Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святой преподобный Димитрий Прилуцкий

видео
 
предыдущая
следующая
Прославленный русский святой – основатель двух общежительных монастырей. И в земной жизни, и по светлой кончине его он, молитвенным предстоянием за нас перед Богом, помогает, в частности, в преодолении проблем, связанных с материальными трудностями, с нуждой в средствах и решением вопросов по долговым обязательствам. Также от мощей святого преподобного Димитрия Прилуцкого и по молитвам к нему неоднократно совершались исцеления от тяжких душевных заболеваний и пристрастия к спиртному.

Все святые с именем Дмитрий
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец Марина Филиппова
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Святой преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец, по молитвам нашим перед святой его иконой защитит нас ходатайством своим перед Богом от неверия, от духовных сомнений и душевных колебаний, происходящих в той или иной мере со всеми людьми. Также ему молятся с просьбой о защите от возможных лишений и при желании благополучных разрешений от долговых обязательств.

Преподобного Димитрия просят об исцелении от болезней, не только душевных, но и телесных, – свидетельств избавления от недугов, совершавшегося от мощей после светлой его кончины, а также по молитвам к нему, немало: о некоторых из чудес, происходивших от мощей святого, рассказано в разделе «События из жития святого». Вологодскому чудотворцу молятся с просьбой о защите во многих самых сложных обстоятельствах жизни, при разнообразных негативных событиях, и, конечно, особое его заступничество, небесное покровительство имеют все, крещеные в его святое имя.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой преподобного Димитрия Прилуцкого, ее замечательные, вдохновенные слова (см. раздел «Как молиться перед иконой святого») помогают по ходатайствам за нас святого перед Богом обрести вдохновение и мужество, укрепиться в терпеливой вере, если случится почувствовать утрату душевных сил в сложных обстоятельствах или в минуту искушений ослабнуть духом. И в земной жизни, и по светлой кончине его он, молитвенным предстоянием за нас перед Богом, помогал многим и помогает, в частности, в преодолении проблем, связанных с материальными трудностями, с нуждой в средствах и решением вопросов по долговым обязательствам.

Также от мощей святого преподобного Димитрия Прилуцкого и по молитвам к нему неоднократно совершались исцеления от тяжких душевных заболеваний и пристрастия к спиртному – свидетельства о том сохранили летописи, за этим к нему и сегодня обращаются многие нуждающиеся.

Тому, кто крещен в его святое имя, он станет прекрасным небесным покровителем, а в чем-то – и наставником, если только сегодняшний Димитрий, его земной подопечный, будет стремиться узнать как можно больше о преподобном Димитрии Прилуцком, о житии, подвиге и чудесах, им сотворенных и творимых. Это поможет и ему, посильно следуя духовному примеру преподобного, устроить собственную внутреннюю жизнь в благочестии и избежать многих соблазнов для ума и сердца, что важно для православного христианина в современном мире.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому чудотворцу
О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому, глас 1-й
Свыше от Бога, преподобне, благодать приял еси духовную, и от Него убо познался еси, блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшая Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався во своих обителех. И ныне со ангели ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому чудотворцу, ради сретения его образа в Вологде, глас 4-й
Возсия днесь, яко солнце, пречестный образ священнолепнаго твоего подобия, паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя, тьму бесовскую без вести творя, егоже радостно сретаху, духовныя лики составльше, непрестанно вопием ти: Димитрие, отче наш, моли Спаса всех сохранити град твой и страну нашу, стаду твоему спасение подавая и велию милость.

Кондак преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому, глас 8-й
От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси, в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя; темже и Всевидящее Око, твоя труды видев, чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает: радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

Святого преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, мы вспоминаем в году дважды: 11/24 февраля в день его преставления и 3/16 июня.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

Чудотворная икона святого преподобного Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца, та, что была принесена в Вологду в 1503 году, теперь находится в Вологодском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. В Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре, основанном преподобным Димитрием, который стал его первым игуменом, находится другая икона – список с древнего образа, написанный для вновь возвращенной к жизни после многих исторических перипетий России XX века Прилуцкой обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 году.

Первый храм Спасо-Прилуцкого монастыря, выстроенный к северу от города в излучине реки Вологды – отсюда и название населения: Прилуки, был деревянным, его освятили в 1371 году в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, иначе Спасский собор, на праздник Происхождения Животворящего Древа Креста Господня 1/14 августа. Здесь же построили кельи для братии. Примерно полтора века спустя, в 1537–1542 годах, обветшавший деревянный собор перестроили, возведя каменный храм, который в 1545 году посетил царь Иван IV Васильевич – Иван Грозный, а в 1552 году игумен Арсений носил в Москву для моления перед Казанским походом Киликийский крест, один из самых известных запрестольных выносных крестов XVI века. По преданию, Киликийский крест, название которого говорит о его греческом происхождении, был принесен из Переславля самим преподобным Димитрием и водружен им на месте будущей обители. Крест ныне, так же, как чудотворный образ, хранится в Вологодском музее-заповеднике.

За время существования обитель, по Божией воле прираставшая братией, существовавшая своими усердными трудами и добровольными пожертвованиями, имевшая многие угодья, где трудились с пользой для нее и для себя жившие при ней крестьяне, не раз разорялась и была разграблена захватчиками с Запада и Востока. В XVII веке это были поляки и литовцы под руководством гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня. Потом сюда пришли отряды татар и казаков сибирского царевича Арслана Алеевича, якобы для оберегания Спасо-Прилуцкой обители, а на деле – чтобы поживиться от ее известного благополучия. Другие такие же псевдоохранители от татар во главе с Бараем Муразой девять дней грабили обитель и насильно выпытывали у крестьян, работавших при монастыре, где спрятано иное имущество, полагая, что здесь есть какие-то особые драгоценности.

В 1811 году в Прилуцкой обители случился большой пожар. Пострадали практически все помещения, но в 1812 году, в Отечественную войну с Бонапартом, обгоревшая обитель стала пристанищем для многих русских святынь: сюда перенесли сокровища Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, монастырей Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского и еще некоторых московских соборов и монастырей. После ухода французов святыни и прочее церковное имущество вернулись на прежние места, а сам Спасский собор был перестроен и украшен заново краше прежнего.

В Гражданскую войну монастырское имущество было описано и изъято на разные нужды, в том числе в помощь голодающим Поволжья, часть помещений отдали расквартированным здесь красноармейцам, в башнях монастыря устроили оружейный склад, где однажды случился пожар, который был вовремя потушен, иначе от башенных построек ничего бы не осталось. Чтобы избежать осквернения храма и расхищения обители, в Прилуцком монастыре игуменом архимандритом Нифонтом (Курсиным) была организована община из жителей Прилук, по договору с властями существовавшая здесь с 1919 по 1923 годы, в 1924-м она была распущена, а договор расторгнут, проход на территорию обители закрыт. Игумен и насельники были выселены, а миряне общины, слишком протестовавшие против решения уездного исполкома, репрессированы. Все святыни и драгоценное имущество передали Вологодским музейщикам-профессионалам, что дало возможность сохранить их от утраты, еще кое-что – другим учреждениям.

Чего только на территории Прилуцкого монастыря не было за годы Советской власти: в 1927–1928 годах купол Введенской церкви был разобран, и тут было устроено кафе, потом киноклуб и буфет. Были тут дом инвалидов, тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея. В 30-х годах оставшиеся здания были отданы пересыльной тюрьме, где содержались раскулаченные крестьяне, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага. С 1940 по 1960 годы здесь устроили военные склады, а в Спасском соборе устроили коммунальное жилье.

Однако здравый смысл и исторический профессионализм возобладали: с 1960-х годов в полуразрушенных постройках началась реставрация по сохранившимся старинным гравюрам и летописным архивам и документам. К 1979 году внешний облик Прилуцкого монастыря, каким он был в XVI–XVII веках, частично восстановили, и он стал частью Вологодского государственного музея-заповедника.

В августе 1990 года Московскому Патриархату Русской Православной Церкви была передана надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году 24 монастыря, в 1992 году, в 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого, вновь открылся Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь, полностью возвращенный РПЦ. С 1993 года обитель вместе с селом Прилуки вошла в черту города Вологды.
Адрес: г. Вологда, ул. Монастырская, д. 2.
Проезд: от ж/д вокзала на трол. № 4, 5 до конечной, ост. «Магазин ″Бригантина″». Далее на авт. № 29, 103 или маршруткой до ост. «Прилуки».
Тел.: 8 (8172) 54-98-61, 8 (8172) 55-92-75.
В Вологде находится подворье Прилуцкой обители – храм преподобного Димитрия чудотворца, что на Наволоке.
Адрес: Набережная VI Армии, д. 121.
Проезд: ж/д вокзал г. Вологды, трол. № 4, ост. «Проспект Победы», 5 мин. ходьбы.
Тел.: 8(8172) 54-75-01.

Есть еще один храм, единственный в Москве, это храм Димитрия Прилуцкого Вологодского на Девичьем поле. До революции Большая Пироговская улица, названная в честь гениального хирурга Н.И. Пирогова, прозывалась Большой Царицынской. По Б. Царицынской в XIX веке строились клиники Императорского Московского университета на средства, выделенные из казны императором Александром III, а также на пожертвования московского купечества: на деньги московского купца Д.П. Сторожева в конце XIX века была поставлена часовня для больных, отошедших к Богу. Еще примерно через 10 лет часовня была благоустроена как храм святого преподобного Димитрия Прилуцкого.

После революции храм был закрыт и использовался в самых разнообразных целях. Последнее назначение – в 80-х годах прошлого века здесь помещались лаборатория анестезиологии 1-го Московского медицинского института и кислородная станция, позже складировали использованное белье Медицинской академии.

В 1990 году по инициативе сотрудников РАМН началась передача помещения храма РПЦ, а в 1992 году единственная в Москве церковь в честь преподобного Димитрия Прилуцкого открылась для богослужения.
Адрес: Москва, ул. Большая Пироговская, д. 6.
Проезд: ст. метро «Спортивная».
Тел: 8 (495) 248-24-19.
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Икона Святого преподобного Димитрия Прилуцкого
Имя преподобного Димитрия Прилуцкого, чудотворца в миру не сохранилось, как и точная дата рождения, за нее принимается начало XIV века. Известно, что он был родом из богатой купеческой семьи Покропаевых, проживавшей, по одним данным, в древнем Переславле-Залесском, по другим – деревне Веслево Переславского уезда Ярославской губернии. Известно также, что мальчик с самого детства не участвовал в детских играх, не тратил время на развлечения, какими увлекались его сверстники. Очевидно, семья купцов Покропаевых отличалась особым благочестием, что сказалось на его воспитании: едва наученный грамоте, он рано начал читать богоугодные книги, особо он любил творения Иоанна Златоуста, и всей душой возлюбил Бога, решив, что посвятит свою жизнь служению Ему.

Потому юным отроком святой Димитрий пришел в Переславский, иначе Горицкий, монастырь Святой Богородицы. Здесь он провел первые годы послушнического служения и очень скоро стал образцом смирения, целомудрия, постнической жизни, такой, что все только восхищенно изумлялись его подвижничеству.

Приняв монашеский постриг, он основал в Переславле, на берегу Плещеева озера Никольский общежительный монастырь, который начался с церкви, возведенной и освященной в честь Николая Чудотворца. Бог сподобил преподобного в 1354 году встретиться с другим духовным светочем земли Русской – преподобным Сергием Радонежским, когда тот приходил в Переславль к епископу Афанасию. Очевидно, в беседах с ним в монастыре Святой Живоначальной Троицы, знаменитой Троице-Сергиевой лавре, он поучался устроению монашеского общежития, над которым немало потрудился преподобный Сергий, потом думал, как лучше воплотить полученные духовные знания в своей обители, в монашеской жизни ее братии. Вскоре вести об игумене Димитрии и его духовных достоинствах распространились по всей Православной Руси. Молва о нем была столь похвальна, что великий князь Димитрий Донской пожелал видеть его восприемником – крестным отцом одного из его сыновей.

Господь наградил преподобного еще одним качеством – внешнего рода, которое мирской человек счел бы за достоинство, но для монаха, тем более содержавшего свой образ жизни в крайней строгости, оно стало сущим испытанием. Те, кто встречал его еще, когда он жил в миру, утверждали, что преподобный Димитрий был на редкость красив, о нем говорили, что он – прекрасен. Однако сам преподобный тяготился своей внешностью, считал ее только помехой в стяжании добродетели, а потому увеличивал труды воздержания, строгость поста и усердие молитвы, но оттого духовная красота светилась в нем еще более, увеличивая чудо красоты телесной. Чтобы красота внешняя не становилась возможным искушением, он по иноческому обычаю всегда прикрывал лик куколем, будь он в церкви или в келье. Он редко беседовал с мирскими мужчинами и избегал бесед с женщинами, кроме тех, кому особенно была необходима спасительная беседа пастыря.

Наверное, это была не главная причина, главной все-таки оставалось воздействие мудрых речей преподобного Сергия Радонежского, но она поспособствовала тому, что, взяв ученика Пахомия, преподобный Димитрий удалился на север, где в глухих вологодских лесах Авнежской округи устроил на берегу реки Великой храм в честь Воскресения Христова. Преподобный хотел основать вокруг храма обитель, но местные жители пожалели своих земель для этой богоугодной цели, и преподобный Димитрий с учеником пошли искать другого места для воплощения своего благочестивого замысла.

Они почти дошли до Вологды, где преподобный Димитрий выбрал другое место для основания монастыря: рядом с городом, в излучине реки – «прилуцкий», то есть при речной луке. Вологжане и жители окрестностей, напротив, с радостью решили отдать под обитель часть угодий. Так на Русском Севере при луке реки Вологды вокруг деревянного Спасского собора, выстроенного в 1371 году, возник первый для этих мест мужской общежительный Спасо-Прилуцкий монастырь. Сюда начали притекать будущие насельники, среди них были многие, которые перешли за преподобным из Переславля, из основанной им Переславской обители. И здесь он также, устраивая монастырское житие, руководствовался наставлениями преподобного Сергия, который для Русской Православной Церкви является одним из основоположников устава монашеского общежития, определявшего житие по строжайшему образу, где главными требованиями к монашествующим были неустанная молитва и подвижничество во всем. Прежде всех преподобный игумен Димитрий был требователен к себе: он трудился в обители на разных работах вместе с братией, без всяких послаблений, которые мог бы позволить себе как настоятель. В еде, даже в праздники, когда монахам дозволялись рыба и вино, он продолжал, как и всегда, питаться лишь просфорой, разведенной в теплой воде. Из года в год зимой и летом он носил один-единственный старый тулуп из твердой овчины, который не спасал от холода в мороз, а в летнюю жару в нем было нестерпимо жарко, однако преподобный считал, что такое терпение ничто по сравнению со страданием Христовым на кресте.

Строгость в нем чудесно сочеталась с милосердием и любовью к каждому приходящему в обитель, которая по расположению находилась на перепутье многих дорог. Здесь нищий и голодный всегда были накормлены и получали помощь от игумена, со странниками, приходившими за советом, он беседовал, скорбящих – утешал. Бывало, что выплачивал долги за должников, но если кто был должен ему, то есть обители, – прощал долги, забывая о них. Если же кто-то приносил пожертвования в обитель, то за добродетельные вклады преподобный игумен благодарил, но принимал их, только разобрав, не станут ли они в убыток ближним подателя. Когда видел, что в убыток, то велел отнести в дом обратно и прежде накормить работников дома, нищих и сирот и принести в обитель только то, что после этих дел останется, и что именно так, говорил преподобный, «будешь настоящий милостивец, и лишь это сочтет Господь Бог истинным».

Святой игумен Димитрий любил молиться в одиночестве и посвящал молитве почти все время, остававшееся от прочих дел. За все дела, за великое подвижничество, усердное стяжание Духа Святого через молитву, пост и труды для монашествующих и мирян, за все замечательные духовные достоинства и дивные свойства его человеческой души Господь удостоил преподобного Димитрия Прилуцкого дара прозорливости. Вот один только пример из Жития его, составленного в Спасо-Прилуцком монастыре (издано в Вологде, в 1996 г.): «Как-то братия занималась церковными делами, а он, стоя рядом, молвил с воздыханием сердечным: “Мы, братия, устраиваем тленные, земные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Иванович уже не заботится с нами о сей суетной жизни…” И здесь же игумен начал просить у Бога об упокоении его с праведными. Братия, которой случилось быть при этом, слышала все и не понимала, не ведала, о чем говорит святой, лишь запомнила те слова и сохранила их в сердце своем. А через несколько дней из царствующего града Москвы пришла весть, что великий князь Димитрий преставился в тот самый день, когда святой предвозвестил, что он “уже не заботится с нами о сей суетной жизни…” И в тот самый час вспомнились братии слова блаженного, молившегося обо всем этом Богу».

Проведя так долголетнюю жизнь свою, святой игумен пришел в немощь и, услышав на молитве пророчество о скорой кончине, сообщил о том братии, завещая игуменский посох верному своему Пахомию. Согласно преданию, о преставлении его в обители узнали, когда один из монахов, стоя на молитве, ощутил запах ладана, благоуханием которого окутался весь монастырь. Все пошли смотреть, откуда оно доносится, и нашли источник божественного аромата – это была келья игумена. Монахи вошли в келью и увидели, что дорогой их игумен преставился, будто уснул, в келье царит благоухание, а вокруг тела его светится облако света.

11 февраля 1406 года с плачем и молитвами святой преподобный Димитрий, первый игумен основанного им Спасо-Прилуцкого Димитриева епархиального монастыря, был погребен у южной стены деревянного Спасского храма. В дате смерти его есть расхождения в летоисчислении, год у нас указан по последним сведениям, взятым из Православной энциклопедии, статья «Димитрий Прилуцкий», где она определена исходя из даты первого посмертного чуда преподобного игумена. Почитание преподобного Димитрия Прилуцкого повсеместно распространилось в XV веке, в конце которого иконописец Дионисий создал его житийную икону.

Честные мощи святого преподобного Димитрия Прилуцкого, как и его игуменский посох, ныне хранятся в Вологде, в Спасо-Прилуцком монастыре, и от них происходило и происходит множество чудес, о чем есть документальные свидетельства. Преимущественно это были избавления от тягчайших душевных недугов, причинявших и самим страдальцам, и от них всем, кто их окружал, большие горести, в том числе от недуга пьянства. Одним больным он сам являлся в видении, других силой приводили к гробу, преклоняли перед ним, прикладывали, и исцеление происходило мгновенно.

Также неоднократно преподобный игумен являл свое покровительство Вологде, как было во время нападения московского князя Дмитрия Юрьевича Шемяки, одного из главных участников Междоусобной войны II четверти XV века, с великим войском, который неоднократно проливал кровь русских христиан на стороне их противников, руководствуясь лишь своими политическими амбициями. Его осуждали и великие князья, и московские митрополиты, он каялся, но затем продолжал свои безрассудные по отношению к Богу и православным христианам военные действия. Он воспользовался отсутствием в городе воеводы с ратью, и горожане оказались беззащитными, но обитель, находившаяся вне стен Вологды, чудесным образом оказалась нетронутой.

Ночью, стоя на молитве, иеромонах Евфимий от усталости легко задремал, и в полудреме увидел старца, осиянного светом, который говорил ему: «Помолимся, брат, Спасу нашему Иисусу Христу за город и безвинных жителей его, да помилует их Господь и поможет им». Очнувшись, Евфимий понял, что видел самого святого игумена Димитрия, и с радостью стал усердно молиться. В ту же ночь одна монахиня видела идущего от Прилуцкой обители старца, а над всей Вологдой – внезапно воссиявший свет. Со стороны погоста к нему вышли двое в белоснежных ризах, держа в руках огромные бревна. В том же сиянии были видны сильно колеблющиеся стены города, которые старец и те двое белоризцев укрепили бревнами, а как только укрепили, тут же исчезли вместе с истаявшим сиянием. Еще один свидетель, живший на посаде у Троицкого монастыря, видел во сне совсем такое же видение, но он еще слышал, как белоризцы называли старца Димитрием. На другой же день горожане, чей дух был укреплен молитвами ко Господу, забросали вооруженных захватчиков кусками глины, и войска князя Шемяки отступили. Многодневная осада не принесла им победы. Но тем дело не кончилось: войска московского князя ушли в Галич, где были наголову разбиты, – так Господь обратил Свой гнев на того, кто способствовал разорению Руси.

Еще одно общеизвестное чудо, датированное 1417 годом. В Спасо-Прилуцкий монастырь проник грабитель, пожелавший ограбить гроб преподобного. Едва злодей протянул к святыне руку, как неведомая сила отбросила его, он ударился головой и тут же умер.

И многие прочие чудеса случались по молитвам к преподобному Димитрию Прилуцкому, и сейчас он помогает всем, кто приходит к нему и ко гробу его за помощью, поддержкой, советом, когда по молитвам ему внезапно находится ответ на самый сложный вопрос, выход из самой запутанной и спорной ситуации.

Значение иконы
Самый первый, чудотворный образ святого преподобного Димитрия Прилуцкого был утрачен для нас, как не сохранилось и его описание. Однако святая житийная икона с 16 клеймами, изображающими события из жизни и чудеса святого игумена Димитрия, в честь которой был установлен летний праздник Сретения ее («сретение» – древнее «встреча», подробнее в разделе «Когда празднуется икона святого»), работы иконописца Дионисия пребывает в Вологде. Безусловно, Дионисий хорошо был знаком с житием святого, и эта икона несет в себе чудесное свойство: она лучится теми почтением и любовью, какими был полон ее древний гениальный исполнитель. О таких иконах и нашем отношении к ним святитель Филарет Московский в его «Творениях» говорил: «Иногда икона, паче другой, может получить Благословение и качество чудотворения, если ее написал и молитвенно употребил человек, исполненный благочестия и благодати».

Иконописец Марина Филиппова пишет свою икону согласно дионисиевскому списку: высокое чело мудреца, правильные черты лица. Лик обрамляют белые власы от преклонных лет, брада также белая, но, как описывают лик святого очевидцы, не совсем, с темными прядями. Икона сияет чистыми цветами, преимущественно алых и небесных тонов. Исходя из жизнеописания великого подвижника, на ризе его под плащом начертан образ Честного и Животворящего Креста в форме, которая указывает на схимнический, чрезвычайно аскетический образ жития святого. Потому и орнамент доличного относительно прост, но на кузнецовской иконе преподобного Димитрия Прилуцкого вновь отражено дивное сияние, о котором говорили все, кому чудесный старец являлся в видениях во все пять веков, прошедших от часа его преставления, сопровождавшегося дивными явлениями ладанного благоухания и Божественного света, указывавших на его прижизненную святость.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru