Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
11 сентября 2024 года. 12-я неделя по Пятидесятнице
Сегодняшнее евангельское чтение опять поднимает вопрос о том, что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым, что ведет его к спокойствию и внутренней гармонии, что необходимо для обретения вечной жизни.

Матф. 19:16–26

И вот некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.

Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

«Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную», – спрашивает юноша Христа. Это вопрос о счастье – в чем оно и как его достигнуть. Счастье – это непреходящее радостное состояние духа, а не временная удовлетворенность. И Спаситель указывает юноше путь к счастью. Он говорит: «Если хочешь» вечной жизни, «соблюди заповеди». «Соблюди» – значит не теряй их из виду, всегда имей их в памяти и в сознании и согласуй с ними все твои мысли и дела. И подчеркнем слова Иисуса Христа: «если хочешь». Они важны – без желания человека, без веры его Господь бессилен ему помочь, Он никого насильно не спасает.

В заповедях указан путь, ведущий к духовной зрелости, к получению силы Духа Святого через свободное, добровольное слияние сердца и воли человека с волей Божией. И завершается этот путь в утверждении человека в любви: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это – путь к счастью.

И, казалось бы, юноша получил ответ на свой вопрос: путь к вечной жизни лежит через соблюдение заповедей Божиих. Человек, который задумывается о вечной жизни не в момент встречи со смертью, ищущий ответа еще тогда, когда все вокруг в порядке, безусловно, глубоко верующий человек, и он сам подтверждает, что соблюдает заповеди Божии. Но что-то смущает юношу, что-то не дает ему покоя, возможно, он внутренне чувствует, что не до конца готов исполнить самую важную заповедь: «возлюби ближнего твоего, как самого себя», его христианская внутренняя совесть задает вопрос: «Чего не достает мне?» И Спаситель, отвечая ему, как будто бы говорит, что для обретения вечной жизни всего хватает, но «если хочешь быть совершенным», если хочешь «иметь сокровище на небесах», то тебе не хватает внутреннего отречения, ты не свободен.

Многие из нас думают о вечной жизни как о чем-то уже приобретенном. Нам кажется, что если мы православные христиане, посещаем храм Божий, молимся и не совершаем каких-то особо

тяжких грехов, то, таким образом, мы уже все сделали для своего спасения и наследовали вечную жизнь. Нам остается просто до конца своей жизни делать то же самое. Но Спаситель через это событие показывает нам, что бессмысленно надеяться на то, что ты уже все приобрел одним тем фактом, что ты верующий человек. Через покаяние, через постоянный рост своей нравственности человеку нужно растить свое внутреннее существо, потому что именно оно является источником жизни внешней и залогом обретения жизни вечной.

И юноша этот, возможно, первый раз осознал, что он находится в духовном плену своего богатства. Да, сейчас он опечален, он чувствует себя недостойным вечной жизни, счастье от него закрылось. И мы не знаем, вернется ли он к Спасителю, чтобы идти за ним, но, тем не менее, первый шаг – осознание – на пути своего внутреннего изменения он уже сделал.

Христианство не отрицает богатства как такового, оно осуждает пристрастие к чему бы то ни было, ту душевную клетку, в которую человек сам себя сажает. Человек может находиться в плену какого-то своего качества, например, ума, или образования, или жизненных обстоятельств, или привязанности к близким людям и множества другого. Имея в виду не фактическое отречение, а внутреннее, апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12) и продолжает: «Имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор. 7, 29). Именно в этом отречении и есть христианское совершенство, о котором говорит Спаситель.

Иисус говорит своим ученикам: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». Почему богатому трудно войти в Царство Небесное? Этому мешает не само богатство. Не нужно думать, что если человек имеет средний достаток или беден, то к нему эти слова уже не относятся. Богат тот, кто надеется на свое имущество, и такому войти в Царство Небесное трудно. И неважно, какое у него богатство: огромная сумма денег с недвижимостью или небольшая, обставленная мебелью по вкусу и возможностям хозяина квартира. Богат даже и нищий, который дорожит небольшой, поданной ему на паперти суммой денег, или монах, думающий о каких-то своих книгах и личных вещах. Одинаково ничтожны и груды золота, и медный пятак. Все дело заключается в пристрастии человека. Богатый человек, который в случае необходимости легко и без скорби расстанется со своим богатством и надеется не на него, а на Бога, – этот человек войдет в Царство Небесное. Напротив, нищий, бедный человек, который имеет пристрастие к своему малому имуществу и надеется на него, может войти в Царство Небесное лишь с трудом. «Когда богатство умножается, не прилагай к нему своего сердца», – говорит царь и пророк Давид.

Такое пристрастие к чему-либо земному обращается в болезнь души, оно ослепляет человека, делает его беспокойным и не способным к духовной жизни, плененный человек остается способным только к соблюдению внешних традиций и ритуалов.

Еще раз повторим – совершенство состоит в том, чтобы, даже обладая чем-либо земным, не иметь ни к чему из этого пристрастия. Это сложно, поэтому Господь говорит: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно».

И здесь нам на помощь приходит добродетельная молитва. Именно в молитве человек призывает Бога, именно в молитве он получает помощь Божию. Ту помощь, которой не только этому евангельскому юноше не хватало, но и всем нам не хватает. Как бы ни был человек силен нравственно, как бы ни был совершенен и мудр, однако ни мудрости его, ни нравственности не хватит для того, чтобы победить грех внутри себя. Ведь если грех живет в самом человеке, то как он может победить сам себя? Именно поэтому молитва, призывание помощи Божией становится самой главной, самой важной добродетелью.

Преподобный Серафим Саровский любил повторять, что «истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия», а «молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять». А там, где сердце и ум находятся во власти самомнения и самолюбия, там нет места действию Духа Святого, там действует «дух времени», и, увы, человек-христианин впадает в состояние тоски, неудовлетворенности, им овладевают пустота и растерянность. Счастье им не достигнуто. Оно не в богатстве, не в высоком положении в обществе. Счастье в радости духа, в душевном мире. Оно всем открыто.

Нам нужно только идти за Спасителем, соблюдая все Его заповеди, прислушиваясь к своей христианской совести, никогда не идя с ней на компромисс.

В рассказе использованы материалы
сайта Ново-Тихвинского женского монастыря,
проповеди епископа Митрофана (Зноско-Боровского).
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru