Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
3 апреля 2018 года. Великий вторник
Ответ Спасителя фарисеям о подати кесарю
Ответ Спасителя фарисеям о подати кесарю
Первые три дня Страстной недели посвящены воспоминанию последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками.

В Великий вторник в храмах звучат притчи Иисуса Христа, которые напоминают нам о необходимости всегда быть готовыми к встрече с Господом. Притчи Спасителя отличаются простотой в подборе сюжетов и глубоким смыслом, заложенным в истории. Они настраивают нас на христианский лад, формируют гармоничный уклад жизни: «Слово Божие – это слово Жизни, слово непреходящее, имеющее прямое отношение ко всем временам и всем людям».

В Великий вторник Христос проповедовал перед народом в Иерусалимском храме в последний раз (Мф. 24, 1). Эта была особая проповедь, и потому ныне в церквах в этот день читаются четыре главы из Евангелия. Он подводит итог всем тем дням и ночам, что проводил с Его учениками, и они понимают, что скоро Его с ними не будет, и скорбь пронизывает их душу. Он говорит им: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Зная Свою судьбу и грядущие страдания, Он готовил их к тому: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26, 2).

Все уже было решено, фарисеи приняли окончательное решение – Иисус должен умереть и не просто умереть: Он должен быть дискредитирован тем или иным способом в глазах всех, кто шел за Ним, тянулся к Нему, ловил каждое Его слово и лишь день назад кричал Ему: «Осанна!»

Надо было задать Ему вопрос, ответ на который в любом случае обличил бы в Нем либо государственного преступника, либо отвратил от Него народ, столь возлюбивший Его. Они послали к Нему своих учеников с иродианами – сектантами, главными пособниками римских наместников-язычников, правивших в Иерусалиме и прочих землях, входивших в состав огромной Римской империи, с которой фарисеи старались поддерживать лояльные политические отношения. Те спросили у Спасителя: «… как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Мф. 22, 17). Тогда Господь сказал, чтобы подали Ему динарий – римскую монету, на которой был выбит профиль кесаря, и спросил их в ответ: «Чей профиль и чье имя изображены на монете?» «Кесаря», – ответили они. И вот тогда прозвучал божественно мудрый ответ, и обесценивший их коварство, и обличивший их самих пред всеми, кто был в храме: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Этот ответ, кроме того, подразумевал четкое разделение между светской властью, имеющей границы, и Божией, которая не имеет границ. С другой стороны, Иудея лежала в пределах Римской империи, и хождение римской монеты, попадающей в казну через подати, было естественным, монеты с именем и профилем кесаря чеканились от его имени и ему принадлежали, но самого языческого царя считали богоравным. Таким образом, невольно возникал иной вопрос: за кого сами фарисеи почитают кесаря, которому они подают свой динарий с его изображением?

Притча о десяти девах
Притча о десяти девах
Таким же образом пристыдил он и саддукеев, которые задали другой коварный вопрос: по Моисееву закону, если не было детей у жены с мужем, а муж умер, то пусть будет отдана жена брату мужа. Было семеро братьев, была жена женою всех семи, а детей не осталось, чьей женой из семи станет она после воскресения всех? На что Господь ответил, обличая и их заблуждения, что в воскресении не женятся, не выходят замуж, но живут как ангелы Божии на небесах (Мф. 22; 23–30). А о воскресении сказано: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (Исх. 3; 6, 16). И Он произнес еще одну фразу, которую каждый из нас не раз слышал: «Бог есть не Бог мертвых, но живых» (Мф. 22; 32). И саддукеи так же примолкли.

Фарисеи вновь собрались перед Ним, и один из законников спросил, какую же заповедь Он считает наиглавнейшей, и тогда Христос и сказал те две заповеди, главнее которых нет для нас, живущих в Новом Завете: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: «возлюби ближнего твоего как самого себя». На сих двух заповедях утверждается закон и пророки» (Мф. 22; 37–40).

Все попытки спровоцировать Христа на произнесение слов, из-за которых его можно было обличить как преступника или предателя, обернулись позором для самих провокаторов. Призвав всех, кто был в храме, «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф. 23, 3), чтобы не попасть под фарисейский суд, Господь открыл народу истинный смысл их внешнего, но пустого внутри законничества в гневных и горячих речах Его (Мф. 23, 1–36). И сказал среди прочих слов: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф. 23, 23). Тогда Он предсказал и судьбу Иерусалима, которая сбылась в 70 году после Р.Х.: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24, 2).

И в этих гневных словах была вся боль любящего Бога-Отца, говорящего через Сына – Бога-Слово, который с горечью проговорил прощальные слова Иерусалиму, трогающие сердце до кома в горле: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 37, 38).

И Он сошел с порога Иерусалимского храма и говорил уже с учениками на горе Елеонской, когда те пришли к Нему и просили рассказать, как будет окончание времен, по каким признакам, и Он все рассказал им – и о смоковнице, опустившей листья, и о «мерзости запустения», и о лжехристах и лжепророках, и о том, что «претерпевший до конца спасется», и будущем знамении. И главное, о чем говорится в Великий вторник в богослужении и в проповедях, что нельзя упустить этого момента, опоздать к нему, надо быть готовым к встрече с Богом, «потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24; 42). Здесь речь не только о втором пришествии Его, когда Он придет, чтобы судить всех. Наша судьба закрыта от нас. Часа своего не знает никто, и потому душа ежеминутно должна быть готова к встрече с Ним. Духовный сон может дорого обойтись каждому, мы можем проспать личную встречу с Богом, а это и есть самая большая трагедия, которая может ожидать человека, ибо, если душа его не попадает на встречу с Богом, ее ждет совсем иная встреча.

Притча о талантах
Притча о талантах
И чтобы этого не случилось, Господь предостерегает своих учеников и нас с ними в притче о десяти девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25, 1–13).

Вот такое бодрствование – путь к спасению, светильники – души человеческие, елей в них – то, что приносим мы в своих душах Богу, нашу к Нему Любовь и добрые дела во славу Его. Это же отражается и в тропаре празднику: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».

Мы не знаем часа своего, когда он придет, и это тоже важно – это мудрое незнание не позволит расслабиться и приумножит данное нам. Так что притча о талантах тесно связана по смыслу с притчей о десяти девах. «Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 14–30).

Второе пришествие Спасителя
Второе пришествие Спасителя
И жених запаздывает, и хозяин нескоро возвращается, и эти запоздания и отлучки в притчах – не только попытка проверить нашу бдительность о Духе и ревность о Боге. Это еще и стремление обратить наше внимание на то, что у нас еще есть время, которое мы не можем упустить даром, время, данное нам на исправление ошибок, на духовный труд, на приуготовление к встрече с Ним. Нам всем еще при крещении дается Святого Духа, так сказать, авансом – тот самый талант имения Его. Но этот талант мы можем расплескать, пустить по ветру или закопать, не умножая, не стяжая, и не только проспим встречу, но и, проснувшись, придем к Нему ни с чем. А ведь Он в милосердии Своем не отберет у нас приумноженного, а оставит нам, ибо и это, и мы сами – и так принадлежим Ему, и наш духовный труд – это наше возрастание и укрепление против всех искушений мира, наше состояние, с которым мы может войти в Царствие Небесное непостыдно. Сэкономивший же, неимеющий – вот тебе Боже, что Ты дал, возвращаю, а что сверху заработано было бы, все равно отберешь, тогда с какой стати мне тратить усилия, если все тебе отдать придется? – будет выброшен в тьму внешнюю, то есть лишен Фаворского сияния, а что может быть страшней той глубокой и глухой тьмы…

Но для тех, чей светильник будет гореть, и кто будет приумножать данное Им изначально, прирастать духовно, кто будет готов к радостным страданиям за Него – хотя бы к жертве поста и молитвы, тогда ждет Пасха, Светлое Воскресение и сейчас, и потом, как и сказано в кондаке Великого вторника: «Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова».

Вот сколько важных для каждого христианина вещей говорится в богослужениях в Великий вторник, вот как важно сознание сердечное и размышления о евангельских чтениях этого дня. И если Великий пост, как Вам кажется, оказался не столь удачным, как Вы стремились, и мирские проблемы отвлекли Вас от главного в эти дни, у нас всех еще есть время проснуться, зажечь огонь в светильниках своей души ярче и стяжать, насколько это возможно, из тех сокровищ, которые безвозмездно и бессчетно дает нам Господь по Своему милосердию и любви...
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru