Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
18 декабря 2024 года. Неделя 26-я по Пятидесятнице

В это воскресенье на Божественной литургии читаются отрывки из Нового Завета из Послания святого апостола Павла к Ефесянам, из Евангелия от Луки, Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам, и из Евангелия от святого апостола евангелиста Матфея. Но в этот же день мы празднуем и день памяти святого апостола, бывшего мытаря, в котором Господь усмотрел Его ученика. Поэтому для воскресных размышлений на нашем сайте мы выбрали из нескольких тот отрывок из Евангелия, который принадлежит милостью Божией авторству апостола Матфея

Кто такой был мытарь во времена Ветхого Завета? Мытарь – человек, презираемый и ненавидимый большинством, поскольку в его обязанности входил сбор налогов и податей. Хороша должность – забирать последнее у обездоленных, отправлять в темницу того, кто не мог заплатить установленный налог, да еще в казну римских язычников-завоевателей, в сущности, становясь их пособником и предателем. Мытарство считалось делом презренным, а статус мытаря – социальная планка, ниже которой пасть было уже почти некуда. Из Евангелий, в частности, из Евангелия от Матфея известно, что в глазах общества иудеев мытари и грешники занимали практически равное положение, и до сих пор скитальческие, горестные, беспросветные поры жизни люди называют временами мытарств.
И вот такого человека, Матфея, по прозванию Левий, с социальным статусом ниже некуда, всеми презренного Спаситель зовет – «следуй за Мной», а он бесстрашно выбрасывает собранное им в дорожную пыль и, не колеблясь, идет за Ним в качестве Его ученика, а затем становится апостолом Его в числе первых двенадцати.

Отчего Господь искал себе учеников не среди ученых фарисеев, хотя многие из них искренне веровали в Бога Единого, следовали Премудростям, почитали пророков и верили им, зная книги Завета, который мы сейчас знаем как книги Ветхого Завета наизусть, и неукоснительно следовали всем обычаям и традициям? Кстати, Ветхого – не значит устаревшего или утратившего актуальность с появлением Нового Завета, нет, Ветхий Завет является неотъемлемой частью Священного Писания и Священного Предания Церкви. В нем, который часто называют детоводителем ко Христу, – «Закон и пророки», и, как говорил Сам Господь: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17).

Но, на первый взгляд, вопреки Закону, Иисус вновь и вновь совершает нечто невозможное, духовно и социально предосудительное, с точки зрения фарисеев, знающих и исполняющих все буквы Закона, признанных всеми праведников, – призывает мытаря в ученики, ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф. 9, 10, 11). Не постится Он, и не постятся Его ученики, и вообще Спаситель, а вслед за Ним и Его ученики, совершают многое, что идет вразрез со всеми книжными традициями иудеев.

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его» (Мф. 9, 10). Разве Учитель этим не указывает нам на изначальное равенство в Его глазах всех, кто приходит к Нему? Не так ли надо поступать каждому верующему в Него, если Сам Господь так поступал с теми, кого в те времена предпочитали обходить за версту и плевали в его сторону?

«…Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», – говорит Господь (Мф. 12). Этими словами Спаситель призывает всех к состраданию и милосердию к падшим, к необходимости дать тем, кто болен духовно в силу каких-то заблуждений, всевозможных обстоятельств, способных покалечить судьбу и нравственные представления человека, еще один шанс. Шанс вернуть его душе человеческое достоинство через наше собственное сострадание и признание для падшего права на это достоинство.

К Нему пришли мытари и грешники, нижайшие из низших – те, кого Он ждал: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 13). Право на изменение, право на покаяние дано Богом всем, и потому Он Всемилостив к каждому, кто приходит к Нему. Возможно, из тех мытарей и грешников, что тогда явились в дом, где был Иисус с учениками, не все остались рядом с Ним потом, когда Он и ученики продолжили свой путь. Но порыв к Господу случайным не бывает – просто так, мимоходом к Богу не приходят. Видно, по веянию Святого Духа, от Христа исходящего, почуяла исстрадавшаяся душа сияние чего-то милосердного, теплого, сострадательного, и, возможно, в ком-то случился или случится со временем переворот духа и души, о чем Господь говорит как об излечении больных, которым нужен врач.

Обращаясь к фарисеям, Иисус произносит: «…пойдите, научитесь, что значит: “милости хочу, а не жертвы”» (Мф. 13). Милости – то есть того, что мы, относительно благополучные по всем статьям, отдадим сердечно, с любовью, по доброй воле, с радостью, а не сухо пожертвуем подобно Каину – оторвем от себя, стиснув зубы. Милостивый Господь и от нас ждет, что мы вернем данное нам умноженным, распространим его на нуждающихся в милости. И если сделаем это с благодарностью к Богу за милость Его к нам, по Его же примеру, то, кто знает, может, в грешнике, который отчаялся о себе самом, с момента, когда мы скажем ему от всего сердца: «в моих глазах ты – человек», начнется просвещение и возврат его души туда, где ей, душе, быть должно.

Почему не постятся Он и Его ученики – еще один фарисейский упрек в адрес Иисуса. Если бы они, фарисеи, истинно видели бы в Нем Бога Живаго, то вряд ли бы задали этот вопрос. Иисус – Мессия Нового Завета, время поста и печали о Котором еще не пришло. «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). Он еще с ними, ничто пока не омрачило радость пребывания с Учителем, дни поста о Нем еще впереди у них и у всего последовавшего за Ним человечества.

Иисус ничего не может сказать никому, даже ученикам, о грядущем, но последовательно ведет их к тому, что им предстоит пережить вместе с Ним и после Его Светлого Воскресения – Пасхи Господней, потому что: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9, 16, 17).

Скажи Он обо всем, что ждет их, сегодня, в начале ученичества, смогла ли бы неподготовленная человеческая душа вынести это? Смогли бы они тогда, в те дни, поверить в чудо Воскресения, в неизбежность Светлой Пасхи и всеобщего спасения? В Сошествие Святого Духа на апостолов, а затем на вселенскую возможность каждого, кто последует за Ним на протяжении будущих эпох, стяжания Духа святого и уподобления Ему, а прочих, ушедших ранее – в Судный день покаяться из-за гроба?

И потому день за днем Он воспитывает в них через беседы и притчи, через чудеса, творимые Им, где каждое чудо – нравственный урок и духовный символ, зрелость, надобную для ясного осознания будущих трагических, но необходимых для свершения пророчеств о Нем событий. Он готовит их для будущего крестного пути через совместно переживаемые события, где Учитель разделяет лишения и трудности с учениками. Он, Господь, Сын Божий и Сын Человеческий называет их братьями.

День за днем, ступень за ступенью возрастали Его ученики, и потом оставили нам святое наследство Нового Завета, которое открывается Евангелием от Матфея, память которого мы нынче празднуем. Вот так и читать бы нам Святое Писание – не от случая к случаю, не цитатами, которые вдруг понадобились, чтобы поддержать собственную мысль или опровергнуть чью-то, а так, как если бы мы слушали Его голос, ступали за Ним дорогами, какими шел Он, будто бы находясь в толпе Его учеников. Так, чтением Священного Писания, от строки к строке, от главы к главе обновляются мехи души, чтобы Живое Слово Бога, а за ним слово Его апостолов вливалось в нее и сохранялось в нем, вызревало, как молодое вино, даруя и нам, и всем вокруг нас благодать спасительной мудрости.

О том замечательно сказал святитель Феофан Затворник: «… За разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей, – в мыслях, что касается чувств, – в чувствах и расположениях, что касается дел, – в делах. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие, и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне».
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru