Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Архангел Михаил

видео
 
предыдущая
следующая
 
Одноименные иконы:
Архангел Михаил считается покровителем воинов. Является защитником всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов. Крепка вера православных христиан в его помощь во всех бедах, скорбях, нуждах. К нему обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием его как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома, прося о спасении от воров и стихийных бедствий. В православии он почитается также как покровитель строительства и строителей.

Все святые с именем Михаил
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Об истории и значении иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Архангел Михаил – архистратиг, в переводе с греческого – главнокомандующий, с древнееврейского его имя Ми Ка Эль переводится – «Кто как Бог?», что означает – «Никто не равен Богу». Обращение с молитвой к архангелу Михаилу защитит душу верующего от всех неблагоприятных воздействий со стороны противоборствующих Всевышнему сил. Он – первый защитник и помощник тем, кто свидетельствует о Боге и во всем следует закону Божию. Также он является защитником душ умерших на их пути к Престолу, дабы их не захватили служители антихриста. Ему же молятся о защите воинов и воинства, так как он сам является предводителем всего ангельского войска, как мы уже сказали выше.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой Архангела Михаила помогает при желании избавиться от сомнений в вере, от духовной некрепости, которые происходят от искушений, преодолеть которые иногда сложно без помощи свыше, их много, и мы часто чувствуем, как вера наша ослабевает. Один из главных помощников здесь – архистратиг Михаил, стоящий на защите Божиих законов. Также он является небесным покровителем военных. Тут уместно вспомнить об особом его покровительстве Жанне д’Арк (см. раздел «Какое чудо произошло»). Из воинской истории России мы знаем, что одним из первых линейных кораблей с 52 пушками на борту стало судно «Архангел Михаил», спущенное на воду в 1713 году. Название его содержало прошение к архангелу об особом покровительстве новому молодому русскому военному флоту. Корабль строился на верфях Архангельска, также названного в честь архистратига небесного воинства. Также к нему за помощью могут обращаться те, кто занимается строительством, имеет строительные профессии, поскольку он считается и их небесным покровителем.

Когда-то он научил мучеников Флора и Лавра управлять лошадьми – так что он – небесный покровитель всех коннозаводчиков, конюхов, жокеев, всех, кто имеет отношение к конному спорту и разведению лошадей или содержит их в частном владении.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Икона Архангела Михаила, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Архангела Михаила,
иконописец Юрий Кузнецов

О, святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О, всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя) Защити, Архангеле, нас от всех врагов видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помогои нам грещным (имя) и избави нас от труса, потопа, огня, меча и от напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегода и вовеки веков. Аминь

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со сной и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца и сокруши их, яко прах перед лицом ветра.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый князь и воевода небесных сил, Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорюях и печалях, в пустыне и на морях тихое прнистанище.

Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от меня духи лукавого, искушающего и томящего мя.

Безплотных Ангелов первый еси и служитель Божественнаго светозарения онаго самовидец же и таинник, спаси ны, Михаиле Архистратиже, летно чтущия тя благочестно и поющия Троицу Верно.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

Дни памяти установлены Православной Церковью 8/21 ноября - Собор архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных; 6/19 сентября – воспоминание о чуде архангела Михаила в Хонех.

Дата празднования в ноябре также имеет неслучайное происхождение. Она символична: март считается первым месяцем после Сотворения мира, ноябрь – девятым. В ознаменование девяти ангельских чинов именно в ноябре установлен праздник ангелам. 8-е число указывает на Судный день, когда Собор сил бесплотных с архангелом Михаилом во главе будет сослужить Господу, который взвесит на Своих весах грехи и праведные дела каждого.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

В России имеется огромное количество храмов, посвященных архангелу Михаилу, нет храма или церкви, где не было бы его образа в иконостасе, на иконе или во фресках, поэтому, куда бы ныне Вы не зашли за его помощью – у Вас есть возможность обратиться к этому служителю Господню. Его изображение мы часто встречаем на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса, в так называемом «ангельском деисусе».

В Москве:

1. Храм Михаила Архангела в Тропареве (Патриаршее подворье).
Адрес: Москва, просп. Вернадского, д. 90.
Тел.: 8 (495) 433-24-76; 8 (495) 433-27-96.
E-mail: http://troparevo-hram.org

2. Храм-часовня Архангела Михаила близ Кутузовской избы, что в Филях, относится к храму Георгия Победоносца на Поклонной горе.
Адрес: Москва, ул. Площадь Победы, д. 3б.
E-mail: info@altaryvic
Тел.: 8 (499) 142-08-86; 8 (495) 449-82-20; 8 (495) 449-82-21.
Факс: 8 (499)148-22-35.
Воскресная школа: 8 (499) 148-45-13.
Церковный дом: 8 (499)148-98-96.

В Подмосковье:

Храм Архангела Михаила в Белоусове
(Московский патриархат. Одигитриевское благочиние).
Адрес: Москва, Троицкий округ, дер. Белоусово, д. 1.
E-mail: hram-belousovo@yandex.ru

Как добраться:
На машине:
с Киевского шоссе на перекрестке Рассудово повернуть на Яковлевское шоссе и следовать по нему 11 км до Белоусово. Храм будет слева по ходу Вашего движения и виден с дороги.
На общественном транспорте:
1. Электричкой с Киевского вокзала до станции Рассудово, далее автобусом № 1038 до храма.
Расписание автобуса № 1038 от станции Рассудово: 07.21; 08.47; 11.42; 14.42; 17.20.
2. Автобусом № 309 от ст. метро «Юго-Западная» до остановки Рассудово, далее на попутном транспорте до Белоусово.
Вернуться к содержанию

Об истории и значении иконы

Кто такие ангелы и архангелы

Икона Архангела Михаила, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Архангела Михаила,
иконописец Юрий Кузнецов

Мир ангелов – мир невидимый, сотворенный Богом раньше видимого мира. Мы почти ничего не знаем об этом мире, поскольку в Библии он не описан. Проникая в художественную образность и метафоричность древнего языка Библии, служители Церкви говорят о том, что ангелы – существа духовные, обладающие личностью, умом, волей и могуществом. Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», в этом слове определено их назначение. Ангелы – посланники Божии, то есть посредники в осуществлении воли Бога относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Кроме этого, ангелы ходатаи за людей пред Богом и воины в борьбе с Его врагами. Приставка «арх» указывает на более возвышенное служение некоторых ангелов Богу по сравнению с другими ангелами.

Известно всего семь имен архангелов. Священное Писание знакомит нас с архангелами Михаилом и Гавриилом в своих канонических книгах, а с Рафаилом, Уриилом, Салафиилом, Иегудиилом и Варахиилом – в апокрифических источниках.

В христианстве Михаил – главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей, его имя упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. При этом, как правило, в Ветхом Завете имена архангелов не фигурируют, однако его имя упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила (Дан.10:13, 21; 12:1).

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем войска Господня», он главный борец против зла, существующего в мире. Отсюда его церковное «имя» – архистратиг, то есть старший воин, вождь, военачальник. Михаил поставлен над всеми ангельскими чинами, имя его в переводе с еврейского означает «кто как Бог», или «кто равен Богу». По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия.

Когда один из наиболее приближенных к Богу ангелов – Люцифер (в переводе с латыни – «светоносный», или утренняя звезда, «Денница») удалился от Бога настолько, что стал источником зла, и увлек за собой треть ангелов, говоря: «… взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой,.. буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13 – 14), архангел Михаил первым призвал всех не увлекшихся пагубным примером ангелов к борьбе с дьявольским искушением: «Кто подобен Богу? Никто как Бог!» Он со своим войском одержал победу в битве против Люцифера и его бесов (падших ангелов), которые были «низвержены в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Это противоборство между добром и злом и теперь продолжается на земле, все люди являются его участниками.

Небесные силы составляют «ангельский собор», а люди – «человеческий род». «Поэтому, – замечает известный богослов В.Н. Лосский, – единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое, но гармоническое». В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. На это указывают апостол Павел (Еф. 1. 21; Кол. 1. 16) и многие Отцы и учителя Церкви.

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в I веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии». Согласно Дионисию, ангельская иерархия состоит из трех триад:

Первый лик
Серафимы (пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней (Ис. 6:2-3)).
Херувимы (распространители познания, несут мудрость, просвещение (Быт. 3:24; Иез. 10; Пс. 17:11)).
Престолы (на них Господь восседает, как на престоле, и изрекает Суд Свой (Иез. 1:15-21; 10:1-17)).

Второй лик
Господства (наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения (Кол. 1:16)).
Силы (творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим (Рим. 8:38; Еф. 1:21)).
Власти (имеют власть укрощать силу дьявола (Кол. 1:16)).

Третий лик
Начала (им поручено управлять Вселенной и стихиями природы (Рим. 8:38; Еф. 1,21; Кол. 1:16)).
Архангелы (учители небесные, учат людей, как поступать в жизни (Откр. 12:7)).
Ангелы (наиболее близки к людям, они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни).

Икона Архангела Михаила, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Архангела Михаила,
иконописец Юрий Кузнецов


Священное Писание нас учит, что великий духовный мир населен разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Ангелы – это общее имя для всех чинов Небесной иерархии, так как слово «ангел» – это название не существа, а служения, как о них и пишет апостол Павел в Послании к евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14).

В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий. Священное Писание называет их «духами» (Евр. 1. 14) и относит к «невидимому» миру (Кол. 1. 16). В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24. 39).

Митрополит Кирилл объясняет: «Ангелы – реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку. Принадлежа здешнему миру, мы не можем по своему произволению опознать присутствие рядом с нами этих небожителей. Ангелы сотворены Богом и являются Его посланниками, как бы посредниками Творца в осуществлении Его воли относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Но, кроме того, ангелы еще и ходатаи за людей пред Богом. ″Смотрите, – говорит Слово Божие, – не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного″ (Мф. 18. 10)».

Святитель Григорий Богослов указывает, что ангельский мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове». В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, – в точности знает только один Бог».

Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан. 7. 10; Откр. 5. 11; Мф. 26. 53; Лк. 2. 13; Евр. 12. 22 и др.). Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. Из Священного Писания и Священного Предания Церкви мы знаем, что над всеми девятью ангельскими чинами поставлен Господом святой архистратиг Михаил.

О роли архангела Михаила

Архангел Михаил считается покровителем воинов, сражающихся за правое дело. Почитается он как защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощник в печали и хранитель спящего человека. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием архангела Михаила как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома. Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал также почитаться как защитник душ умерших.

Икона Архангела Михаила, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Архангела Михаила, 
иконописец Юрий Кузнецов

Архангел Михаил часто изображается в воинских доспехах с копьем или мечом в руке, потому что и после победы в этой битве архистратиг не перестает бороться за славу Бога и за дело спасения человеческого рода. И, согласно Откровению Иоанна Богослова, во время последней битвы небесных и дьявольских сил Михаил и его ангелы опять низвергнут Люцифера вместе с его войском: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

Как защитник и покровитель иудейского народа, архангел Михаил предводительствует израильтянам во время Исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), он встает на пути Валаама, чтобы уберечь народ израильский от проклятий и поражения от моавитян (Числ. 22). Михаил помогает Иисусу Навину (одному из главных помощников Моисея и его преемнику) при завоевании израильтянами Земли обетованной (Нав. 5:13-15). Он уничтожает армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Архангел Михаил является пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства (Дан. 10:13, 21). И хотя не во всех местах Библии помогающий ангел назван по имени, христианская традиция отождествляет этого ангела с архангелом Михаилом. В Ветхом Завете архангел Михаил выступает ангелом-хранителем только израильского народа, в Новом Завете Православная Церковь признает его покровителем и защитником каждого праведного христианина.

Апокрифические источники описывают архангела Михаила как хранителя душ умерших:
– Иисус Христос после своего сошествия во ад вверил Михаилу души праведников, чтобы он сопроводил их в рай (Евангелие от Никодима).
– Архангел Михаил совершает ритуал омовения души умершего перед ее входом в Небесный Иерусалим (Откровение Павла).
– Он сопровождает Деву Марию по аду, объясняя ей причины мучений грешников («Хождение Богородицы по мукам»).

Большая роль отводится архангелу Михаилу и в дни будущих испытаний, описанных в Откровении Иоанна Богослова. Архангелы Михаил и Гавриил по указанию Бога вострубят в рога и призовут людей на Страшный суд. Помимо низвержения дракона в небесной битве «добра и зла», архангел Михаил и его армия будут помогать праведным людям в период предстоящих преследований при Антихристе.

В ведении архангела Михаила также Книга жизни, в которой запечатлены все человеческие судьбы и грехи. Об этом пророчествовал Даниил: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1). Такое представление о Михаиле нашло свое отражение в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на Страшном суде».

В одной из гомилий египетских христиан об архангеле Михаиле (гомилия – проповедь, содержащая истолкование прочитанных мест Священного Писания) рассказывается о том, как архангел Михаил в день Страшного суда вымаливает у Бога спасения для грешников, просит не отдавать их дьяволу, соблазнившему их в земной жизни. И после разрешения: «Перестань плакать, о мой избранник Михаил, о мой управитель добрый. Разве хорошо им ... те, которые покаялись … войти в эти все муки. Но ради тебя, о мой избранник Михаил, и твоих слез, которые ты пролил из-за них, повелеваю тебе, чтобы ты выполнил все свое желание в отношении тех, которые слева, и причислил их к тем, которые справа от меня» Михаил забирает на правую сторону все души из тех, которые грешили на земле, и (вместе с тем все же) сделали немного добра.

С давних времен архангел Михаил очень любим и почитаем верующими людьми. В Византии происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в его честь. Многие больницы строились рядом со Свято-Михайловскими храмами и имели архангела своим представителем. Императоры и военачальники Византии считали архангела Михаила своим покровителем на войне, поскольку он является Архистратигом Сил Небесных. Чеканились даже монеты с изображением архангела. Многие знатные люди были похоронены в храмах Архангела Михаила в надежде на его защиту в день Страшного суда. Согласно греческим преданиям, архангел Михаил присутствует при смерти человека.

Какое чудо произошло

Икона Архангела Михаила, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Архангела Михаила,
иконописец Юрий Кузнецов

Архангел Михаил всегда был особо чтим на Руси. Преподобный Пафнутий Боровский в Волоколамском патерике1 пишет о спасении Великого Новгорода со слов баскаков – татарских сборщиков податей на Руси: «А потому Великий Новгород не был взят иноверцами, <…> что по Божию попущению из-за грехов наших безбожный царь мусульманский Батый взял в плен Российскую землю, и пожег, и пришел к Новому граду, и настиг его Бог и с Ним Пречистая Богородица и через явление Михаила архистратига запретил идти на него. Он же |[Батый] пошел на град Литовский, и к Киеву и видел в каменной церкви написанного над дверьми великого Михаила архангела, и сказал князьям своим, указывая перстом: ”Он мне запретил пойти на Великий Новгород”»2. То есть Сам Господь Бог вступился за Великий Новгород, поручив его защиту архистратигу Михаилу, о чем свидетельствуют уже не русские летописцы, а татарские пленители Руси, что делает это свидетельство еще более убедительным, поскольку оно исходит со стороны противника. Образ же архангела Михаила в память о том чудесном освобождении с тех пор часто изображался на русских воинских хоругвях.

Много чудес было совершено им в древние времена. Вот самые известные из них, сохранившиеся в преданиях.

«Чудо в Хонех»
По легенде во Фригийских землях, в городе Иерополе один из жителей города выстроил храм, посвященный Михаилу архангелу. Храм он выстроил после того, как его единственная дочь исцелилась от вод источника, который был открыт в том месте.

Во времена гонений на христиан в том храме служил пономарем Архипп Херотопский, который вел благочестивый и добродетельный образ жизни и подавал такой же пример всем, кто знал его. Он служил там шестьдесят лет во славу Господню и был столь уважаем среди людей, что даже язычники, глядя на него, склонялись к принятию христианства, а это вызывало у языческих правителей гнев и раздражение.

В конце концов властители Иерополя решили разрушить храм и тогда же убить Архиппа, но так, чтобы это было не их действием, а по воле стихии. Они соединили течение двух рек, и их единый поток направили на храм. Увидев несущийся водный поток, Архипп начал усердно молиться, призывая архангела Михаила с просьбой спасти его от бедствия. И тут на его призывы явился сам архистратиг, ударил жезлом по горе, и в ней открылась расселина, куда и устремились разрушительные воды, минуя храм. Хоны – расселина, отверстие, оттого и это чудо известно нам как «Чудо в Хонех», и оно стало сюжетом одной из икон в иконографии Михаила архангела.

«Чума в Риме»
В 590 году в Рим пришла эпидемия чумы. Папа Григорий Великий проводил торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии. Во время шествия возле мавзолея Адриана он увидел на его вершине архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. С этого момента эпидемия пошла на спад, а на вершине мавзолея в память об этом событии возвели статую архангела Михаила. С X века мавзолей стал известен как замок Святого Ангела.

«Спасение Сипонта»
В 630 году итальянской город Сипонт был осажден лангобардами – длиннобородыми – германскими племенами, по прозванию которых потом была названа провинция Ломбардия. Епископу Сипонта, пребывавшему в молитвах о судьбе города, в видении явился архангел Михаил. Он ободрил жителей и обещал помощью своей изгнать захватчиков от городских стен. По легенде, раздался страшный гром, и лангобарды увидели огненное облако, окруженное дымом, а внутри него полыхали молнии. Облако сходило на гору Гарган, что была рядом с городом, и устремлялось прямо на них. Устрашенные, они бежали. А когда узнали, что это случилось по явлению Михаила архангела, и так была явлена воля Божия, то они, бывшие арианами, т.е. отрицавшими двуединое происхождение Христа как Сына Божия и Сына человеческого, отреклись от этой ереси.

«Спасение отрока близ Афонской горы»
Рядом с Афоном один отрок, нашедший богатое сокровище, попал в окружение злоумышленников, которые решили завладеть найденным им богатством, а самого отрока утопить. Но архангел Михаил спас отрока от гибели, а в память об этом чудесном спасении болгарский предводитель Дохиар возвел храм в честь спасителя мальчика. Сокровища, которые он нашел, были отданы на его устройство и украшение.

«Грешница, ставшая святой»
При императоре Траяне жила некая Евдокия, которая славилась необыкновенной красотой и, вместе с тем, целомудрием должным не обладала, через что приобрела немалое богатство. К тому же она поклонялась языческим богам. Однажды ночью она услышала под окном громкие слова, возвещавшие о Страшном суде, о судьбе грешников, воздаянии за грехи.

Ей стало не по себе, и наутро она призвала христианского монаха и попросила его научить ее покаянию. Слушаясь наставника, она научилась молитве и посту. Неделю, плача о своей жизни, молясь и постясь, она не выходила из комнаты. А затем увидела юношу светлого ликом, в сияющих кипенной белизной одеждах, который назвался архангелом Михаилом. Он взял ее руку, и в видении своем она вознеслась на небеса. Архангел рассказал Евдокии о радости пребывания с Богом, о чуде очищающего покаяния. Когда видение рассеялось, Евдокия прошла в храм, приняла Святое крещение, и до конца дней своих вела добродетельный и благочестивый образ жизни, посвятив свою жизнь Богу.

Икона Архангела Михаила, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Архангела Михаила, 
иконописец Юрий Кузнецов

«Спасение наследника»
О чуде свидетельствует запись в коптской гомилии3 Х века. Один богач узнал, что сын его вдовевшей соседки наследует большое состояние. Чтобы завладеть им, он решил убить юношу. Но что бы он ни предпринимал – оставлял одного в лесу, бросал в морскую пучину, наследник оставался невредим по заступничеству за него архангела Михаила.

Тогда богач, полагая, что, может, этот злой умысел удастся воплотить его жене, пишет ей письмо с просьбой придумать, как погубить молодого человека. Однако архангел Михаил заменил текст письма на требование немедленно выдать за юношу замуж его дочь. Так и получилось. Но и богач не остался безнаказанным – он погиб от собственного меча, пронзившего его, когда тот садился на коня.
 
«Спасение Новгорода»
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сейми възбрани поити на Великий Новъгородъ» (этот запретил мне идти на Великий Новгород).

«Архангел и Жанна д'Арк»
Михаил архангел вместе с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской были теми, чьи голоса слышала она, еще будучи простой девочкой из Сан-Реми, где она впервые увидела их в видениях. Предводитель небесного воинства вел ее в боях, он же передал ей веление коронации Карла VII в Реймсе. Он же явился ей в битве за Орлеан в мерцающем светлом сиянии и вместе с сонмом ангелов помог разгромить англичан в этой битве. Победа Жанны при Орлеане другим полководцам показалась бы невозможной без поддержки сил небесных, вдохновивших Жанну, а через нее войска в этом сражении. После этого девушка-полководец на века осталась в памяти человечества как Орлеанская дева.

«Чудо о Флоре и Лавре»
На Балканском полуострове есть предание, согласно которому Михаил архангел научил искусству управлять лошадьми мучеников Флора и Лавра, что нашло отражение в иконографии – святые часто изображаются с лошадьми, их поводья – в руках архангела Михаила.

Сохранились легенды о помощи архангела Михаила отдельным монастырям. Так, в монастыре Дохиар, находящемся на Святой горе Афон, он спас юношу, нашедшего клад, от нечестных иноков, которые его хотели погубить ради денег. Деньги были направлены на роспись храма, посвященного архангелам Михаилу и Гавриилу. В этом же монастыре хранится легенда о том, как они спасли братию от болезней, возникших из-за грязной воды, которая поступала в монастырь по длинным канавам. Они явили источник на территории монастыря. Это источник сохранился до сих пор, и вода из него исцеляет болезни верующих.

Сохранилось много историй о том, как архангел Михаил спасал жителей прибрежных селений на островах Эгейского моря во времена расцвета пиратства. Не страшась ничего, пираты грабили селения, сжигали дома, захватывали в плен людей, которых потом продавали в рабство. По горячей молитве жители всегда получали помощь от святого военачальника.

Особенно полюбился пиратам остров Лесбос – богатый и изобильный. Недалеко от селения Мандамадос некогда возвышался величественный монастырь Святых Небесных Сил бесплотных, время основания которого теряется в глубине веков. Монастырь был хорошо укреплен, пиратам никак не удавалось преодолеть монастырские стены, но жажда наживы была велика, и они поставили себе задачу во что бы то ни стало попасть в обитель. Выбрав подходящий момент, после зимней тишины монахи находились в беспечности и не ждали нападения, один из пиратов вскарабкался на стену и уже через минуту открыл монастырские ворота. Монахи так и не успели понять, что же произошло, как были все убиты. В живых остался только послушник Гавриил, который и был свидетелем чуда явления архангела Михаила. Грозный воин с огненным мечом заставил бежать пиратов, позабыв про оружие и награбленное.

А Гавриил в благодарности припал к иконе Архангела Михаила, икона на какое-то мгновение преобразилась – лик стал как живой. Гавриил молил архангела Михаила упокоить души братьев и сподобить его изобразить дивный лик, который он увидел минуту назад. Гавриил, смешав белую глину и кровь своих братьев, начал лепить образ небесного заступника, чувствуя помощь и вдохновление. И чудесным образом руки сами собой изваяли образ грозный, но исполненный Божественной благодати. Чудотворная икона Архангела Михаила сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была создана послушником. Икона совершенно не пострадала от времени. Иногда глаза архангела наполняются слезами, благодать творит чудеса с теми, кто прибегает к его образу с верой.

Служители Мандамадосского монастыря трепетно сохраняют легенды о помощи архангела Михаила, здесь и древние истории о том, как он помог с деньгами, которых не хватало на возведение новой церкви, и современные – о чудесной помощи уроженцам Мандамадоса в исцелении. Привлекает внимание история о внезапном исчезновении иконы Архангела Михаила из монастыря на целую неделю и чудесном ее возвращении на прежнее место. Это случилось в 1963 году в тот период, когда турки жестоко напали на греческую часть Кипра. Согласно легенде, спустя несколько лет в монастырь приехал мужчина и сразу направился к иконе Архистратига Михаила со словами: «Это мой спаситель!» Когда пономарь монастыря выслушал историю приезжего о боях с турками, он подтвердил, что спасение, несомненно, было от архангела Михаила: «Тогда, во время событий на Кипре, его икона на целую неделю исчезала из храма».

С древних времен он прославлен своими чудесами на Руси. В память о спасении Новгорода на многих русских воинских знаменах изображали Михаила как архистратига Божиего воинства. Вот уже более тысячи лет архангел Михаил является покровителем земли Русской.

Значение иконы

Икона Архангела Михаила, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Архангела Михаила,
иконописец Юрий Кузнецов



Помимо истории создания и обретения иконописного образа или жизнеописания изображенного на ней святого, значение иконы часто заключено в символическом значении атрибутов, которые принадлежат первообразу на иконе или окружают его.

В России имеется огромное число храмов, посвященных архангелу Михаилу, нет храма или церкви, где не было бы его образа в иконостасе, на иконе или во фресках, поэтому, куда бы ныне Вы не зашли за его помощью – у Вас есть возможность обратиться к этому служителю Господню. Архангел Михаил является одной из ключевых фигур Нового Завета, Господень первопомощник из числа служащих Ему сил бесплотных.

Он же сослужит Господу на Страшном суде. Значение фигуры архангела Михаила в библейских событиях, описанных в Откровении Иоанна Богослова, с XII века становится в его иконографии все более отчетливым. Теперь он – суровый воин, в чьих руках весы, одну чашу из которых старается перевесить враг рода людского. Ведь это ему Господь доверит взвесить грехи человеческие и их праведные поступки.

Его изображение мы часто встречаем на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса, в так называемом «ангельском деисусе».

На наиболее ранних иконописных изображениях атрибутика на иконах архангела состояла из трости-копья, которым он поражает врага человеческого, в правой руке. В левой он держит сферу-зерцало как символ предвидения, ожидания апокалипсического пророчества, в исполнении которого архангел принимает наиважнейшее участие – ведет воинство в последнюю битву света и тьмы, Армагеддон.

Иногда архистратига изображают попирающим ногами князя тьмы. В правой руке архангела Михаила копье, на котором развевается белая хоругвь с червленым крестом – символом победы Честного Животворящего Креста над диаволом, в левой – зеленая финиковая ветвь. На некоторых изображениях он держит пламенный меч и щит. Есть список – мы видим его среди икон кузнецовской школы, где архистратиг в воинских доспехах изображен как верховой всадник.

Так или иначе, но вся иконописная атрибутика говорит о том, что в делах борьбы против князя тьмы архангел Михаил – предводитель Войска сил бесплотных, и к нему мы можем воззвать, когда кажется, что силы страха и уныния одолевают нас, – его копие защитит нас, его меч поразит силы нападающих.

__________________________________________
1 Патерик Волоколамский – сборник житий монахов Иосифо-Волоколамского, Пафнутьева Боровского и других монастырей Волоколамской губернии.
2 Пер. авт. по тексту патерика: «А яко же никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к и покры его Бог и явлением, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан и глагола князем своим указуя перстом: “сей ми возбрани пойти на Великий Новгород”».
3 Гомилия – наиболее древняя форма христианской проповеди апостольских времен.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru