Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
19 февраля 2018 года. Начало Великого поста
Начало Великого поста

Смысл Великого поста
Великий пост
О том, как подготовиться к Великому посту и как провести эти дни, рассказывает протоиерей Дмитрий Рощин - настоятель храма священномученика Антипы на Колымажном дворе

Великий пост – самый долгий и самый строгий пост из установленных для верующих Русской Православной Церковью. Снова нам дается целых семь недель, чтобы, насколько это нам под силу, привести свою духовно-нравственную жизнь в соответствие с Божией волей, которую мы познаем через чтение Священного Писания, Откровений Святых Отцов, через молитву и воздержание душевное и телесное, и неосужденно прийти к главному празднику православия – Пасхе Великой, Светлому Христову Воскресению.

Великий пост – это Святая Четыредесятница. Первые сорок дней поста – память о сорока днях, проведенных Иисусом Христом в пустыне, которые заканчиваются Лазаревой субботой, а в шестое воскресенье Великого поста наступает день праздника Вход Господень в Иерусалим, иначе Вербное Воскресенье. Дальше – идет Страстная седмица, когда изо дня в день мы проживаем вместе с Христом последние часы Его земного пути, духовно и физически готовясь к этому в дни Великого поста.

Великий пост для каждого верующего – время долгожданное. Наконец-то можно будет «отложить всякое житейское попечение», как поется в Херувимской песне, сосредоточившись на духовной сфере нашего существования, а этот важный нравственный акцент зачастую сильно ослабевает под напором светской жизни, которая окружает нас и пока составляет общественное преимущество. Не всё, конечно, мы сможем «отложить»: никто не освободит нас от необходимости ходить на работу, выполнять домашние обязанности, и тем не менее Великий пост потребует от нас серьезных, жертвенных усилий.

Но зачем, – спрашивают нас, верующих, иные, – зачем ограничивать в удобствах и удовольствиях и без того нелегкий быт? Зачем перегружать психику усиленным духовным упражнением, особенно в конце зимы, когда весь организм устал от долгой зимы, и душа, и голова – тоже? Ответ на этот вопрос есть, только надо изначально решить для себя, как мы намерены жить дальше – с Богом или «как все люди». Все, кто искренне и осознанно следует по пути веры, убеждены, что подобные сомнения происходят лишь от незнания пользы такого следования не только в будущем, но и в настоящем.

Икона Святого праведного Иоанна Кронштадтского
Икона Святого праведного Иоанна Кронштадтского
На общий вопрос «Зачем нам нужен Великий пост и постное время вообще?» замечательно отвечает святитель Иоанн Кронштадтский: «Нужен ли пост как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если ты согласен, что Бог есть Законодатель твой и Праведный Судия, Который знает, как наказывать нарушителей Своих законов; если совесть твоя говорит тебе, что душа твоя – не в своем чине – нарушала не раз порядок нравственной жизни, выходила из повиновения законам Творца: то ты необходимо должен согласиться, что тебе надобно восстановить порядок твоей нравственной жизни, привести свои мысли в правильный строй из безпорядочного брожения туда и сюда, заставить сердце оторваться от недостойных предметов, к которым оно, по твоей невнимательности и оплошности, прильнуло так сильно, что забыло о первом предмете своей любви – Боге; вести себя так, чтобы твои поступки не стыдно было выставить и перед суд твоей совести и на суд людей и Божий».

В словах святителя – весь смысл, вся безукоризненно убедительная схема действий для упорядочения внутренней жизни, для обретения теплоты и покоя в сердце, душевного равновесия, ясности мысли. Усиленная молитва, обращение к Богу, более частое, чем обычно, посещение храма постепенно усмиряют страсти и выводят на первый план другие, главные ценности жизни, из которых любовь к Богу и ближнему – важнейшая для каждого из нас.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так говорит о тех плодах, которые хорошо бы нам вынести из этих священных семи седмиц: «Поработив посредством поста тело духу, соделав дух наш ангелоподобным по благости, окрылим его молитвою: пусть дух наш приобретет блаженный навык быстро и часто возлегать к Богу и испрашивать Божие благословение на начинания наши, Божию помощь действиям нашим. Мы не замедлим увидеть Бога споспешником, правителем деятельности нашей. Этого мало! Возносясь часто мыслью к Богу, мы постепенно очистим нравственный путь наш от всякого беззакония, не только грубого, но и тонкого, совершаемого в помышлениях и ощущениях».

Митрополит Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский в одной из проповедей, сказанных им в Страстную седмицу, задал вопрос, который так же, как размышления святителей прежних времен, может помочь нам найти еще одну точку опоры для осознания того, каков этот Великий пост, какую задачу мы должны поставить для себя на эти дни? Владыка Антоний спрашивает: «…с чем встретим светлое Христово Воскресение? Оно – провозвестник нашей встречи в конце времен, нашей встречи после нашей смерти, со Христом, Который нас возлюбил до креста и Который нам поставил вопрос: А ты – отозвался ли на все, что тебе было дано знать о Божественной любви, воплощенной, распятой, воскресшей? Поставим себе вопрос о том, на кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил своим соапостолам: Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно?.. На Петра, который по страху отрекся от Него трижды? На Иуду, который Его предал? Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы?»

Отвечая на вопрос замечательного богослова, который был с нами на рубеже двух последних веков и видел все истоки и процессы расчеловечивания общества, мы можем найти еще один план в поисках смысла поста и молитвы. В честном, открытом сравнении себя с Ним, к Кому мы обращаемся в молитве, в Фаворском свете Его подвига становятся видны темные углы нашей собственной человеческой природы, полной недостатков, неверных поступков, ошибочных нравственных представлений, которые мы можем искоренить непрестанными трудами во славу Божию в дни Великого поста.
 
Едины пост духовный и телесный…
Эти две основные составляющие поста тесно связаны друг с другом, но даже здесь искушения могут подстерегать нас, особенно тех, у кого нет достаточного опыта пощения: Святые Отцы предостерегают нас от гордыни и тщеславия, которые иногда проникают в души тех, кто впервые вступает на путь поста или берут пост, чрезмерный для них, но зато тешащий их гордыню. О том говорит святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Рассматривая пост исключительно как некие диетические ограничения, мы рискуем впасть в обратное искушение, когда ежедневное вычисление «как бы не съесть чего-нибудь не то, не постное» закрывает перед нами важнейшую его часть: необходимость очищения души через покаяние. Иоанн Златоуст говорит: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело». «Ты постишься? – продолжает святитель, – <…>будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». (В качестве жизненной иллюстрации хочется привести в пример одного знакомого. Человек верующий, у себя на рабочем месте он выставил аккуратную табличку: «Я никого не ем». Запись эта носила и прямой, и переносный смысл и служила в большей степени напоминанием ему самому о том, что более всего надо беречь и взращивать в себе в период поста, памятуя также слова Василия Великого о том, как мы «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего».)

«Можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? – спрашивает святитель Игнатий (Брянчанинов). – Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?»

Сказано в 50-м псалме: «Жертва Богу – дух сокрушенный. Сердца сокрушенного и смиренного, Ты не презришь, о, Боже». Сокрушение о греховности – вот противовес тщеславию, о котором нас предостерегают Отцы Церкви.

Святитель Феофан Затворник говорит о посте, как о «бане для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Пост – это еще и жертва, духовная и телесная, это отказ от каких-то, в сущности, маловажных вещей, которые по какой-то причине разрослись для нас до размеров предметов первой необходимости не только в материальной, но и в других областях жизни.

Какую уйму времени отнимают социальные сети, телефонные беседы «просто так», телевизор, где предлагаются или новостные программы, построенные по принципу «кто страшней», или сериалы, по большей части примитивные и низкопробного качества, или передачи, откровенно вредные! И мы еще – какое уж тут воздержание? – едим перед телевизором, не замечая, что и сколько едим.

Почему? Да потому, что пытаемся «хлебом и зрелищами» заглушить иной голод – голод духовный, которого часто не осознаем, а иные не признают даже самый факт его существования. Оттого и ненасытность эта, а от нее и болезни души и тела, ибо невозможно заполнить ничем из вышеперечисленного того колоссального объема, который предназначен в нас для другого – для Бога. Только Он, только общение с Ним может заполнить зияющую пустоту, которая порой свистит в душе тоскливым сквозняком. Вера в Бога – основа нашей жизни, с Него начинается все. И, оставляя теперь время, ранее предназначенное для увеселения или расслабления, для молитвы или душеполезного чтения и размышления над прочитанным, радости духовных открытий, соблюдая воздержание во всем прочем, мы помним – это, прежде всего, наша жертва Спасителю в память о том, как Он взошел на Его Крест ради нас.

С другой стороны, пост «не по силам», чрезмерный пост может привести к другим печальным последствиям – человек впадает в уныние или делается более раздражительным и начинает «поедом есть всех кругом», иногда придирается к тем, кто, по его мнению, постится как-то не так, вместо искомого чувства сердечной теплоты и любви к ближним. Если тот, кто выбрал себе слишком скудную, неудобную для него постную трапезу, да еще исключающую иногда необходимые по медицинским показаниям продукты, чем может усугубить нездоровье, начинает вести себя подобным образом – время задуматься, правильно ли он проходит свой пост.

Иногда человек берет на себя объем молитв, который выше его духовных сил, – и это бывает, и тоже не идет во благо. Святитель Феофан Затворник, определяя закон постничества, говорит, что поститься надо воздержанием и молитвой «творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, – все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила», что замечательно следует из слов Самого Господа, Который говорит: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6; 17, 18).

Трапеза Великого поста
И тем не менее часто возникает вопрос, какой должна быть трапеза Великого поста? Давно сказано, что нельзя уравнивать в постной трапезе монахов и мирян, она может существенно отличаться по строгости у обычных взрослых людей и тех, кто недомогает, у будущих мам и у маленьких детей или тех, у кого по возрасту ослаблено здоровье. Избыточное рвение, которое при ослаблении организма по тем или иным обстоятельствам может нанести вред здоровью и духовным целям поста, преподобный Иоанн Кассиан назвал «самоубийством».

Иногда проблемы с соблюдением кулинарной стороны поста связаны с производственными особенностями – например, у повара, который должен снимать пробу со всех блюд, или у человека, который занимается тяжелым физическим трудом: нечасто уже, но бывает. Все эти тонкости надо оговорить со священником, который даст вам совет, как быть в том или ином случае, требующем изменения ограничений в питании в пост.

Самыми строгими считаются первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста. Но для детей и при ослабленном здоровье ограничения могут быть минимальными.

Есть четыре степени, установленные Церковным уставом:
1) «сухоядение»: включает хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты;
2) «варение без елея»: вареные овощи без растительного масла, его еще называют «постным» маслом;
3) «разрешение на вино и елей»: к трапезе можно добавить масло, постное, конечно, и можно выпить немного вина – для поддержания сил, если будет надо;
4) «разрешение на рыбу».

Правило общее на весь Великий пост – воспрещены мясо, рыба, яйца, молоко, постное масло, вино, и нельзя принимать пищу чаще одного раза в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день, кроме субботы на Страстной седмице. Рыба разрешена только в праздники Благовещения – 7 апреля и на Вход Господень в Иерусалим, в Вербное воскресенье, накануне которого в Лазареву субботу можно вкушать рыбную икру.

Впрочем, при нынешнем образе жизни, темпе ее, состоянии экологии и загруженности жизни вряд ли кто-то из мирян смог бы следовать полностью таким суровым требованиям. Поэтому, каким сделать свой пост в отношении трапезы, – лучше советоваться в церкви, но при этом для начала честно, без поблажек дать отчет самим себе: от чего вы способны отказаться как от излишеств и без чего вам не хватит сил и равновесного душевного состояния для жизни и нормального исполнения своих обязанностей перед семьей и обществом.

Ни в коем случае нельзя постящемуся укорять непостящегося – это следствие того самого тщеславия и той гордыни, о которых было сказано выше. Последуем тут словам апостола Павла: «Ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью» (IКор. 10; 29). Ведь нередко случается, что на Великий пост выпадает чей-то день рождения или иной семейный праздник, и отказаться от приглашения или на семь недель совсем отменить свое участие в таких событиях практически невозможно. Мы не можем, как в древнем монашестве, предельно сузить круг общения, а далеко не все наши близкие и друзья живут церковной жизнью. Не знаем мы точно и о продуктах, которые теперь покупаем в магазине, даже если они продаются как постные, внутрь не заглянешь – может, это не совсем так. Иногда нам приходится обедать в кафе или столовой в обеденный перерыв – тут тоже могут возникать сомнения, даже если мы выбираем овощное, а не мясное блюдо. Здесь Церковь нам рекомендует руководствоваться советом святого апостола Павла: «Все, что покупаешь на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля и все, что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (I Кор. 10; 25–27). Иначе, говорит нам Священное Писание, поступайте во всем и этом тоже, следуя апостольскому принципу: «Итак, едите ли, пьете ли, делайте все во славу Божию» (IКор. 10; 31).

Духовная жизнь в Великий пост
Наша духовная жизнь в Великий пост тоже не может быть измерена единой мерой для всех. Кто-то только начинает свою жизнь в Церкви, а кто-то едва принимает это замечательное изменение его жизни. О смысле и целях Великого поста мы уже сказали. Все направлено к достижению любви, смирения, душевной чистоты, внутреннего порядка, из которого истекает душевное равновесие, и укреплению силы духа, силы воли. Недаром и А.С. Пушкин призывал: «Учитесь властвовать собою»: победа над слабостями, умение сказать «нет» неполезным излишествам ведут отнюдь не к закрепощению, но, напротив, к той свободе, которая оставляет нам только одну зависимость – от Бога, и эта зависимость – величайшее благо, которого себе может пожелать любой человек.

Будем опять же честны: всегда ли вне поста мы вычитываем утреннее и вечернее молитвенное правило? Перед причастием читаем ли канон Покаянный и Последование ко Святому Причащению дома, сосредоточенно, перед иконами или быстренько листаем молитвослов в метро – частая картина, поверьте. Всегда ли бываем на вечерне накануне перед Божественной литургией или находим оправдательную причину, чтобы там не быть?

Всякое усилие, которое мы совершим над собой в Великий пост, всякое усиление молитвенной дисциплины станет нашим маленьким подвигом. И пусть без такого маленького подвига не будет ни одного дня. Не каждый день читали Правило утром и вечером – возьмемся читать каждый и еще добавим к нему молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко Живота моего».

В Великий пост, кроме обычных молитв, обязательно читают Великопостную молитву святого Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Прочитайте объяснение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина святителем Лукой Крымским>>

Если такой навык уже имеем – возьмемся читать Триодь Постную, она есть в любом молитвослове, и в ней послания на каждый день Великого поста, В церкви хорошо бывать не только по субботам, когда служится литургия Иоанна Златоуста, и воскресеньям, когда служится литургия Василия Великого. Если есть возможность, неплохо бы посещать богослужения и в будние дни, когда по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров – в Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам литургий не совершается, а только утреня, часы и вечерня, вечерам же совершается Великое повечерие. Как говорят священнослужители, на литургии Преждеосвященных Даров «открывается весь строй великопостной службы». Если не получается – можно читать молитвы вечерни и утрени этого дня, которые также содержатся в молитвослове. Однако если мы находим в обычные будние дни возможность ради личных дел не пойти на работу или в учебное заведение либо способны отложить одно «житейское попечение» ради другого, разве нам не удастся, хотя бы несколько раз за 6 недель, найти возможность посетить литургию в будни?

Исповедуются и причащаются в Великий пост верующие хотя бы один раз обязательно, но Церковь рекомендует трижды: в первую седмицу, в четвертую – в Преполовение поста, и в Великий четверг на Страстной неделе (седмице).

Итак, впереди – Великий пост, дни трудов и радости духовных открытий и побед. Будем поститься именно так, соразмеряя и направляя с помощью Церкви и Слова Господня все свои усилия на пути к Светлому Христову Воскресению.

Первая седмица Великого поста

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным – один из очень важных дней в жизни каждого, кто намерен приготовиться к сорока постным дням и еще семи для Страстной седмицы. 

Первая, как и Страстная, – наиболее строгая неделя поста, и богослужения на ней наиболее продолжительны, что задает лад всему дальнейшему великопостному состоянию души, стремящейся к покаянию, и приводит ее в необходимо строгое состояние молитвенной дисциплины. В понедельник первой седмицы Великого поста на стихире поется: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

С понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон Андрея Критского. Это молитвенное произведение создано святым преподобномучеником Андреем, архиепископом Критским, жившим в VII – VIII веках. Канон полон вдохновенного откровения, идущего от «сердца сокрушенного», от беззаветной любви к Богу.

В первую пятницу Великого поста литургия Преждеосвященных Даров завершается тем, что после канона святому мученику Феодору Тирону на середину храма выносят коливо – смесь из вареной пшеницы и меда. Коливо с особой молитвой благословляет священник, а затем раздает его прихожанам.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое Торжество православия – в память о том, как на Седьмом Вселенском соборе, известном иначе как Второй Никейский собор, Церковь победила адептов иконоборчества. Праздник установлен в 842 году при царице Феодоре. В середине храма на аналоях ставятся храмовые иконы, перед иконами Господа Спасителя и Богоматери совершается молебен об утверждении в вере всех православных христиан, об обращении на путь истины отступивших. Диакон читает Символ веры и произносит анафему – отлучение от Церкви тех, кто сознательно искажает ее учение. Далее звучит «Вечная память» всем, скончавшимся в вере истинной, и «Многая лета» всем живущим.

Первая седмица - очень важный период, и от усердия в покаянии, с которым мы приступим к этим дням, зависит итог нашего личного времени Великого поста, духовных плодов, приносимых нами к Престолу Божию в праздник Светлой Пасхи.

Вторая седмица Великого поста, Неделя светотворных постов

<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru