Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
18 февраля 2018 года. Канун Великого поста. Прощеное воскресенье
В конце сыропустной седмицы, то есть недели, за которой следует начало Великого поста, наступает Прощеное воскресенье – один из очень важных дней в жизни каждого, кто намерен приготовиться к сорока постным дням и еще семи для Страстной седмицы, чтобы потом, в Светлое Христово Воскресенье – на Пасху Великую услышать: «Христос воскресе!» – и с радостью воскликнуть в ответ: «Воистину воскресе!»

Прощеное воскресенье
О прощеном воскресении рассказывает настоятель храма священномученика Антипы на Колымажном дворе протоиерей Дмитрий Рощин

Чин прощения совершается в церквах в канун Великого поста после окончания вечерни. Первые свидетельства о его служении в монастырях России нашлись в русских монастырских Обиходниках и архиерейских Чиновниках, где записывался установленный ход богослужений, и принадлежат XVI – XVII векам. Более ранних сведений об этом пока нет, но известно, что этот трогательный чин возник из уставного чина прощения, который в более раннюю пору совершался ежевечерне. Чин прощения совершается и в католичестве, естественно, с некоторой разницей в его уставном проведении.

Истоки этого церковного чина в истории христианства мы находим в Житии преподобной Марии Египетской. В египетской церкви, в Иорданском монастыре у отшельников был обычай в последнее воскресенье перед началом Великого поста просить прощения друг у друга, а затем, по благословению игумена, удаляться в пустыню на все сорок дней поста, до Вербного воскресенья, чтобы, вернувшись на Страстную неделю, вместе встретить праздник Пасхи. Но так сердечно и будто навсегда монахи прощались и просили прощения у Бога и между собой всей братией перед сорокадневным испытанием еще и по той причине, что из пустыни возвращались не все: кто-то мог погибнуть от голода или жажды, кто-то попадался диким зверям, которых в те древние времена в пустыне было можно встретить гораздо чаще, чем сейчас. Отшельнику надо было уйти с облегченным сердцем, знать, что не оставляешь обиженных тобою и сам – прощен и отпущен.

Прощеное воскресенье
Так и на Руси исстари повелось, что, вернувшись из храма после вечернего богослужения с чином прощения, люди ходили от дома к дому, и всех знакомых, особенно тех, кого обидели, просили простить их. Родители не стеснялись просить прощения у детей, а дети, конечно, у родителей. В дореволюционные времена господа просили прощения у слуг, а те в ответ у них. Это всегда был великий урок посрамления человеческой гордыни, урок смирения, и плоды его великолепны.

В описаниях этого дня встречаем такие тексты: «Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слово ″Прости меня″ отвечали ″Бог простит, меня прости″».

В современном богослужении в наших церквах чин прощения совершается по той же уставной традиции. По окончании вечерни настоятель выходит на солею с напрестольным Крестом и произносит, испрашивая прощения у духовенства и всех, кто находится в церкви: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы», и совершает земной поклон. Все в ответ кладут и ему земной поклон со словами: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Затем все, начиная со священнослужителей, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения: «Прости меня!» – «Бог простит, и ты меня прости!» Все из народа, кто стоит в храме, обращаются с просьбой о прощении к каждому, кто стоит в народе, даже с кем не знаком, хотя в общинах, уже сложившихся, многие знают друг друга в лицо. Этот удивительный, трогательный чин раскрывает сердца. Часто на глазах у многих видны слезы, даже у мужчин влажнеют глаза.

Прощеное воскресенье
Если вдуматься в смысл чина прощения, то он, вроде такой простой и немудреный, оказывается очень важным для приготовления души к началу Великого поста, и со временем он приобрел еще более глубокий духовный смысл. Обида, неприязнь к ближнему, даже равнодушие, безразличие к знакомым и даже незнакомым – это разрыв внутренних, сердечных связей. И когда, если искренне, с пониманием, какие слова произносишь, говоришь кому-то: «Я тебя прощаю», это не просто снисхождение – мол, ладно, так уж и быть, я человек незлопамятный, великодушный, чего уж там. Такое «прощение» с истинным ничего общего не имеет. «Я тебя прощаю» – это значит: «Я принимаю тебя обратно в свою жизнь, с радостью возвращаю тебе по какому-то обстоятельству утраченные тобой мои любовь и доверие, мы снова – вместе». Нам ли, объединенным во Христе единой верой, не списать друг другу долги, иначе как нам вместе жить в Духе Божием, если сердцами мы разъединены? О том же говорит Сын Его, обращаясь к Богу Отцу в Господней молитве: «… и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим...» «Остави» на церковно-славянском означает – прости, «…ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14, 15).

А как можно просить прощения у Бога, если не простим сердечно сами? И будет ли искренней просьба о прощении к Самому Богу, если к тем, кто рядом, нам трудно обратиться, испрашивая прощения: то ли духу не хватает, то ли мешает амбиция.

Прощеное воскресенье
Оттого так важен в канун Великого поста этот скромный, но полный глубочайшего духовного значения чин – чин прощения: он отворяет в нас клапан той любви, милосердной, всепрощающей, которой мы сами ждем от Господа, когда говорим «Прости!» уже Ему. Перед Ним – каждый про себя, наверно, это знает – у нас долгов гораздо больше, чем перед теми, с кем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Когда мы просим прощения как верующий у верующего – мы стремимся вступить в Великий пост всем Церковным единством.

Если же лично для нас, живущих в обществе, как в общем доме, к этому числу прибавить еще и тех, кто, может, и в храм не ходит, не считает это нужным, но совесть подсказывает нам, что мы как-то его задели, чем-то обидели, незаслуженно оттолкнули, – это тоже будет замечательно. Верует человек или нет – в конце концов, не нам судить об отношении к вере того или иного, об этом ведает только Господь Всевышний. А ведь иногда перелистываешь телефонный список на Прощеное воскресенье, и останавливает другое: вот позвонишь, скажешь: «Прости меня!», а тебе в ответ либо формальное, пустое внутри слов: «Бог простит, и я прощаю» или вообще что-то недоверчивое, даже ироническое. И тут надо собраться с духом и сказать себе: неважно, что и как ответят, важно, чтобы в собственном сердце было искреннее желание восстановления межчеловеческих связей, основанных на доверии и любви, и эта, пусть односторонняя, попытка, никогда не пройдет даром, в первую очередь, для нас самих.

Как это прекрасно – прощать! Как это прекрасно – ощутить себя прощенным, и вот с этим чувством душевного умиротворения православные христиане ложатся спать, чтобы проснуться наутро и с чистым сердцем начать первую седмицу Великого поста.

Прощеное воскресенье
Впрочем, на Прощеное воскресенье – последний день Масленицы возникает некоторая коллизия: как совместить принятый нынче апогей масленичного разгула с тем, что надо бы собраться духовно к вечернему богослужению в канун Великого поста, до которого останутся считанные часы. А в последний день Масленицы в парках и на площадях городов России происходят самые большие гулянья, представления, театрально-зрелищные увеселения на тему «Проводы Зимы», и в воздухе пахнет шашлыком, хотя в сыропустную неделю мясо на столах у православных христиан уже не допускается, а где-то, глядишь, и чарочку поднесут, это перед решением пойти на вечерню-то…

Конечно, как себя вести и где бывать по праздникам – личный выбор каждого. Но тому, кто собирается вечером на богослужение, стоит ли в отданный Богу день следовать обрядам отнюдь не христианским – например, публичному сожжению масленичного чучела и пляскам вокруг него? Возвращение в советское время этого дохристианского обычая со всем его воскресным разгулом, приходящимся на день Прощеного воскресенья, возврат и других древнеславянских обрядов, совпадающих с христианскими праздниками, принятыми на Крещеной Руси, имели идеологическое значение. Так пытались заместить, хоть и формально, по внешним признакам, событиями дохристианской культуры празднества Православия. Это был еще один и, как мы видим, не беспроигрышный способ не дать человеку дойти до церкви, извести в нем веру в Бога через забвение Его под видом воскрешения национальных традиций.

Да, конечно, увеселения, катание с горок, снежки, все веселые зимние забавы – в них нет ничего дурного, и традиции наших славянских предков в меру сохранялись и после Крещения Руси. Тогда Масленица делилась на две части – Узкая Масленица – с понедельника по среду и Широкая Масленица – четыре оставшихся дня. Первые три дня переделывали все дела, работали, а на Широкой – начинались гулянья.

Прощеное воскресенье
Как и в старину, нам не стоит сегодня совсем отказываться от этого доброго обычая как проявления хлебосольности и гостеприимства русской натуры. Зачем лишать себя возможности на неделе походить по гостям, навестить родственников и друзей, поесть блинов да пирогов, а хозяйкам – похвастаться, чьи блины пышнее да румяней, поделиться рецептами, угощая гостей. Просто подойти к этому надо разумно, как подобает тому, кто готов признать о себе, что он – православный христианин. Кстати, эта неделя сплошная, то есть в среду и пятницу поста нет, поэтому, хоть мясо уже убрано из рациона, зато сыр, масло, сметана, яйца, икра, рыба еще дозволены.

Сыропустная неделя – это хорошее время русской матушки-зимы, когда можно нанести визиты, которые не складывались в году, перед тем как в Великий пост максимально уединиться, создать, насколько это возможно, свою пустыню, ограничив круг общения, чтобы больше свободного времени уделять молитвам, чтению Священного Писания и святоотеческих книг и размышлению о себе, как о существе духовном, о своей жизни с Богом. В общем, выбрать пост себе по силам, убрав из своей жизни то, что можно отнести к излишествам. И над этим тоже стоит подумать заранее, хорошо посоветоваться со священником, с духовником.


Масленица
Что рассказать ребенку про Масленицу


О ней много говорят. Ее ждут. Многие с удовольствием становятся зрителями сцен, которые разыгрывают для нас работники Домов культуры. Но смотреть представление – еще не значит участвовать в нем. Чтобы в Масленицу было веселее, стоит узнать ее поближе. Детям это знание поможет расширить кругозор, взрослым – позволит по-новому взглянуть на старую добрую традицию... Читать далее>>

<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru