Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 
 
14 мая 2011  Паломническая поездка в Ярославль

Храмы города Ярославль
Храмы города Ярославль

Одним из направлений деятельности проекта «Икона ХХI века. Кузнецовское письмо» является знакомство с шедеврами православной архитектуры как в России, так и за ее пределами.

8 - 9 мая 2011 года участники проекта посетили один из старейших русских городов - Ярославль, расположенный у слияния рек Волги и Которосли. В прошлом году город отметил своё тысячелетие. Исторический центр города, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из основных объектов Золотого кольца России. Именно здесь сосредоточенны выдающиеся памятники православной архитектуры периода XVI-XVIII веков.

Выставочный проект, который был представлен к тысячелетию города, носил название «Древний город, устремленный в будущее!».

Ярославский планетарий имени Терешковой
Ярославский планетарий имени Терешковой

Это название очень точно характеризует облик Ярославля, его «энергетику». Город по праву входит в сокровищницу мирового культурного наследия. Расцвет Ярославского зодчества начался в XVI-XVII веках после преодоления Смуты. Ярославль того времени был вторым по величине городом России после Москвы. В это время проявился самобытный характер его архитектуры: обилие декора, соборный, величественный тип храмов, грандиозность стенных росписей, особая торжественность икон. Восхищающая своими фресками церковь Ильи Пророка, уникальный 15-купольный храм Иоанна Предтечи встали в один ряд с произведениями мировой архитектуры.

Иконописец Юрий Кузнецов выразил свое восхищение городу:
«Я никак не ожидал, что на Руси есть такие города. Все, что восторгало меня в православных книгах: изразцы, фрески, архитектура, - оказалось сосредоточенно в одном городе - в Ярославле. Каменное кружево, керамика, окна. Огромное спасибо мастерам древности, а также тем, кто помог сохранить эти бесценные памятники и так гармонично увязать их с современной архитектурой города. Все очень благостно, храмы «дышат» и рады встречать посетителей, в отличие от тех, которые стыдятся своей заброшенности или неумелой реставрации. Вот уж воистину Храм божий».

Отель святого Георгия
Отель Святого Георгия

Остальные участники паломнической поездки полностью разделили мнение иконописца. Искусствовед и руководитель проекта Кристина Кондратьева делится с нами своими впечатлениями: «Храмы Ярославля поражают своей аутентичностью в передаче Божественного присутствия. Даже леденящий холод внутри храма отступает на второй план перед невыразимой красотой и гармонией. За все время, что я занимаюсь иконами «кузнецовского письма» отметила их удивительную особенность. Во всех событиях с ними связанных, даже самые, казалось бы, незначительные детали имеют свое значение. Вот и в этой поездке, отель, в котором остановилась наша группа, носит название Святого Георгия».

Илья Вольнов отмечает уникальное культурное поле города, говоря: «Мы совершили паломничество по святым местам города Ярославля, древнейшего города на Волге, города с богатейшей тысячелетней историей, которая буквально раскрывается на его улицах, в архитектуре, храмовой росписи и многом другом. Мы оказались в особом культурном поле, где ощутили сопричастность мудрости времен – величию прошлого и, как мы верим, величию будущего».

Ирина Себелева
Ирина Себелева

Под стать своему городу и его жители. Участников и друзей проекта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» встречали приветливые ярославцы Ирина Себелева и Алексей Тихонов, и их дочь Александра, а также Шишкина Нина Сергеевна и Мякота Наталия Николаевна. Именно благодаря им, с такой любовью и уважением рассказывающим о городе, удалось получить незабываемые впечатления и увидеть все в самом радужном свете. Ирина Себелева – педагог центра анимационного творчества «Перспектива» (г. Ярославль. ул. Некрасова, д. 64/56) проводит интерактивные познавательные программы для школьников «Познавая мир – познаю себя». Содержание программ способствует разностороннему развитию детей и утверждению в их сознании нравственных ценностей, дает возможность пополнения знаний в разных сферах культуры: наука, искусство, философско-этическая сфера. Опыт проведения таких программ подтверждает их положительное эмоциональное и воспитательное воздействие на детей, формирующее у них гуманное отношение к окружающему миру и внутреннюю потребность к расширению кругозора.

Участники проекта на своем опыте убедились насколько глубоко человек, высоконравственный, широкообразованный, всецело отдающийся своему делу может увлечь, еще более пробудить интерес к познанию прекрасного, окружающего нас.

Церковь Ильи Пророка. Ярославль
Церковь Ильи Пророка. Ярославль
Фотографии>>
В самом центре Ярославля на Ильинской площади стоит выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия - Церковь Ильи Пророка. Деревянная церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом, современный каменный храм был построен в 1647—1650 годах. Церковь поражает своей асимметричной, но живописно и гармонично уравновешенной композицией. Зодчему удалось достигнуть впечатления внутреннего равновесия, основанного на умелом расположении разновеликих масс. Сменишь точку обзора - и это уже другой храм, но откуда ни посмотри – церковь прекрасна. Внутреннее убранство храма тоже впечатляет: золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляют при каждом ремонте.

Эта церковь не только одна из самых красивых, но и вторая по величине во всем Ярославле: больше нее только храм Иоанна Предтечи в Толчкове. Дивный огромный храм замысловатой архитектуры, с кружевной кирпичной кладкой верхней части и со сказочными пятнадцатью главками - это знаменитый ярославский Иоанно-Предтеченский храм, украшенный букетом дивных церковных глав: маленькие – впереди пониже, побольше – за ними и повыше, а самая большая возвышается, устремляясь в небо.

Храм Иоанна Предтечи в Толчкове
Храм Иоанна Предтечи в Толчкове
Фотографии>>
Татьяна Пономарева в своей статье о храме пишет: «… «Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Не проявили к ней внимания даже тогда, когда ее изображение как символ «самого русского» появилось на 1000-рублевой российской купюре. Спроси кого-нибудь, знает ли он, какой храм изображен на наиболее популярном денежном знаке XXI века, ответят только редкие эрудиты и еще более редкие знающие и любящие этот храм! …»

Эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках. Замечательный русский художник Верещагин сохранил ее образ в картине «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове» (1888). И даже сейчас в заброшенном виде, с заросшими травой тропками, храм завораживает глаз своей грандиозной возвышенностью и неповторимостью.

Храм расположен на берегу реки Которосли. Из-за кропотливости исполнения сложной архитектурной композиции, из-за бережного и любовного исполнения всех деталей и росписи этот храм строился шестнадцать лет. В конструкции использовались лекальные кирпичи, что было свойственно ярославской зодческой школе. Свободно оперируя разной конфигурацией кирпичей, строители создали удивительные по красоте пластические стенные поверхности, где крупные детали соседствуют с более мелким, дробным орнаментом. Кирпичные стены, усеянные изразцовыми вставками, «дают впечатление затейливого ковра, немного выцветшего и потемневшего от времени и потому особенно гармоничного». Неизвестный толчковский мастер как бы стремился вобрать в свое творение все, чем славилось русское храмовое строительство его эпохи, сохраняя удивительную гармоничность. Сведено в единое целое и соборная представительность пятиглавых московских храмов, и торжественное величие церквей Поволжья, и многокупольность деревянных северных церквей, и декоративная многоцветность ярославских храмовых строений.

Храм Иоанна Предтечи в Толчкове. Внутреннее убранство
Храм Иоанна Предтечи в Толчкове.
Внутреннее убранство

Внутреннее убранство храма едва не превосходил его внешнее благолепие. Шестнадцать лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева Плеханова, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева занимались его росписью. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных не только в ярославской, но и во всей древнерусской настенной иконописи. В алтаре представлен цикл из 18 композиций на тему «Толкование литургии», один из наиболее полных в восточно-христианском искусстве. Здесь помещены сюжеты православных праздников и события земной жизни Христа. Многие сюжеты византийского происхождения: «Великое зерцало», «Лимонарь, сиречь цветник» и т. д. В девять ярусов расписаны стены уникальными по красочности и по сюжетам фрагментами. Пять нижних ярусов занимал месяцеслов (святцы), где последовательно по месяцам и дням изображены святые и праздники. В шестом ряду подробно изображены сцены жизни Иоанна Крестителя: бегство Елисаветы с младенцем Иоанном в горы, ведение ангелом Иоанна в пустыню, проповедь Иоанна и его деяния при дворе царя Ирода. Изображен вещий сон Ирода: орел выклевывает ему глаза. По количеству сюжетных картин, которых в храме более 500, храм не имеет себе равных в мире.

Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор. Ярославль
Фотографии>>
Древнейший из сохранившихся в городе храмов - Спасо-Преображенский собор, первоначально воздвигнутый в камне в 1216-1224 годах. Существующий собор был построен в 1506-1516 годах по образцу Благовещенского собора Московского кремля, предположительно итальянскими мастерами. Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, будучи долгое время его духовным, культурным и экономическим центром. В 1213 в монастыре основано первое на Руси учебное заведение - Григорьевский притвор (позднее переведен в Ростов). С тех пор здесь складывается великолепная библиотека, подлинной жемчужиной которой был единственный сохранившийся экземпляр «Слова о полку Игореве» (обнаружен в 1788), здесь велась огромная работа по переписке книг. В 1612 от стен монастыря начало свой путь за освобождение Москвы ополчение Минина и Пожарского. В 1747 была открыта одна из первых в России духовных семинарий. Монастырские власти были духовными наставниками всех ярославских князей.

Спасо-Преображенский собор - четырехстолпный храм. Это значит, что свод его опирается на четыре опоры - четыре столпа. Храм поставлен на высокий подклет, где находится усыпальница ярославских удельных князей и их потомков.

Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор. Ярославль

Кроме Спасо-Преображенского собора, в Спасском монастыре сохранились трапезная палата с Крестовой церковью, построенная в XVI веке; Входоиерусалимская церковь, построенная в 1218 году, в XVIII веке ее заменили на более современную; Святые ворота, стены и башни XVI-XVII веков; удивительной красоты звонница XVI-XIX веков, а также настоятельские покои и кельи XVII века.

Спасо-Преображенский собор был расписан в 1563—1564 годах московскими живописцами Ларионом Леонтьевым, Третьяком и Федором Никитиными и ярославцами Афанасием и Дементием Исидоровыми. Это самые древние фрески Ярославля. Они ценны еще и тем, что во всей России сохранилось лишь два собора с полным циклом стенной живописи XVI века - это Успенский собор в Свияжске и Спасо-Преображенский в Ярославле.

Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя - князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

Сейчас Спасо-Преображенский собор - древнейшее строение Ярославля, дошедшее до наших дней. Располагается храм на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков.

Церковь Николы Мокрого
Церковь Николы Мокрого
Фотографии>>
На левом низменном берегу Которосли города расположен архитектурный ансамбль церкви Николы Мокрого. Ансамбль состоит из двух храмов: холодного во имя Николая Чудотворца и теплого иконы Тихвинской Божьей Матери, и бывшей богадельни. Наибольшую известность храму принесло небывало пышное керамическое убранство крылец и наличников, выполненное в 1690-х годах, широкие узорчатые фризы протянулись по фасаду, изразцы заполнили поля ширинок, гирляндами спустились по стенам, коврами стелясь по их поверхности. По пышности изразцового декора церковь не имеет равных среди храмов своего времени. Интерьеры церкви Николы Мокрого расписаны в 1673 году предположительно костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным. Церковные сюжеты поданы в повествовательной манере, что в будущем станет отличительной чертой росписи ярославских церквей. Декоративно-образный строй николо-мокринской росписи проникнут духом особой торжественности. Чувство большого стиля царит здесь во всем – и в самой программе росписи, претендующей на соборную репрезентативность, и в замечательной тектонической связи живописи с архитектурой церкви.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе
Церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе
Фотографии>>
Еще одна ярославская жемчужина – церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе. Слобода Коровники находится в удалении от центра города - при впадении Которосли в Волгу, на низком правом берегу Которосли и хорошо обозрим с дальних мест. Храмовый комплекс состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской иконы Божьей Матери, колокольни, невысокой ограды со Святыми воротами. Строительство его продолжалось несколько десятков лет, и в результате творчества зодчих нескольких поколений получился уникальный и необыкновенно гармоничный ансамбль. Не одно поколение местных каменщиков и керамистов обогащало и улучшало наружную отделку каменных храмов. Постепенно фасады украсились многоцветными изразцами. Первым построили храм Иоанна Златоуста, строился он 5 лет, с 1649 по 1654 годы. Наиболее примечательно его наружное декоративное убранство.

Богатейшая внешняя декоративность стала одной из особенностей Коровницкого храма. Вместе с тем его декоративность, крайне характерна для ярославских церквей и нигде кроме «Ярославля—красного города» не встречается. Здесь как нигде выступает народное понимание архитектурной красоты, состоящей из нарядности, украшательства, увлечения сочными, немного кричащими сочетаниями форм и цветов. Мастерски исполненная фигурная кладка выдаёт руку опытных мастеров. Обилие кирпичного узорочья (наличники окон, арки, архивольты, строенные полуколонки и кокошники) во второй половине XVII века было дополнено поливной керамикой, которая достигает предельной насыщенности в обрамлении окна центральной апсиды. Здесь живописный ковёр разросся на 8 м в высоту и 5 м в ширину! Красочную палитру храма так же обогащают цветные витражи, выдержанные в красно-сине-зелёных тонах. В дальнейшем именно Златоустинский храм был воспринят ярославскими зодчими в качестве канона. Как и многие другие ярославские церкви, церковь Иоанна Златоуста украшена внутри фресками, сплошным ковром покрывающими поверхности стен. Она была расписана в 1732 - 1733 гг. ярославскими мастерами во главе с Алексеем Ивановым.

Ростов Великий
Ростов Великий
Фотографии>>
А Ярусная Иоанно-Богословская церковь 1687 года на реке Ишне - едва ли не единственный памятник древнерусского деревянного зодчества, сохранившийся в Ярославской области. Село Богослов, где стоит церковь, расположено в трех километрах от Ростова Великого - одного из старейших городов нашей страны, который входит в Золотое кольцо России. Первое упоминание о нём относится к 862 году. На протяжении долгих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. Территория Ростовской епархии простиралась далеко за пределы современной Ярославской области, а ростовские иерархи были в числе наиболее влиятельных церковных владык.

Ни об одном памятнике на Ростовской земле не сложено столько легенд, сколько о небольшой деревянной церкви Иоанна Богослова. Самая поэтическая из них говорит о том, что церковь не строили, она приплыла из озера Неро по Ишне уже в готовом виде. Приплыла и встала, где стоит (надо сказать, что эта легенда может быть не так далека от истины - в те времена плотники не редко сплавляли готовые срубы по рекам).

Церковь Иоанна Богослова на Ишне
Церковь Иоанна Богослова на Ишне
Фотографии>>

Храм очень живописен и по своей общей композиции принадлежит к типу ярусных церквей, распространённых в России в конце XVII века. Подобно кораблю вырастает она на живописном берегу реки Ишни. Вознесенный на высокий подклет, храм господствует над окружающей местностью. Его интерьер производит не меньшее впечатление, чем наружный облик. Низкая, полутёмная галерея с волоковыми окнами резко контрастирует с высоким, наполненным светов пространством самого храма и трапезной. Их стены настолько чисто выструганы, что кажутся полированными.

В церкви Иоанна Богослова находилось уникальное произведение прикладного искусства - резные Царские врата. Они были созданы гораздо раньше церкви - в 1562 году. Сначала Царские врата находились в Богоявленском соборе, в приделе св. Авраамия, затем Царские врата были перенесены в Церковь Иоанна Богослова, принадлежавшую Авраамиевому монастырю, а в конце XIX века уникальные Царские врата были перенесены в музей Ростовского Кремля, в церкви же была установлена их копия.

Для нас этот памятник - вещественное доказательство того, что предки наши свое умение «работать по дереву» могли превратить в творчество, поднять до степени подлинного искусства. Хоть памятник за три века претерпел изменения - обшит тесом, утрачена южная галерея, пристроена колокольня,- он производит неизгладимое впечатление.

Это впечатление усиливает удачное окружение: рядом деревенские избы с резными наличниками, а кругом поля, луга. И среди них - эта деревянная ярусная одноглавая церковь. Несколько ступеней вверх (стоит она на подклете) - и посетитель попадает в галерею. Вход в храм оформлен как портал с килевидной аркой. Стариной, далеким прошлым веет здесь.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Фотографии>>
Широко известна и обитель, расположенная на северо-западной окраине Ростова Великого, в поселке Варницы, - Троице-Сергиев Варницкий монастырь, который был основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом на том месте, где находился родительский дом преподобного Сергия Радонежского. Появление монастыря на родине Преподобного не случайно. Игумен Радонежский еще при жизни был широко известен во всей Русской Земле и за пределами ее. А уж на родине, рождение его в Ростове, и при жизни великого старца было предметом благоговейной памяти жителей, воспитанных среди святынь, которыми издавна славился древний город. Ростовская земля, казалось, только и ждала всероссийского прославления преподобного Сергия, чтобы обозначить свою причастность к жизни и подвигу угодника Божия строительством приличного для данного случая памятника. Таким памятником и явился Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Историю Варницкого монастыря не назовешь простой. Он разорялся поляками, влачил нищенское существование, был почти до основания разрушен в годы советской власти. Но остались в прошлом беды, и монастырь на родине преподобного Сергия возродился.

Икона преподобного Сергия Радонежского, иконописец Юрий Кузнецов
Икона преподобного Сергия Радонежского,
иконописец Юрий Кузнецов

Восстановление монастыря началось с 1995 года по указу Патриарха Алексия II. Первые годы его жизни были непростыми, однако к настоящему времени трудами и молитвами настоятеля архимандрита Силуана и братии архитектурный ансамбль монастыря отстроен заново. В исторических формах возрожден Троицкий собор, отреставрирована и возобновлена Введенская церковь, над Святыми вратами построен храм в честь преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного, сооружены жилые, служебные и административные корпуса, возводится большой собор в честь Преподобного Сергия Радонежского.

Ныне Троице-Сергиев Варницкий монастырь – подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры – состоит в непосредственном ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В обители действует православная гимназия – одна из лучших в России, ребят готовят для поступления в высшие духовные семинарии. Среди святынь монастыря: чтимая икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его святых мощей и икона святителя Агафангела Исповедника, митрополита Ярославского и Ростовского, с частицей его святых мощей.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой, красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли.

Вот такие удивительные памятники древней русской архитектуры и живописи хранит Ярославская земля.

Медведица Маша - символ города Ярославль
Медведица Маша - символ города Ярославль

Легенда об основании города гласит, что будущий великий киевский князь Ярослав Владимирович, будучи еще князем Ростова Великого, объезжал однажды свои владения и встретил в местечке, где сливаются две реки Волга и приток ее Которосль, неизвестное племя язычников. Недружелюбно встретили аборигены князя и напустили на него свирепую медведицу. Не испугался князь и поверг зверя секирой. И тогда покорились язычники князю. А он решил здесь основать город с крепостью, чтобы суда с разным товаром свободно могли ходить по Волге, чтобы развивались здесь промыслы и ремесла. Город нарекли в честь основателя Ярославлем. Ярославль возник как первый христианский город на Волге. А было это в 1010 году. Имея весьма выгодное в стратегическом отношении географическое положение, город стал опорным пунктом княжеской власти и форпостом распространения христианства на Северо-Востоке Руси. Уже в XII-XIII веках Ярославль стал одним из наиболее развитых городов Руси, крупным центром торговли и ремесла. 

Волга
Волга

С тех пор стоит над Волгой город-красавец, радуя и удивляя горожан и своих гостей удивительными храмами и архитектурными ансамблями, уютными скверами и оригинальными новостройками. Ярославль – центр Ярославско-Ростовской епархии с более чем тысячелетней историей. Епархия всегда была известна подвижниками: трое архиереев, возглавлявших ее в разные периоды истории, были посвящены в сан Патриарха Московского и Всея Руси, восемь причислены к лику святых. Многие имена, священные для россиян, связаны с ярославской землей: святитель Леонтий Ростовский, один из первых проповедников христианства на Руси; высоко чтимый россиянами преподобный Сергий Радонежский; защитники Отечества – благоверный князь Александр Невский и адмирал Федор Ушаков и многие, многие другие.



При составлении рассказа использованы материалы сайтов:
http://www.pravoslavie.ru
http://www.moi-jaroslavl.ru
http://sobory.ru
http://russian-church.ru
http://www.varnitsky-monastir.ru
ttp://www.city-yar.ru
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru