Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
27 ноября 2024 года. Неделя 23-я по Пятидесятнице
В 2014 году чтение Недели 24-ой по Пятидесятнице

Неделя 23-я по ПятидесятницеВ неделю 23-ю по Пятидесятнице, то есть в воскресенье, на праздничной Божественной литургии читают Евангелие об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватого из страны Гадаринской, встретившегося Спасителю вместе с учениками, когда они переправились на другую сторону Генисаретского озера. Вот как пишет о том святой апостол-евангелист Марк: «И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями... он разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему…» (Мк. 5, 1–6).

Вышедший из гробов – не из тех гробов, в которые сейчас кладут усопших. В те давние времена ушедших из жизни погребали в скальных пещерах, в гротах естественного происхождения либо высеченных в горе. Несчастный, мучимый бесами, одержавшими над ним победу, которому не было места среди людей, уже заживо оказался среди мертвых. Многие из Отцов Церкви, размышляя над этим местом Священного Писания, находят в нем величайшее предупреждение и для тех, кто вроде бы совершенно здоров, в отличие от того, с изъязвленной душой, бившегося в нестерпимых душевных муках о камни, в которых был вынужден находиться. Святитель архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в одной из проповедей его о Гадаринском бесноватом говорит, что во многом суть человеческого существования состоит в постоянной борьбе добра и зла внутри человека. Хотим мы того или нет, но каждый носит в себе свой собственный Армагеддон, являясь постоянной ареной битвы Света с тьмой, и лишь от человека зависит, на чьей он предпочтет быть стороне.

Неделя 23-я по ПятидесятницеНо, допустим, был в человеке такой внутренний враг, и он с ним справился, очистил душу свою и успокоился: мол, все хорошо, я одержал победу. Что же произойдет? А что произойдет – о том пишет апостол-евангелист Лука: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11; 24–26).

Что это означает для нас? То, что в стяжании Святого Духа, в совершенствовании своей духовной жизни остановок быть не может, любая пауза, расслабление – и искушение тут же проявит себя. Мы иногда видим печальные примеры, как легко опускается человек. Многие проповедники даже говорят о том, что начинается с малого – запускается быт, все более явной становится собственная внешняя неухоженность, если только не болезнь посетила человека, и тут ему не хватает сил самостоятельно справиться со всем этим. Все начинается с малого – с одной рюмки, с одной пробы наркотика, с одного посещения игорного дома, с руки, которую поднял на ближнего в первый раз… Если сразу не остановиться, не задуматься о возможных последствиях, не ужаснуться им, выпустить из-под контроля происходящее, а оно и есть искушение, можно зайти слишком далеко, и справляться будет много-много труднее.

Об этой внутренней борьбе со слабостями своими, иначе говоря, искушениями, которые постоянно подстерегают любого человека, архиепископ Лука в одной из своих проповедей говорил, что «она должна быть ежедневной и ежечасной». Представьте себе, какой огромный духовный труд выпадал на долю тех, кто ныне причислен к лику святых! Как мучительно искушаемы были они, и какое стремление к Богу было в них, когда они тем или иным образом преодолевали эти искушения! Об этом в Послании апостола Павла к Ефесянам читаем: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Начальства и власть – не имеется в виду людская земная власть, руководству которой мы, напротив, подчиняться обязаны как граждане своей страны, своего государства, где живем, или учреждения, где работаем. А те, кого архиепископ Лука, который приводит эту цитату в своей проповеди, называет «членами духов злобы поднебесных». Они также ежедневно и ежечасно ведут борьбу за каждую человеческую душу, и забывать об этом никак нельзя. Каждая молитва человека, каждое обращение его к Господу, Богоматери, святым нашим – это заграждение и победа.

Неделя 23-я по ПятидесятницеТо, что святые молятся за нас, что предстоит в молитве за человечество перед Престолом Божиим Богоматерь-Заступница, – это очень важно, но и мы не должны избегать молитвенного труда. Мы, обычные люди, живем в этом мире, и нас искушают, хотя иногда мы не считаем искушениями те события, которые приводят нас к потере душевного равновесия, раздражению на близких, к потаканию собственным слабостям, и мы полагаем это естественными реакциями, но архиепископ Лука говорит: «Против людей, которых никто не называет бесноватыми, духи злобы поднебесные ведут непрестанную борьбу за обладание их сердцами, их волей, всей духовной их жизнью и в большей или меньшей степени достигают власти над ними. Эта борьба есть главное содержание духовной жизни всех людей, за исключением тех, которые уже всецело преданы злу и неправде».

Апостол-евангелист Лука писал о «семи худших духах». В Гадаринском бесноватом их был легион. Легион по численности – это что-то вроде армии. Вот откуда брались у него нечеловеческие силы «разрывать цепи и рвать оковы», и боль душевная была так велика. Но если бы его человеческое сердце было в примирении с этими злыми духами, жестокими страстями, которые жили в нем, то вряд ли были бы так велики его страдания, вряд ли бы он, «увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему…», как сказано у апостола Марка. Это значит, что ни одна душа не потеряна у Бога, и потому душа этого больного, обезумевшего человека не может примириться с проживанием в ней тьмы безумия. Вся боль-то от того и исходит, что ее раздирает по живому невероятный внутренний конфликт, который и осознать-то человеку до конца трудно, невозможно – кроме, впрочем, тонко чувствующих гениев, наверное: недаром же писал А.С. Пушкин: «Не дай мне Бог сойти с ума! Уж лучше посох и сума, уж лучше труд и глад…» Но злой дух устами бесноватого просит Христа: «что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека» (Мк. 5; 7–8). Вот как получается: даже дух нечистый – и тот заклинает Спасителя Именем Божиим, то есть видит в нем Бога Истинного! И вот дух, имя которому легион, выходит из человека, но надо ему где-то телесно пребывать: «Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, их было около двух тысяч; и потонули в море» (Мк. 5; 11–13).

Неделя 23-я по ПятидесятницеСвинья на Востоке считается нечистым животным. Во времена Ветхого Завета мясо свиньи в пищу не употребляли, что и сейчас сохранилось в современном иудаизме, но от нее можно было получить другие необходимые для жизни вещи, потому их, очевидно, и разводили. Потому и попросил изгнанный легион себе пристанища в свиньях. И то, что те, не обладающие ни душой человеческой, ни разумом, тут же предпочли гибель, говорит лишь о том, что безумие – это гибель и души, а потом – и тела, когда тлен касается и плоти вслед за духом.

Только духовный труд, только духовные, Божии Истины могут быть тем Светом, на котором можно увидеть темные тени в человеческой душе и направить туда сосредоточенное внимание свое как верующего человека, потому только вера не даст нам оступиться. Но пасшие свиней и жители пришли и увидели и бывшего бесноватого в здравом уме, и погибшее свиное стадо и просили Иисуса отойти от них (Мк. 5; 14–17). Почему? Свиней стало жаль? Побоялись, что и прочий скот постигнет та же участь? Вряд ли. Думается, что, находясь слишком вблизи от Бога, они почувствовали не только великий трепет перед чудом, но и в себе нечто в том подобии, которое недостойно человека, созданного по образу и подобию Иному. Уймитесь, муки совести, уйди, Господь, не мучь…

Почему Бог не вмешивается в дела земные, когда столько несправедливого творится здесь, ведь мир воистину обезумел? – спрашивают иные неверующие. Да, Он не вмешивается напрямую, а если и делает это, то чрезвычайно редко и деликатно, поскольку мы рождены с полной свободой выбора. От нас зависит, сказать ли: оставь нас, Господи, пусть не терзает нас внутренняя битва, мы оставляем свою территорию на поле общего Армагеддона врагу ради видимого благополучия и спокойствия или, напротив, – будь с нами, чтобы Свет Твоей Истины изгнал его навсегда.

Неделя 23-я по ПятидесятницеВот когда мы скажем: Господи, будь с нами, не оставляй никогда нас, Боже, тогда и Его вмешательство в мировое безумие будет осуществляться через нас, живущих здесь и сейчас в мире сем, но составляющих Его Церковь. Через всех тех, кто доверился Ему и всеми силами стремится стяжать мыслями и поступками Святого Духа в себе и молитвами и следованием добродетельной жизни усердствует противостоянию легионам тьмы.

Будем направлять себя по словам Отцов Церкви, а с ними – и святителя Луки: «Возлюбим молчание, привыкнем не прежде произносить слово, чем подумав, надо ли его произносить или лучше промолчать; не будем предпринимать ни одного дела, не узнав в молитве к Богу, угодно ли оно Ему, и не оградив себя крестным знамением. <…> С Божьей помощью храните вы все, добрые люди, сердца ваши от всех злодейств и неправд бесовских. Аминь».
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru