Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святая праматерь Ева

видео
 
предыдущая
следующая
 
Одноименные иконы:
Святая праматерь Ева - это имя известно каждому. Та, что положила начало роду человеческому и, одновременно, та, чье непослушание научило нас страдать. Искреннее раскаяние, омытое слезами, сделало праматерь Еву святой. Непослушание Евы было уравновешено послушанием святой девы Марии - Богородицы. Спаситель - Сын Божий, родившийся от человека, своей крестной смертью и последующим воскресением искупил грех Евы, даровав человечеству надежду на спасение - вечную жизнь.

Все святые с именем Ева
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святой
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Размер: 35х30 см
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Если в Вашей душе есть сомнения в том, совершить или нет поступок, который может явиться проступком в очах Божиих, но искушение велико, помолитесь праматери Еве, вспомните о глубине раскаяния, которое ей довелось пережить, и как были печальны последствия ее проступка на Земле на протяжении всей человеческой истории. Если Ваша молитва будет искренна и сердечна, то непременно будет услышана, и святая праматерь Ева поддержит Вас своей молитвой к Господу, чем защитит от совершения ошибок, плоды которых могут быть весьма тягостными. Как праматерь всего человечества во плоти, всех родов и поколений от Адама, она всегда молится за нас, прибегающих к ее помощи и защите.

Те же, кто носит имя Ева в Святом крещении, могут обращаться к ней как к своей небесной покровительнице во всех случаях, когда требуется ее молитвенное заступничество перед Господом и Божией Матерью, защищающее ту, что находится в тезоименитстве с ней.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой Святой праматери Евы более всего помогает, когда душу охватывает раскаяние за некий поступок, совершенный вопреки Божиим заповедям и законам. Подобно тому, как глубокое, сердечное раскаяние Евы, омытое слезами, сделало ее святой и сам образ праматери Евы в христианстве стал объектом пристального внимания величайших богословов из числа Святых Отцов наших (см. раздел Значение иконы»), то и просьба к ней о молитвенной помощи перед Богом и Пресвятой Матерью Его поможет нам, осознавшим содеянное, никогда больше не повторять печальных ошибок. Такая молитва принесет облегчение, очистит душу и тем – окрылит ее снова. Господь же всемилостив, Он всегда готов принять и простить тех, чья душа открыта к «работе над ошибками», которая происходит всю нашу земную жизнь.

Особенно обращение к святой праматери Еве помогает в сложных ситуациях тем, кто окрещен этим именем, поскольку она становится для девочки Евы ее небесной покровительницей.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Так как святая праматерь Ева относится к лику ветхозаветных святых, то есть тех, кто причислен к лику святых, почитаемых Православной Церковью, ей поются общие тропари в дни Святых Отец и Святых Праотец – всем ветхозаветным святым.

За два воскресенья перед Рождеством Христовым:

Тропарь Святым Отцам
Препрославлен еси Христе Боже наш, иже на земли отцы наша основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе.

За одно воскресенье перед Рождеством Христовым:

Тропарь Святым Праотцам
Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Или для тех, кто крещен святым именем Ева: «Молитвенное призывание святого, имя которого носишь»
Моли Бога о мне, святая угодница Божия Ева, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

После этого можно, трижды осенив себя крестным знамением, произнести: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» и дальше помолиться своими словами. Это называется «личная молитва». То есть Вы можете обратиться к святому, как к тому, кто слышит Вас, от кого Вы ждете помощи, высказать ему свои вопросы, пожелания, сомнения, попросить о помощи или поблагодарить его, когда по молитвам Вашим к нему Вы получите разрешение проблем и т.д. По окончании молитвы снова трижды осените себя крестным знамением и произнесите: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь».
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святой

День памяти святой праматери Евы празднуется в дни памяти Святых Отец и Святых Праотец – за два и за одно воскресенье перед Рождеством Христовым.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

Иконописные изображения Адама и Евы основаны на библейских текстах. Они встречаются в раннехристианском искусстве на фресках катакомб и рельефах саркофагов, в Средневековье – в книжных миниатюрах и скульптурном декоре соборов.

Сошествие во ад. Икона Рублева. 1408
Сошествие во ад.
Андрей Рублев. 1408 г.

Наиболее ранний и распространенный сюжет в древней иконописи – «Грехопадение Адама и Евы». Его можно увидеть, например, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Монреале в пригороде Палермо (Италия). На нем Адам и Ева изображены стоящими у Древа познания добра и зла, вокруг которого обвился змей-искуситель. Мозаики собора представляют собой один из лучших образцов византийского искусства XII века.
Эпизод библейского предания, последовавший за грехопадением, – «Изгнание из рая Адама и Евы». Этот сюжет можно найти как в клеймах икон на ветхозаветные сюжеты, так и во фресковых циклах соборов. Например, такую фреску XVIII века можно увидеть в церкви Иоанна Предтечи в Рощенье (г. Вологда). Эта же история Адама и Евы изображена на фреске XVII века в церкви Николы Надеина г. Ярославля.

С X века в православной иконописи, связанной с изображением Адама и Евы, получил распространение сюжет «Сошествие во ад». На нем изображался Христос, выводящий из ада Адама и Еву, а также ангелы, окружающие крест Голгофы над головой Иисуса как символ искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. Адам в этом сюжете предстает седовласым старцем в хитоне и гиматии, а Ева – молодой женщиной в красном платье и мафории. Эта композиция являлась одновременно изображением Воскресения Христова, что делало ее обязательным сюжетом оформления праздничного чина иконостаса православного храма. Из иконописных произведений подобного типа стоит отметить иконы двух выдающихся русских иконописцев – Рублева и Дионисия. Икона Рублева «Сошествие во ад» (1408 г.) происходит из праздничного чина Успенского собора во Владимире и ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва). Икона с подобным сюжетом кисти Дионисия (1502 г.) раньше принадлежала иконостасу собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а теперь находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Сошествие во ад. Икона Дионисия. 1502
Сошествие во ад.
Дионисий. 1502 г.

Святой образ праматери Евы, сохранившийся на иконе XVII века, можно увидеть в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Новгородского Антониева монастыря, который сейчас входит в состав Новгородского музея-заповедника.

Адреса:
  • Piazza Guglielmo II 1, Monreale, Palermo, Sicilia, Italia. Тел.: +39 091 640 2424; +39 091 640 6671.
    Сайт: http://www.duomomonreale.it/

  • г. Вологда, Детский парк. Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье.

  • г. Ярославль, Народный переулок, д. 2а. Церковь Николы Надеина.

  • Москва, Лаврушинский пер., д. 10. Государственная Третьяковская галерея.

  • Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 4. Государственный Русский музей.

  • г. Великий Новгород, ул. Студенческая. Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Также с молитвой к святой праматери Еве в храме можно обратиться перед иконой Всех Святых. Там изображены все святые, чтимые Русской Православной Церковью, в том числе ветхозаветные праотцы – так называется лик святых, в число которых входят и праматери. Икона – это изображение плоскостное только лишь для физического глаза, на самом деле она объемна, пространственна, и, молясь в церкви перед образом Всех Святых, Вы можете обраться с молитвой к ним, а затем и к святой праматери Еве.
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Икона Святой праматери Евы
Икона Святой праматери Евы,
иконописец Юрий Кузнецов

Жена Адама – праматерь всех – не имела какой-либо обширной событийной земной биографии. Ева – имя, которое дал своей жене Адам после грехопадения. Ева – жизнь, Хава – так она звалась на древнееврейском, Эвга – так звучало ее имя в первых летописях Православной Руси, лишь с XIX века появляется имя Ева. Оно употребляется в Извлечениях из Воронцовского списка 1820-х годов Новгородской летописи.

В начале Бытия, до изгнания из рая, она звалась жена, и сотворение первой женщины Богом остается одним из самых таинственных Его чудес, глубокое духовное содержание которого, потаенный смысл на протяжении веков – предмет толкования многих святителей-богословов, не только христианских, но и иудейских, и мусульманских, представителей всех наиболее распространенных в мире религий.

В Книге Бытия дважды рассказывается о сотворении первых человеков: кратко – «сотворил Бог человека <...> мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), а затем более пространно: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему <…> И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2, 18–23).

Описание этого акта творения Богом Бытия считается одним из сложных мест в толковании Священного Писания. Как пишут современные исследователи, Иоанн Златоуст относил его к той категории труднообъяснимых библейских событий, которая недоступна обычному пониманию, и рассуждать о них можно только глядя «очами веры», поскольку это, по его словам, «превосходит всякий разум человеческий». Чтобы облегчить уяснение возникновения жены Адама – в дальнейшем праматери Евы, в западной традиции сотворению Евы из Адамова ребра придается мифологический смысл, все сводится к высокой, божественной, но – аллегории. В православной традиции считается, что два первых человека, возникшие по воле Творца, были конкретными историческими личностями, а сотворение Евы – историческая реальность. Это вполне соотносится с тем, что мы знаем из Нового Завета о прародителях человечества, из слов Иисуса Христа: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Мф. 19, 4–9), и в посланиях святого апостола Павла: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа» (1 Кор. 11, 8), «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева»(1 Тим. 2, 13).

Святая праматерь Ева. Икона из Антониева монастыря. Великий Новгород. XVII в
Святая праматерь Ева.
Икона из Антониева монастыря.
Великий Новгород. XVII в


Однако библейское высказывание о сне, в который был погружен Адам при сотворении жены – «помощника, соответственного ему», имеет также неоднозначное толкование. «И навел Господь на человека крепкий сон» – что это? Иоанн Златоуст, как пишут исследователи святоотеческой литературы, отмечает, что Адам «совсем не чувствовал, что происходит с ним», и почему это так, «знает это один Тот, Кто совершил создание». Митрополит Антоний Сурожский в размышлениях о природе этой анестезии как поистине необычного сна, в результате которого явилась Ева, говорил, что такой сон не является собственно сном – известным нам физиологическим состоянием, а напротив, полнотой вдохновенного экстаза, который возникает при со-действии с волей Творца. Свой разум, своя воля в этом случае у человеческого существа полностью подчинены Его воле. Подобное состояние описано в других библейских сюжетах Ветхого Завета. В Бытии так названо состояние Авраама, когда он заключал свой завет с Богом (Быт. 15, 12–18). Когда Саул преследовал царя-псалмопевца Давида, «сон от Господа напал» на него и его войско (Быт. 15, 12–18), есть и другие примеры.

Отчего же Господь, который мог сотворить жену Адама как самостоятельное существо, как еще одного человека, предпочел отделить ее от целого как часть от первого мужа, нетварного, нерожденного, со всеми качествами, присущими ему. Причем в древнееврейском языке, с которого переводились книги Ветхого Завета, слово, имеющее значение «ребро», еще имеет значения «бок», «сторона» и также вообще часть чего-либо. Так что было ли анатомически это ребро или что-то иное – до конца не ясно. Главное, что так или иначе Ева оказывается созданной из плоти Адама, абсолютно родственной ему. Для нас слова «муж» и «жена» имеют разную фонетику и потому еще более отделены друг от друга. В первоисточнике они звучат как is – «муж» и производное от него issa – жена, что и на письме указывает на единство их происхождения. «Это плоть от плоти моей, это кость от кости моей! Она назовется женой, потому что она как бы пожата из меня» (Быт. 2, 23) – так воскликнул Адам, когда увидел свою помощницу. По этому поводу владыка Антоний Сурожский размышляет: «Святой Иоанн Златоуст говорит о том, как в начале в человеке были заложены все возможности и как постепенно, по мере того, как он созревал, в нем начали проявляться не совместимые в одном существе и мужские, и женские свойства. И когда он дошел до зрелости, Бог их разделил». Эта идея начального антропоморфизма прослеживается и во многих апокрифических изложениях, которыми весьма богата история создания первых людей.

Разделение, которое порождает потребность соединения вновь для воссоединения целостности, дает нам возможность переосознать заново понятие семьи и брака. Есть расхожая поговорка: «Браком хорошее дело не назовут». Тот, кто выпустил это сомнительное заявление в мир, похоже, даже не представлял себе всей чудовищности его цинизма. «Brak mi tego», – говорят поляки, когда хотят сказать: «Мне этого не хватает». Когда мы говорим «бракованная вещь», то имеем в виду, что в этой вещи недостает чего-то, что там должно быть, какого-то важного сочетания, нужного элемента. Воссоединение в супружестве – восполнение такого сочетания.
 
В 39-м сонете Шекспир, который вряд ли исследовал природу и следствия этого разделения с богословской точки зрения, тем не менее создал гениальное определение отношений, когда любовное единство нашедших друг друга двух половинок восполняется узнаванием себя в другом. Он вольно или невольно возносит хвалу Богу за этот акт Господнего творчества, породившего потребность в любви женщины и мужчины, любви, от которой продолжается род человеческий:

О, как тебе хвалу я воспою,
Когда с тобой одно мы существо?
Нельзя же славить красоту свою,
Нельзя хвалить себя же самого.

Затем-то мы и существуем врозь,
Чтоб оценил я прелесть красоты
И чтоб тебе услышать довелось
Хвалу, которой стоишь только ты.

Разлука тяжела нам, как недуг,
Но временами одинокий путь
Счастливейшим мечтам дает досуг
И позволяет время обмануть.

Разлука сердце делит пополам,
Чтоб славить друга легче было нам.

«Разлука тяжела нам, как недуг» – и мы порой всю жизнь ищем «вторую половину своей души», как назвал этот поиск недостающего нам человека, своего единственного Адама или Евы, философ и писатель Ричард Бах…

История Адама и Евы. Фреска церкви Николы Надеина в Ярославле. XVII в
История Адама и Евы.
Фреска церкви Николы Надеина
в Ярославле. XVII в


Итак, до грехопадения Бог полностью уравнял мужчину и женщину, сотворив Адаму «помощника, соответственного (курсив – авт.) ему» (Быт. 2, 18), положив начало сочетанию – разделением. Этим подчеркивается достоинство женщины и единство полов в библейском рассказе о создании прародителей. «Для того-то Бог и называет ее помощницей, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – чтобы показать, что они – единое». В «Основах социальной концепции РПЦ» говорится, что «мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении».
 
«Нехорошо человеку быть одному» – и Господь создал ему ту, которую можно любить, и эта необходимость, пережив тысячелетия Ветхого Завета от Сотворения мира, находит свое отражение в Христовом учении: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил Baс, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Инн. 13,34-35). Эта заповедь много раз повторена не только в Евангелии от Иоанна, но и в посланиях апостолов, 13-я же глава 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам – уникальное, глубочайшее определение любви как признака Духа в человеке1. И еще: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). И еще: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Так мы видим изначально заложенную Богом-Отцом исходную суть того, ради чего все это начиналось – ради любви в самом широком смысле этого слова…

В Книге Бытия брак Адама и жены его основан на определении: «...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24), то есть разделенное воссоединится, только на другом, более явном уровне, гармонически дополняя самое себя. В христианстве же, после боговоплощения Бога-Сына, после Рождества Христова и следующей за тем возможности обожения каждого человека во Христе2, обретен высочайший смысл земного супружества, возводящий ветхозаветный брак ради продолжения рода между человеческими адамами и евами к новозаветному божественному таинству соединения двух душ в Духе Святом.

Изгнание из рая. Фреска  церкви Иоанна Предтечи в Рощенье (Вологда). XVIII в
Изгнание из рая.
Фреска церкви Иоанна Предтечи
в Рощенье (Вологда). XVIII в


Так, святитель Григорий Нисский видит в браке проявление троичности Бога. Он говорит, что поскольку Адам не является существом рожденным, то он – пример Бога-Отца, целиком созданный Им по образу и подобию Его. В сыне Адама предполагается образ рожденного от Бога Сына и Слова Божия, а Ева, которая не рождена, но произошла от Адама, несет в себе ипостась Святого Духа. Как пишет Григорий Нисский, «Потому-то Бог и не вдувает ей дыхание жизни, что она является примером дыхания и жизни Святого Духа и что она имеет через Святого Духа воспринять Бога, Который есть истинное дыхание и жизнь всех» (Greg. Nyss. Ad imagin. Dei et ad similitud // PG. 44. Col. 1329). Так троичность отражается в человеческой семье, неразрывности ее единства, поэтому развод при наличии в семье детей на подсознательном, генном уровне является таким глубоким эмоциональным и нравственным шоком для всех ее членов, даже если дальнейшее сосуществование кажется невозможным…

Но откуда возникло отношение к Еве, как существу вторичному, во всем подчиненному мужу и зависимому от него, требующему к себе особо строгого надзора? Ведь в книгах Ветхого Завета, в частности, в Премудростях эта позиция по отношению к женской половине рода человеческого определена весьма отчетливо.

Грехопадение. Оно состояло прежде все в ослушании Бога-Отца. То самое яблоко, сорванное Евой по наущению змия с древа познания добра и зла, разделило человеческую суть на две половины внутри Адама и Евы, обрекая нас на выбор между тем и этим. Оно породило грех, и, как результат его, – страдание, самое разнообразное, то есть все то, что в присутствии любви просто не может возникнуть. Но Бог есть любовь, то есть безграничное доверие, а они от нее отпали, и тем – отпали от Бога. До этого, хотя они были наги и были одной плотью, как говорит преподобный Ефрем Сирин, Адам и Ева «были облечены славой», то есть одеты ею, и чистота высшей любви при отсутствии понятия о зле оставляла их души невинными. Их одеждами была слава Божия.

В новом состоянии, когда знание добра и зла стало искусительным, они увидели, что «наги, и устыдились». Одежда наша – следствие этого первого стыда. Как писал Святитель Филарет (Дроздов) в Толковании на книгу Бытия: «<…> наша одежда есть памятник грехопадения; стыдливость – род покаяния, а бесстыдство – нераскаянности и закоснения». В первой песни «Канона Андрея Критского», читаемого в первые четыре дня Великого поста, сказано: «Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная – плотский страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении всегда напояющий горечью», а во второй – мы будто слышим горький возглас Адама: «Разодрал я первую одежду мою, которую вначале соткал мне Создатель, и оттого лежу обнаженным. Облекся я в разодранную одежду, которую соткал мне змий коварством, и стыжусь».

Грехопадение Адама и Евы. Мозаика собора Пресвятой Богородицы в г.Монреале (Италия). XII в
Грехопадение Адама и Евы.
Мозаика собора Пресвятой Богородицы
в г.Монреале (Италия). XII в.


Более того, мы вообще не знаем, какими они были, Адам и Ева, до грехопадения, ибо сказано, что после грехопадения и изгнания «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21). То есть предполагается, что они были обнажены перед Богом как души, как мы будем предстоять перед Ним, но они были прекрасны, поскольку грех еще не обезобразил их.

Но нет предела любви Бога к нам. Да, с ослушания Адамовой жены и по ее искушению – самого Адама начался и путь земной человеческой истории, падения и покаяния – такой длинный путь обратно к нему, к Богу. И первым плодом того, первичного греха стал на земле грех первенца Адама и Евы. Они стали смертны, ибо грех отрицает жизнь. И пример первой человеческой смерти явил им Каин, их первенец, который из зависти убил брата своего, Авеля. История детей прародителей, Каина, Авеля и Сифа, начинается с величайшего преступления – братоубийства.

Горе родителей, раскаяние и покаяние Евы позволили ей искупить свой великий грех, но с тех пор до величайшей искупительной жертвы, которую принес за всех на кресте Сын Божий, не всем доводилось оказаться у престола Бога-Отца. Лишь Христос, сойдя в ад, вывел из них грешников, о чем у ветхозаветного пророка Осии о приходе будущего Мессии его устами сказано: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13, 14). Однако кроме искупительных слез Евы, спасших ее, в Бытии содержатся слова Бога о восстановлении славы женского рода: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 14–15). В этих строках изложена краткая суть евангельских событий: о Рождестве Христовом – «семени ее» – через Пречистую Деву, о том, как посрамлен будет враг человеческий и как змий будет поражать Сына Божия в пяту через наши грехи, но так и останется посрамленным теми, кто последует за Ним. То же пророчество, но уже более явное находим и у пророка Исайи и подтверждение о том, что все сбылось, у апостола-евангелиста Матфея: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).

Историчность происхождения Евы отчасти доказывается тем, что иудеи и мусульмане, которые также почитают ее как праматерь всех, указывают географическое положение некоторых мест, где предполагается реальное захоронение Адама и Евы. Пещера Махпела, в переводе с иврита «Двойная пещера», иначе по-арабски Кирьят-Арба, «Город четырех» – склеп патриархов, расположенный в древней части города Хеврона, как считается, стала гробницей для четырех пар: здесь упокоены Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия.

Мусульмане указывают на отдельное захоронение праматери Евы возле города Джидды, которое описывают начиная с VII века древние мусульманские историки. Здесь выстроены мечеть и гробница, но является ли в самом деле это место последним ее пристанищем, доподлинно неясно, хотя на пути в Мекку паломники заходят, чтобы приложиться к гробнице как почитаемой ими святыни.

Значение иконы

Икона Богородицы «Радуйся, Невесто Неневестная», иконописец Юрий Кузнецов
Икона Богородицы «Радуйся, Невесто Неневестная», иконописец Юрий Кузнецов
Икона передает образ Богородицы еще до рождения Иисуса Христа, но уже после Благовещения, когда Дух Святой
снизошел к Деве Марии.

На иконе, изображающей Еву, покров ее часто изображается в красных тонах, что говорит о ее первородстве. Но ветхозаветное библейское сказание о Еве, как мы видели и в предыдущем разделе, тесно связывает все с ней произошедшее с христианской реальностью, как, впрочем, и многие иные ветхозаветные события. Послушание Пречистой Девы явилось противовесом Евину непослушанию. Ее слова: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38) стали началом нового человека, потому Богородицу иногда называют «Новой Евой».
 
Протоиерей Петр Преображенский отмечал, что святой мученик Иустин Философ был первым, кто «противопоставил Марию и Еву и их роль в домостроительстве спасения рода человеческого». Преподобный Иоанн Дамаскин продолжил эту идею, отмечая, что первая Ева преступила Божие слово, и через него вошла в мир смерть. Мария же была абсолютным примером послушания Богу, и через Нее вошла в мир Жизнь: в тропаре на Рождество Пресвятой Богородицы поется «…из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш».

Святая праматерь Ева искупила свои грехи глубочайшим раскаянием. Богоматерь, «получившая в усыновление весь род человеческий», Царица Небесная достойным смирением возвела женский род от ветхозаветного падшего образа к тому облику, какой был задуман о женщине Господом: недаром же счастливую весть о Воскресении Его принесли отчаявшимся апостолам жены-мироносицы. И теперь тем из рода человеческого, кто именуется женами, остается лишь благодарить первую Еву за научение глубине покаяния, а Пресвятую Владычицу нашу – за Божественный пример послушания, открывшего врата к спасению всех поколений, которые были, есть и будут на Земле.

________________________________
1 1-е Послание святого апостола Павла к Коринфянам, гл. 13: «1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. 2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. 3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 9Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 11Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан. 13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

2 Возглас священника на Божественной литургии: «Христос посреди нас!» – и ответ народа: «И есть, и будет!» означает, что Христос и внутри каждого из нас, кто принадлежит Христовой Церкви, и между нами, соединенными в Святом Духе, что следует из Символа веры.

Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru