Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Сегодня Православная Церковь торжественным богослужением чтит Божию Матерь в честь Ее иконы «Нечаянная радость». В основе сюжета иконы «Нечаянная радость» лежит рассказ Димитрия Ростовского о грешнике, который одновременно грешил и молился Богородице и который пережил «нечаянную радость» покаяния, вырос духовно и полностью изменил свою жизнь.
Икона Божией Матери «Нечаянная радость»
В одну из таких молитв он вдруг увидел открывшиеся раны на теле Богомладенца, полученные Христом при распятии. Богородица пояснила, что все грешники вновь и вновь «распинают» Христа своими действиями. Пораженный видением человек настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом Её сыну. Услышал он слова прощения тогда, когда совсем уже отчаялся, помня о тяжести своих грехов.
Перед этой иконой молятся о наставлении детей, которые пошли по порочному пути, о сохранении брака в любви и согласии, о получении исцеления от болезней и часто от глухоты. Здесь физическая глухота, наверное, подсознательно ассоциируется у верующих с глухотой духовной, с утратой нравственных ориентиров, что очевидно проявляется на телесном уровне. Много чудесных исцелений происходит перед самыми разными иконами Владычицы, но самое великолепное, несомненно, – исцеление человеческой души, ее спасение через глубокую душевную перемену, которая ведет к исцелению духа. И поэтому так особо чтят на Руси образ Заступницы нашей, обращаясь к ней в одной из богородичных молитв со словами: «Ты, взявшая в усыновление весь род человеческий»…
В повествовании святителя Димитрия Ростовского сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, но это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь. Святитель указывает нам, что любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг, к сожалению, по слабости людской свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.
Этот канонический образ вновь воспроизведен в изводе кисти Ю.Э. Кузнецова. Образ исполнен в великолепном сочетании теплых тонов алой палитры, лишь фигура коленопреклоненного грешника облачена в зеленое одеяние. Образ повторяет колорит исходного старинного образца, но школа «кузнецовского письма», ее цветовой принцип открывает нам заново тональную композицию канона, не отходя от нее, но развивая далее ее замысел. Пасхальная алая радость, которой напоен самый воздух внутреннего пространства образа, напоминает о главном – о личной пасхе человеческого духа. Она доступна каждому, кто, осознав невозможность дальнейшей жизни в больших и малых прегрешениях, молит Заступницу о молении к Ее Сыну, чтобы обрести «очи и уши» духовные, о которых в притчах Своих упоминает Спаситель. Подробнее о событиях из истории иконы>>
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых