Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
14 января 2018 года. Обрезание Господне
«В Нем обитает вся полнота Божества телесно»: праздник Обрезания Господня и Васильев день – соединение начал.

1/14 января, восемь дней спустя после Рождества Христова, Церковь празднует праздник Обрезания Господня, который в Восточной Церкви по истории празднования восходит к IV веку. Этот Господень праздник со времен его установления соединяется с другим – днем памяти святителя Василия Великого.

Святой апостол-евангелист Лука пишет: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2; 21). Закон, по которому совершалось обрезание всех младенцев мужского пола на восьмой день по рождению, был ветхозаветным, но это был – Закон, который Господь Сам установил по Завету с Авраамом и народом Его и дал Моисею, в Ветхом Завете никто был не волен нарушить его. О том говорит и Сын Его ученикам: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5; 17). Святитель Григорий Палама так пишет об Обрезании Господнем: «Он принимает Обрезание по закону, приводится по закону, представляем бывает по написанному в законе Господнем, приносится жертвоприношение согласно реченному в законе Господнем». Этим подчеркивалось то, что Иисус был не только истинным Богом, но и истинным Человеком, однако Человеком новым, тем, по образу кого предстояло стать человечеству, которому уже было явлено чудо Боговоплощения. Он соединился с ним по плоти еще более после обрезания, о том замечательно писал и святитель Димитрий Ростовский: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека<…>, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Обрезание Господне предваряет собой Крещение Господне – праздник, который также скоро наступит, между ними срок невелик, он – прообраз таинства Крещения. После Крещения Господня обрезание для христиан полностью претворяется из плотского – в духовное через таинство Крещения. На литургии в праздник Обрезания Господня читается новозаветная премудрость о Господе из Послания святого апостола Павла к Колоссянам: «… В Нем обитает вся полнота Божества телесно. <…> В Нем и Вы обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2; 9, 11). Так, Православная Церковь и все христиане празднуют праздник Обрезания в ознаменование нерушимости Завета Господнего с людьми.

Кроме того, в этот день Богомладенец был наречен Иисусом – именем, о котором сообщил Деве Марии Архангел Гавриил, явившийся к Ней с Благовещением. «… И наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1; 21). Это наречение, наименование Бога именем человеческим еще более скрепляло древний Завет, давая нам знак будущего скорого вступления в новозаветные отношения с Богом.

Это имя Иисус – Спаситель даровано нам как великая радость личного обращения к Господу по имени. Мы творим Иисусову молитву, взываем к Нему, благодарим Его, называя Бога по имени. Все величие, всю значимость такой возможности нам сложно до конца оценить, да и привыкли мы к ней. Наречение Младенца Иисусом в праздник Обрезания Господня – еще один повод благодарить Бога за Его милость к людям.

Святые отцы Православной Церкви в своих толкованиях древнего праздника неизменно говорят, что обрезание плотское теперь, после вступления в Новый Завет, становится обрезанием духовным. Праздник совпадает по дате с началом нового года по новому стилю, и потому святитель Феофан Затворник в одной из его проповедей на праздник Обрезания пишет: «Как новый год есть начало дней лета, так в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжении года <…>. Сущность сказанного изменения состоит в том, что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь-в-точь представляет то, чем, по Апостолу, должно быть обрезание сердца, о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование Обрезания Господня…»

Икона Святителя Василия Великого
Икона Святителя
Василия Великого

 заказать
И здесь же в этой проповеди святитель обращается к еще одному важному событию: Господний праздник Обрезания вот уже много веков традиционно соединен с памятью величайшего учителя Вселенской Церкви, святителя Василия Великого, отчего в народе день 14 января также называют Васильев день. В этот день в храмах совершается созданное святителем литургическое богослужение, то, на котором мы присутствуем в дни Великого поста.

Святитель Василий Великий родился в 330 году в Кесарии Каппадокийской в семье благочестивых христиан, где пятеро из 10 детей причислены к лику святых. Мальчик получил блестящее образование и мог по праву называться прекрасным, как сейчас скажут, специалистом в области философии, филологии, риторики, юриспруденции, естествоведения, а также медицины. Его друг Григорий Богослов писал о нем: «Это был корабль, настолько груженный ученостью, насколько это возможно для человеческой природы». Но одной учености ему было мало, и он удалился к пустынножителям в Египет. Через год по возвращении святитель вернулся в Кесарию, раздал нищим свое имение, пошел в Иерусалим и принял Крещение в реке Иордан. Здесь он затем и поселился с другом своим Григорием Богословом, а вскоре вокруг них образовалась монастырская община из иноков.

Святитель Василий Великий прожил всего 49 лет, но за это время Бог дал ему благодать написания непревзойденных богодуховенных книг: толкований Священного Писания и чина литургии; он – автор сборника «Добротолюбие», ему принадлежит ряд молитв, канонических правил и уставов для иноческого жития. В его трудах раскрыт догмат о Святом Духе, и за величайшие заслуги перед Вселенской Церковью его многие века именуют «славой и красотой Церкви», «светилом и оком Вселенной». Святитель Феофан Затворник в упомянутой нами проповеди на праздник Обрезания Господня говорит о святом Василии Великом как о том, кто своим житием являет несравненный пример того, что Феофан Затворник сам называет «обрезанием сердца», а апостол Павел – «обрезанием Христовым».

Нерушима связь имени святителя с русским Православием – святитель Василий Великий является небесным покровителем святого князя Владимира Святославича, который в Крещении был наречен Василием. Он положил начало процессу Крещения Руси, и русский народ, не имея традиции обрезания плотского, но через Крещение обрел святую радость соединения с Господом в обрезании духовном, и потому с давних времен святитель Василий Великий почитаем в ряду любимейших святых наряду со святителем Николаем Мирликийским. Святитель Василий Великий мирно преставился 14 января 379 года, и Церковь тотчас стала праздновать его память.

Вот так по воле Божией в этот день Нового года, как его праздновали наши предки, соединились два важных праздника – Господень, как еще один шаг в вочеловечивании Бога в самом начале жизни Его, и как образец в лике Его святителя – обожение человека в святости его. И, как сказано в той же проповеди святителя Феофана: «Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни».
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru