Приставка «анти» в переводе с греческого означает не нечто противоположное, как мы привыкли думать, используя ее в обычной речи. Более близкий ее перевод – «вместо», получается: «вместо Пасхи». Другие названия этого дня – Новая неделя, Фомина неделя, поскольку этот день в евангельских свидетельствах связан с уверованием (иначе – уверением, но в Евангелии от Иоанна именно так – уверованием) апостола Фомы.
Владыка Антоний, один из самых тонких и мудрых проповедников слова Христова, говорит, что вряд ли Фома, призванный самим Иисусом следовать за ним, был примитивным недоверчивым субъектом, каким в житейском контексте часто представляют его люди, иронически посмеиваясь: «Эх ты, Фома неверующий!» Он очевидно намного сложнее. Владыка Антоний напоминает, что имя Фомы после его избрания в ученичество упоминается в Евангелии лишь при двух обстоятельствах, и в первый раз – когда Христос собирается в Иудею, чтобы воскресить друга Лазаря. Возвращение в Иерусалим может стоить Христу жизни. Ученики, зная это, отговаривают Его: «После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею».
Ученики сказали Ему: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11, 7-8), и лишь Фома говорит: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11, 16). Он готов умереть с Ним, как пишет владыка: «Еще до Воскресения Христова, тогда, когда ученики видели во Христе только наставника, он был готов по любви и верности к Нему просто с Ним умереть – только умереть: не защитить Его, ни на что не надеяться, а только разделить с Ним Его судьбу...»
Так откуда же такое неверие? Неужели дело в его невежественном материализме – «пока не прикоснусь – не поверю?» Но разве сами ученики не усомнились в рассказе женщин, пока апостол Петр не пошел ко гробу и не «увидел только пелены лежащие» (Лк. 24, 10–12). Ему-то и поверили ученики, и возликовали.
«Фома не увидел отличия в учениках от них прежних, до Воскресения Его», – говорит владыка. Им ведь тоже понадобилось уверение, только другое – уверение Петра. И только когда Фома притрагивается к Его ране, он понимает – Спаситель и Учитель действительно воскрес во плоти, и облегченно произносит: «Господь мой и Бог мой!» Значит, мир – о, радость пасхальная! – в самом деле изменился и переменился! Любовь воскресла, ненависть и смерть – посрамлены.
Переменится ли каждый человек – это его личный выбор. Христиане молятся апостолу Фоме при беспокоящем душу неверии как самому прошедшему это тяжкое состояние.
«Воскресение Христово не снимает трагичного в жизни; Христос вошел в жизнь, чтобы понести всю ее трагедию и ее преобразовать в победу, но пока есть хоть один грешник на земле, Христово тело остается телом распятого Христа», – говорит Антоний Сурожский в одной из проповедей в Фомину неделю и подводит нас к мысли, что одного ликования по поводу Воскрешения Его – недостаточно.
Если мы будем только ликовать и не будем ничего делать для того, чтобы быть с Ним – мы так и останемся учениками, колеблющимися, непрочными в вере, пугливыми душой. И тут речь не только о нашей церковной жизни или только следовании духовно-нравственным основам, заповеданным Им, ну, конечно, при безусловной Вере и Любви. Все должно быть гармонично и вместе, чтобы стать не только ликованием, но и свидетельством через нас. Пусть усомнившийся вложит перст свой в раны Христовы, которые несет верующий в Него в своей душе, ибо, следуя за Ним, мы не сможем не унаследовать их.
Антипасха и пример апостола Фомы призывают нас прийти к внутреннему воскрешению, к какому-то, в некотором смысле, крещению заново, но уже внутри себя. Ведь сам обряд таинства крещения, совершавшийся в древности именно в Великую субботу или на Пасху, и был, собственно, таинством воскрешения от духовной смерти, воскрешения вместе с Ним в жизнь вечную. И потому каждый раз, когда мы поем перед принятием Святых Даров на литургии: «Елицы во Христа креститеся во Христа облекостеся», это звучит напоминанием о тех временах, когда Пасха была установлена днем единого крещения для всех, кто решил следовать за Христом – «облечься во Христа», в подобные Его одеянию белоснежные, сияющие светом Фаворским одежды.
Вера апостола Фомы была глубокой, святой и чистой. Его сомнения – лишь противовес им, желание, чтобы ничто, никакое сомнение не поколебало ее. И Господь сам помог ему в этом, превратив маловерие в высочайший пример осознания Боговоплощения как реальной возможности обожения и всеобщей Пасхи для каждого из нас. Подробнее>>
И, как водится на Руси, каждый большой церковный праздник обретает свои, унаследованные от исторической культурной традиции обряды. Антипасха – это еще и Красная горка. Начиная с Фомина воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гулянья, сватовства.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых