.

«Великий князь Владимир избирает религию», И. Эггинк, 1822
«Великий князь Владимир избирает религию»,
И. Эггинк, 1822

Причины принятия христианства светскими историками толкуются как острая политическая необходимость. Но любой человек, который смотрит на происходящее в Истории всего человечества как на проявление Божия Промысла, увидит, что там, где иные усматривают лишь политическую корысть, все складывается именно так, как угодно Ему, – чтобы дать человечеству очередной шанс уверовать в Него, а значит – спастись.

В средневековом мире и в Византии, и на Западе христианство уже заняло главенствующее место, вместе с иудаизмом, исламом и буддизмом. Языческое жречество препятствовало внешним контактам России, ее развитию во всех областях, всех сферах жизни: приезду на Русь ученых и привлечению новых знаний, торговле, установлению добрососедских дипломатических связей, заключению мирных союзов, совершению династических браков, на которых всегда держались внешняя политика цивилизованных государств и обогащающий взаимно все стороны культурный обмен, и т.д. Жречество обрекало Русь на изоляцию, и это говорило о том, что у пантеизма нет будущего – он неизбежно должен был изжить себя, несмотря на его все еще большую силу и влияние.

Рассматривая все предлагаемые верования и конфессии, Владимир остановился на христианстве – вере терпимости и милосердия, которая могла бы объединить государство и укрепить его, уравняв в зрелости с другими странами, где уже процветал феодализм. Возможно, отчасти это были ростки, которые заложила в его душе в далеком детстве его мудрая бабка Ольга, и так или иначе, но католичество он отверг сразу – к нему приходили из Рима, предлагали присоединиться к папской церкви, а он ответил: «Идите опять, яко отцы наши сего не приняли суть». Он понимал, что принятие католицизма для Руси означало бы ее попадание под власть Римской империи, приход латинского духовенства и немецкого рыцарства, что было совершенно неприемлемо.

Князь обратился за советом к боярам и старцам, те посоветовали ему разослать в разные страны посланников, которые бы разузнали все религиозные традиции, увидели бы службы и доложили бы князю. Десять разумных мужей разъехались по разным сторонам света, а когда вернулись, то сказали, что самым впечатляющим стало богослужение в Византии, в греческой церкви. Россию и Византию и до этого соединяли серьезные духовные связи еще со времен визита в Константинополь равноапостольной княгини Ольги, но все равно оставался открытым вопрос: как Руси принять христианство, не попадая в вассальную зависимость от греческих императоров?

«Крещение князя Владимира», Бронников Ф. А., 1883
«Крещение князя Владимира», Бронников Ф. А., 1883

Здесь помог пример Болгарии: сын правителя Бориса I Симеон пошел походом на Византию, поход оказался удачным, после него Византия и Болгария заключили мирный договор, который был подкреплен женитьбой Симеона на византийской принцессе Марии. В результате этой женитьбы Симеон приобрел титул, который позволил создать в Болгарии собственное патриаршество и избежать утраты государственной независимости.
И тут возникло обстоятельство – опять же не без воли Божией, которое помогло киевскому князю воплотить свое решение крестить Русь, оставив ее при этом независимым государством. В 987 году в причерноморском греческом городе-колонии Корсунь (ныне Херсон) началось крупное восстание, которое крайне обеспокоило и напугало Византию. Правители обратились к Киеву, чтобы князь Владимир помог подавлению бунта военной силой. Князь согласился, но потребовал за этот дружеский шаг себе в жены греческую принцессу Анну.

Византийцы согласились, но условием брака поставили крещение князя и всей Руси. Это то, что и было надо. Князь крестился, приняв в крещении святое имя Василия. В результате состоявшегося брака между Византией и Русью был заключен договор о родственной близости домов – свойстве и военной взаимопомощи. Русские и греческие войска усмирили бунт, перед свадьбой Владимир со всей челядью принял христианство и вернулся в Киев. При нем была супруга, теперь киевская княгиня Анна, представители духовенства из Византии и соседних славянских государств, с ними были переданы святыни – честная глава святителя Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы, иконы, кресты и необходимая церковная утварь.

Крещение Руси

Величайшее для христианской истории нашего государства событие началось уже на территории Киевской Руси с крещения сыновей князя Владимира от первого брака с полоцкой княжной Рогнедой. Затем были уничтожены все идолы, а главный – Перун – брошен в Днепр.

Накануне Крещения Киев был оглашен княжеским призывом: «Если кто не найден будет завтра поутру на реке, богатый ли, нищий ли, работник ли – будет мне противником».

Князь Владимир. Встреча Византийской принцессы Анны
Князь Владимир. Встреча Византийской принцессы Анны

И вот настал тот священный день 12/25 июля. В «Повести временных лет» это описано так: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ <…>. Люди же, крестившись, расходились по домам, Владимир же был рад, что познал Бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: “Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеюсь на Тебя и на Твою силу!”».

Другая летопись говорит: «Люди шли с радостью», и во время Крещения была «радость великая на небе и на земле». А как ей не быть, если при сем, при одновременном совершении таинства крещения присутствовал Дух Святой, и сам князь «Владимир же рад был, что узнал Бога сам и люди его».

В определении года в разных источниках приводятся различные даты Крещения Руси: одни историки полагают, что это произошло в 988 году, другие – в 990-м. Но по сведениям из летописей 988 года уже в это время Владимир приказал разрушать капища и ставить на их местах церкви Святого Василия, в честь которого был крещен Великий князь. В Киеве же русские и греческие мастера воздвигли храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и сюда с почестями были перенесены мощи святой равноапостольной княгини Ольги.

Сам князь Владимир весьма переменился в образе мыслей и поведении. Это был уже совсем другой человек – мудрый правитель, ревнитель Христовой веры, совершенно ясно осознающий единство судеб народа и Православия на Руси. Но проникновение Православия дальше на север – в новгородские, ростовские, муромские земли – было сопряжено со сложностями: жители этих земель были подчинены жрецам-волхвам и не желали расставаться с привычными суевериями, ритуалами предков. К тому же новгородские и муромские князья не готовы были распрощаться со своим политическим господством, понимая, что, приняв Православие, они попадут под влияние Киевского княжества.

Люди бежали в леса и разбойничали, считая, что, если ограбить и лишить жизни священника или просто православного человека, это будет справедливо и угодно богам. Епископы, приглашенные из Греции и Болгарии для помощи в становлении православной веры, воспитания русского клира, которому предстояло продолжать дело христианизации Руси и проповеднического просвещения, терпели потери среди учеников. Необходимы были более суровые меры. Не пожелавших креститься, но без агрессии, не трогали, но к тем, кто ушел в леса и на дороги городов творить разбойные дела, применялись суровые меры.

«Крещение Руси», Васнецов В.М., 1896
«Крещение Руси», Васнецов В.М., 1896

Крестьяне принимали новую веру спокойнее, они, верившие в то, что во всем – в лесах, реках, полях живут духи, как-то сумели примерить языческие суеверия к новой вере, совместить их. Последствия этого совмещения мы видим и по сей день в сплетении некоторых православных праздников и дохристианских традиций, а уж русские сказки полны древних языческих персонажей.

Однако продолжалось строительство храмов, открывались новые и новые училища, князь Владимир, по «Повести временных лет», отдал приказ собрать у самых лучших людей детей и отдать их в обучение грамоте. Все больше становилось церквей, все больше просвещенных в вере священников, все больше народа понимало, что принять Православие придется, тем более что проповеди и пример ближних, которые последовали вере по своей воле, делали свое дело по духовному просвещению языческой части населения. Князь Владимир всячески оказывал помощь из казны нищим и больным, устраивал празднества, где все могли угощаться вволю и получать щедрую милостыню, раздававшуюся во славу Божию.

Историческое значение Крещения Руси

После Крещения Руси, в первую очередь ее правящей знати, открылась возможность для новых международных связей, для браков между царскими домами России и Европы. Увеличились разносторонние торговые связи, пришли новые ремесла, наступил мир в отношениях со многими государствами, с которыми Русь находилась в состоянии откровенной или возможной конфронтации.

С христианской культурой связаны многие шедевры архитектуры, иконописи первых времен, письменность и живопись, а летописи, написанные и переписываемые от руки – это просто сокровища, литературные и художественные. Укрепилась моногамная семья, что способствовало укреплению общества и в социальном, и в нравственном смысле.

Крайне важным было то, что стремление князей к автономии княжеских владений, слабость власти не способствовали государственному единству, но единой была церковь, и власть Киевского митрополита объединяла Русь, и тут духовное единство, превосходящее все иное, укрепляло страну, давая ей силы для развития и крепости.

Патриарх Московский Иов
Патриарх Московский Иов

Духовная крепость веры, которая пришла на Русь с Крещением, спасала ее от ассимиляции Золотой Ордой. На фоне феодальной раздробленности, попыток насаждения чуждой религии – то утихающих, то ярых, от нашествия Батыя до поставления митрополита Ионы в 1448 году она была единственной опорой, которая держала русский патриотизм на высочайшем накале. Земледельцы, ремесленники, т.е. народ исключительно мирных занятий, не только сохранил свою государственность, которая подвергалась серьезному испытанию, но и одержал множество славных побед в воинских сражениях под хоругвями Господа и Пресвятой Богородицы, несмотря на то что противниками были хорошо обученные профессиональные воины-кочевники, для которых захватнические войны были и источником существования, и смыслом всей их жизни. Не это ли свидетельство силы и истинности Православия? Не это ли доказательство того, что название «Святая» недаром приложимо к тем просторам, которые мы зовем Россия, Русь-Матушка?

Поставление митрополита Ионы во главу Русской Церкви, произведенное без благословления Константинопольского патриарха, который в то время уже возглавлял униатскую церковь, как пишет митрополит Макарий в своей периодизации истории христианства на Руси, спасало Православие и стало началом утверждения Поместной Русской Православной Церкви, ее автокефалии. Это не пришлось по вкусу грекам, и было ими принято как нарушение канонических традиций взаимоотношений между Константинополем и русским епископатом. Однако для России это событие означало окончательное отделение от греческого патриархата, независимость Русской Православной Церкви.

При царе Федоре Иоанновиче было учреждено патриаршество, его возглавил святой патриарх Иов в 1508 году, и Православие стало отныне и навеки единственной нашей, родной русской верой, которая спасала и спасает нашу землю и наш народ.

Немного о праздновании Крещения Руси

После пышного всенародного празднования 900-летия Крещения Руси в веке XIX, революционных перемен, духовного безвременья советского периода 1000-летие Крещения Руси было особым событием. Русская Православная Церковь начала подготовку к нему с 1980 года, в это же время Московской патриархии была передана часть Данилова монастыря, эмиграция также откликнулась на это событие, а Генассамблея ЮНЕСКО назвала это празднество «крупнейшим в мировой культуре и истории». К этой дате государство стало передавать Церкви такие святые места, как Киево-Печерская лавра, Оптина пустынь, другие. Из музеев начали возвращать мощи святых.

Праздник 1000-летия Крещения Руси в 1988 году длился неделю, с 5 по 12 июня в Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших. В Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире, Новосибирске прошли крестные ходы, собравшие множество народа. В Троице-Сергиевой лавре был проведен Поместный собор с 6 по 9 июня, а в Даниловом монастыре состоялось торжественное богослужение. Божественную литургию совершали Патриарх Московский и Всея Руси Пимен, патриархи Антиохийский Игнатий IV, Иерусалимский Диодор, Всея Грузии Илия II, Румынский Феоктист, Болгарский Максим, архиепископ Кипрский Хризостом.

По всему пространству СССР, страны, в которой почти век жестко и сознательно истребляли Божие Слово, православную духовность – вот не чудо ли?! – проходили события, связанные с этим великим праздником.
Празднование 1000-летия Крещения Руси расценивается теперь как исходная точка второго Крещения Руси. Безбожие не могло и не привилось на святой Русской земле, и теперь мы с радостью наблюдаем, как процесс возрождения веры идет огромными шагами, несмотря на теперь уже иную пропаганду бездуховных подложных приоритетов материальных ценностей. Тем радостнее видеть, что в церкви приходят целыми семьями, здесь много молодежи, открываются воскресные школы при храмах.

Указом Президента РФ Дмитрия Медведева от 1 июня 2010 года в нашем государстве установлен замечательный общероссийский праздник – День Крещения Руси. Для праздника была выбрана дата 28 июля, в этот день отмечается память святого равноапостольного великого князя Владимира. Если мысленно окинуть взором всю историю православия в России, мы увидим, сколь тесно связаны наша вера и наша государственность, как глубоки корни этого духовного единства. Оно проявляется все более и более и, безусловно, в нынешние тревожные времена должно и защитить, и укрепить нашу Отчизну, о которой во всех ее соборах, малых и больших церквах и храмах будут молиться верующие по всей России – Святой Руси.

Значение иконы 

Образ «Крещение Руси», который вошел в русскую православную иконографию с XVI века, чрезвычайно важен для русской иконографии, может, поэтому созданные в наше время иконографические творения малых размеров, которые можно поместить везде – от больших храмов до небольших часовен и домовых иконостасов, так актуальны и востребованы в современном православном обществе. На иконе наверху изображен Христос, Господь наш, далее сверху вниз и слева направо изображены пророк Илия и апостол Павел, в центре с крестом – святой апостол Андрей Первозванный, по обе стороны от него – равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Ниже равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, где Мефодий держит свиток в руке с азбукой, напротив них – святитель Михаил Сириянин, митрополит Киевский, благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб и преподобный Нестор-летописец. Корме них на иконе изображено и множество иных фигур: крещаемые в реке и склоняющиеся к ним священнослужители с полотнами в руках. Это очень живое, яркое и одновременно величественное иконописное полотно, и образ Христа, явленный здесь же, и присутствие пророка и апостолов дивным образом соединяют события Крещения Господня и Крещения Руси – приведения в Христову веру всего русского народа, который стал оплотом Православия на всех огромных российских просторах.

Этот многофигурный образ, историческая насыщенность композиции которого отражает духовную преемственность, особо важен сейчас, когда в современной России возникло множество желающих переписать самые славные листы ее истории, в том числе и истории Православия. Складывается практика распространения антиправославных мифов, которой мы все, безусловно, должны препятствовать. А сделать это возможно именно стремлением к большим знаниям об историческом процессе Крещения и пониманием его более высокой – Божественной логики, которая неоднократно проявляла себя в истории нашей страны со времен Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.

Например, адептами таких мифов активно распространяется мнение, что Русь крестили «огнем и мечом». Оно родилось не в среде профессиональных историков, а среди далеких от веры публицистов и прочих, конечно же, далеких от веры, «знатоков» истории, зачастую просто охочих до сомнительных сенсаций. Вопрос об искусственном насаждении христианства надуман и сфальсифицирован, хотя бы потому, что Православие пришло на Русь и получило основное распространение на Руси в тяжелые времена смут и феодальной раздробленности, в столетия стояния на Русской земле Золотой Орды и нашествия внешних вражеских сил: польско-литовских, скандинавских. Тот факт, что Русь стала Православной не благодаря историческим обстоятельствам, а вопреки им, иначе как Промыслом Божиим объяснить нельзя.

История и объем многовековых летописных сводов и трудов, посвященных их исследованию за столетия, делает попытки желающих извратить процесс воцарения веры истинной в Отечестве и его значение не иначе как данью стремлению отнять у России ее духовную первооснову, естественным и последовательным образом пришедшую на Русь и даровавшую ей уникальную мировую славу. В культуре, искусстве, науке, в военном деле, нигде и никогда в Государстве Российском ни одно большое дело не обходилось без Божьего имени, без обращения к Нему и святителям земли Русской. Кроме того, исторической наукой Крещение Руси было тщательно исследовано и изучено в классической русской истории на основании летописных первоисточников как церковными, так и мирскими историками.

Насельник Сретенского монастыря, иеромонах Афанасий Гумеров, отвечая на вопрос о ходе крещения язычников на Руси, цитирует параграф «Причины мирного и скорого распространения христианства в России» из труда архиепископа Филарета (Гумилевского) «История Русской Церкви». Преосвященный Филарет приводит три причины практически безболезненного распространения христианской веры: «а) кроткий, неиспорченный язычеством, дух русского народа; б) Русь целое столетие приготовлялась к христианству; в) апостольский дух миссионеров восточной Церкви». Все три причины только подтверждают действие Промысла Божия, волею Которого с начала апостольских времен Русь приближалась к Православию постепенно, подготовительно, дабы молодое вино новой веры не вливать в мехи старые (Мф. 9; 17).

Те, кто настаивает на идее о насильственном крещении в некоторых регионах Руси, указывают как на неоспоримый пример того, прежде всего, на новгородский конфликт, носивший скорее политический характер, и в качестве «исторического свидетельства» приводят текст из так называемой Иоакимовской летописи: «Путята крестил мечём, а Добрыня огнем».

Однако подлинность летописи епископа Иоакима, умершего в начале XI века, сомнительна. Само ее название – это условное название выдержек из старой рукописи, лишь предположительно принадлежащей Иоакиму, первому епископу Новгородскому, которые были опубликованы историком В.Н. Татищевым в его труде «История Российская» по его выпискам, сделанным в 1748 году, и носят авторизованный характер. Более того, самый первоисточник, откуда была списана «летопись», переданная Татищеву одним из его родственников, затерялся, да и само упоминание В.Н. Татищевым о насильственном крещении новгородцев было вольным пересказом одного из многих мест, где в сведениях из «Истории Иоакима» полностью отсутствуют хронологические совпадения, а это здесь встречаемо довольно часто, с «Повестью временных лет» летописца Нестора.


Н.М. Карамзин, в компетентности которого как величайшего ученого-историка усомниться трудно, в «Полном собрании сочинений» пишет о ней: «Из всех сказаний мнимого Иоакима [т.е. Иоакимовой летописи] самое любопытнейшее есть о введении христианской Веры в Новгороде; жаль, что и оно выдумка». Другой исследователь, А.В. Карташов, называет ее «апокрифом». Согласно Д.Н. Ушакову, у слова «апокриф» есть два значения, и одно из них: «Произведение или сообщение недостоверное, подложное, сомнительного происхождения».
И это еще не все серьезные возражения профессиональных исследователей истории Русской Православной Церкви против достоверности Иоакимовской летописи, есть и другие.

Так же сомнительны сведения о том, что татар после взятия Казани «крестили через кровь и смерть». Никоновская летопись говорит, что через несколько месяцев после взятия Казани последний казанский царь сам пожелал принять святое крещение, о чем послал челобитную к митрополиту Московскому и всея Руси Макарию. На что же святитель Макарий отвечал: «… да не от нужды ли хощет истиньствовать закону христианьску; а он же с клятвою извещался, что с любовью желает истине веровать во Христа». То есть святитель Макарий не желал крестить казанского царя ради политических преференций, а только бы по желанию сердечному, по церковному канону.

Бывший царь Казани крестился в Москве-реке, восприемником, то есть крестным отцом, ему стал сам митрополит Макарий. Незадолго до этого в Чудовом монастыре принял христианство сын Едигеря-Магмета царевич Утемишь-Гирей Сафа-Киреев с именем Александр. Известно, что при крещении среди татар случались и преткновения, и даже мятежи, но царь Иоанн Васильевич составил для первосвятителя Казани архиепископа Казанского Гурия (Руготина) «Память». В ней, как пишет священник Афанасий, царь «вменял в обязанность приводить татар к вере с любовью и не против воли». И если не было бы так, если бы свершалось беззаконное насилие над людской волей, разве случилось бы именно там, в Казани, такое замечательное событие, как обретение всеми почитаемой, повсеместно любимой Казанской иконы Божией Матери, которая не могла быть обретена без воли на то Пречистой, Которая Сама – воплощение любви и милосердия?!

Чувства любви, радости и величия отражены на иконах и фресках, посвященных событию Крещения Руси. Они сияют на вдохновенных ликах святых, лицах священников и крещаемых. Этой иконе с ее уникальным значением по глубине символизма и актуальности самого события место в каждом храме и в каждом доме, ибо крещение для нас – второе рождение, подобно тому, как когда-то этот день стал рождением новой, Святой Руси, Православной России.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru