Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
17 июля 2024 года. 4-я неделя по Пятидесятнице
«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 5; 8–13).

Отчего этому евангельскому сюжету отведено особое место в литургическом богослужении и из века в век священники на Божественной литургии читают проповеди об этом смиренном сотнике, о котором Сам Господь говорит: «…и в Израиле не нашел Я такой веры»?

Во-первых, кто такой сотник? Это начальствующее лицо, сотник – по-латыни центурион, и возглавляет он целый гарнизон, в наше время он занимал бы очень серьезную высокую воинскую должность, обладая большой властью. К тому же был он римлянин и, естественно, – языческой веры, уж точно не иудей. Офицер – человек, привыкший приказывать подчиненным, властный, что ему слуга, как мы сказали бы, ординарец или денщик, которого при необходимости и заменить можно, а этого в госпиталь отправить. Однако этот человек, привыкший к массовому повиновению, был искренне сокрушен болезнью своего слуги, раз так хлопотал за него. Значит, у него было доброе сердце, если он мог испытывать искреннее сочувствие и печаль о заболевшем солдате.

Если мы заглянем в Евангелие от Луки, где это событие описано несколько иначе, то прочтем, что сотник поначалу послал к Нему Иудейских старейшин, чтобы те просили об исцелении его слуги. И те пришли и убедительно, как пишется в Евангелии, просили Его об этом, «ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7; 5). А когда Христос пошел с ними, сотник послал навстречу друзей и просил передать Ему слова: «Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; – но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе, но скажи слово и выздоровеет слуга мой» (Лк. 7; 6–7). И при этом Лука опускает описанный у Матфея момент, что сотник все же вышел навстречу Иисусу, но опять же он это сделал по осознанию недостоинства своего перед Богом.

Такие различия в описании исцеления слуги сотника не противоречат друг другу, а только свидетельствуют о личном восприятии и подчеркивают, что евангелисты не сговаривались, а излагали события так, как это легло на сердце и отпечаталось в сознании каждого из них по-своему. Суть произошедшего оставалась одной и той же: сотник абсолютно был уверен в том, что перед ним – Сам Господь. Достаточно одного Его слова, чтобы свершилось желаемое, и степень искренности пожелания, и истинные его мотивы – главная движущая сила этой неумелой, непривычной, ветхозаветной молитвы сотника. Здесь у апостола-евангелиста мы находим и еще одну черту личности сотника – «он любит наш народ».

Если учесть, что римляне были захватчиками, причем захватчиками жестокими, то такая характеристика из уст священнослужителей являет еще раз такие качества его души, как милость к народу, существующему относительно свободно лишь по воле победителя, и понимание важности сохранения религиозных традиций, даже если он сам их не разделяет, что, согласимся, нечасто встречается в подобных исторических ситуациях. Обычно захватчики начинали с того, что стремились в первую очередь разрушить религиозные устои на оккупированных территориях, чтобы психологически надломить подчиненные ими народы, после чего из человека, утратившего веру, гораздо проще сделать покорного и безвольного раба или, обратив в свое вероисповедание, превратить в верного слугу и даже союзника. Здесь же мы видим уважение и к народу, и к его духовно-нравственным понятиям и устоям, что свидетельствует в пользу нравственных достоинств сотника.

Болезнь слуги была тяжелой, как говорится в Священном Писании, очевидно, не поддавалась излечению, и Христос не видел больного. Но Он – Господь, Которому ничего не надо специально объяснять, и без обращений к Нему Он видит в душе и в мыслях каждого. Он видит, что, несмотря на идолопоклонничество как следование вере предков, религиозной традиции, душа этого язычника, в отличие от иудейских книжников и фарисеев, чиста и открыта Отцу, и тогда говорит, без вопросов о том, верит ли в Него он, сотник, что придет и исцелит.

В истории с исцелением слуги сотника, безусловно, можно найти еще большую глубину – евангельское значение Господних действий всегда носит еще один, более глубокий духовный план. Слуга лежал в расслаблении физическом, а часто иной человек страдает другим, духовно-душевным расслаблением. И вот ему тоже, если он сам или кто-то другой за него так же искренне, бескорыстно и сочувственно, как тот сотник, помолится, попросит Господа, будет даровано исцеление, и он снова обретет стержень духа и истинную Жизнь души и тела.

Мы читаем у евангелистов, что сотник все же пытается объяснить уже Самому Христу свое дерзновение, говоря о себе «ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Лк. 7; 8). А о Христе говорит: «Но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 5; 8). То есть говорит, что и у него есть власть, но земная, временная, а власть Господня вечна и превыше всего. Он может сказать: «Живи!», и больные встают с ложа, а умершие воскресают. Так еще до распятия Его мы видим – перед нами истинный Податель Жизни, Жизнедавче Христе. И Ему не надо никуда идти – ведь сотник не просит Его прийти, он только исцелить просит. А Он идет, свидетельствуя о том, что вера в Него дает достоинство всякому, кто эту веру принимает и исповедует не на словах, а приложимо к своей жизни, как нечто естественное, с любовью и абсолютной, совершенной несомненностью.

Господь, глядя на сотника, на веру его, говорит о том, что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 5; 11). Так Господь объясняет, что кто угодно может войти в Царствие Небесное, если душа его праведна, если он полон любви к Богу и ближнему. Причем Христос столь аккуратен в Своих словах, Божественно проницателен, что, дабы не посеять смуты и не нарушить хрупкого баланса в этой части Израиля, которая может дорого обойтись его жителям, не говорит откровенно – язычники, а находит умягченное выражение: «придут с востока и запада». Не забудем, в то время нет еще понятия христианства, и восток и запад населен теми, кто поклоняется своим богам и идолам. Ведь смотрите, с апостольских времен более половины мира обратилось в Христову веру, а народ, живущий в земле Иудейской, откуда начался земной путь Христа, по-прежнему не верит Ему как Богу. И о них, как о ветхозаветных «сынах царства», которые «извержены будут во тьму внешнюю», иначе говоря, выведены за пределы мира горнего, отлучены, с печалью говорит Господь. Какое все-таки точное слово – отлучены. Корень слова – луч, луч – это свет, то есть лишены Света, исходящего от Божия Триединства в кромешной тьме, существующей везде, где нет Его…

Чем же так сильна оказалась молитва сотника, римского язычника, даже не осознанная им как молитва? Любовью, бескорыстием, состраданием, бесконечной, бескомпромиссной абсолютной верой, что признает и Сам Господь: «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 5; 10). Не в том ли причина, что наша молитва не исполняется, ведь Он слышит все и всех. И когда мы молимся Ему о ком-то, чьи интересы важней для нас? Наши, поскольку мы переживаем и хотим эти переживания остановить, или того, о ком мы возносим просительные речи к Богу? Что важней – прекратить наши переживания или немощи и проблемы того, о ком молимся? И если молимся о себе, что для нас главное – получить с Божьей помощью то, что нам, по нашему мнению, требуется, или желание устроить все так, чтобы Господь помог преодолеть ошибки, в результате которых мы оказались в неудобоваримом положении, и все пошло бы далее богоугодным порядком?

Священное Писание, и уж тем более Четвероевангелие в нем, – удивительная книга. Несколько строк, а размышления над ними иногда способны перевернуть всю жизнь.

Хочется закончить эту часть мыслей в неделю 4-ю по Пятидесятнице словами святителя Николая (Велимировича), митрополита Сербской православной церкви, к мудрости которого, как и к мудрости протоиерея Дмитрия (Смирнова), мы обращались за подмогой в раздумьях об этих евангельских строках: «Да будет слава Богу Живому за Его бесчисленные исцеления верных Своим могущественным словом – и в прошлом, и в настоящем. Поклонимся Его святому и всесильному слову, коим Он творит новое, врачует болящих, восставляет падших, прославляет презренных, утверждает верных и обращает неверных, и все сие – ради Иисуса Христа, Сына Своего Единородного, Господа и Спаса нашего, и силою Духа Святого. Поклонимся же вместе с воинством ангелов и святых Отцу и Сыну и Святому Духу – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь».
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru