Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святой блаженный Григор Нарекаци

видео
 
предыдущая
следующая

Армянский святой послужил Господу многими трудами искреннего христианского благочестия, и значение его «Книги скорбных песнопений», подобно многим другим литературным творениям, созданным святыми отцами Церкви до и после святого Григора Нарекаци, как и они, выходит за какие-либо конфессиональные границы, становясь всеобщим достоянием всех, имеющих в себе веру Христову.



Все святые с именем Григор
 
Знаете ли Вы...
Когда день памяти святого
О жизни святого Григора Нарекаци
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец Марина Филиппова
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Когда день памяти святого

В литургическом календаре Армянской Церкви день памяти святого блаженного Григора Нарекаци установлен 27 февраля, он включен в Римский мартиролог как святой и духовный просветитель Общей армянской Церкви, всех армян, исповедующих христианство.
Вернуться к содержанию

О жизни святого Григора Нарекаци

Годы жизни святого блаженного Григора Нарекаци, вардапета – в армянском Средневековье так называли духовных просветителей, пастырей, имеющих право наставления в вере, которые составляли высокообразованную часть духовенства того времени, ученого монаха и поэта, пришлись на время правления византийских царей Василия II и его младшего брата Константина XVIII. Тогда некоторая часть Армении находилась в составе Византии. Но Васпураканским царством, преемником древнего Урарту, его землями, расположенными на юге Армянского нагорья, владел благочестивый царь Сенекерим Арцруни, который, отметим справедливости ради, в 1021 году, чтобы защитить Васпуракан от нападений тюрков, присоединил свое государство к Византии, после чего Васпуракан прекратил историческое существование.

Согласно преданию, которое, впрочем, во многом носит гипотетический характер, святой Григор родился в семье епископа Хосрова Андзеваци примерно в 950 году. Кроме Григора в семье было еще два сына – Ованес и Саак. Известно, что епископ Хосров был не только одним из образованнейших духовных лиц своего времени, еще до епископства он признан как писатель, оставил немалое литературное наследие, и его писательский талант был унаследован средним сыном. По воле епископа-отца дети были отданы на воспитание настоятелю Нарекского монастыря Анании Нарекаци, с которым семья владыки Хосрова состояла в родстве: он приходился мальчикам дядей по материнской линии и оказал огромное духовное влияние на будущего святого ученого монаха.

Нарекский монастырь, крупный духовно-культурный центр средневековой Армении, где находилась знаменитая школа Святого Писания и Патристики, был основан в начале X века на юго-восточном берегу озера Ван и стал для святого Григора единственным родным домом. Здесь он был рукоположен в монашество и стал священником, здесь получил личный мистический опыт христианина и образование, которые определили все житие подвижника, здесь у него, ученого монаха, на основе собственного святого мистического опыта и широчайшей эрудиции сформировалось его мировоззрение, изложенное в богословских трудах.

Святой Григор жил в той части Армении, где исповедовалось монофизитство (или евтихианство, по имени архимандрита Евтихия, главного его адепта) – представление, по которому отрицалась подлинная человеческая природа Спасителя, а признавалась только Божественная, и тем нарушался халкидонский догмат о двух естествах в лице Господа нашего Иисуса Христа. Однако его духовные воззрения формировались на основе познаний, почерпнутых из источников, которые являются основными в развитии общемировой христианской мысли, в частности, православия. Он получал знания и размышлял над творениями духовных столпов христианства, Отцов Церкви, переведенными на армянский язык с греческого и сирийского: святителей Иренея Лионского и Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, Иоанна Златоуста и Кирилла Иерусалимского, сириянина Афраата Персидского и Ефрема Сирина и армянских отцов.

Во всяком случае, известно, что святой Григор Нарекаци, присутствуя при спорах между священнослужителями-епископами и учеными монахами-вардапетами по поводу двойственной природы личности Спасителя, которые временами становились слишком бурными, старался смягчить уровень раздора и установить согласие. По сведениям из Синаксария армянских святых – сборника житий, он действовал так, понимая, «что это есть бесполезная и пагубная церковная смута, в которой при разномыслии повреждалась здравость учения, увещевал всех быть кроткими душою и миролюбцами, пребывать в любви и единодушии».

Говоря далее о желании святого Григора обойти миром разногласия между монофизитами и диофизитами, исповедующими истинное, неискаженное представление о Христе как о Сыне Божием и Сыне Человеческом, можно предположить, что оно было продиктовано не только миролюбивым нравом монаха, не желавшего внутрицерковной распри. Епископы и власти ненавидели святого не только за призывы вернуться к чистоте и целомудрию в общественной и частной жизни. Кроткое, неакцентированное, но хорошо ощутимое несогласие его с монофизитским учением, ученость и духовность, труды и проповеди святого ставили под сомнение истинность взглядов последователей Евтихия. Из-за этой примирительной позиции, а очевидно, и из-за сомнения в абсолютности его монофизитства, святого Григора пытались представить как еретика. К тому же он ревностно заботился о сохранении строгих устоев и обычаев Церкви, которые тогда пошатнулись в епископской и мирской среде. Сословную знать, которая временами вела отнюдь не благочестивый образ жизни, раздражали его мягкие, но точные и твердые обличения. Среди преданий о святом Григоре как о чудотворце сохранилось одно, благодаря которому его святость стала очевидной и для его недоброжелателей.

Желая судить, а затем отправить святого Григора в ссылку, якобы вследствие проповедей, искажающих истинные представления о вере, к нему пришли представители епископата и власти. Выслушав их, святой безропотно согласился, но перед этим предложил утолить голод перед дорогой, для чего распорядился зажарить двух голубей. Когда блюдо с птицей оказалось на столе перед гостями, – а, надо сказать, что день был постный, пятница, – один из пришедших заметил, что в пятницу не время есть мясное. Святой Григор сделал вид, что запамятовал об этом, извинился и, обращаясь к голубям, сказал уже им, что забыл о посте и велел им лететь к своей стае. После этих слов внезапно голуби ожили, вспорхнули и улетели прочь, а присланные взять его под стражу были потрясены, признали его чудотворцем от Бога, покаялись и восхвалили Господа. Придя к тем, кто послал их, они рассказали о виденном, и святого Григора Нарекаци стали почитать еще более те, кто уже почитал, и были вынуждены признать его богоизбранность те, кто ранее пытался гнать его.

Из духовно-литературного наследия святого Григора Нарекаци время сохранило для нас Похвалы Святому Кресту, Богородице, Святым Апостолам, преподобному Иакову Низибийскому, комментарий на Песнь Песней и его выступления и трактат против ереси тондракийцев, в котором, в частности, он вменял им в вину отрицание Святого Причастия как истинных Тела и Крови Христовых1. Одно это перечисление говорит о формировании направления литургической мысли святого, хотя он был верен традиции Армянской Церкви в ее тогдашнем устроении.

Сегодня широкому кругу читателей по большей части недоступны богослужебные тексты и иные труды святого Григора Нарекаци, но его «Книга скорбных песнопений», удивительное, уникальное творение, сборник молитвенных покаянных воздыханий к Богу, ныне переведенная на многие языки мира, не оставит нетронутой, безразличной ни одну христианскую душу.

«Книга скорбных песнопений», которую называют еще «Книга плача», «Нарек», «Наири», впервые на русском языке была издана в Ереване в 1969 году2, в переводе Наума Исаевича Гребнева, с послесловием профессора Левона Мкртчяна «О Григоре Нарекаци». Безусловно, это был чрезвычайно сложный переводческий труд. Долгое время в среде филологов считалось, что поэзия Нарекаци непереводима вообще, но Н.И. Гребнев выполнил перевод, как пишет профессор Мкртчян, по подстрочникам Маргариты Дарбинян, Лены Ханларян, Аршалуйса Казиняна. Эмоциональное содержание подстрочника было заключено в замечательный, верный стих, и, благодаря такому сотрудничеству, в России знакомство с этим уникальным памятником духовной поэзии стало доступно многим.

«Книга скорбных песнопений» – православный дух в строках армянского святого и поэта

Не знаю – эта песня хороша ль,
Но строки ныне с самого начала
Я рифмовал, чтобы моя печаль
Еще сильней и горестней звучала.
(Григор Нарекаци «Книга скорбных песнопений»,
«Слово к Богоматери, идущее из глубин сердца», гл. 26, ст. I)


Величие святой души, среди других замечательных качеств, является нам в ее способности к беспримерному покаянию, в самооценке себя перед Богом, и в «Книге скорбных песнопений» – великолепном памятнике духовной литературы, созданном святым поэтом Григором Нарекаци, оно открывается в полной мере. Недаром стало расхожим сравнение ее с Великим Покаянным каноном Андрея Критского – суть их близка, если не едина:

Собранье песен сих, где каждый стих
Наполнен скорбью черною до края,
Сложил я – ведатель страстей людских, –
Поскольку сам в себе их порицаю.
Писал я, чтоб слова дойти могли
До христиан во всех краях земли.
<…>
Пусть кающийся в горьком прегрешенье
Найдет в моих писаньях утешенье.
Пусть обратит мой труд, мое усердье
Себе во благо человек любой.
И стих мой, став молитвой и мольбой,
Да вымолит Господне милосердье.
(«Слово к Богу, идущее из глубин сердца», гл. 3, ст. II)


Внимательно читая тексты «Книги плача», мы раз за разом ощутимо находим в них близость к духу православия.

О Господи, моих грехов премного,
Но ты даришь спасенье нам, живым,
Единородный Сын Живого Бога,
Ты, что всесилен и непостижим.
(«Слово к Богу, идущее из глубин сердца», гл. 71, ст. IV)

Ты, укрепленная Творцом земли,
Прикосновением Святого Духа
И Сыном осененная, внемли,
Мой стон пусть Твоего достигнет слуха!
Родившая того, кто триедин,
Вскормившая Его, Кто по рожденью
Любимый и единственный, Твой Сын
И Господин Твой, Царь по сотворенью…
(«Слово к Богоматери, идущее из глубин сердца», гл. 80, ст. I)

Творца всего, что суще в мире сем,
Ты, Матерь, беспорочно породила,
Неизреченно в Нем соединила
Суть Бога с человечьим естеством,
Он – Судия и Наставитель мой,
Создатель зрит души моей поруху.
Хвала единству Троицы Святой,
Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Аминь!
(«Слово к Богоматери…», гл. 81, ст. III)


Для поэта и святого Григора Нарекаци молитвенное покаяние, «идущее из глубин сердца», изложенное в поэтической строфе, – не утонченный творческий прием, а способ богопознания и самопознания, усиленный в поэтических образах, чтобы его печаль, будучи отраженной резонансами ритма и мелодикой рифмы, «еще сильней и горестней звучала». Для него, стоящего в покаянии перед Богом, Спаситель – «Единородный Сын Живого Бога», чью Крестную смерть он принимает как реальную, Его страдания – как искупление грехов, которого он недостоин. Поэт и христианский мистик, в своем покаянном стихе он неоднократно признает Богородицу как непорочную Приснодеву и истинную Мать Христа по плоти, «укрепленную Творцом земли, прикосновением Святого Духа и Сыном осененную», – вся Троица присутствует в словах поэта, восхваляющего Богородицу. Он пишет, как Пречистая «неизреченно в Нем соединила суть Бога с человечьим естеством», и в величии и торжестве поэзии он возносит «хвалу единству Троицы Святой, Отцу, и Сыну, и Святому Духу». И все это никак не вяжется с абсолютностью его монофизитства, хотя святой Григор всегда оставался верен родной Армянской Церкви.

Для нас «Книга скорбных песнопений» – духовный литературный памятник, который стоит на книжных полках и священнослужителей, и православных мирян, но для армян обеих Церквей – Католической и Апостольской, Западной и Восточной – это настольная книга, чтимая почти наравне с Библией, и часть ее стихов вошла в обиход их богослужений.

Кончина святого блаженного Григора Нарекаци и последующее прославление

Как и дата рождения, дата ухода святого Григора Нарекци разнится – одни датируют год его смерти как 1003-й, другие – 1005-й, что, в общем-то, несущественно на фоне ушедших столетий. Век его также был недолог – немногим более пятидесяти лет. Как при жизни святой Григор Нарекаци почитался как святой, так и после преставления место его упокоения в родной Нарекской обители возле церкви святой девы-мученицы Сандухт стало местом множественного паломничества. Из множества поколений передавались свидетельства о славе его и о даре чудотворения. Наиболее известное – об оживших курице с цыплятами.

Владел Нареком некий курд, который дал соседу наседку и попросил вывести цыплят. Жена соседа усадила наседку на кладку яиц, цыплята вывелись, курица куда-то ушла с цыплятами, и дня три ее не было видно. Однако, когда вернулась, пошел дождь, курица спряталась под жернов, прикрепленный к стене, но тут жернов со стены сорвался и придавил курицу вместе с выводком. Женщина, конечно, испугалась, что ей достанется от курда-владельца, взяла всех погибших птиц, под ситом отнесла их к месту упокоения святого Григора Нарекаци и пошла по своим делам, в мыслях непрестанно молясь Богу и святому Григору. Прошел час, и вдруг она увидела, как ей навстречу направляется ожившая курица с цыплятами. Радости женщины не было предела, она тут же возблагодарила Господа и его святого – Григора Нарекаци, который теперь оживил домовых птиц, возвращенных хозяину, как когда-то, еще при жизни, голубей, вернувшихся в стаю.

Память его оставалась чтимой в армянском народе и после завоевания Армении турками в 1071 году, и после того, как во время геноцида 1915–1916 годов Нарекский монастырь был разрушен и могила святого Григора погребена под его руинами.

После нескольких представлений со стороны Армянской Церкви и многих исследований его трудов 12 апреля 2015 года Папа Римский Франциск провозгласил святого Григора Нарекаци Учителем Вселенской Церкви.

Из письма Патриарха Нерсеса Бедроса XIX к Папе Франциску 30 апреля 2014 года:

«Почитаемый святым уже при жизни, что подтверждалось множеством чудес до и после его смерти, он, прежде всего, выделяется совершенной ортодоксией своей веры. Относясь с уважением к преданию своей собственной национальной Церкви, он присоединился к христологии Эфесского вселенского собора (431 г.), как она выражена в Формуле согласия, составленной Иоанном Антиохийским и признанной слово в слово в 433-м св. Кириллом Александрийским, Учителем Церкви: «Итак, мы исповедуем Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, совершенного Бога и совершенного человека».

Патриарх Бедрос в своем письме также отмечал, что в глазах святого «богословие в большей степени является искусством говорить с Богом, чем говорить о Боге». Третьим убедительным пунктом в его послании были слова: «Универсальность учения распознается по отклику, которое оно вызывает в Церкви во всех странах и во все времена».

То, что стало общехристианским наследием, многое из него стало богодухновенным для всего христианского мира. Армянский святой послужил Господу многими трудами искреннего христианского благочестия, и значение «Книги скорбных песнопений», подобно многим другим литературным творениям, созданным святыми отцами Церкви до и после святого Григора Нарекаци, как и они, выходит за какие-либо конфессиональные границы, становясь всеобщим достоянием всех, имеющих в себе веру Христову.
_________________________________________________________
1 Тондракийцы – секта, существовавшая в Армении с IX века, следы которой наблюдались еще в XIX веке. Тондракийцы совершенно отрицали и необходимость существования священства, и весь институт Церкви – таинства, литургию, позже более активно сочетая жесткие несогласия в вопросах теологии с антифеодальными требованиями.

2 «Книга скорбных песнопений» на русском языке была переиздана дважды – в 1977 и в 1988 годах. В 1985 году Альфред Шнитке написал на стихи Григора Нарекаци в переводе Н.И. Гребнева «Концерт для смешанного хора в четырех частях».
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru