Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

иконы Спасителя

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Икона Спас Нерукотворный

видео
 
предыдущая
следующая
 
Одноименные иконы:
Как человек Иисус Христос воспринял полную человеческую природу и уподобился человеческому роду во всем, кроме греха. Он в Своем воплощении стал истинным и совершенным человеком и, таким образом, примирил грешного человека с всеблагим Богом. Так, перед Его Нерукотворным образом молятся о прощении и отпущении грехов, об исцелении от болезней, о наставлении на путь праведный, о придании жизненной силы в борьбе с трудными жизненными обстоятельствами.
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда совершается празднование
В каких храмах находится икона
Где в доме разместить икону
Об истории и значении иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

«Спас Нерукотворный» – икона, имеющая уникальное значение среди других икон мирового значения. К лику Спасителя мы оказываемся в буквальном смысле лицом к лицу. Он – водитель нашей жизни, наше солнце, наш путь. Это икона для молитвы просьбы и благодарения, а и то и другое защищает нас самих от недоброжелательных явлений и событий. Известно, что если мы добровольно следуем за Господом, по Его пути, то попадаем под Его защиту самым естественным образом – Он наш Водитель, Учитель, Спаситель. Если уклоняемся от верного пути, то никто кроме нас не виноват, что случаются неприятности, которые свидетельствуют, что мы беззащитны против сил противоположного характера.

Наше желание спасения выражается в обращении к Богу, и та Христова частица, которая сияет внутри каждого верующего, в ответ на молитву к Нему направляет и защищает нас. Эта одна из самых сильных по энергетике икон, возможно, самая сильная, ибо обе версии ее происхождения, которые вы прочтете в разделе «События из истории иконы», являются свидетельством того, что икона Спаса Нерукотворного – практически фотопортрет образ Бога-Сына на ткани, приложенной им же к Его лицу, то есть отпечатанный непосредственно с Господнего образа. Поэтому Спас Нерукотворный занимает особое место среди иконописных святых сокровищ православия.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный» – то есть непосредственно перед ликом Его, Который глядит на нас с образа, помогает спасению души нашей, наших близких, вразумляя каждым своим словом, пробуждая в нас Дух, о Котором сказано в Символе веры – главной молитве Божественной литургии: «8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном сспокланяема и сславима, глаголавшего пророки», на современном языке: «8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, Которому надлежит поклоняться и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, – говорившего через пророков».

Молитва перед иконой Спаса Нерукотворного – величайшая ответственность, ведь Вы стоите, по сути, перед Божиими очами но, если обращаетесь от всего сердца, прилагая духовный труд, воля Его в ответ на моление помогает во всем: исцеляет душу и тело – чудотворные свойства образа известны с древних времен, еще от исцеления царя Авгаря, правителя Едессы. Но перед просьбой о помощи или для благодарственного обращения надо для начала прочесть перед Спасом молитву «Отче наш».
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Молитва

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Себе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь

Тропарь

Пречистому Образу Твоему по кланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже волею бо благоволил eси плотню взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Вернуться к содержанию

Когда совершается празднование

День празднования – 16/29 августа в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа в 944 году.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного образа, совершаемое в попразднство Успения Богородицы, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании - икона Нерукотворного Спаса одна из наиболее распространенных.
Вернуться к содержанию

В каких храмах находится икона

1. В Москве в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре находится Нерукотворный образ Спасителя. Это список с чудотворного образа, принесенный в столицу 14 января 1647 года при царе Алексее Михайловиче, известном своим благочестием при Патриархе Иосифе, по совету тогдашнего архимандрита Новоспасского монастыря. Местонахождение чудотворного образа после 1917 года неизвестно. Список расположен в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора обители, там же, где помещалась чудотворная икона, и составляет главную святыню, являясь всероссийским церковным сокровищем.

Адрес: Москва, Крестьянская пл., д. 10. Тел.: 8(495) 676-95-70.
Проезд: ст. метро «Крестьянская застава».

2. Также иконе Спасителя в Москве можно поклониться в храме Спаса Нерукотворного в Гиреево (Перово).

Адрес: Москва, Свободный проспект, дом 4-а, стр. 1.
Тел.: 8 (495) 301-15-59.
Проезд: ст. метро «Новогиреево».

Вообще в Москве множество храмов, посвященных Спасу Нерукотворному, тот, что ближе к Вам, можно найти в Интернете. Но, в любом случае, со стен практически всех больших и малых церквей взирает Спас Вседержитель, который по типологии является историческим и иконографическим продолжением первичного образа – Спаса Нерукотворного.

3. В Санкт-Петербурге иконе Спаса Нерукотворного можно поклониться в храме Спаса Нерукотворного образа в Парголово.

Адрес: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 106а.
Тел.: 8 (812) 554-16-58 (деж.).

4. Икона «Спас Нерукотворный» также находится в Калужской епархии Московской патриархии в монастыре Спаса Нерукотворного (пустынь).

Адрес: Калужская область, Козельский р-он, п/о Богдановка, с. Клыково.
Тел.: 8 (48442) 4-46-25.
Проезд: От автостанции г. Козельска ходит маршрутное такси "Газель" до остановки «Бурнашево» (500 метров до монастыря) по следующим дням недели: понедельник, четверг, суббота, воскресенье в 7.00 и в 14.00.
Вернуться к содержанию

Об истории и значении иконы

Значение образа Спасителя

«Спас Нерукотворный». Фреска Спасо-Преображенекого собора Мирожского монастыря во Пскове
«Спас Нерукотворный».
Фреска Спасо-Преображенекого собора
Мирожского монастыря во Пскове


Более 1000 лет назад, в 988 году, Русь, приняв Крещение, впервые увидела лик Христа. К этому времени в Византии – ее духовной наставнице – уже в течение нескольких веков существовала обширная иконография православного искусства, уходящая корнями в первые века христианства. Эту иконографию унаследовала Русь, приняв ее как неиссякаемый источник идей и образов. Образы Спаса Нерукотворного появляются в Древней Руси с XII века, вначале в росписях церквей (Спасо-Мирожского собора (1156 г.) и Спаса на Нередице (1199 г.)), позднее как самостоятельные изображения.

С течением времени русские мастера вносили свой вклад в развитие иконописи. В их работах XIII – XV веков образ Христа утрачивает суровую одухотворенность византийских прототипов, в нем проступают черты добросердечия, милостивого участия и благоволения к человеку. Примером этому является древнейшая русская икона ярославских мастеров Спас Нерукотворный XIII века из Успенского собора Московского Кремля, которая в настоящий момент хранится в Государственной Третьяковской галерее. Лик Иисуса Христа на иконах русских мастеров лишен суровости и напряжения. В нем – доброжелательный призыв к человеку, духовная требовательность и поддержка одновременно.

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный иконописца Юрия Кузнецова поддерживает традиции древнерусских мастеров. От иконы исходит ободряющее доверие, родственная человеку духовная сила, позволяющая ему почувствовать свою причастность к божественному совершенству. К ней хочется отнести слова Н.С. Лескова: «Типическое русское изображение Господа: взгляд прям и прост… в лике есть выражение, но нет страстей» (Лесков Н.С. На краю света. Соч. в 3 т. М., 1973. С. 221).

Образ Христа сразу занял центральное место в искусстве Древней Руси. На Руси образ Христа изначально был синонимом Спасения, Благодати и Истины, высшим источником помощи и утешения человеку в его земных страданиях. Система ценностей древнерусской культуры, объединяющий ее религиозный смысл, образ мира, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Спасителя Иисуса Христа. Образ Христа освещал весь жизненный путь человека Древней Руси от рождения и до последнего вздоха. В образе Христа он видел главный смысл и оправдание своей жизни, воплощая свой Символ веры в образах высоких и ясных, как слова молитвы.

С образом Спаса Нерукотворного связывали надежды на помощь и защиту от врагов. Его помещали над воротами городов и крепостей, на воинских знамениях. Нерукотворный образ Христа служил защитой русским войскам. Так, войска Дмитрия Донского бились на поле Куликовом под княжеским стягом с изображением Святого лика. Такой же стяг был и у Ивана Грозного, когда он брал в 1552 году город Казань.

К Спасителю Иисусу Христу перед его Нерукотворным образом обращаются с молитвами об исцелении от смертельных болезней и о придании большей жизненной силы.

Значение Нерукотворного образа

Икона «Спас Нерукотворный»
Икона «Спас Нерукотворный»,
иконописец Юрий Кузнецов


В раннехристианский (доиконоборческий) период было широко распространено символическое изображение Иисуса Христа. Как известно, Евангелия не содержат каких-либо сведений об облике Христа. В живописи катакомб и усыпальниц, рельефах саркофагов, мозаиках храмов Христос предстает в ветхозаветных формах и образах: Доброго Пастыря, Орфея или Отрока Эммануила (Ис. 7, 14). Большое значение для формирования «исторического» образа Христа имеет Его Нерукотворный образ. Возможно, Нерукотворный образ, известный уже с IV века, с перенесением его в 994 году в Константинополь, стал «непреложным образцом для иконописи», как полагал Н.П. Кондаков (Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, СПб., 1905. С. 14).

Молчание евангелистов о внешности Иисуса Христа можно объяснить их заботой о духовном перерождении человечества, направлением взгляда от жизни земной к жизни небесной, от материальной к духовной. Таким образом, умалчивая об исторических чертах лика Спасителя, они обращают наше внимание на познание личности Спасителя. «Изображая Спасителя, мы не изображаем ни Его божественную, ни Его человеческую природу, а Его личность, в которой обе эти природы непостижимо сочетаются», – говорит Леонид Успенский, выдающийся русский иконописец, богослов (Успенский Л.А. Смысл и язык икон // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 6. С. 63).

В евангельский рассказ также не вошло повествование о Нерукотворном образе Христа, это можно объяснить словами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).

В период иконоборчества Нерукотворный образ Христа приводился как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания (Седьмой Вселенский собор (787 г.)).

Нерукотворный образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной Церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим.

Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр. 1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Как был явлен Нерукотворный образ

Спас Нерукотворный на Убрусе  и чрепии
Спас Нерукотворный на Убрусе и чрепии

Икона Спас Нерукотворный известна в двух вариантах – «Спас на убрусе» (плате), где лик Христа помещен на изображении плата светлого тона и «Спас на Чрепии» (глиняной доске или черепице), как правило, на более темном фоне (по сравнению с «Убрусом»).

Распространены два варианта предания о происхождении иконы Спас Нерукотворный. Мы приведем восточную версию предания о Нерукотворном образе Иисуса Христа по книге духовного писателя, церковного историка Леонида Денисова «История подлинного Нерукотворного образа Спасителя на основании свидетельства византийских писателей» (М., 1894. С. 3–37).

В годы земной жизни Иисуса Христа в Осроене (столицей этого миниатюрного царства был город Эдесса) царствовал Авгарь V Черный. Семь лет невыносимо страдал он от «черной проказы», самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Слух о появлении в Иерусалиме необыкновенного человека, совершающего чудеса, распространился далеко за пределы Палестины, и скоро дошел до Авгаря. Вельможи Эдесского царя, побывавшие в Иерусалиме, передали Авгарю свое восторженное впечатление о поразительных чудесах Спасителя. Авгарь уверовал в Иисуса Христа как в Сына Божия и послал к нему живописца Ананию с письмом, в котором умолял Христа прийти исцелить его от болезни.

Долго и безуспешно ходил Анания в Иерусалиме за Спасителем. Массы народа, окружавшие Господа, мешали Анании исполнить поручение Авгаря. Однажды, утомившись ожиданием, и, быть может, отчаявшись в том, что ему удастся выполнить поручение своего государя, Анания встал на уступ скалы и, наблюдая за Спасителем издали, пытался срисовать его. Но, несмотря на все свои старания, никак не мог изобразить лика Христова, потому что выражение его беспрерывно менялось божественной и непостижимой силою.

Наконец, Милосердный Господь повелел апостолу Фоме привести к нему Ананию. Тот еще не успел ничего сказать, как Спаситель назвал его по имени, спросив написанное Ему письмо Авгаря. Желая вознаградить Авгаря за веру и любовь к Себе и исполняя пламенное желание его, Спаситель велел принести воды и, омывши пресвятое лице Свое, отерся поданным ему убрусом, то есть четвероконечным платком. Вода чудесно превратилась в краски, и на убрусе нерукотворно отпечатлелось изображение божественного лика Спасителя.

Получив убрус и послание, Анания возвратился в Эдессу. Авгарь повергся ниц перед образом и, с верою и любовию приложившись к нему, получил, по слову Спасителя, мгновенное облегчение в болезни, а после своего крещения, как и предсказывал Спаситель, полное исцеление.

Авгарь, почитая убрус с нерукотворным изображением лица Спасителя, свергнул с городских ворот статую языческого божества, намереваясь поместить там Нерукотворный образ на благословение и охранение города. В каменной стене над воротами была устроена глубокая ниша, и святой образ был установлен в нее. Вокруг образа шла золотая надпись: «Христе Боже! Никто из надеющихся на Тебя не погибнет».

Икона «Спас Нерукотворный»
Икона «Спас Нерукотворный»

Около ста лет Нерукотворный образ защищал жителей Эдессы, пока один из потомков Авгаря, отрекшись от Христа, не захотел снять его с ворот. Но таинственно извещенный Богом в видении епископ Эдесский пришел ночью к городским воротам, по лестнице достиг ниши, поставил перед образом зажженную лампаду, заложил его керамидой (глиняной доской) и сравнял края ниши со стеной, как было ему поведано в видении.

Прошло четыре с лишним столетия…

Место, где находился Нерукотворный образ, никому уже не было известно. В 545 году Юстиан Великий, под властью которого находилась тогда Эдесса, воевал с царем персидским, Хозроем I. Эдесса постоянно переходила из рук в руки: от греков к персам и обратно. Хозрой начал возводить деревянную стену около городской стены Эдессы, чтобы потом засыпать пространство между ними и таким образом создать насыпь выше городских стен, чтобы можно было сверху бросать стрелы на защитников города. Хозрой привел свой план в исполнение, жители Эдессы решились провести к насыпи подземный ход, чтобы там развести огонь и сжечь бревна, удерживающие насыпь. Огонь был разведен, но не имел выхода, где бы, выбравшись на воздух, мог охватить бревна.

Растерявшись и отчаявшись, жители прибегли к молитве Богу, в эту же ночь епископу Эдесскому, Евлалию, было видение, в котором ему дали указание на место, где, невидимо для всех, пребывал Нерукотворный образ Христа. Разобрав кирпичи и отняв керамиду, Евлалий обрел пресвятой образ Христа целым и невредимым. Лампада, зажженная 400 лет назад, продолжала гореть. Епископ взглянул на керамиду, и новое чудо поразило его: на ней нерукотворно изобразилось такое же подобие лица Спасителя, как на убрусе.

Жители Эдессы, прославляя Господа, принесли нерукотворную икону в подкоп, окропили ее водой, несколько капель этой воды попали на огонь, пламень тут же охватил дрова и перешел на бревна возведенной Хозроем стены. Епископ вынес образ на городскую стену и совершил литию (моление вне храма), держа образ по направлению персидского лагеря. Внезапно войска персов, охваченные паническим страхом, бежали.

Несмотря на то что Эдесса была в 610 году взята персами, а позднее мусульманами, Нерукотворный образ все время пребывал у эдесских христиан. С восстановлением иконопочитания в 787 году Нерукотворный образ стал предметом особого благоговейного почитания. Византийские императоры мечтали приобрести этот образ, но им не удавалось привести свою мечту в исполнение до второй половины X века.

Роман I Лекапен (919–944), полный пламенной любви к Спасителю, пожелал во что бы то ни стало принести в столицу монархии нерукотворное изображение Его лика. Император отправил послов с изложением своего требования к эмиру, так как Персия в это время была покорена мусульманами. Мусульмане того времени всячески притесняли порабощенные страны, но зачастую дозволяли коренному населению мирно исповедовать свою религию. Эмир, из внимания к петиции эдесских христиан, грозивших возмущением, ответил отказом на требования византийского императора. Разгневанный отказом, Роман объявил войну халифату, войска вступили на арабскую территорию и опустошили окрестности Эдессы. Страшась разорения, эдесские христиане от своего имени отправили императору послание с просьбой прекратить войну. Император согласился остановить военные действия при условии, что ему будет отдан образ Христов.

Икона «Спас Нерукотворный»
Икона «Спас Нерукотворный»

С дозволения Багдатского халифа эмир согласился на условия, предложенные императором. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие эдессяне вернулись в город, а шествие с образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. В Константинополе ликующий народ стекался отовсюду, чтобы поклониться великой святыне. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой образ в Фаросском храме.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим, по словам предания, заканчивается история подлинного Нерукотворного образа Спасителя.

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном варианте пишется в терновом венце.

Какие иконы наиболее известны

Спас Нерукотворный XII v. Новгород.
Спас Нерукотворный XII v. Новгород.

Древнейшая (из сохранившихся) икона Спаса Нерукотворного относится ко второй половине XII века и в настоящий момент находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта икона, написанная новгородским мастером, была установлена в Успенском соборе Московского Кремля. Новгородская икона Спас Нерукотворный настолько соответствует византийским канонам, что вполне могла быть написана человеком, видевшим заветный убрус, или же под его руководством.

Церковным историком Л. Денисовым упоминается одна из древнейших икон Спаса Нерукотворного (XIV века). Икона была привезена в Москву святым митрополитом Алексием из Константинополя и с 1360 года стояла в иконостасе соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря. В 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет берега. День пришелся на празднование Спасу Нерукотворному, в честь него митрополит и возвел монастырь. Посещая повторно Константинополь в 1356 году, Алексий привез с собой икону Спаса Нерукотворного.

Летописи и монастырские описи на протяжении веков отмечали присутствие в обители константинопольской иконы. В 1812 году ее эвакуировали из Москвы и затем благополучно вернули. По сообщению «Независимой газеты» от 15.06.2000 года «… в 1918 году эта икона пропала из Андроникова монастыря и была обнаружена в одном из московских хранилищ только в 1999 году. Живопись этой иконы неоднократно переписывалась, но всегда по старому рисунку. Небольшой размер и редкая иконография ставят ее в ряд немногих точных повторений константинопольской реликвии». Дальнейшую судьбу этой иконы нам не удалось отследить.

Широко известен Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда в городе Вятке на паперти Вознесенского собора. Образ прославился многочисленными исцелениями, свершавшимися перед ним. Первое чудо случилось в 1645 году (об этом свидетельствует рукопись, хранящаяся в московском Новоспасском монастыре) – произошло исцеление одного из жителей города. Петр Палкин, будучи уже три года слепым, после усердной молитвы перед Нерукотворным образом, прозрел. Весть об этом широко распространилась, и многие стали приходить к образу с молитвами и прошениями об исцелении. Эту икону перевез в Москву царствующий тогда государь Алексей Михайлович. 14 января 1647 года чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до этого времени Фроловскими, стали именовать Спасскими.

Спас Нерукотворный. Конец XIV  века. Успенский собор Московского Кремля.
Спас Нерукотворный. Конец XIV века.
Успенский собор Московского Кремля.


В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре, 19 сентября 1647 года икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом. Нерукотворный образ снискал большую любовь и почитание у жителей столицы, к помощи иконы прибегали в случаях пожаров и эпидемий. В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение святого образа неизвестно.

В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он установлен в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора – там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, с ней он был и при закладке Петербурга. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю.

Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

Значение иконы и чудеса от нее

Почитание образа началось на Руси еще в XI – XII веках и получило распространение с XIV века, когда московский митрополит Алексий привез из Константинополя список Нерукотворного образа. В государстве стали строиться церкви и храмы в честь него. Икона «Спас Ярое око», также восходящая по типу к изначальному Нерукотворному образу, была на хоругвях Дмитрия Донского, ученика митрополита Алексия, в битве на Куликовом поле с Мамаем. Она располагалась над входом новых храмов и церквей, независимо от того, были они возведены в честь Господа или других святых имен и событий, как главная их оберегающая защита.

Дальнейшая история всероссийского прославления и перенесения чудотворной иконы в Москву начинается в XVII веке. Двенадцатого июля 1645 года в городе Хлынове, ныне это город Вятка, случилось чудо прозрения жителя города Петра Палкина, который обрел способность видеть после молитвы перед иконой Спасителя в церкви Всемилостивого Спаса. До этого он был три года слеп. После этого события, зафиксированного в церковных документах, чудеса исцеления начали совершаться чаще и чаще, известность иконы расширилась до пределов столицы, куда она и была перенесена в XVII веке: см. раздел «В каких храмах находится икона».

В Хлынов (Вятку) за чудотворным образом направилось посольство, главой которого назначен был игумен Московского Богоявленского монастыря Пафнутий.

«И взыщете Меня и найдете» (Спас Нерукотворный), иконописец Юрий Кузнецов
«И взыщете Меня и найдете»
(Спас Нерукотворный),
иконописец Юрий Кузнецов

В день 14 января 1647 года к Яузским воротам столицы навстречу Нерукотворному образу Спасителя вышли чуть ли не все горожане. Как только собравшиеся увидели икону, все опустились на колени на стылую зимнюю мостовую, а со всех московских колоколен раздался праздничный перезвон к началу благодарственного молебна. Когда молебен был окончен, чудотворная икона была внесена в Московский Кремль и помещена в Успенском соборе. Вносили икону через Фроловские ворота, которые теперь называются Спасскими, как и Спасская башня, что высится над ними, – теперь многие, приходя на Красную площадь Кремля, знают происхождение названия этого священного для каждого русского человека места. В то время за перенесением образа последовал царский указ о том, чтобы каждый из людей мужского пола, кто проходит или проезжает через Спасские ворота, снимал шапку.

Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря тогда находился в стадии переустройства, после его завершения, 19 сентября того же года крестным ходом образ был торжественно перенесен на то место, где теперь находится список с него.

История образа изобилует многими свидетельствами об активном участии Господа в судьбах России. В 1670 году икона была дана князю Юрию для помощи в подавлении бунта Степана Разина на Дону. После прекращения Смуты спасительный образ был помещен в позолоченный оклад, богато украшенный алмазами, изумрудами и жемчугами.

В середине августа 1834 года в Москве случился сильнейший пожар, который распространялся с невероятной скоростью. По просьбе москвичей икону вынесли из обители и стали с ней против полыхающего места, и все видели, как огонь не мог перейти черту, по которой несли чудотворный образ, будто спотыкаясь о незримую стену. Ветер скоро утих, и пожар свернулся. Тогда образ Спаса Нерукотворного стали выносить для совершения молебнов на дому, а когда в 1848 году в Москве вспыхнула эпидемия холеры, многие получили от иконы исцеление.

Икона «Спас. Явление» (Спас Нерукотворный), иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Спас. Явление»
(Спас Нерукотворный),
иконописец Юрий Кузнецов


В 1812 году, когда в Москву вошли войска Наполеона, французы, которые мародерствовали в опустевшей столице, сорвали с чудесного образа ризу XVII века. В 1830 году он снова был заключен в серебряный оклад с позолотой, украшен драгоценными камнями. Летом икона находилась в Спасо-Преображенском соборе, а зимой ее переносили в Покровский храм. Также точные копии с чудотворного образа были и в Никольском, и Екатерининском храмах обители.

Спас Нерукотворный, по мнению некоторых историков Русской Православной Церкви, стал главной частью христианской традиции наряду с Распятием. Он включен в верхний ряд домашнего иконостаса, его вместе с образом Богородицы как венчальную пару выносили для благословения молодых на счастливую и устроенную совместную жизнь. На праздник 6/19 августа Преображения Господня, благословляя снятый урожай, праздновали Спас яблочный, в первый день Успенского поста 14/29 августа праздновали Спас медовый – считалось, что в этот день пчелы уже не берут взяток с цветов.

После революции 1917 года некоторое время икона находилась в монастыре, но теперь Нерукотворный образ Спаса утрачен, а в Новоспасском монастыре сохранился список с той, ранней иконы. Но образ этот любим и почитаем по сей день, и, как было сказано на VI Вселенском соборе: «Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого».
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru