Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
25 февраля 2018 года. Торжество Православия
Беседы со священником. Торжество Православия
Протоиерей Димитрий Рощин рассказывает
об истории праздника «Торжество Православия»

«Торжество Православия» – этот праздник Православной Церкви совершается в первое воскресенье Великого поста. Он установлен Константинопольским собором, созванным в 843 году императрицей Феодорой, для восстановления иконопочитания в Православии, после длительного периода иконоборчества – ереси, которая возникла еще в IV веке, но была законодательно закреплена указом императора Льва III в 726 году. Согласно указу запрещалось почитание икон, и отмена их сопровождалась конфискацией, в сущности, разграблением сокровищ церкви и передачи их светской знати, что существенно ее обогатило.

Само явление иконоборчества исходило из ереси монофизитства, отрицавшей двойственность природы Сына Божия и вместе с тем Сына человеческого, что противоречило самому принципу троичности, закрепленному Символом Веры в Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную.

Отрицание этой ересью одновременно чувственной и сверхчувственной природы Христа разделяло Дух и материю, лишая христианского человека личной возможности обращения к Первообразу через его икону, через церковное богослужение в храме.

Против этой антитринитарской позиции выступали такие святители как Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, другие. Иконоборцы не видели в иконе высокий одухотворенный символ, живой образ, а лишь его материальное подобие, и говорили о почитании икон, как об идолопоклонстве. На деле же, исторически, эти сто с лишним лет стали еще одним тяжелейшим испытанием для христиан, сравнимым по тягости и лишениям только с гонениями на них во времена римского язычества. Христиан, не желавших отказаться от почитания иконы как образа Господня, Богоматери и святых наших жестоко преследовали, заключали в темницы, мучили, казнили. Иконы, книги – сжигались.

Несмотря на то, что примерно пятьдесят лет спустя после указа императора Льва VII Вселенским собором 787 года иконопочитание было закреплено окончательно, а иконоборцы потерпели моральное поражение, полное освобождение христиан из темниц и возврат всех позиций случилось лишь после Торжества Православия в середине IX века.

Икона «Торжество Православия»
Икона «Торжество Православия»
Дата празднования Торжества Православия в 843 году пришлась на первое воскресенье Пасхи, по разным данным – 19 февраля или 11 марта. В этот день весь священный синклит во главе с Патриархом Мефодием, царем Михаилом и его матерью императрицей Феодосией при огромном стечении народа прошли с иконами, Честным Крестом и Евангелием от храма до ворот дворца с Господней молитвой «Господи, помилуй!», где совершили Божественную литургию. Иконы были возвращены церквям, богослужения восстановлены, а праздник Торжества Православия было отныне установлено совершать в первое воскресенье Великого поста навеки. Императрица Феодосия произнесла тогда: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Матери Его, да будет проклят!», что и положило, очевидно, начало чину анафемствования – отлучения от Церкви.

Чин Торжества Православия в основном сложился к XI веку, в нем провозглашалось Торжество Веры Истинной над всеми ересями, утверждались вновь постановления предыдущих семи Вселенских соборов. Также внутри этой части богослужения совершается чин предания анафеме тех, кто имел особые прегрешения перед Православной Церковью. Сразу скажем, что предание анафеме – не закрывает возвращения преданного анафеме бесповоротно. Для покаявшихся и на других основаниях анафема может быть снята, даже после смерти. Пример тому важное событие для Русской Церкви – снятие в 1971 году анафемы со старообрядческой церкви.

В России этот чин Торжества Православия введен преподобным Феодосией Киево-Печерским в XI веке по образцу Алексеевского монастыря Константинополя.

Чин Торжества Православия в наше время сохранился в Русской Православной Церкви с 1917 года. Сегодня мы вспоминаем всех, кто противостоял ересям против Православия. Они, отрицая ереси, одновременно свидетельствуют о нашем единстве с Господом духом и телом, закрепленном Символом Веры. Подтверждаем мы это и, проходя испытания сорока дней Великого поста, следуя за Ним всей памятью в Страстную седмицу, чтобы с великой радостью встретить праздник Светлого Христова Воскресения.
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru