Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79850006282
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
28 ноября 2017 года. Начало Рождественского поста
Рождественский пост…

Икона Рождество Христово, иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Рождество Христово»
Какое удивительное словосочетание.

Рождество – праздник Боговоплощения Господня, и с ним – обожения человека. В этот день под воссиявшей Вифлеемской звездой в вертепе – пещере, где содержали скот, Сын Божий рождается как Сын человеческий. И приходят поклониться Ему пастухи, и волхвы приносят дары – золото, ладан и смирну – к Его яслям, и Ангел вещает Его родителям о необходимости бегства Пречистой с Богомладенцем и святого Иосифа в Египет, и исходит гневом и гибнет в муках злой Ирод.

Праздник, с которого начинается Его путь как смертного, чтобы Он «смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал» в день своего Светлого Воскресения… Рождество – величайшая радость, ибо с него начинается иной, новозаветный этап человеческой истории. Начинается история Божественного человеческого спасения, осознавать все величие которого предстоит многие века и тысячелетия.

И тут же мы читаем строгое слово «пост», нацеленное на телесное воздержание и особое внимание к нашей духовной жизни. Сорок дней Рождественского поста – Четыредесятницы, менее строгого, чем Великий пост, но почти такого же продолжительного, призваны подготовить душу верующего к этому удивительному событию.

Менее строгий.. Что это означает?

Рождественский пост
В этот пост по праздникам дозволяется есть рыбу, умеренно употреблять вино, но не в пище, не в ограничении или разрешении ее суть поста. Это, прежде всего, духовное сосредоточение на смысле праздника, к которому пост ведет. Это вопросы, которые мы должны задать себе в этот период и постараться ответить на них. Что такое для меня Рождество Христово? Какое отношение к нему имею я? Какое отношение имеет оно ко мне? Сколько раз я должен возродиться, из Рождества в Рождество рождаясь вместе с Ним, чтобы и для меня настала Пасха моей собственной души? Готов ли я последовать вслед за Ним по Его пути, от Рождества Его и до Голгофы? Готов ли пережить то, что пережил Он, умудриться Его мудростью и распять в себе то, что отличает меня от Него, чтобы моя душа могла воскреснуть спасенной раз и навсегда?

Трудные вопросы поста, но нам надо на них ответить, чтобы радость Рождества озарилась за много дней предпасхальной радостью, несмотря на память обо всем, что предстоит до события Светлого Христова Воскресения…

История установления Рождественского поста

Рождественский пост возник в древние времена. С IV века мы находим упоминания о нем в творениях святого Амвросия Медиоланского, блаженного Августина, святого Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, в V веке – Льва Великого.

Рождественчкий пост
Длительное время Рождественский пост не имел общих для всех христиан ограничений по длительности: у одних он длился семь дней, у других долее. Общий для вcех период был установлен в XII веке, в 1166 году на Вселенском соборе в период правления византийского императора Мануила при константинопольском патриархе Луке, когда всем христианам было положено хранение поста в течение 40 дней.

Даты, ограничивающие продолжительность, были также установлены в те далекие времена: 15/28 ноября по 24 декабря/6 января. Пост назвали также Филипповским по имени апостола Филиппа, так как заговенье на пост (последний день перед постом) приходится на день его памяти – 14/27 ноября.

Этот пост призывал на особую щедрость к бедным – святитель Лев Великий рассматривал Рождественский пост как период жертвенного благодарения Богу за плоды, собранные в щедрое летне-осеннее время.
И в этом также есть особое приготовление – никто не должен был горевать в этот праздник ни от духовной, ни от телесной обездоленности. А поскольку далеко не все способны сохранять духовную радость при плотских испытаниях, то имущим надлежит облегчать участь неимущих, чтобы и они в полноте могли возрадоваться рождественской радости.

Рождественский пост
Как любое библейское событие, неоднозначное и многоассоциативное, Четыредесятница, по мнению Симеона Фессалоникийского, символически восходит к 40 дням поста Моисея, который по истечении этого срока получает Декалог – десять заповедей Божиих. Также по 40 днях Рождественского поста через Пречистую Богородицу приходит к нам Бог-Слово, несущий истины Нового Завета.

В XVII веке Никифор Каллист пишет, что в VI веке император Юстиниан установил празднование Рождества по всему христианскому миру. Рождественские песнопения создавались длительное время. Их святые авторы – в V веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в VII – Анатолий, Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святитель Иоанн Дамаскин, Косьма Маиумский, Патриарх Константинопольский Герман, преподобная Кассия в IX веке создавали основу песнопений, звучащих через века под сводами больших храмов и малых церквей в чудесную Рождественскую ночь.
 
О трапезе в Рождественский пост

Мы уже говорили, что в том, что касается постной трапезы, этот пост относительно не строгий. Но для тех, кто намерен соблюдать пост, как полагается по Уставу, приведем основные ограничения в пище.

От первого дня поста до 6/19 декабря:
  1. Рождественский пост
    по средам и пятницам назначено сухоядение;
  2. по понедельникам – горячая растительная пища без растительного масла;
  3. по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям – горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино; та же еда дозволяется 21декабря/4 января, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

С 7/20 декабря по 19 декабря /1 января:
  1. по средам и пятницам – сухоядение;
  2. по понедельникам – горячая растительная пища без растительного масла;
  3. по вторникам и четвергам – горячая растительная пища с растительным маслом, вино;
  4. по субботам и воскресеньям – горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино.

Последний период, с 20 декабря/2 января по 24 декабря/6 января:
  1. по понедельникам, средам и пятницам – сухоядение;
  2. по вторникам и четвергам – горячая растительная пища без растительного масла;
  3. по субботам и воскресеньям – горячая растительная пища с растительным маслом.

24 декабря /6 января, в Рождественский сочельник в старину было положено есть сочиво (коливо) – сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы.

Однако все эти строгости вряд ли мы сможем соблюдать сегодня в своей сильно изменившейся жизни. Достаточно будет, чтобы те, кто может себе позволить по состоянию здоровья и силе духа, отказались от мяса, яиц и молочных продуктов. Но и здесь можно взять благословение на употребление некоторых продуктов для тех, кто, например, страдая заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не может обойтись без стакана кефира в день в качестве лекарственного средства. Так же люди, занимающиеся интенсивным умственным и физическим трудом, могут просить относительного послабления, включения в рацион некоторых продуктов, которые лучше оговорить со священником и получить отдельное благословение на их употребление. И еще – больные люди, будущие матери и дети освобождаются от поста.

Рождественский пост
В пост в старину ели каши, щи, пироги с растительной начинкой – капустой, картошкой, грибами, фасолью и пр. Ели соленья, заготовленные с осени, – огурцы, помидоры, моченые яблоки. Постный стол не был скудным. Но неизменно, в любом случае основа постной трапезы носит волевой характер – смысл ее, прежде всего, в воздержании, ибо объесться можно и квашеной капустой, и кашами, а переедание, обжорство – отнюдь не постное гастрономическое поведение.

Чтобы переход к посту не был резким и обременительным настолько, что может привести к унынию и депрессии, переход к нему должен быть постепенным. Не стоит доводить себя до состояния, когда от чувства голода вы начнете есть поедом своих близких, друзей, коллег на работе. Нам не по силам мериться со святыми, которые могли вообще обходиться без пищи. Той связи с Божественной энергией, которой они были удостоены, мы, конечно, не имеем, поэтому легко себя угробить неразумным пощением, причем и духовно – тоже. Просто голодный человек становится гневливым, раздражительным. Всё должно быть по силам.
 
Рождественский пост
Что касается Нового года, который приходится на постный период, то привычка превращать новогоднее застолье в «праздник живота» не полезна ни для духа, ни для тела. Советуем перелистать многочисленные книги по еде в пост, которых сейчас немало в книжных киосках и на прилавках книжных магазинов. Там найдется множество постных и вкусных рецептов, о которых, опять же, стоит помнить одно – не переедать, не предаваться чрезмерному обжорству и пьянству: и то и другое противоречит принципам любого поста.

В Новый год, встречая его по светскому обычаю, хорошо вспомнить все, что он нам даровал, сказать «спасибо» тому, что даровал Бог, сделать выводы из полученных уроков, и наступление его встретить с чувствами Надежды, Веры, Любви к Тому, чьего Рождества мы ожидаем всего через неделю.

Рождественский пост и древние традиции

Кто не читал «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, не видел чудесного старого фильма, потерял немало. По поверьям, перед Рождеством нечисть выбирается наружу и начинает свои игрища. Церковь осуждает гадания, святочные традиции, но они накрепко засели в народном представлении, и лишиться этого трепетного периода, когда зажигаются перед зеркалами свечи, льется в воду воск, летят за ворота сапожки, попадая по головам незадачливых прохожих, трудно. Девушки, желая узнать имя суженого, подбегали к первому встречному, и.. помните, знаменитое пушкинское: «Как ваше имя? – смотрит он, и отвечает: «Агафон»… Эти традиции, так же, как и колядки, сохранились кое-где, но это те силы, с которыми лучше не заигрывать, а обратиться к событию, к которому мы стремимся эти сорок зимних дней…

Рождественская радость

Рождественский пост
На дворе – Рождественский пост. Зима, и мы идем за елочками, новогодними игрушками, выбираем подарки, ждем Санта-Клауса – за рубежом и Деда Мороза – у нас.

Но главное – нам стоит помнить, что все эти Рождественские сюрпризы, все наши искренние устремления доставить радость ближнему восходят к древнему пожеланию Льва Великого: в пост перед Рождеством оделить добром – духовным, душевным и материальными дарами всякого, кто рядом с нами. Пусть в Рождество никто не чувствует себя обделенным благами, которыми сполна награждает нас Господь, и, произнося слово «Спасибо!», будем помнить, что оно состоит из двух слов прекрасного пожелания: «Спаси БОГ!»
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (985) 000 62 82
kk@iconkuznetsov.ru