Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
5 апреля 2018 года. Великий Четверг
иконы Спасителя>>

Икона «Тайная вечеря», иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Тайная вечеря», иконописец Юрий Кузнецов


Один из самых ключевых моментов церковной истории. В этот день Иисус Христос, омыв ноги своим ученикам, научил их смирению, показал, что не стоит считать за унижение для себя служить кому бы то ни было. В Великий четверг воспоминается Тайная вечеря Спасителя со Своими учениками. Воспоминается также молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду незадолго до своего ареста. Его духовные страдания. С точки зрения христианских богословов это событие является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую: Спаситель, преклонив колени, молился, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Далее воспоминается предательство Иуды, произошедшее там же в Гефсиманском саду. Также воспоминаются взятие Иисуса Христа под стражу и суд первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Вечером в Страстной четверг на чтении 12 Евангелий читается рассказ о страшной ночи, одиноко проведенной Иисусом Христом на Масличной горе в ожидании смерти.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 26–29).

«Потом приходит Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 36–46).

Страстная седмица насыщена событиями, каждое из которых молниеносно влечет нас ко дню трагической развязки земного пути Христа и далее – ко дню такой радости, такого высочайшего духовного блаженства, которое можно описать лишь словами названия праздника – Светлое Христово Воскресение, Пасха Велия! Однако многое еще остается вспомнить и пережить до этого Божественного торжества.

В Великий Четверг, в день опресноков по ветхозаветному закону, полагалось заклать и вкусить пасхального агнца, потому Христос, пришедший не нарушить, но исполнить закон, послал в Иерусалим Петра и Иоанна подготовить все для этого. Но это была особая пасхальная вечеря – на ней жертва искупления была бескровной. Человечество раз и навсегда должно было прекратить традицию пролития крови невинных жертвенных агнцев, ибо Христу предстояло стать последним из них. Он искупил все грехи мира Своей драгоценной кровью и бесценным Своим телом.

Омовение ног (фрагмент многообразной иконы), иконописец Юрий Кузнецов
«Омовение ног»
фрагмент многообразной иконы,
иконописец Юрий Кузнецов

Кроме того, в тот день Он подал Его ученикам пример смирения и истинной любви Учителя к ученикам Его: встал и, сняв верхнюю одежду, взял полотенце, препоясался, а затем, склонив Свою Священную Главу к их стопам, Он омыл их им и отер полотенцем (Ин. 13, 4–11). После Господь вновь оделся, и, возлегши опять, спросил: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 12–15).

Как говорит об этом действии Христа на одной из своих проповедей протоиерей Дмитрий Смирнов: «Почему Господь ноги именно умыл, а не руки, не голову, не шею? Потому что это знак смирения. Попробуем пойти на улицу, первого встречного остановить и сказать: помой мне ноги. Ничего, кроме брани, мы в ответ не услышим, поскольку, чтобы этот акт совершить, надо отложить в сторону свое так называемое человеческое достоинство, нужно иметь большое смирение и любовь».

Затем следует краткий, но важный эпизод прощания с Иудой. Христос, зная, кто предаст Его, говорит, что знает о предательстве, и произносит слова тихие, но грозные: «… Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше бы этому человеку не родиться» (Мф. 26, 24). Все ученики огорчились, изумились, стали переговариваться, делать предположения: «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал» (Мф. 26, 25).

Совершение Евхаристии, преподание Христом ученикам Своим хлеба и вина как Тела и Крови Его (Мф. 26, 26–29) – второе важнейшее событие Великого Четверга. Но вот что особо отмечает евангелист Иоанн: Иуде Христос подает только хлеб, обмакнув его в соль со словами: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27). Согласно Второзаконию (12, 23), душа человека находится в его крови. Христос исполняет закон, но ветхозаветную жертву претворяет в новозаветную, бескровную. Иуда получает лишь хлеб, один хлеб с солью, но без вина, символизирующего Его Кровь, оставаясь без истинного причащения новой пасхальной Чаши, без Духа Святого, Который в Сыне от Отца Его.

Иуда уходит, все самое важное на трапезе происходит без него. Здесь есть и еще один особый смысл: совместная трапеза – это обычай, имеющий глубочайшее значение. Вкушающие хлеб совместно, за одним столом, вольно или невольно вступают в состояние особого родства. Недаром предать того, с кем ты за одним столом ел хлеб, испокон веков считалось делом особо постыдным. Для всех народов общая трапеза была признанием дружеских, если не братских, родственных отношений. И вот, Иуда оказывается отлучен об общей трапезы. Он, согласно закону, получает свою долю от пасхального агнца, перед тем как выйти вон, но остается вне тех, кто вместе с Христом переходит к Пасхе Новой, покидает двенадцать избранных, которых на время остается одиннадцать. Они примут уже истинное причащение Тела и Крови Его со словами Иисусовой заповеди, дарованной и всем нам во веки веков: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Мф. 13, 34).

Итак, вот два важнейших события Великого Четверга – омовение ног ученикам и преподание Евхаристии. Через Евхаристию Бог и человек теперь навсегда связаны друг с другом духовно и физически. О том же протоиерей Дмитрий Смирнов говорит замечательные слова: «Господь это чудо творит каждый раз для того, чтобы разрушить стену между Богом и человеком. Когда человек вкушает от этого Хлеба и пиет от этой Чаши, он соединяется с Самим Господом Иисусом Христом, с Царствием Небесным».

О важности причащения, о том, как часто надо причащаться, священникам задают вопросы нередко. Преподобный Серафим Саровский говорил: чем чаще, тем лучше. Часто ли причащаемся мы в наше-то полное искушений и соблазнов время? Но святые отцы также предупреждают: причащаться можно только с раскаявшейся душой. С сердцем, полным агрессии, неприязни, озлобленности, нельзя подходить к Чаше. Святые Дары – лекарство, Господь – врач наш, Дух Святой в Его Теле и Крови – огнь попаляющий, а если сказано, что все лишнее сгорит, как солома (как сказал Иоанн Креститель: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 12)), то, если слишком много соломы и она неизбежно сгорит, – что останется?

Но если человек сам себя останавливает, ограничивая по какому-то своему пониманию частоту посещения храма? В народе есть поговорка: «Сколько в церковь походишь, столько в Царствии Небесном и побудешь», и на общем богослужении приобретается большой духовный опыт. Оправдание непосещения церкви нездоровьем, отсутствием времени, да чем угодно, зачастую то же искушение, как у Иуды. Ведь он, и раскаявшись, не поверил в милосердие Его и всепрощение, не пришел к Богу за исцелением, как то сделала грешница, принесшая Ему миро, не явился к Нему со слезным, сердечным покаянием, как трижды каялся трижды отрекшийся от Него апостол Петр. Отцы говорят нам: нельзя быть тому, кто зовет себя христианином, вполне христианином без регулярного Причащения, чтобы не уподобиться тем девам, что не имели масла в светильниках (Мф. 25, 1–13). Им сказано: «Итак, бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий» (Мф. 25, 13). Для святителя Григория Паламы таинство Святого Причастия – это «личное единение с Лицом Слова и личное приобщение Его энергии». Протоиерей же Дмитрий говорит на проповеди: «…Кто не любит причащаться и не стремится к этому, тот не любит Царствия Божия и не любит Господа нашего Иисуса Христа, поэтому он Царствия Божия и не наследует». Так события Великого Четверга всю нашу церковную жизнь воспитывают нас в необходимости участия в церковной жизни, реального, действенного совершения таинств, ибо и тут – «вера без дел мертва» (Иак. 2, 17).

Икона «Моление о чаше», иконописец Юрий Кузнецов
Икона «Моление о чаше»,
иконописец Юрий Кузнецов

Час взятия Христа близился. Окончив пасху, он пошел с учениками к горе Елеонской. Там, взяв с собою Петра, Иакова и Иоанна, которые были при Нем и при Его Преображении на горе Фаворской, Он взошел на гору в сад Гефсиманский. Моление Христа о чаше – о, какое страдание Он пережил тогда! Глубины этой боли нам не понять. Спаситель произносил: «Душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со мною» (Мф. 26, 37). Христос вновь открывается нам в Его двойной природе Бога и Человека. Сам Бог говорит о смерти и просит апостолов молиться вместе с Ним. Он молится, скорбит и тоскует, как человек страдающий, живой человек, плоть которого сопротивляется смерти, но как Сын Божий предается воле Отца: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя!» (Мф. 26, 42). Трижды Он молился, трижды просил апостолов бодрствовать и молиться с Ним, но они не могли перебороть сна. И это – тоже предмет для наших раздумий над самими собой. Если мы не молимся о себе и ближних или молимся недостаточно – не спим ли мы, как те апостолы, пока страдает Христос, о Котором говорится в возгласе священника на литургии верных – «Христос посреди нас»? Говоря словами протоиерея Дмитрия: «Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести страдания и смерть».

И третье событие Великого Четверга: приходят стражники, множество народа, и с ними Иуда. Христос, не скрываясь, не таясь, идет им навстречу, чтобы принять поцелуй предателя, добровольно предать себя в руки тех, за кого Он вскоре взойдет на крест, чтобы искуплением Своим даровать им и всем, что были до них и будут века после них, возможность пребывания с Ним в Царствии Небесном. Протоиерей Г.С. Дебольский в своем труде «Дни Богослужения Православной Церкви» пишет: «Господь Сам идет к ним навстречу и словами: Это Я, коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть, <…> добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!» В этот день на богослужении вместо Херувимской песни поется песнь, обычно поемая перед принятием Святых Даров: «Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» («Сын Божий! Сделай меня ныне участником Твоей Тайной Вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Дальше – суд, распятие, скорбная тишина Великой Субботы, весть от жен мироносиц, что Гроб Господень пуст, и вот она – Светлая Пасха, которую мы так ждем. Но, лишь пережив заново каждый из дней текущей Страстной седмицы, возможно прочувствовать всю всеобъемлющую пасхальную радость.
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru