Этот праздник - Пятидесятница, или День Святой Троицы– занимает одно из важных мест в годовом круге богослужения. Весь православный мир в этот день славит Пресвятую Троицу. Богослужение этого дня раскрывает догматическое учение о Святой Троице, икона которой и выносится в этот день для поклонения. Христианское учение говорит: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Дух Святой предвечно исходит от Бога-Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19)).
Следующий же после Троицы день посвящен Пресвятому Духу, его называют Духовным днем, или Духовым днем, и в молитвах к Святому Духу обращаются, как к Утешителю. Он явился апостолам и наполнил их сердца радостью. В этот день выносится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Таким образом, празднику Пятидесятницы соответствуют две иконы. На Руси этот день еще называли зелеными святками, он был рубежом между весной и летом. Так исторически сплетались христианские праздники с древними славянскими традициями, становясь их неотъемлемой частью и духовной основой, принадлежащей общей русской культуре.
«Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа...единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба» (св. Григорий Богослов).
Человеческий разум не может охватить великий смысл Троицы, лишь часть Божественного бытия дано знать человеку. Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божьим. «Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа», - учит святитель Игнатий Брянчанинов. «Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума». Подробнее о событиях из истории иконы>>
Господь Иисус Христос в день Его Вознесения обратился к апостолам – своим ученикам с такими словами: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их» (Деян. 1; 8-9). До того дня, обещанного Господом, оставалось немногим более десяти дней.
Священное писание о том сроке воспоминает так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать» (Деян. 2; 1-4).
У нас в эти дни в храмах и церквах стоит благоуханный запах свежескошенной травы, рассыпанной по полу, алтарная часть, приделы, трапезные украшены зеленью берез, других лиственных деревьях. Откуда этот обычай?
Пятидесятница уходит своей историей в ветхозаветные времена и связана с днем, когда на Синайской горе Моисей получал от Бога скрижали закона – тот день все так же расцветало и зеленело. В память о том ветхозаветные народы украшали свои храмы и дома свежей зеленью и цветами. Здесь можно видеть некоторую параллель между получением заповедей и сошествием Святого Духа, но в Новом Завете, в отличие от Моисея, апостолы получили более чем закон – им было дано божественное право быть крещенными, как был крещен Спаситель, но не водою, как крестил Его Иоанн Креститель, а Духом Святым и свидетельствовать от имени Его. И Сионская горница, где они собрались в назначенный день, так же была украшена зеленью трав, цветов и деревьев. И сегодня в наших храмах в День Святой Троицы от аромата зелени удивительно легко дышится, в душе вновь возникает молитвенное чувство причастности к чудесам Нового Завета и надежды, что Дух Святой с новой силой возгорится в душе каждого верующего и осенит того, кто к Вере еще не пришел. Подробнее о событиях из истории иконы>>
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых